Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для воспитанников с ТНР "Предлоги В, НА, ПОД"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Занятие по закреплению употребления предлогов в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predlogi_vnapod.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия - путешествия по развитию

лексико – грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР.

Составила учитель – логопед Гесс Ж. А.

Тема: Употребление в речи предлогов В, НА, ПОД.

Цели:

- учить выделять предлоги В, НА, ПОД в речи;

- уточнить пространственное расположение предметов, выраженное предлогами В, НА, ПОД;

- учить составлять предложения с использованием предлогов В, НА, ПОД;

- развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику;

- закрепить знания названий геометрических фигур, цветов.

  1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, помните, мы пересказывали истории про эту девочку Машу (показать картинку)? Представляете, сегодня утром, когда я шла на работу, мне встретилась Маша. Она попросила меня передать вам этот диск, чтобы вы послушали.  Послушаем?

Прослушивание аудиозаписи с голосом Маши, она приглашает детей на день рождения.

Логопед: Хотите пойти к Маше на день рождения? А как же мы пойдем с пустыми руками? Ведь нужно что – то Маше подарить.

Беседа о подарках, их можно купить в магазине.

Ребята, я знаю в детском саду такое место, где может быть магазин. Хотите, провожу вас?

Идем из группы в музыкальный зал.

  1. Заходим в музыкальный зал. 

Логопед: Посмотрите, ребята, что это на нашем пути?

Спортивная площадка.

Хотите туда зайти?

Посмотрите, кто – то играл здесь и все разбросал: кубики, мячи. Может быть, наведем здесь порядок? А как вы думаете, что нам поможет составить фигуры правильно?

Вот эти схемы – помощники.

На перекладине прикреплены цветные схемы предлогов В, НА, ПОД.

Дети парами составляют фигуры соответственно изображениям на схемах.

Логопед: Вова, где лежит синий мяч? (мяч лежит на кубе). Посмотрите, если предмет находится наверху, появляется маленькое слово НА. Вот эта схема – помощник подскажет нам, где находится предмет (показать и прикрепить на цветную черно – белую схему предлога).

Лена, где лежит красный мяч? (красный мяч в коробке). Маленькое слово В появляется тогда, когда предмет находится внутри. (та же работа со схемой).

Ребята, а зеленый мяч где лежит? (под дугой). Когда появляется маленькое слово ПОД? Значит где лежит предмет? (делается совместный вывод: Когда предмет лежит внизу, появляется маленькое слово ПОД), прикрепляется схема.

  1. Логопед: А еще на этой площадке много разных предметов. Хотите здесь поиграть? Игра «Сделай и не шевелись!». На каждом предмете схема какого – либо предлога. Выберите себе предмет, подойдите и выполните задание по карточке – схеме.

Логопед: Ребята, посмотрите, что я сделала? (села на стул). Почему я так сделала? Что мне помогло догадаться, что надо сесть на стул? (схема).

 В домике, В туннеле, НА пуфике, НА мяче, ПОД стулом, ПОД дугой, ПОД зонтом.

Кристина, где ты? (Я В домике). Почему ты выполнила задание так, что тебе помогло? (спросить 3 детей). Понравилось играть? Хотите еще? Поменяйтесь местами. (та же работа).

Наверное, Маша нас уже заждалась, пойдемте дальше.

  1. Идут, видят на полянке сидит Незнайка (говорящая игрушка).

Логопед: Ой, ребята, посмотрите, Незнайка сидит.

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Куда вы идете?…Я тоже хотел пойти к Маше на день рождения и подарить ей картину. Да вот запутался…

Логопед: Ну, Незнайка, не переживай! Ребята, хотите помочь Незнайке собрать картину?…Присаживайтесь на коврик. Что ты хотел, Незнайка, сделать?

Незнайка: Синица сидит ветке.

Логопед: Ты какое – то слово пропустил, наверное. Ребята, как должно правильно звучать это предложение.

Синица сидит на ветке.

Незнайка: А почему вы слово НА добавили? А я хочу сказать это предложение со словом В или ПОД!

Логопед: Ребята, можно это предложение про синицу сказать со словом В? (дети составляют предложения с предлогами В, НА, соглашаются с Незнайкой).

Что ты, Незнайка, хотел еще увидеть на картине?

Незнайка: Белка живет дупле.

Мышонок запрыгнул пенек.

Муравей спрятался грибом.

Улитка отдыхает грибе.

Птичка поет гнезде.

(дети исправляют ошибки и составляют фигуры на коврографе соответственно предложениям).

Заяц живет кустом.

Незнайка: Какие вы умные, все правильно делаете. А я хочу сказать про зайца с маленькими словами НА, В.

Логопед: Давайте попробуем подставить в предложение слово НА, что получится?…Заяц может жить на кусте?…(рассуждения детей, что заяц не может жить на кусте и в кусте, почему).

Незнайка: Ой, какая замечательная картина получилась! Спасибо, у меня теперь тоже есть подарок для Маши.

Логопед: Ох, что – то спинка затекла, устала, наверное, давайте отдохнем.

5. Самомассаж «Все ребята дружно встали».

Берем картину, Незнайку, идем дальше, подходим к магазину.

  1. Магазин.

Логопед: Сегодня мне поручили открывать магазин, и продавцом тоже буду я. (открывает магазин, заходят, дети становятся в очередь, продавец садится за прилавок).

Логопед: Что ты хочешь купить?

Ребенок: Мяч.

Логопед: А в моем магазине несколько мячей. Где находится мяч, который ты выбрал?

Ребенок: Мяч лежит под полкой.

(продавец задает вопросы о местоположении игрушек, выбранных ребенком, играет роль плохо слышащего продавца)

Гномик в корзине. – Гномик на полке.

Скакалка на стуле. – Скакалка под стулом.

Посуда в сумочке.

Конструктор в ведре.

Карандаши на полке. – Карандаши в пакете.

У каждого ребенка в руках подарок для Маши. Подходим к дому Маши (жалюзи).

  1. Вот, наконец – то мы и пришли к Маше, сейчас позвоню в дверь.

Открываются жалюзи, нас встречает Маша.

Логопед: Здравствуй, Машенька! Мы пришли поздравить тебя с днем рождения!

Дети дарят Маше подарки, говорят свои пожелания. Незнайка тоже поздравляет, дарит картину на коврографе.

Маша: Спасибо! Ой, как все понравилось! Я поставила чайник, а пока он еще не вскипел, хотите поиграть в игру? Игра называется «Построим домики».

Логопед: На столе 3 крыши, на каждой – схема предлога В, НА или ПОД. Перед детьми раскладываются 9 перевернутых сюжетных картинок. Взяв картинку, необходимо составить предложение с «маленьким словом» и положить картинку под крышу, на которой схема данного предлога. В итоге построены 3 дома.

Картинки: Цыпленок катается на черепахе.

Лампа стоит на столе.

Девочка качается на качелях.

Медведь спит в берлоге.

Овощи лежат в корзине.

Рыбки плавают в аквариуме.

Мишка спрятался под кровать.

Мяч укатился под диван.

Лягушка спряталась под зонтиком.

  1. Итог занятия.

Логопед: Ребята, расскажите Маше, что нам встречалось на пути, пока шли на день рождения. Какие слова помогали выполнять задания? Когда появляется «маленькое слово» В?, ПОД?, НА?.

Маша: А теперь пойдемте пить чай. Уводит детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «День рождения в Лесу»

Программные задачи:формировать умение употреблять предлоги в, на, под, в простом распространенном предложении;уточнить пространственные отношения, выраженные данными предлогами;активизировать, у...

План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе " В поисках клада"

Представлен конспект по развитию речи  "В поисках клада" в старшей группе детского сада. В конспекте представлены игры и упражнения, обучающие разным  способам словообразования и словооизмен...

План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе " В поисках клада"

Представлен конспект по развитию речи  "В поисках клада" в старшей группе детского сада. В конспекте представлены игры и упражнения, обучающие разным  способам словообразования и словооизмен...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.Тема: «Транспорт»Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте.Задачи: - уточнение ...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе «Поможем Колобку»

Сюжетное занятие построено на игровом материале. Занимательно решаются обучающие и воспитательные задачи....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Предлоги В - НА »

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР.Тема: «Предлоги В -  НА »...

План-конспект коррекционного логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе. Предлог ПОД.

План-конспект коррекционного логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе. Предлог ПОД....