Обследование речи
учебно-методический материал по логопедии

Алентьева Анастасия Денисовна

Диагностический материал 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obsledovanie_zvukoproiznosheniya.docx86.42 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Обследование звукопроизношения

Материалы представляют собой комплекты слов и к ним картинки. Комплект содержит по 2-3 слова на звук (положение звука в начале слова, в середине, в конце).

Отмечается: звук отсутствует, искажается или заменяется другим, а также место нарушения звука (изолированно, в слогах или в словах).

Инструкция

Специалист предлагает ребёнку назвать изображения на картинках.

Набор картинок:

[С]: сапоги — оса — ананас__________________________________________

[СЬ]: сирень — лисята — лось________________________________________

[З]: зонт — ваза_____________________________________________________

[ЗЬ]: земляника — газета_____________________________________________

[Ц]: цыпленок — пицца — заяц_______________________________________

[Ш]: шапка — мишка — карандаш_____________________________________

[Ж]: жук — снежинка________________________________________________

[Щ]: щетка — овощи — плащ_________________________________________

[Ч]: часы — очки — мяч_____________________________________________

[Л]: лошадь — вилка — мел__________________________________________

[ЛЬ]: линейка — малина — соль______________________________________

[ТР]: трамвай — люстра — матрёшка__________________________________

[Р]: рак — парус — комар____________________________________________

[РЬ]: редис — орехи — снегирь_______________________________________

[Й]: йогурт — лейка — муравей_______________________________________

[Я]: яблоко – одеяло_________________________________________________

[Е]: енот — платье__________________________________________________

[Ё]: ёлка — ружьё___________________________________________________

[Ю]: юбка — хозяюшка______________________________________________

[К]: коза — рюкзак — замок__________________________________________

[КЬ]: кит — факел — варежки________________________________________

[Г]: гусь — огурец__________________________________________________

[ГЬ]: гитара — бегемот — сапоги______________________________________

[X]: хомяк — мухомор — петух_______________________________________

[ХЬ]: хижина — арахис — мухи_______________________________________

[Б]: банан — зебра__________________________________________________

[БЬ]: белка — лебедь________________________________________________

[П]: панама — кепка — суп___________________________________________

[ПЬ]: перец — спички — цепь________________________________________

[В]: ворона — сова__________________________________________________

[ВЬ]: веник — свекла________________________________________________

[Ф]: фонарь — туфли — шарф________________________________________

[ФЬ]: фен — конфета — дельфин______________________________________

[Д]: дыня — подарок________________________________________________

[ДЬ]: диван — одеяло________________________________________________

[Т]: торт — лента — кот_____________________________________________

[ТЬ]: тигр — ботинки – пять__________________________________________

[М]: маска — лимон — сом___________________________________________

[МЬ]: мёд — помидор – семь_________________________________________

[Н]: носок — гранат — слон__________________________________________

[НЬ]: нитки — коньки — ремень______________________________________

  1. Обследование общей моторики
  1. Исследование двигательной памяти

Инструкция

Специалист показывает движения рук и предлагает ребёнку повторить их.

Дополнительно отмечается:

  • правильность;
  • последовательность (нарушена/не нарушена);
  • качество;
  • особенности переключения с одного движения на другое;

Руки вперед, вверх, в стороны, на пояс.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Руки вверх, вперед, в стороны, вниз; движение «вперёд» запретное.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.2. Исследование статической координации

Инструкция

Специалист показывает движения и предлагает их повторить.

Дополнительно отмечается статическая координация:

  • свободно удерживает позы;
  • с напряжением раскачивается из стороны в сторону;
  • балансирует туловищем, руками, головой;
  • сходит с места или делает рывок в стороны;
  • касается пола другой ногой;
  • иногда падает;
  • открывает глаза;
  • отказывается выполнять пробу.

Стой с закрытыми глазами, стопы ног поставь на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения 5 секунд по 2 раза для каждой ноги.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Стой с закрытыми глазами, а затем на одной ноге, руки вперед. Время выполнения 5 секунд по 2 раза для каждой ноги.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.3. Исследование динамической координации

Инструкция

Специалист показывает движения и предлагает ребенку их повторить.

Отмечается:

  • выполняет верно с 1 раза;
  • выполняет верно со 2-3 раза;
  • напрягается;
  • чередование шага и хлопка не удается.

Маршируй, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производите в промежуток между шагами.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Инструкция

Отмечается:

  • выполняет правильно;
  • с напряжением;
  • раскачиваясь;
  • балансируя туловищем и руками;
  • становится на всю ступню.

Выполни подряд 3-5 приседаний, пола пятками не касайся, выполняй только на носках.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.4. Исследование произвольного торможения

Инструкция

Отмечается:

  • плавность движений обеих ног;
  • точность движений обеих ног;
  • соответствие двигательной реакции сигналу.

Специалист показывает движение с остановкой по команде. Затем просит ребёнка маршировать и остановиться внезапно по сигналу.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.5. Исследование пространственной организации

Инструкция

Специалист показывает ребёнку движения и предлагает их повторить. Для детей 4-5 лет только первое задание, для детей 6 лет – все 4 задания.

Отмечается:

  • незнание сторон тела;
  • ведущей руки;
  • неуверенность выполнения.

  1. Ходьба по кругу по/против часовой стрелке.
  2. Пройти вперед три шага, повернуть направо/налево, пройти по кругу и, дойдя до этого места, вернуться в исходную точку.
  3. Пройти в правый угол, через центр комнаты пройти в противоположный угол. Обойти кабинет целиком (по/против) часовой стрелке. Вернуться в исходный угол, пройдя через центр комнаты.
  4. Повернуться на месте вокруг себя и поскоками вбок влево/ вправо передвигаться по кабинету.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Инструкция

Специалист даёт ребёнку словесную инструкцию по выполнению движений. Для детей 4-5 лет только первое задание, для детей 6 лет – все 4 задания.

Отмечается:

  • незнание сторон тела;
  • ведущей руки;
  • неуверенность выполнения.

1.        Ходьба по кругу по/против часовой стрелке.

2.        Пройти в правый угол, через центр комнаты пройти в противоположный угол.

3.        Обойти кабинет целиком (по/против) часовой стрелке. Вернуться в исходный угол, пройдя через центр комнаты.

4.        Повернуться на месте вокруг себя и поскоками вбок влево/ вправо передвигаться по кабинету.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Обследование мелкой моторики

3. 1. Обследование статической координации движений пальцев рук

Инструкция

Специалист показывает ребёнку движения пальцев рук и просит его повторить их. После выполнения каждого задания даёт словесную инструкцию и просит ребёнка показать движения (т. е. ребёнок выполняет каждое движение 2 раза).

Отмечается: точность и правильность выполнения заданий.

  1. Вытяни указательный палец и мизинец правой, затем левой руки, обеих рук.
  2. Вытяни указательный и средний пальцы правой, затем левой руки, обеих рук.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Положи указательные пальцы на средние на обеих руках.
  2. Положи средние пальцы на указательные на обеих руках.
  3. Соедини в кольцо большой палец правой, затем левой руки, обеих рук с указательным (средним, безымянным, мизинцем).

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Обследование динамической координации движений пальцев рук

Инструкция

Специалист показывает ребёнку движения пальцев рук и просит его повторить их. После выполнения каждого задания даёт словесную инструкцию и просит ребёнка показать движения (т. е. ребёнок выполняет каждое движение 2 раза).

Отмечается:

  • Усвоение программы: с первого предъявления, со второго предъявления, после совместного выполнения со специалистом, невыполнение.
  • Характер выполнения действия: плавное, поэлементное, замедленное, трудности переключения с одного звена на другое.
  • Ошибки: персеверации, нарушение последовательности движений.
  1. Попеременно соединяй все пальцы руки с большим пальцем сначала правой, затем левой руки, потом обеих рук одновременно («Здороваются пальчики только правой, только левой руки», «Здороваются пальчики правой и левой руки).

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выполняй движение «кулак - ребро - ладонь» правой, затем левой рукой, потом двумя руками одновременно.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Повтори пробу с прикушенным зубами языком.

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. 3. Исследование чувства ритма

Инструкция

Отмечается:

  • способность восприятия ритма;
  • способность воспроизведения ритма в движениях;
  • способность ретенции ритма - сохранение его в памяти;
  • способность к ритмическому творчеству - ритмическая активность.
  1. Противоположные движения рук.

Сменяй руки с одновременным сжиманием одной кисти в кулак и разжиманием кулака другой кисти.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. «Игра на рояле».

Специалист показывает ребёнку последовательность движений пальцев и предлагает повторить.

Для 4-5 лет: пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2.

С 6 лет: 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Штриховка.

Специалист даёт ребёнку лист с образцом рисунка и карандаш/фломастер. Предлагает ребёнку заштриховать нарисованные фигуры, стараясь не выходить за их границы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Проведение линий (сбивание кеглей).

Специалист даёт ребёнку лист с образцом рисунка и карандаш/фломастер, предлагает ребёнку продолжить начатый на образце рисунок, стараясь проводить линии как можно ровнее:

  • провести линию по обозначенным пунктирным линиям «Попасть мячиком в кеглю»;
  • самостоятельно нарисовать линии, соединяющие мяч и кегли.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Письменная проба для обследования темпа движений.

Специалист даёт ребёнку чистый лист бумаги и карандаш/фломастер, объясняет задание.

Задание выполняется за фиксированное время в три приема:

  1. в течение 15 секунд ребёнку необходимо чертить на бумаге линии в строчку в произвольном темпе;
  2. в течение 15 секунд ребёнку необходимо чертить на бумаге линии в строчку в максимальном темпе;
  3. в течение 15 секунд ребёнку необходимо чертить на бумаге линии в строчку в произвольном темпе.

Результаты первого и третьего раза сравниваются и оцениваются темпы: замедленный, нормальный, ускоренный.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Исследование механизмов автоматизации движений ведущей руки

Инструкция

Отмечается наличие лишних движений:

  • сжимание кисти противоположной руки;
  • приподнимание плеч;
  • сокращение мышц лица;
  • открывание рта.

«Давай поздороваемся».

Специалист предлагает ребёнку протянуть руку для приветствия (поздороваться): сначала правую, затем левую, затем обе руки.

________________________________________________________________________________________________________________________________

4.        Обследование артикуляционной моторики

4. 1. Исследование подвижности губ

Инструкция

При анализе состояния артикуляционной моторики за основу берутся следующие параметры:

  • Движения артикуляторного аппарата: активные, пассивные.
  • Объем движений: полный, неполный.
  • Тонус мускулатуры: нормальный, вялый, чрезмерно напряженный.
  • Точность движений: точные, последовательные, неточные, отсутствует последовательность движений.
  • Наличие сопутствующих и насильственных движений (указать какие).
  • Темп движений: нормальный, замедленный, быстрый.
  • Длительность удерживания артикуляторов в определенной позиции.

Специалист показывает и просит ребёнка выполнить перечисленные ниже движения:

  1. Вытянуть губы вперед и округлить.
  2. Отвести их уголки в стороны.
  3. Поднять верхнюю губу.
  4. Опустить нижнюю губу.
  5. Облизнуть губы.
  6. Усиленно выдыхая, вызвать вибрацию губ.
  7. Надуть щеки – втянуть их.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. 2. Исследование подвижности языка

Инструкция

При анализе за основу берутся следующие параметры:

  • Движения артикуляторного аппарата: активные, пассивные.
  • Объем движений: полный, неполный.
  • Тонус мускулатуры: нормальный, вялый, чрезмерно напряженный.
  • Точность движений: точные, последовательные, неточные, отсутствует последовательность движений.
  • Наличие сопутствующих и насильственных движений (указать какие).
  • Темп движений: нормальный, замедленный, быстрый.
  • Длительность удерживания артикуляторов в определенной позиции.

  1. Сделать язык сначала узким, а потом широким.
  2. Поднять кончик языка к верхним резцам и опустить к нижним.
  3. Подвигать языком, как «маятником».

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. 3. Исследование подвижности нижней челюсти

Инструкция

  1. Опустить челюсть.
  2. Выдвинуть челюсть вперед.
  3. Установите, нет ли контрактуры нижней челюсти.

Контрактура нижней челюсти — это сведение челюстей, обусловленное патологическими изменениями и нарушениями эластических свойств мягких тканей челюстно-лицевой области, функционально связанных c височно-нижнечелюcтным суставом то есть такое состояние, при котором конечность (в данном случае челюсть) не может быть полностью согнута или разогнута в одном или нескольких суставах.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Исследование подвижности мягкого нёба

Инструкция

Специалист предлагает ребёнку произнести звук «а-а-а».

Определяется наличие активного замыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки.

__________________________________________________________________

5. Обследование динамической организации артикуляционного аппарата в процессе речи

5.1. Исследование динамической организации при повторении артикуляционных движений

Инструкция

Специалист просит ребёнка выполнить перечисленные ниже движения.

Отмечается:

  • замена одного движения другим;
  • поиск артикуляции;
  • «застревание» на одном движении;
  • инертность движения;
  • недифференцированность движений;
  • нарушение плавности движений;
  • напряженность языка;
  • подергивание языка.

  1. Оскалить зубы, высунуть язык, затем широко открыть рот.
  2. Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних зубов/резцов/, затем поднять кончик языка к верхним зубам /резцам/ и положить на нижнюю губу.
  3. Положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот.
  4. Широко раскрыть рот, как при звуке «а», растянуть губы в улыбку, вытянуть в трубочку.
  5. Широко раскрыть рот, затем прикрыть рот наполовину, затем полностью закрыть его.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. 2. Исследование динамической организации при повторении звуковых рядов

Инструкция

Специалист произносит звуковой ряд и просит ребёнка повторить его несколько раз (3-4 раза) (последовательность звуков изменяется).

Отмечается:

  • неумение переключения с одной артикуляционной позы на другую;
  • неумение переключения с одной фонемы на другую;
  • неумение переключения с одного звукового ряда на другой.

А-И-У, У-И-А______________________________________________________

О-И-А, А-О-И______________________________________________________

Ы-О-Э, Э-Ы-О______________________________________________________

У-О-А, О-А-У______________________________________________________

5. 3. Исследование динамической организации при повторении слоговых рядов

Инструкция

Специалист просит ребёнка повторить слоговой ряд.

Отмечается:

  • неумение переключения с одной артикуляционной позы на другую;
  • неумение переключения с одной фонемы на другую;
  • неумение переключения с одного звукового ряда на другой.

КА-ПА-ТА, ПА-КА-ТА______________________________________________

ПЛА-ПЛО-ПЛУ____________________________________________________

РАЛ-ЛАР-ТАР-ТАЛ_________________________________________________

СИЛА-ВЗМА-ЗДРА_________________________________________________

5. 4. Исследование динамической организации при чтении стихотворений

Инструкция

Специалист читает ребёнку стихотворение и просит повторить его.

Отмечается:

  • неумение переключения с одной артикуляционной позы на другую;
  • неумение переключения с одной фонемы на другую;
  • неумение переключения с одного звукового ряда на другой.

Агния Барто «Мячик»

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Агния Барто «Зайка»

Зайку бросила хозяйка –

Под дождём остался зайка;

Со скамейки слезть не смог

Весь до ниточки промок.

Агния Барто «Лошадка»

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Обследование мимической мускулатуры

Инструкция

Специалист просит ребёнка выполнить/выразить мимикой лица, перечисленные ниже действия.

Отмечается:

  • наличие содружественных движений;
  • подергивание щек;
  • не выполнение движений;
  • нечёткость мимической картины;
  • ограниченность объема движений;
  • симметричность носогубных складок;
  • наличие гиперкинезов;
  • наличие саливации.

  1. Исследование движений мышц лба
  • Нахмурить брови.
  • Поднять брови.
  • Наморщить лоб.
  1. Исследование движений мышц глаз
  • Легко сомкнуть веки.
  • Плотно сомкнуть веки.
  • Закрыть правый глаз, а затем левый.
  • Подмигнуть.
  1. Исследование движений мышц щек
  • Надуть левую щеку.
  • Надуть правую щеку.
  • Надуть обе щеки одновременно.
  1. Исследование мимических поз
  • Удивление.
  • Радость.
  • Испуг.
  • Грусть.
  • Сердитое лицо.
  1. Исследование символического праксиса
  • Свист.
  • Поцелуй.
  • Улыбка.
  • Оскал.
  • Плевок.
  • Цоканье.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Обследование строения артикуляционного аппарата

7. 1. Исследование губ

Выявляются аномалии или деформации в строении губ ребёнка.

Отмечается:

  • в пределах нормы;
  • узкие;
  • мясистые;
  • ахейлия (отсутствие губ);
  • синхейлия (срастание боковых отделов губ);
  • брахихейлия (короткая средняя часть верхней губы);
  • утолщение и укорочение уздечки верхней губы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. 2. Исследование зубного ряда

Выявить аномалии и деформации зубного ряда.

Отмечается:

  • в норме;
  • гигантские (с несоразмерно большими коронками) зубы;
  • мезио-дистальное смещение (вне челюстной дуги);
  • адентия (отсутствие одного или несколько зубов);
  • сверхкомплектные зубы;
  • деформированные зубы;
  • кривые зубы;
  • мелкие (с несоразмерно маленькими коронками) зубы;
  • редкие зубы;
  • шиповидные зубы;
  • уродливые зубы;
  • вестибулярное отклонение (смещение зубов кнаружи от зубного ряда);
  • оральный наклон (смещение зубов внутри от зубного ряда);
  • супраокклюзия (высокое расположение зуба, не доходящего до плоско- сти смыкания зубных рядов);
  • инфраокклюзия (выдвинутое, низкое по отношению к окклюзионной плоскости положение зуба);
  • тремы;
  • диастемы;
  • поворот зуба вокруг продольной оси;
  • скрученное расположение зубов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. 3. Исследование прикуса

Выявляются аномалии и деформации прикуса.

Отмечается:

  • в норме;
  • прогнатия (выдвинутая вперед верхняя челюсть);
  • прогения (выдающаяся наружу нижняя челюсть);
  • открытый передний прикус (искривленные челюсти в передней части на почве рахита или вследствие неправильно выросших передних зубов);
  • открытый боковой прикус;
  • трансверзальные суженные зубные ряды (несоответствие ширины верхнего и нижнего зубных рядов);
  • прямой прикус;
  • плавающий прикус;
  • глубокий прикус.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. 4. Исследование языка

Выявляются аномалии и деформации языка.

Отмечается:

  • в норме;
  • узкий язык;
  • мясистый язык;
  • анкилоглоссия (короткая подъязычная связка);
  • микроглоссия (маленький язык);
  • макроглоссия (большой язык);
  • глоссотомия (частичное или полное удаление языка);
  • глоссоптоз (аномалия развития).

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Исследование твёрдого и мягкого нёба

Выявление аномалии и деформации твердого и мягкого нёба.

Отмечается:

  • в норме;
  • твердое нёбо: готическое, куполообразное, узкое, низкое, уплощенное;
  • мягкое нёбо: короткое, врождённое изолированное недоразвитие.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Исследование нижней челюсти

Выявление аномалии и деформации нижней челюсти.

Отмечается:

  • в норме;
  • деформирована;
  • микрогнатия (малые размеры верхней челюсти);
  • макрогнатия (большие размеры верхней челюсти);
  • микрогения (малые размеры нижней челюсти);
  • макрогения (большие размеры нижней челюсти).

____________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Обследование фонематического восприятия

8. 1. Исследование состояния физиологического слуха

Исследование слуха проводится шёпотной речью.

Специалист произносит слова, отвернувшись, или закрыв чем-либо рот и, предлагает  ребёнку повторить услышанные слова.

Рекомендуется проводить обследование на расстоянии 5-6 метров.

Для обследования используются две группы слов:

I группа имеет низкую частотную характеристику и слышна при нормальном слухе в среднем на расстоянии 5 метров. К данной группе относятся слова, в состав которых входят гласные У, О, из согласных – М, Н, В, Р.

Например: ворон, двор, море, номер, нора.

II группа обладает высокой частотной характеристикой и слышна в среднем на расстоянии 20 метров. В данную группу входят слова, включающие из согласных шипящие и свистящие звуки, а из гласных – А, И, Э.

Например: час, щи, чашка, чижик, заяц, шерсть.

Если у ребёнка физиологический слух нарушен, то необходима консультация у специалиста с целью определения в соответствующее учреждение для проведения адекватной коррекционной работы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

8.2. Исследование дифференциации неречевых звуков

Инструкция

Специалист включает ребёнку звук и просит ответить на вопросы.

Отмечается умение ребёнка дифференцировать неречевые звуки.

  • Что гудит? (машина).
  • Что проехало? (трамвай).
  • Кто смеется? (девочка).
  • Угадай, что звучит? (труба, свисток, льется водичка, шуршит бумага).

____________________________________________________________________________________________________________________________________

8.3. Исследование слуховой памяти и понимание речи

Инструкция

Специалист просит ребёнка выполнить различные поручения в заданной последовательности.

Отмечается состояние слуховой памяти и понимание речи.

  • Дай мне машинку, а на столе возьми мяч.
  • Поставь собачку на стол, а девочку/мальчика посади на стул и подойди ко мне.
  • Дай мне мяч, а на столе возьми машинку.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

8. 4. Исследование различения слогов, слов с оппозиционными звуками

Инструкция

Специалист просит ребёнка повторить слоги, слова.

  1. БА – ПА, ДА – ТА, КА – ГА – КА, СА – СЯ, ЖА – ША, СА – ЗА.

Отмечаются ошибки в повторении слоговых рядов (отмечается наличие и вид ошибки).

__________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Мышка – мишка, катушка – кадушка, роза – лоза.

Отмечаются ошибки в повторении слоговых рядов (отмечается наличие и вид ошибки).

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Семь машин на шоссе.

Отмечаются ошибки в повторении слов и умение дифференцировать звуки [С] и [Ш].

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Пастушок быстро шел / Коля забил гол.

Отмечаются ошибки в повторении слов и умение дифференцировать звуки [К] и [Г].

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Висел железный замок.

Отмечаются ошибки в повторении слов и умение дифференцировать звуки [З] и [Ж].

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ручное зеркало упало.

Отмечаются ошибки в повторении слов и умение дифференцировать звуки [Л] и [Р].

____________________________________________________________________________________________________________________________________

8. 5. Исследование фонематического анализа и синтеза

Инструкция

Специалист просит ребёнка выполнить следующие задания. Все задания выполняются ребёнком на слух (кроме 5).

  1. Определить, есть ли звук [С] в словах: самолет, лампа, миска, салфетка.

Отмечаются слова, в которых ребёнок не смог выделить наличие/отсутствие звука [С].

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определить место звука [С] и количество звуков в словах: сок, оса, нос.

Отмечаются слова, в которых ребёнок не смог определить количество звуков в слове и место звука [С] в словах.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Составить слово из звуков: [С], [Т], [О], [Л]; [К], [А], [Р]; [Р], [А], [Ш]

Отмечаются слова, которые ребёнок не смог составить из звуков

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Придумать слово на заданный звук: [С], [Ш], [Л], [Р];

Отмечаются слова, которые ребёнок придумал.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из общего количества картинок отобрать только те, названия которых начинаются на определенный звук. Например, картинки с изображением стола, кошки, слона, ворот, самолёта. Отобрать только те, названия которых начинаются на звук [С].

Отмечаются слова, которые ребёнок неправильно отобрал.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Обследование дыхательной и голосовой функции

9. 1. Исследование типа дыхания

Доминирующий тип дыхания определяется визуально и тактильно в процессе следующей экспериментальной ситуации. Ребёнку предлагается лечь, положив игрушку (руку) на живот.

Отмечается ведущий тип дыхания.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

9. 2. Исследование речевого дыхания

Инструкция

Специалист просит ребёнка произнести фразу из 3-4 или 4-5 слов (норма для 4-5 лет), 4-6 или 6-8 слов (норма для 6-7 лет).

Отмечается:

  • правильное и точное выполнение задания;
  • замедленное и напряженное;
  • с ошибками;
  • невыполнение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

9. 3. Исследование голоса

В процессе выполнения последующих заданий специалист обращает внимание на наличие/отсутствие саливации.

Отмечается:

  • правильность и точность выполнения задания;
  • выполнение замедленное и напряженное;
  • выполнение с ошибками;
  • невыполнение;
  • голос: нормальный, громкий, тихий, гнусавый, глухой, монотонный.

Инструкция

  1. Сила голоса

Специалист просит ребёнка сосчитать от 1 до 10 с разной силой голоса:

  • громко, тихо, громко;
  • усиливая голос;
  • ослабляя голос.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Диапазон

Специалист просит ребёнка произнести фразу «Я - аист»:

  • посылая звук в небо,
  • «и вверх и вниз…», как будто красишь забор.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выразительность

Специалист просит ребёнка произнести фразу «У меня есть собака»:

  • равнодушно;
  • таинственно;
  • восхищенно.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Тембр

Специалист просит ребёнка произнести фразу «Уронили мишку на пол» как:

  • маленький ребенок;
  • директор школы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Наличие саливации

Отмечается наличие или отсутствие саливации.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Обследование просодических компонентов речи

10. 1. Ритм речи

Инструкция

Специалист предлагает ребёнку вспомнить мелодию и прохлопать песенку. Если он затрудняется, можно прослушать мелодию и повторить задание.

  1. «В лесу родилась елочка»;
  2. «В траве сидел кузнечик»;
  3. «От улыбки солнечной одной».

Отмечаются трудности при самостоятельном воспроизведении.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

10. 2. Темп речи

Инструкция

Специалист просит ребёнка рассказать стихотворение А. Барто «Мячик»:

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

-Тише, Танечка, не плач:

Не утонет в речке мяч.

  • со скоростью улитки;
  • как марширующий солдат;
  • как робот.

Отмечается темп (нормальный, ускоренный, замедленный).

____________________________________________________________________________________________________________________________________

10. 3. Логическое ударение

Инструкция

Специалист просит ребёнка произнести скороговорку, меняя ударение на словах.

  1. Шесть мышат в шалаше шуршат.
  2. Шесть мышат в шалаше шуршат.
  3. Шесть мышат в шалаше шуршат.
  4. Шесть мышат в шалаше шуршат.

Отмечаются затруднения расстановки логического ударения в речевом материале любой сложности.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Обследование слоговой структуры слова

11. 1. Исследование произнесения слов сложного слогового состава

Инструкция

Специалист просит ребёнка посмотреть внимательно на картинки и назвать кто или что это.

Трамвай

Верблюд

Виноград

Сахарница

Конфеты        

Скатерть

Ласточка

Черепаха

Одуванчик

Аквариум        

Холодильник

Парашютист

Матрёшка

Мухомор

Балерина        

Кукуруза

Обезьяна

Сковородка

Полотенце

Ящерица

Отмечаются особенности нарушений слоговой структуры слова:

  • произносит только отдельные слоги, произносит слово всякий раз по-разному;
  • элизии слогов, опускание согласных в стечениях;
  • парафазии, перестановки при сохранении контура слов;
  • итерации, персеверации, добавление звуков (слогов);
  • контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого).

____________________________________________________________________________________________________________________________________

11. 2. Исследование произнесения слов различного слогового состава

Предлагаются 13 серий заданий, в которые входят одно-, двух- и трехсложные слова с закрытыми и открытыми слогами, со стечениями согласных звуков.

Инструкция

Специалист просит ребёнка посмотреть внимательно на картинки и назвать кто или что это.

Отмечаются особенности нарушений слоговой структуры слова:

  • произносит только отдельные слоги, произносит слово всякий раз по-разному;
  • элизии слогов, опускание согласных в стечениях;
  • парафазии, перестановки при сохранении контура слов;
  • итерации, персеверации, добавление звуков (слогов);
  • контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого).
  1. Сани – Муха

двухсложные слова из двух открытых слогов;

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Панама – Малина

трехсложные слова из открытых слогов;

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Рак – Лев

односложные слова;

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Петух – Енот

двухсложные слова с одним закрытым слогом;

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Тыква – Утка

двухсложные слова со стечением согласных в середине слова;

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Колпак – Фартук

двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных;

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Котенок – Бегемот

трехсложные слова с закрытым слогом;

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Конфета – Ракетка

трехсложные слова со стечением согласных;

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Кузнечик – Снеговик

трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом;

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Картошка – Морковка

трехсложные слова с двумя стечениями;

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Танк, Ключ

односложные слова со стечением согласных в начале и конце слова;

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Гвозди – Клетка

двухсложные слова с двумя стечениями;

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Паутина – Батарея

четырехсложные слова из открытых слогов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

11. 3. Исследование произнесения слов различного слогового состава в предложениях

Инструкция

Специалист просит ребёнка повторить предложения:

  1. Мальчик слепил снеговика.
  2. Водопроводчик чинит водопровод.
  3. Полицейский ездит на мотоцикле.
  4. Регулировщик стоит на перекрёстке.

Отмечаются особенности нарушений слоговой структуры слова:

  • произносит только отдельные слоги, произносит слово всякий раз по-разному;
  • элизии слогов, опускание согласных в стечениях;
  • парафазии, перестановки при сохранении контура слов;
  • итерации, персеверации, добавление звуков (слогов);
  • контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого).

____________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Обследование понимания речи

12. 1. Исследование пассивного словаря

Инструкция

  1. Специалист просит ребёнка показать предметы:

«Где кукла, стол, стул?»

Отмечаются затруднения в показе предметов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Инструкция

  1. Специалист просит ребёнка выполнить действия:

«Посади куклу, прокати машинку».

 Отмечаются затруднения в выполнении действий.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

12. 2. Исследование понимания грамматических форм

Инструкция

Специалист просит ребёнка показать, где один предмет, а где много предметов.

Отмечаются затруднения в показе предметов.

стол – столы_______________________________________________________

дом – дома_________________________________________________________

стул – стулья_______________________________________________________

дерево – деревья____________________________________________________

ведро – ведра_____________________________________________________

12. 3. Исследование понимания предложно – падежных конструкций

Инструкция

Отмечаются затруднения в показе действий.

  1. Специалист просит ребёнка показать на картинках различные действия:

В – ИЗ «Где печенье лежит в банке, а где девочка достает печенье из банки?»

НА – С «Где девочка взбирается на горку, а где она катится с горки?»

ПОД – ИЗ-ПОД «Где кошка залезла под кресло, а где кошка вылезает из-под кресла?»

Инструкция

  1. Специалист просит ребёнка выполнить различные действия:

Возьми линейку С пенала.

Возьми линейку ИЗ пенала.

Возьми линейку ИЗ-ПОД пенала.

12. 4. Исследование дифференциации существительных

  1. Исследование дифференциации уменьшительно-ласкательных существительных, с 5 лет.

Инструкция

Специалист просит ребёнка показать картинки, на которых изображены различные предметы.

Отмечаются затруднения в показе предметов.

«Покажи где ДОМ, а где домик?»

дом – домик, стул – стульчик, мяч – мячик.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Исследование дифференциации существительных с суффиксом – ИНК, с 5 лет.

Инструкция

Специалист просит ребёнка показать картинки и назвать, что на них изображено. Можно подсказать ребёнку: «Смотри, вот виноград, а как назвать каждую ягодку. Покажи виноградинку».

виноград – виноградинка

бусы – бусинка

Отмечаются затруднения в показе предметов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

12. 5. Исследование дифференциации глаголов с различными приставками

Инструкция

Специалист просит ребёнка показать картинки, на которых изображены различные действия. Можно подсказать ребёнку: «Покажи, где на рисунке мальчик вышел?».

Отмечаются затруднения в показе действий, изображённых на картинках.

  1. Шел – Вышел – Отошел
  2. Ушел - Перешел - Вошел – Зашел

____________________________________________________________________________________________________________________________________

12. 6. Исследование понимания сочетаний и простых предложений

Инструкция

Специалист просит ребёнка показать по картинкам.

Отмечаются затруднения в показе действий.

  1. Покажи ключом карандаш, ключ карандашом______________________
  2. Где хозяин собаки, где собака хозяина____________________________
  3. Где дочка мамы, где мама дочки_________________________________
  4. Где девочка рвет цветы, где девочка убирает комнату_______________

13. Обследование лексического запаса

13.1. Исследование словаря существительных

Активный словарь

Инструкция

Специалист просит ребёнка назвать картинки.

Отмечаются затруднения в назывании картинок.

  1. Существительные: обувь, ботинки, посуда, тарелки, плита, кровать, пила, стол, майка, рубашка.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Части предметов: тело (голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот), лицо (лоб, глаза, ресницы, брови, нос, рот, губы, щеки). Ребёнок показывает на себе, на картинке или на игрушке.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Называние профессий: врач, водитель, учитель, продавец.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Называние формы (нарисованной на плоскости) – с 5 лет. Квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, трапеция, ромб.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

13. 2. Исследование обобщающих понятий

Инструкция

Специалист просит ребёнка назвать одним словом картинки.

Отмечаются затруднения в назывании обобщающих слов.

Платье, кофта, куртка, брюки – одежда_________________________________

Комод, стул, шкаф, диван – мебель____________________________________

Помидор, огурец, морковка, капуста – овощи___________________________

Яблоко, груша, лимон, ананас – фрукты_______________________________

Лошадь, лиса, белка, слон – животные_________________________________

13. 3. Исследование глагольного словаря

Инструкция

Специалист просит ребёнка ответить на вопрос.

Отмечаются затруднения в ответах на вопросы.

Начиная с 5 лет:

  1. Что ты делаешь в течение дня? (5 действий)
  2. Как ты можешь передвигаться? (5 действий)
  3. Кто как кричит? (5 подражаний)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Начиная с 6 лет:

  1. Что ты делаешь в течение дня? (5 действий)
  2. Как ты можешь передвигаться? (5 действий)
  3. Кто как кричит? (5 подражаний)
  4. Кто какие звуки издает? (5 подражаний)
  5. Кто что делает? (по профессиям) (5 действий)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

13. 4. Исследование словаря прилагательных

Инструкция

Специалист просит ребёнка назвать одним словом цвет фигуры (круг или квадрат).

Отмечаются затруднения в ответах на вопросы.

Начиная с 4 лет:

  1. Белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый.

__________________________________________________________________

Начиная с 5 лет:

  1. Белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый.
  2. Коричневый, розовый, голубой, оранжевый.

___________________________________________________________________________________________________________________________________

13. 5. Исследование подбора антонимов

Инструкция

Специалист просит ребёнка подобрать слово противоположное по смыслу. Количество слов обычно приблизительно соответствует возрасту ребёнка. (Антонимы – слова с взаимопротивоположными значениями, служащие для обозначения контрастных явлений.)

Отмечаются затруднения в ответах на вопросы.

Начиная с 6 лет:

  1. Добро, высокий, горе, легкий, большой, покупать.
  2. Друг, поднимать, хороший, давать, широкий.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Обследование грамматического строя

14.1. Исследование образования существительных именительного падежа множественного числа

Инструкция

Специалист показывает ребёнку картинку, на которой изображён один предмет, просит назвать картинку, на которой будут изображены предметы. Можно подсказать ребёнку: «Это стол, а это ……».

Отмечаются затруднения в назывании существительных именительного падежа множественного числа.

стол – столы_______________________________________________________

дерево – деревья____________________________________________________

воробей – воробьи__________________________________________________

лев – львы_________________________________________________________

пень – пни_________________________________________________________

14. 2. Исследование образования существительных в косвенных падежах

Инструкция

Специалист просит ребёнка назвать картинки. Можно подсказать ребёнку:

«Что есть в коробке на первой картинке? Чего нет в коробке на второй картинке?».

Отмечаются затруднения в образовании существительных в косвенных падежах.

  1. В коробке есть карандаш, кукла__________________________________

          В коробке нет карандаша, куклы_________________________________

  1. Мальчик играет на скрипке______________________________________

          Мальчик мечтает о футболе_____________________________________

14.3. Исследование образования существительных родительного падежа множественного числа

Инструкция

Специалист просит показать картинку, на которой изображён один предмет, просит назвать картинку, на которой будет изображено много предметов. Можно использовать подсказку: «На первой картинке 1 шар, а на второй много…. . ».

Отмечаются затруднения в назывании существительных родительного падежа множественного числа.

шар – шаров________________________________________________________

чашка – чашек______________________________________________________

дерево – деревьев___________________________________________________

книга – книг________________________________________________________

мяч – мячей________________________________________________________

лист – листьев______________________________________________________

14. 4. Исследование употребления предлогов

Инструкция

Специалист просит ребёнка показать по картинкам различные действия. Можно задавать наводящие вопросы. Например: «Где находятся воробьи?».

Отмечаются затруднения в назывании действий.

В (в кормушке)_____________________________________________________

НА (на ветке)_______________________________________________________

ПОД (под скамейкой)________________________________________________

НАД (над гнездом)__________________________________________________

ЗА (за окном)_______________________________________________________

ПЕРЕД (перед окном)_______________________________________________

ОКОЛО (около скамейки)____________________________________________

14. 5. Исследование согласования числительного с существительным

Инструкция

Специалист просит ребёнка посчитать количество предметов на каждой картинке.

Отмечаются затруднения в пересчете предметов.

дом – два дома – три дома – четыре дома – пять домов____________________

кукла – две куклы – три куклы – четыре куклы – пять кукол_______________

мяч – два мяча – три мяча – четыре мяча – пять мячей____________________

14. 6. Исследование согласования прилагательного с существительным

Инструкция

Специалист просит ребёнка назвать (описать) какой предмет. Обычно из свойств должен назвать цвет, размер, материал.

Отмечаются затруднения в назывании.

шар (например, голубой)_____________________________________________

ведро (например, пластмассовое)______________________________________

платье (например, летнее)____________________________________________

сапог (например, большой)___________________________________________

машина (например, гоночная)_________________________________________

пальто (например, осеннее)___________________________________________

14.7. Исследование образования названий детёнышей

Инструкция

Специалист просит ребёнка назвать детёныша.

Отмечаются затруднения в образовании названий детёнышей.

С 4 лет: 

у кошки___________________________________________________________

у утки_____________________________________________________________

у гуся_____________________________________________________________

у лисы_____________________________________________________________

С 5 лет: 

у зайца____________________________________________________________

у белки____________________________________________________________

у медведя__________________________________________________________

у волка____________________________________________________________

С 6 лет: 

у коровы__________________________________________________________

у лошади__________________________________________________________

у собаки___________________________________________________________

  1. 8. Исследование образования уменьшительно-ласкательных форм

Инструкция

Специалист просит показать ребёнку картинку, на которой изображён предмет, и просит назвать этот предмет ласково.

Отмечаются затруднения в образовании уменьшительно - ласкательных форм.

С 5 лет: 

Стол______________________________________________________________ Мяч_______________________________________________________________Дом_______________________________________________________________ Кровать___________________________________________________________Береза_____________________________________________________________ Кукла_____________________________________________________________ Ложка_____________________________________________________________Шкаф_____________________________________________________________

С 6 лет:

Гриб______________________________________________________________Лиса______________________________________________________________Лист______________________________________________________________Воробей___________________________________________________________Одеяло____________________________________________________________

14. 9. Исследование образования относительных прилагательных

Инструкция

Специалист показывает ребёнку картинку, на которой изображён предмет, и просит назвать характеристику материала, из которого он сделан (например: дерево – деревянный).

Отмечаются затруднения в образовании прилагательного.

  1. Дерево_______________________________________________________

Резина_______________________________________________________

 Металл______________________________________________________

 Бумага_______________________________________________________

 Солома______________________________________________________

  1. Кирпич_______________________________________________________

Снег_________________________________________________________

Вишня_______________________________________________________

Шерсть_______________________________________________________

  1. Исследование образования притяжательных прилагательных

Инструкция

Специалист показывает ребёнку картинку, на которой изображён предмет, и просит сказать, чей это предмет.

Отмечаются затруднения в образовании притяжательных прилагательных.

С 6 лет:

Газета папина______________________________________________________

Сумка мамина______________________________________________________

 Кофта бабушкина__________________________________________________

След/следы:

Лисий/лисьи_______________________________________________________

Заячий/заячьи______________________________________________________

Вороний/вороньи___________________________________________________

14. 11. Исследование образования приставочных глаголов

Инструкция

Специалист показывает ребёнку картинку, на которой совершаются действия.

Отмечаются затруднения в образовании приставочных глаголов.

С 6 лет:

Ходит, бежит (прибежал, выбежал, входит, сходит).

__________________________________________________________________

Летит (улетел, прилетел, слетел, залетел).

__________________________________________________________________

14.12. Исследование образования глаголов совершенного вида

Инструкция

Специалист показывает ребёнку картинку, на которой совершаются действия. Можно подсказать ребёнку: А как сказать, если работа уже готова?

Отмечаются затруднения в образовании глаголов совершенного вида.

  1. Рисовал – Нарисовал___________________________________________
  2. Писал – Написал_______________________________________________

15. Обследование связной речи

15.1. Исследование пересказа

Инструкция

Специалист читает ребёнку рассказ и просит пересказать.

Рассказ оценивается по параметрам:

  • наличие/отсутствие соответствия изображаемой ситуации, наличие/отсутствие искажений и добавлений;
  • наличие/отсутствие смысловых звеньев, целостности;
  • наличие/отсутствие правильной последовательности;
  • плавность пересказа, наличие/отсутствие остановок, пауз, дополнительных слов;
  • наличие/отсутствие понимания излагаемого материала;
  • наличие/отсутствие правильной полноты, пропусков;
  • наличие/отсутствие грамматически верного построения предложений;
  • самостоятельное выполнение задания/использование помощи экспериментатора.

С 4 лет: Рассказ «Умная галка».

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что стало можно пить.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С 5 лет: Рассказ «Муравей и голубка».

Муравей захотел напиться и спустился к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть.

Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.

На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти и поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. 2. Исследование составления рассказа по сюжетной картинке

Инструкция

Материалом исследования служат сюжетные картинки «Зимние забавы», «День Рождения».

Специалист предлагает ребёнку сюжетную картинку. Даёт инструкцию: «Рассмотри внимательно картинку и расскажи, что нарисовано на картинке. Составь рассказ, который будет называться «Зимние забавы»/«День Рождения»».

При выборе стимульного материала следует учитывать возрастные особенности детей; их речевые возможности; конкретность, понятность, точность сюжета.

Рассказ оценивается по параметрам:

  • наличие/отсутствие соответствия изображаемой ситуации, наличие/ отсутствие искажений и добавлений;
  • наличие/отсутствие смысловых звеньев, целостности;
  • наличие/отсутствие правильной последовательности;
  • плавность пересказа, наличие/отсутствие остановок, пауз, дополнительных слов;
  • наличие/отсутствие понимания излагаемого материала;
  • наличие/отсутствие правильной полноты, пропусков;
  • наличие/отсутствие грамматически верного построения предложений;
  • самостоятельное выполнение задания/использование помощи специалиста.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. 3. Исследование составления рассказа по серии сюжетных картинок

Материалом исследования служит серия из 4-х сюжетных картинок «Верный друг»:

1 – Мальчик ловил рыбу с лодки, а собака сидела на берегу.

2 – Лодка покачнулась.

3 – Мальчик упал в воду и стал тонуть. Собака бросилась в воду.

4 – Собака схватила мальчика за рубашку и вытащила его на берег.

Инструкция

Специалист предлагает ребёнку серию сюжетных картинок. Даёт инструкцию: «Рассмотри внимательно картинки и составь небольшой рассказ». Также можно попросить ребёнка установить правильную последовательность картинок.

Рассказ оценивается по предложенным параметрам:

  • наличие/отсутствие соответствия изображаемой ситуации, наличие/ отсутствие искажений и добавлений;
  • наличие/отсутствие смысловых звеньев, целостности;
  • наличие/отсутствие правильной последовательности;
  • плавность пересказа, наличие/отсутствие остановок, пауз, дополнительных слов;
  • наличие/отсутствие понимания излагаемого материала;
  • наличие/отсутствие правильной полноты, пропусков;
  • наличие/отсутствие грамматически верного построения предложений;
  • самостоятельное выполнение задания/использование помощи специалиста.

Таблица результатов

Раздел

Баллы

Раздел 1. Обследование звукопроизношения

ИТОГО

Раздел 2. Обследование общей моторики

Исследование двигательной памяти

Исследование статической координации

Исследование динамической координации

Исследование произвольного торможения

Исследование пространственной организации

ИТОГО

Раздел 3. Обследование мелкой моторики

Обследование статической координации движений пальцев рук

Обследование динамической координации движений пальцев рук.

Исследование чувства ритма

Исследование механизмов автоматизации движений ведущей руки

ИТОГО

    Раздел 4. Обследование артикуляционной моторики

Исследование подвижности губ

Исследование подвижности языка

Исследование подвижности нижней челюсти

Исследование подвижности мягкого нёба

ИТОГО

5. Обследование динамической организации артикуляционного аппарата в процессе речи

Исследование дин. орг. при повторении артикуляционных движений

Исследование дин. орг. при повторении звуковых рядов

Исследование дин. орг. при повторении слоговых рядов

Исследование дин. орг. при чтении стихотворений

ИТОГО

6. Обследование мимической мускулатуры

Исследование движений мышц лба

Исследование движений мышц глаз

Исследование движений мышц щек

Исследование мимических поз

Исследование символического праксиса

ИТОГО

7. Обследование строения артикуляторного аппарата

Исследование губ

Исследование зубного ряда

Исследование прикуса

Исследование языка

Исследование твёрдого и мягкого нёба

Исследование нижней челюсти

ИТОГО

8. Обследование фонематического восприятия

Исследование состояния физиологического слуха

Исследование дифференциации неречевых звуков

Исследование слуховой памяти и понимание речи

Исследование различения слогов, слов с оппозиционными звуками

Исследование фонематического анализа и синтеза

ИТОГО

9. Обследование дыхательной и голосовой функции

Исследование типа дыхания

Исследование речевого дыхания

Исследование голоса

Наличие саливации

ИТОГО

10. Обследование просодических компонентов речи

Исследование ритма

Исследование темпа

Исследование логического ударения

ИТОГО

11. Обследование слоговой структуры слова

Исследование произнесения слов сложного слогового состава

Исследование произнесения слов различного слогового состава

Исследование произнесения слов различного слогового состава в предложениях

ИТОГО

12. Обследование понимания речи

Исследование пассивного словаря

Исследование понимания грамматических форм

Исследование понимания предложно—падежных конструкций

Исследование дифференциации существительных

Исследование дифференциации глаголов с различными приставками

Исследование понимания сочетаний и простых предложений

ИТОГО 4 года

ИТОГО 5, 6 лет

13. Обследование лексического запаса

Исследование словаря существительных

Исследование обобщающих понятий

Исследование глагольного словаря

Исследование словаря прилагательных

Исследование подбора антонимов

ИТОГО 4 года

ИТОГО 5 лет

ИТОГО 6 лет

14. Обследование грамматического строя

Исследование образования существительных именительного падежа множественного числа

Исследование образования существительных в косвенных падежах

Исследование родительного падежа множественного числа

Исследование употребления предлогов

Исследование согласования числительного с существительным

Исследование согласования прилагательного с существительным

Исследование образования названий детёнышей

Исследование образования уменьшительно-ласкательных форм

Исследование образования относительных прилагательных

Исследование образования притяжательных прилагательных

Исследование образования приставочных глаголов

Исследование образования глаголов совершенного вида

ИТОГО 4, 5 лет

ИТОГО 6 лет

15. Обследование связной речи

Исследование пересказа

Исследование составления рассказа по сюжетной картинке

Исследование составления рассказа по серии сюжетных картинок

ИТОГО

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка_______________________________________________

Дата рождения, возраст  _____________________________________________

Домашний адрес ___________________________________________________

Сведения о родителях:

Мать_______________________________________________________________________________________________

(возраст на момент рождения ребенка)

Отец________________________________________________________________________________________________

(возраст на момент рождения ребенка)

Национальный язык ________________________________________________

Общий анамнез

Наследственные заболевания _________________________________________

Наличие у родителей нервно-психических, хронических соматических заболеваний до рождения ребенка_____________________________________

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников______________________________________________________

От которой по счету беременности ребенок_____________________________

Протекание беременности (токсикоз – 1-я половина, 2-я половина беременности; падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, гинекологические заболевания, инфекции (краснуха, токсоплазмоз, герпес, цитомегаловирусная инфекция, гепатит С и ряд других заболеваний), анемия беременных, функциональные поражения почек, печени и других органов, эндокринные заболевания, артериальная гипертензия)_________________________________________________________________________________________________________________________ Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, затяжные)__________________________________________________________

Слабость родовой деятельности_______________________________________

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция, кесарево сечение)___________________________________________________________

Когда закричал ребенок______________________________________________

Тяжелая гипоксия плода_____________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя)_______________________________

Внутриутробная или неонатальная инфекция у ребенка (сразу же после родов и в первые дни недели жизни)_________________________________________

Глубокая степень недоношенности____________________________________

Переношенность____________________________________________________

Травмы во время родов (ЧМТ, кровоизлияние, родовая травма)____________________________________________________________

Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимый, несовместимый)____________________________________________________

Вес и рост при рождении________________Вскармливание_______________

Когда принесли кормить_____________________________________________

Как взял грудь______________________________________________________

Как сосал (активно, срыгивая, поперхиваясь) ___________________________

Грудное вскармливание до__________________________________________

Тяжелое гипоксически-ишемическое поражение ЦНС____________________

Тяжелое гипоксически-геморрагическое поражение ЦНС_________________

Внутричерепная родовая травма у ребенка______________________________

Гемолитическая болезнь новорожденных_______________________________

Синдром дыхательных расстройств ребенка или другая патология, потребовавшая проведения искусственной вентиляции легких (ИВЛ) в неонатальном периоде_______________________________________________

Хирургическое вмешательство в неонатальном периоде по любой причине___________________________________________________________

Патологический характер гипербилирубинемии у ребенка (в том числе с «затянувшейся» желтухой____________________________________________

Раннее развитие

Нарушения темпа роста и развития в первые месяцы жизни по неустановленной причине____________________________________________

Наследственные нарушения слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, речи______________________________________________________

Состояние раннего психомоторного развития

Голову держит с _________________________________

Сидит с ________________________________________

Ползает с_______________________________________

Стоит с ________________________________________

Ходит с ________________________________________

Узнаёт близких с ________________________________

Первые зубы появились в _________________________

К году зубов_____________________________________

Раннее речевое развитие

Гуление в______________________________________

Лепет в ___________ Характер лепета__________________________________

Первые слова с __________________________________

Первые фразы с  _________________________________

Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)__________________________________________________________

Использование жестов (замена, дополнение речи)________________________

Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, не замечаем дефект, фиксируем внимание, переживаем, но не принимаем мер)_______________________________________________________________

Отмечались ли грубые искажения звуко-слоговой структуры слова после 3 лет________________________________________________________________

Грубые аграмматизмы после 3 лет_____________________________________

Неблагоприятные факторы развития (тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)  __________________________________________________________________

до года____________________________________________________________

после года: до 3 лет_________________________________________________

после 3 лет_________________________________________________________

Какие звуки долго произносились неправильно__________________________

Занимались ли с логопедом, с какого возраста___________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обследование речи

организация логопедического обследования...

Методика обследования речи детей с ЗПР (подготовительная группа)

Разработанная мною речевая карта включает в себя задания, позволяющие обследовать речь полностью. Она удобна для работы....

АЛЬБОМ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ.

Альбом предназначен для обследования речи у детей с тяжелыми нарушениями речи от 4 до 7 лет по разделам речевой карты.Ниже представлена Часть 1: исследование неречевых психических функций....

Диагностические задания для обследования речи детей с общим недоразвитием речи III уровня

Предлагаемые ниже задания предназначены для обсле­дования речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в соответствии кри­териями. В отличие от общепринятых приемов обследо­вания, направлен...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

Схема обследования речи ребенка с общим недоразвитием речи

Полная схема обследования речи ребенка с ОНР 2-3 уровня речевого развития....