Диагностический инструментарий.
материал по логопедии

Саламанова Елена Васильевна

Предварительный просмотр:

Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи

(4-7 лет)

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка_____________________________________________________________________

Дата рождения, возраст____________________________________________________________________

Сведения о родителях:

мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов)________________________________________

________________________________________________________________________________________

отец (фамилия, имя, отчество, возраст на момент рождения ребенка)_____________________________

________________________________________________________________________________________

Национальный язык_________________________________ Двуязычие ___________________________

1. Общий анамнез

  1. От какой беременности ребенок: 1, 2, 3,___________________________________________________
  2. Характер беременности: падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекционные заболевания: _________________________________________________________________________
  3. Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, затяжные, переношенные________________________________________________________________________
  4. Ребенок: доношенный, недоношенный, переношенный______________________________________
  5. Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция, выдавливание, вакуум, наложение щипцов, кесарево сечение______________________________________________________________
  6. Крик: был, нет________________________________________________________________________
  7. Особенности при рождении (родовая травма, гематома на голове, обвитие пуповиной вокруг шеи, предлежание ягодичное, головное)_______________________________________________________
  8. Асфиксия: белая, синяя________________________________________________________________
  9. Резус-фактор: отрицательный, совместимость_____________________________________________
  10. Вес ребенка при рождении_____________________________________________________________

 рост ребенка при рождении_______________________________________________________________

  1. Вскармливание: грудное, искусственное,_________________________________________________
  • Грудь взял активно, не взял, с помощью______________________________________________
  • Сосал активно, вяло; засыпал во время кормления, быстро утомлялся_____________________
  • Срыгивания, поперхивания__________________________________________________________
  • Вскармливание грудью до__________________________________________________________
  1. Выписка из роддома на __________ день
  • Раннее психомоторное развитие: держать головку (2м)______________________________________
  • сидеть (6м)___________________________________________________________________________
  • вставать (8-9м)________________________________________________________________________
  • когда начал тянуться за игрушками:______________________________________________________
  • когда стал самостоятельно садиться______________________________________________________
  • когда стал самостоятельно ходить(12м)___________________________________________________
  • когда появились зубы:_________________________________________________________________
  • поведение ребенка до года: ____________________________________________________________
  • появление навыков самообслуживания: самостоятельно кушать______________________________

одеваться______________________________ ходить на горшок ______________________________

Речевой анамнез: гуление (3-4м)___________________________________________________________

  • лепет (5-6м)__________________________________________________________________________
  • первые слова (1г.)_____________________________________________________________________
  • фраза (3г.)___________________________________________________________________________
  • понимание речи: ______________________________________________________________________
  • прерывалось ли речевое развитие (когда, на сколько) _______________________________________
  • занимался ли с логопедом: _____________________________________________________________
  • жалобы родителей на речь ребенка: ______________________________________________________

__________________________________________________________________________ ____________

характеристика речи в настоящее время: использование жестов, речевая активность, понимание речи окружающих ___________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

  1. Состояние общей моторики

                                    Возраст

Проба

С 4 лет

С 5 лет

С 6 лет

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

1

попрыгать на двух ногах

2

прыгнуть в длину с места

3

потопать ногами и похлопать руками одновременно

4

бросить мяч от груди

5

поймать мяч

6

попрыгать на левой ноге

7

на правой ноге

8

бросить мяч из-за головы

9

перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку

10

подбросить и поймать мяч

объем выполнения движений

темп

активность

координация движений

Вывод: Состояние общей моторики

  1. Состояние ручной моторики

                                    Возраст

Проба

С 4 лет

С 5 лет

С 6 лет

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

Кинестетическая основа движений:

1

сложить в кольцо большой и указательный пальцы на правой руке

2

на левой руке

3

одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки

4

потом левой руки

5

обеих рук

6

одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки

7

потом левой руки

8

обеих рук

9

поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке

10

на левой

Вывод:

Кинетическая основа движений

1

поочередно сгибать и разгибать  

пальцы сначала на правой руке

2

на левой

3

одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот

4

«Игра на рояле» ведущей рукой

5

левой, правой рукой

6

«кулак — ребро — ладонь» вед.

7

левой, правой рукой

Вывод:

Навыки работы с карандашом

умение держать карандаш

рисовать горизонтальные линии

вертикальные линии

круги

умение рисовать прямые линии

Ломаные линии

замкнутые линии

человека

волнистые линии

Вывод:

Манипуляции с предметами

умение застегивать пуговицы

расстегивать пуговицы

перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую

перекладывать мелкие предметы из одной емкости в другую

Завязывать шнурки

развязывать шнурки

выполнять ножницами прямой разрез

косой разрез

вырезать круг из квадрата

Вывод:

объем выполнения движений

темп

активность

координация движений

Вывод: Состояние ручной моторики

  1. Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) __________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)

__ _____________________________________________________________________________________

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)_____________

________________________________________________________________________________________

Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель)

________________________________________________________________________________________

Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)_______________

 _______________________________________________________________________________________

Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический» гипертрофия корня языка)

________________________________________________________________________________________

Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной

области)_____________________ ___________________________________________________________

  1. Моторика артикуляционного аппарата

                                    Возраст

Проба

С 4 лет

С 5 лет

С 6 лет

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

Движения нижней челюсти

1

открыть и закрыть рот

2

открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков

3

подвигать нижней челюстью вправо-влево)_

Вывод:

Движения губ

1

растянуть губы в «улыбку»,

2

вытянуть губы вперед «трубочкой»

3

чередовать выполнение указанных упражнений

4

поднять верхнюю губу обнажив верхние зубы

5

опустить нижнюю губу обнажив нижние зубы

Вывод:

Движения языка

1

показать широкий язычок — «лопату»

2

показать узкий язычок — «жало»

3

«качели»

4

«маятник»

5

облизать кончиком языка губы по кругу — «вкусное варенье»

Вывод:

Движения мягкого нёба

широко открыть рот и зевнуть

Вывод:

наличие или отсутствие движений

тонус

объем

способность к переключению

замены

отклонение кончика языка

тремор

обильная саливация

синкинезии

Вывод: Состояние артикуляционной моторики

6. Состояние мимической мускулатуры

                                    Возраст

Проба

С 4 лет

С 5 лет

С 6 лет

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

1

закрыть правый глаз

2

левый глаз

3

поднять брови

4

нахмурить брови

5

наморщить нос

6

надуть щеки

7

втянуть щеки

8

прищурить глаза

9

надуть правую щеку

10

левую щеку

11

втянуть правую щеку

12

левую щеку

Итог:

наличие или отсутствие движений

точность выполнения

активность

мышечный тонус

темп

наличие синкинезий

замедленность движений глазных яблок

Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок

Вывод: Состояние мимической мускулатуры

7. Состояние звукопроизношения 

 Изолированно, в словах, в предложениях.

С 4 лет

С 5 лет

С 6 лет

С 4 лет

С 5 лет

С 6 лет

Нач.

Кон.

Нач.

Нач.

Кон.

Нач.

Нач.

Кон.

Нач.

Нач.

Кон.

Нач.

[а]

[г]

[у]

[г']

[о]

[к]

[и]

[к']

[э]

 [х]

[б]

[х']

[б']

[й]

[п]

[с]

[п']

[с']

[м]

[ц]

[м']

[з]

[в]

 [з']

[в']

[ш]

[ф]

[ж]

[ф']

[ч]

[д]

 [щ]

[д']

 [л]

[т]

 [л']

[т']

[р]

[н]

 [р']

[н']

Вывод

8. Исследование слоговой стороны речи

Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность):

             Возраст

Проба

С 4 лет

С 5 лет

С 6 лет

Нач.

Кон.

Проба

Нач.

Кон.

Проба

Нач.

Кон.

1

Кот

Самолет

Тротуар

2

Вода

Скворец

Градусник

3

Стук

Фотограф

Фотоаппарат

4

Мост

Микстура

 Экскаватор

5

Спина

Мотоциклист

Виолончелист

6

 Банка

Погремушка  

 Регулировщик

7

Фантик

Сестренка развешивает простыни.

Виолончелист укладывает инструмент в футляр

8

Ступенька

 В универсаме продают продукты.

Регулировщик руководит движением на перекрестке

9

Гонщик едет на мотоцикле.

У фотографа фотоаппарат со вспышкой

Вывод:

Вывод:

Вывод:

Вывод: слоговая струк. слова

9. Состояние фонематического восприятия

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

             Возраст

Проба

С 4 лет

С 5 лет

С 6 лет

Нач.

Кон.

Проба

Нач.

Кон.

Проба

Нач.

Кон.

1

ба-па    

ба-па-ба

са-ша-са

2

па-ба

да-та-да

жа-ша-жа

3

га-ка  

га-ка-га

са-ца-са

4

да-та

за-са-за

ча-тя-ча

5

ма-ба

та-тя-та

ла-ля-ла

6

ва-ка        

па-ба-па

ша-са-ша

7

ня-на

та-да-та

ша-жа-ша

8

ка-га

ка-га-ка

ца-са-ца

9

та-да

са-за-са

тя-ча-тя

10

ба-ма

тя-та-тя

ля-ла-ля

11

ка-ва

12

на-ня

Вывод:

Вывод:

Вывод:

Дифференциация оппозиционных звуков, (показать по картинкам):

не смешиваемых

 в произношении

Нач.

Кон.

смешиваемых в произношении

Нач.

Кон.

4 года

кот — кит

4 года

коса — коза

дом — дым

мишка — миска

уточка — удочка

кочка — кошка

киска — миска

малина — Марина

Вывод:

Вывод:

5 лет

мышка — мишка

5 лет

речка — редька

почка — бочка

цвет — свет

катушка — кадушка

челка— щелка

корка — горка

рейка— лейка

Вывод:

Вывод:

6 лет

мышка — мошка

6 лет

лук — люк

пашня — башня

марка — майка

сова — софа

ель — гель

крот — грот

плач — плащ

Вывод:

Вывод:

Вывод:

фонематическое восприятие

10. Исследование состояния импрессивной речи (словарный запас)

1. Пассивный словарь

Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда):

                                                Возраст

Проба                    

С 4 лет

С 5 лет

С 6 лет

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

1

отдельные предметы

2

объекты

3

части предметов

4

объектов

Вывод:

Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов, относящихся к одному понятию):

              Возраст

Проба

С 4 лет

С 5 лет

С 6 лет

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

1

игрушки

2

одежда

3

обувь

4

посуда

5

мебель

6

овощи

7

фрукты

8

птицы

9

домашние птицы

10

дикие птицы

11

домашние животные

12

дикие звери

13

транспорт

Вывод:

Понимание действий (показать по предложенным картинкам):

             Возраст

Проба

С 4 лет

С 5 лет

С 6 лет

Нач.

Кон.

Проба

Нач.

Кон.

Проба

Нач.

Кон.

1

девочка сидит

птица летит

строитель строит

2

стоит

рыба плывет

уборщица убирает

3

лежит

слон идет

продавец продает

4

идет

лягушка прыгает

покупатель покупает

5

мальчик ест

змея ползет

6

читает

7

пьет

8

рисует

Вывод:

Понимание признаков (показать по предложенным картинкам):

             Возраст

Проба

С 4 лет

С 5 лет

С 6 лет

Нач.

Кон.

Проба

Нач.

Кон

Проба

Нач.

Кон

1

большая чашка

круглое печенье

прямоугольная салфетка

2

маленькая чашка

квадратное печенье

многоугольная салфетка

3

красный шар

треугольное печенье

молодой человек

4

синий шар

овальное печенье

старый человек

5

желтый шар

холодное мороженое

веселый мальчик

6

зеленый шар

горячий чай

грустный мальчик

7

сладкая конфета

горькое лекарство

высокий дом

8

кислый лимон

сладкое варенье

низкий дом

9

круглый торт

10

квадратный торт

Вывод:

Вывод: Пассивный словарь

2. Понимание различных форм словоизменения

Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:

             Возраст

Проба

С 4 лет

С 5 лет

С 6 лет

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

1

в,

2

на

3

у

4

под

5

за

6

по

7

с

8

из

9

из-за

10

из-под

Вывод:

Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам):

             Возраст

Проба

С 4 лет

С 5 лет

С 6 лет

Нач.

Кон.

Проба

Нач.

Кон.

Проба

Нач.

Кон.

1

дом — дома

глаз — глаза

рукав — рукава

2

кот — коты

стул — стулья

пень — пни

3

кукла — куклы

лист — листья

гнездо — гнезда

4

груша — груши

окно — окна

перо — перья

5

ведро — ведра

ухо — уши

Вывод:

Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:

             Возраст

Проба

С 4 лет

С 5 лет

С 6 лет

Нач.

Кон.

Проба

Нач.

Кон.

Проба

Нач.

Кон.

1

стол

носок  

нож

2

столик

носочек

ножик

3

машина

чашка  

рукавица

4

машинка

чашечка

  рукавичка

5

ведро

окно

одеяло

6

ведерочко

окошечко

одеяльце

Вывод:

Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам):

             Возраст

Проба

С 4 лет

С 5 лет

С 6 лет

Нач.

Кон.

Проба

Нач.

Кон.

Проба

Нач.

Кон.

1

кошка сидит

птица летит

мальчик читает

2

кошки сидят

птицы летят

мальчики читают

3

слон идет

машина едет

девочка ест

4

слоны идут

машины едут

девочки едят

Вывод:

Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по предложенным картинкам):

             Возраст

Проба

С 4 лет

С 5 лет

С 6 лет

Нач.

Кон.

Проба

Нач.

Кон.

Проба

Нач.

Кон.

1

девочка наливает воду в чашку

птица вылетает из клетки

мальчик переходит дорогу

2

выливает воду из чашки

птица влетает в клетку

мальчик перебегает дорогу

3

поливает цветы из лейки

мальчик подбегает к дому

Вывод:

3. Понимание отдельных предложений и связной речи

Понимание предложений (показать по предложенным картинкам):

             Возраст

Проба

С 4 лет

С 5 лет

С 6 лет

Нач.

Кон.

Проба

Нач.

Кон.

Проба

Нач.

Кон.

1

Мальчик поздравляет девочку

Собака бежит за мальчиком

Бабочка сидит на цветке, который уже распустился

2

Девочка поздравляет мальчика

Мальчик бежит за собакой

Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился

Вывод:

Понимание текста:

             Возраст

Проба

С 4 лет

С 5 лет

С 6 лет

Нач.

Кон.

Проба

Нач.

Кон.

Проба

Нач.

Кон.

1

сказка «Репка»

сказка «Колобок»

сказка «Теремок»

Вывод:

Вывод: Пассивный словарь

Исследование состояния экспрессивной речи (активный словарь)

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам:

             Возраст

Проба

С 4 лет

С 5 лет

С 6 лет

Нач.

Кон.

Проба

Нач.

Кон.

Проба

Нач.

Кон.

1

Игрушки

Мебель

Ягоды

2

Посуда

Овощи

Насекомые

3

Одежда

Фрукты

Животные

4

Обувь

Птицы

Транспорт

Вывод:

Назвать части тела и части предметов (по картинкам):

             Возраст

Проба

С 4 лет

С 5 лет

С 6 лет

Нач.

Кон.

Проба

Нач.

Кон.

Проба

Нач.

Кон.

1

Ноги

Нос

Локоть

2

Руки

Рот

Ладонь

3

Голова

Шея

Затылок

4

Глаза        

Живот

Висок

5

Уши

Грудь

манжета

6

спинка стула

рукав

петля для пуговицы

7

сиденье стула

воротник

фары

8

ножки стула

пуговица

мотор

9

кузов машины

кабина машины

10

колеса машины

руль

Вывод:

Вывод:

Вывод:

Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке:

             Возраст

Проба

С 4 лет

С 5 лет

С 6 лет

Нач.

Кон.

Проба

Нач.

Кон.

Проба

Нач.

Кон.

1

Мяч, кукла, машинка

Стул, стол, шкаф

Клубника, смородина, черника

2

Рубашка, платье, шорты

Огурец, помидор, морковь

Муха, комар, бабочка

3

Тапки, туфли, ботинки

Яблоко, банан, апельсин

Кошка, собака, корова

4

Воробей, голубь, сова

Самолет, автобус, машина

Вывод:

Вывод:

Вывод:

Подобрать антонимы (слова «наоборот»):

                   Возраст

Проба

6 лет

Нач.

Кон.

Проба

Нач.

Кон.

1

Друг  

Добро

2

Горе

Горячий

3

Легкий

Длинный

4

Давать        

Поднимать

Вывод:

Вывод:

        

 ГЛАГОЛЫ

С 4 лет ответить на вопросы по картинкам

С 5 лет ответить на вопросы логопеда

С 6 лет ответить на вопросы логопеда

Возраст

Нач

Кон

Проба

Нач

Кон

Проба

Нач

Кон

1

Что делает мальчик? (Ест)

Как передвигаются птицы? (Летают)

Как подает голос кукушка? (Кукует)

2

Что делает девочка? (Спит)

Как передвигаются рыбы? (Плавают)

А как подает голос волк? (Воет)

3

Что делают дети? (Играют)

Как передвигается змея? (Ползает)

Как подает голос лошадь? (Ржет)

4

Что делает птица? (Летит)

Как передвигается лягушка? (Прыгает)

Как подает голос овца? (Блеет)

5

Что делают рыбки? (Плавают)

Как передвигается человек? (Ходит)

Врач лечит. А что делает учитель? (Учит)

6

Что делают машины? (Едут)

Кошка мяукает. А собака что делает? (Лает)

А что делает продавец? (Продает)

7

Как подает голос корова? (Мычит)

А что делает маляр? (Красит)

 Как подает голос петух? (Кукарекает)

А что делает швея? (Шьет)

Вывод:

Вывод:

Вывод:

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Назвать предъявленные цвета:

             Возраст

Проба

С 4 лет

С 5 лет

С 6 лет

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

1

красный

2

желтый

3

синий

4

зеленый

5

белый

6

черный

7

оранжевый

8

голубой

9

розовый

10

фиолетовый

11

коричневый

12

серый

Вывод:

Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки): 

С 4 лет

С 5 лет

С 6 лет

Нач.

Кон

Проба

Нач.

Кон

Проба

Нач

Кон

1

Мяч какой? (Круглый)

Солнце какое? (Круглое)

Руль какой? (Круглый)

2

Платок какой? (Квадратный)

Печенье какое? (Квадратное)

Окно какое? (Квадратное)

3

Косынка какая? (Треугольная)

Флажок какой? (Треугольный)

4

Огурец какой? (Овальный)

Слива какая? (Овальная)

5

Одеяло какое? (Прямоугольное)

Вывод:

Вывод:

Вывод:

Вывод: активный словарь

Вывод: словарный запас

10. Состояние грамматического строя речи

Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии):

 4 года

Нач.

Кон.

5 лет

Нач.

Кон.

6 лет

Нач.

Кон.

Стол - столы

Рот - рты

Глаз - глаза

Кот -

Лев -

Лист -

Дом   -

Река -

Стул -

Кукла -

Ухо -

Дерево -

Рука -

Кольцо -

Пень -

Окно -

Воробей -

Вывод:

Вывод:

Вывод:

Употребление имен существительных в косвенных падежах:

                                                                                                    Возраст

Проба

С 4 лет

Нач.

Кон.

1

Что есть у мальчика? (Мяч)

2

Чего нет у мальчика? (Мяча)

3

Кому мальчик дает мяч? (Девочке)

4

Что ты видишь на картинке? (Машину)

5

Чем рисует девочка? (Карандашом)

6

О ком думает кошка? (О мышке)

Вывод:

Образование существительных множественного числа в родительном падеже

(ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам):

                                      Возраст

Проба

С 5 лет

С 6 лет

Нач.

Кон.

Проба

Нач.

Кон.

1

Шаров

Карандашей

2

Ключей

Листьев

3

Берез

 Книг

4

Ложек

Вилок

5

Окон

Ведер

Вывод:

Вывод:

Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам):

             Возраст

Проба

С 4 лет

С 5 лет

С 6 лет

Нач.

Кон.

Проба

Нач.

Кон.

Проба

Нач.

Кон.

1

Красный мяч

Оранжевый апельсин

Фиолетовый колокольчик

2

Синяя шапка

Белое блюдце

Серая ворона

3

Желтое ведро

Голубая бабочка

Розовое платье

Вывод:

Вывод:

Вывод:

Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам):

             Возраст

Проба

С 4 лет

С 5 лет

С 6 лет

Нач.

Кон.

Проба

Нач.

Кон

Проба

Нач.

Кон

1

Где стоит ваза? (На столе)

Где сидит снегирь? (На дереве)

Где лежит мяч? (Под столом)

2

Где лежат фрукты? (В корзине)

Где стоит машина? (В гараже)

Где летает бабочка? (Над цветком)

3

У кого мячик? (У мальчика)

У кого кукла? (У девочки)

Откуда вылетает птичка? (Из клетки)

4

Где стоит коза? (За забором)

Откуда прыгает котенок? (С кресла)

5

Где едет машина? (По дороге)

Вывод:

Вывод:

Вывод:

Употребление числительных 2 и 5 с существительными:

             Возраст

Проба

С 4 лет

С 5 лет

С 6 лет

Нач.

Кон.

Проба

Нач.

Кон.

Проба

Нач.

Кон.

1

Два кота

Два мяча

Два пня

2

Пять котов

Пять мячей

Пять пней

3

Две машины

Две розы

Два воробья

4

Пять машин

 Пять роз

Пять воробьев

5

Два окна

Две шали

6

Пять окон

Пять шалей

7

Два ведра

8

Пять ведер

Вывод:

Вывод:

Вывод:

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам):

             Возраст

Проба

С 4 лет

С 5 лет

С 6 лет

Нач

Кон

Проба

Нач

Кон

Проба

Нач

Кон

1

Стол - столик

Забор - заборчик

Палец - пальчик

2

Чашка - чашечка

Носок - носочек

Изба - избушка

3

 Сумка - сумочка

Лента - ленточка

 Крыльцо - крылечко

4

Ведро - ведерочко

Окно - окошечко

 Кресло  -  креслице

Вывод:

Вывод:

Вывод:

Образование названий детенышей животных:

             Возраст

Проба

С 4 лет

С 5 лет

С 6 лет

Нач

Кон

Проба

Нач

Кон

Проба

Нач

Кон

1

У кошки - котенок

У зайчихи

У медведицы

2

У лисы

У волчицы

У барсучихи

3

У утки

У белки

У собаки

4

У слонихи

У козы

У коровы

У бобрихи

Вывод:

Вывод:

Вывод:

Вывод: грамматический строй

12. Состояние связной речи

Пересказ текста из нескольких предложений:

4 – 5 лет КОТЕНОК. У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.

Начало года ___________________________________________________________________________

Вывод:______________________________________________________________________________

Конец года____________________________________________________________________________

Вывод:________________________________________________________________________________

 5 – 6 лет РЫБАЛКА. Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

Начало года __________________________________________________________________________

_Вывод:______________________________________________________________________________

Конец года____________________________________________________________________________

Вывод:________________________________________________________________________________

6 - 7 лет Составление рассказа по серии картинок:

Начало года ___________________________________________________________________________

__Вывод:______________________________________________________________________________

Конец года

________________________________________________________________________________________Вывод:________________________________________________________________________________

Исследование неречевых психических функций

1. Исследование слухового восприятия

Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек:

             Возраст

Проба

С 4 лет

С 5 лет

С 6 лет

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

1

Дудочки

2

колокольчика

3

бубна

4

маракасов

Определение направления звука

Восприятие и воспроизведение ритма

с 4 лет

Начало года

Конец года

с 5 лет

Начало года

Конец года

с 6 лет

Начало года

Конец года

_ _ . .

_ _ . . _

_ _ . . _ _

_ . . _

_ . . _ _

. . _ _ _ _

. . _ _

_ _ . . .

_ . . . _ _

Вывод:

2. Исследование зрительного восприятия

Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца)

             Возраст

Проба

С 4 лет

С 5 лет

С 6 лет

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

1

красный

2

желтый

3

синий

4

зеленый

5

белый

6

черный

7

оранжевый

8

голубой

9

розовый

10

фиолетовый

11

коричневый

12

серый

Вывод:

Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы)

             Возраст

Проба

С 4 лет

С 5 лет

С 6 лет

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

1

круг

2

квадрат

3

овал

4

треугольник

5

шар

6

куб

7

прямоугольник

8

многоугольник

9

цилиндр

Вывод:

Вывод: зрительное восприятие

3. Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного

и наглядно-образного мышления

Ориентировка в пространстве: показать предметы, которые находятся-

             Возраст

Проба

С 4 лет

С 5 лет

С 6 лет

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

1

вверху

2

внизу

3

впереди

4

сзади

5

слева

6

справа

7

слева внизу

8

справа вверху

9

справа внизу

10

слева вверху

Вывод:

Ориентировка в схеме собственного тела:

             Возраст

Проба

С 4 лет

С 5 лет

С 6 лет

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

1

правую руку

2

левую руку

3

правую ногу

4

левую ногу

5

правый глаз

6

левый глаз

7

правое ухо

8

левое ухо

9

правой рукой левый глаз

10

левой рукой — правое ухо

Вывод:

Складывание картинок из частей:

 4 года (2—4 части, вертикальный и горизонтальный разрезы)_____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 лет (4—6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы)________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет (6—8 частей, вертикальный, горизонтальный, диагональный и фигурный разрезы) ________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Складывание фигур из палочек по образцу:

 

Начало года

Конец года

4 года:

«стульчик» из четырех палочек

«кроватка» из четырех палочек

«лесенка» из пяти палочек

Вывод:

5 лет:

«домик» из шести палочек

«елочка» из шести палочек

             

«лесенка» из семи палочек

Вывод:

Складывание фигур из палочек по памяти:

Начало года

Конец года

6 лет:

«елочка» из шести палочек

«дерево» из шести палочек

«лодочка» из семи палочек

«лесенка» из семи палочек

Вывод:

С 4 лет

С 5 лет

С 6 лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Вывод: восприятия пространственных представлений



Предварительный просмотр:

Инструментарий для обследования

  1. Иншакова О.Б. «Альбом для логопедов» Москва «Владос», 1998.
  2. Филичева Т.Б., Каше Г.А. «Методическое руководство по исправлению недостатков речи детей дошкольного возраста» Москва, «Просвещение», 1989.

Диагностическое обследование речевого развития проводится по изучению следующих разделов программы:

  • развитие звукопроизношения;
  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие звукового анализа и синтеза;

При диагностическом обследовании учитываются следующие критерии речевого развития:

Звукопроизношение

3 балла - правильно, отчетливо произнесены все звуки родного языка. Звуки дифференцированы на слух и в произношении. Хорошо регулируется темп речи и речевое дыхание.

2 балла - звуки изолированно произносит правильно, но в речи не автоматизированы. Звуки поставлены, но отсутствует дифференциация. Нарушено произношение не более двух звуков одной группы.

1 балл- дефекты в произношении звуков, отсутствие их дифференциации. Неумение регулировать темп речи, дыхание.

Фонематическое восприятие

3 балла - все задания выполнены верно. Встречаются единичные ошибки, которые исправляются сразу и самостоятельно.

2 балла - задания выполнены с ошибками, одно из заданий недоступно.

1 балл - задания выполнены с множественными ошибками, большинство заданий недоступны.

Звуковой анализ и синтез

3 балла - все три предложенных задания выполнены правильно, допущенные единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.

2 балла - при выполнении задания допускаются ошибки, которые исправляются с помощью взрослого. Одно задание недоступно даже с помощью.

1 балл - при выполнении требуется значительная помощь со стороны взрослого, часть заданий недоступна даже после приема «разбор образца».

Уровни речевого развития:

7-10 баллов – низкий уровень

11-16 баллов – средний уровень

17-21 балл – норма


ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Гласные                                                                                                                                                                                                                 

Дата

С

СЬ

З

ЗЬ

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Р

РЬ

Л

ЛЬ

Й

В

Ф

Б

П

К

Г

Д

Т

М

Н

Х

Баллы

Дата

С

СЬ

З

ЗЬ

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Р

РЬ

Л

ЛЬ

Й

В

Ф

Б

П

К

Г

Д

Т

М

Н

Х

Баллы

Дифференциация звуков                                                                                                                                                                                         

Выводы: в пределах возрастной нормы, фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи, фонетические дефекты звукопроизношения (пропуски, искажения), фонологические дефекты (замены, смешения).


ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Начало
года

Конец
года

Приме-
чание

1. Опознание фонемы.

О   из ряда звуков А-У-Ы-О-И-О;

      из ряда слогов ма-ты-по-су;

      из ряда слов лак-рот-дым-сом.

М  из ряда звуков П-Т-М-Х-К-М;

     из ряда слогов па-ма-ка-ма-ха-ка;

     из ряда слов дом-ком-мак-рак-суп.

Определение наличия заданного звука в слове (по картинкам).

О. Звуки:

О. Звуки:

Слоги:

 Слоги:

Слова

 Слова

М. Звуки:

М. Звуки:

Слоги:

 Слоги:

Слова:

 Слова:

2. Различение на слух оппозиционных фонем

Ха - ка, ба - па, фа - ва - фа

Ха - ка, ба - па, фа - ва - фа

ка – га - ка, ны – ни - ны

ка – га - ка, ны – ни - ны

Да – та - да дом-том- ком

да-та-да дом-том-ком

Дима - Тима - Сима

Дима - Тима - Сима

Са – за - са, ша – са - ша

Са – за - са, ша – са - ша

Жа – за - жа, ща – ча - ща

Жа – за - жа, ща – ча - ща

Ра – ла - ра, жа – ша - ша

Ра – ла - ра, жа – ша - ша

Кот - год - кот

Кот - год - кот

точка-дочка-почка

точка-дочка-почка

3. Различение на слух оппозиционных фонем в словах.

Гйуфа, груфа, глуса, глюса груша

Суска, шушка, фуфка, суфка, сушка

Баллы:

Выводы: норма, развито недостаточно, нарушено


ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

Начало года

Конец года

Примечание

1. Выделение первого ударного гласного в словах: утка, Аня, окунь.

2. Выделение начального согласного звука в словах: муха, вата, дыня.

3. Выделение конечного согласного звука в словах: кот, стакан, шкаф.

4. Определение места звука М в словах: майка, лимон, альбом.

5. Определение количества звуков в словах: дом, луна, банка.

6. Определение последовательности звуков в словах: дом, луна, банка.

Баллы:

Выводы: норма (сформированы), сформированы недостаточно, не сформированы.



Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий по средней группе. Программа "От рождения до школы"

В  материале  представленны  заданния  по  критериям  программы "От  рождения  до  школы", а  также  указаны  уровни  развития. Материа...

Диагностический инструментарий

Целью тестов - учебно - диагностических заданий в начале года является: определение у детей стихийно сформированных знаний о животных родного края. В конце года: определение уровняя сформировавшихся з...

Диагностический инструментарий педагога-психолога ДОУ

Представлено описание диагностического инструментария для мониторинга  развития личности старших дошкольников...

Диагностический инструментарий к программе "Использование песка в формировании образа буквы и развития произвольной саморегуляции при подготовке детей к школе"

Диагностичекий  материал,  который  автор  использует  в  работе   при  подготовке  детей  к  обучению  в  школе....

Диагностический инструментарий (приложение к программе по кубановедению)

Разработан на все возрастные группы детского сада. Определены критерии усвоения программы: высокий, средний, низкий уровне, а также методики проведения педагогического обследования дошкольников....

Диагностический инструментарий по образовательным областям программы "Детство" "Социализация", "Труд".

В нашем городе проходил городской конкурс контрольно-измерительных материалов. Я решила поучаствовать в этом конкурсе и к своему великому изумлению заняла 1 место среди участников из детских садов. Се...

Диагностический инструментарий по образовательной области "Коммуникация"

Хочу представить вниманию педагогов детских садов диагностический инструментарий по образовательной области "Коммуникация". Мы все испытываем нехватку материала тогда, когда начинаем диагностировань р...