Проектная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Проект "Во саду ли, в огороде"
проект по логопедии (средняя группа)

Дети в с тяжелыми нарушениями речи в недостаточной степени имеют представления об огороде и о том, что там выращивается. Не владеют обобщающими понятиями «овощи», «ягоды», «фрукты». Демонстрируют низкий уровень знаний о посадке плодовых культур и  уходе за ними. При дифференциации овощей, фруктов и ягод, выращиваемых в огороде, допускают множество ошибок. Наряду с этим у дошкольников средней группы компенсирующей направленности наблюдается бедность словарного запаса, недостаточный уровень развития лексико-грамматических категорий и связной речи. Выявленные проблемы обусловили необходимость разработки и реализации опытно-экспериментального, речевого проекта «Во саду ли, в огороде»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность

в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Автор: Белоногова Любовь Сергеевна, учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад «Радуга», п. Рефтинский; е-mail: lybov2312@mail.ru

Название проекта: Во саду ли, в огороде

Тип проекта: речевой, исследовательско-творческий

Продолжительность: среднесрочный (март 2023 г)

Форма проведения: групповая

Участники проекта: дети средней группы компенсирующей направленности, педагоги.

Актуальность

Дети с тяжелыми нарушениями речи в недостаточной степени имеют представления об огороде и о том, что там выращивается. Не владеют обобщающими понятиями «овощи», «ягоды», «фрукты». Демонстрируют низкий уровень знаний о посадке плодовых культур и  уходе за ними. При дифференциации овощей, фруктов и ягод, выращиваемых в огороде, допускают множество ошибок.

Наряду с этим у дошкольников средней группы компенсирующей направленности наблюдается бедность словарного запаса, недостаточный уровень развития лексико-грамматических категорий и связной речи.

Выявленные проблемы обуславливают необходимость в разработке и реализации речевого, опытно-экспериментального проекта «Во саду ли, в огороде».

Цель:

создание условий для познавательного и речевого развития детей через проектно-исследовательскую и художественно-продуктивную творческую деятельность.

Задачи:

Обучающие:

- научить дифференцировать по внешнему виду овощи, фрукты, ягоды;

- дать элементарные представления о правильных способах ухода за  растениями, растущими в огороде;

- учить детей определять и называть свойства предметов: большой, маленький, и др.;

- приучать  детей слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения;

приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах;

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к труду взрослых;

- поощрять желания помогать взрослым;

- воспитывать бережное отношение к растениям, желания и умения заботиться о них.

Развивающие:

- развивать логическое мышление и зрительную память;

- совершенствовать навыки диалогической речи;

- обобщать чувственный опыт детей в играх с дидактическим материалом;

- развивать интерес к растительному и окружающему миру;

- привлекать детей к выполнению простых трудовых действий;

- развивать связную речь через составление описательных рассказов о растениях: как сажали, появление всходов, способы ухода;

-  пополнять словарный запас на основе ориентировки детей в ближайшем окружении;

- тренировать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, слуховое внимание;

- формировать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок;

Ожидаемый результат

После реализации проекта у детей сформируется представление о плодоносящих растениях и корнеплодах, выращиваемых в огородах. Дети освоят принцип дифференциации овощей, фруктов и ягод.

У дошкольников сформируется эмоционально-положительное отношение к миру растительности, появится знание о способах ухода за растениями. Дети получат знания о пользе овощей и фруктов.

Пополнится активный словарный запас у воспитанников с ОВЗ, улучшится уровень умения грамматически правильно строить фразу и предложение.

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап

  • Беседы с детьми.
  • Составление плана работы над проектом.
  • Сбор материала необходимого для реализации проекта.
  • Чтение художественной литературы.
  • Организация развивающей предметно-пространственной  среды по теме проекта.
  • Изготовление дидактических игр и пособий.

2. Основной этап

  • рассматривание иллюстраций;
  • чтение и обсуждение содержания сказки «Репка»
  • Коллективное сочинение сказки «Три помидорчика»;
  • Сочинение стихотворения «Чудесный овощ помидор»;
  • Беседа «Что растет в огороде?»
  • беседа «Польза овощей, фруктов, ягод».

Дидактические игры: 

  • разрезные картинки;
  • «Чего не стало?»;
  • «Один – много»;
  • «Что растет на грядке, на кусте, на дереве?»;
  • «Из чего суп?», «Из чего пирог?»

Дыхательные упражнения:

  • «Рассортируй овощи и фрукты» (с использованием трубочек для коктейля);

Пальчиковые игры:

  • «У бабушки Федоры на грядке помидоры»

Упражнения на координацию речи с движениями:

  • «Урожай»
  • «Капуста» 

Подвижные игры: 

  • «Что выросло в огороде»;
  • «Огуречик, огуречик»;
  • «Съедобное - несъедобное»

Опытно-экспериментальная деятельность: 

  • Посадка семян помидоров;
  • Наблюдение за всхожестью и ростом рассады;
  • Уход за рассадой;
  • Посадка репчатого лука в баночки с водой. Наблюдение за появлением корешков и ростом зеленых перьев.

Продуктивная деятельность:

  • лепка «Овощи»;
  • аппликация «Помидор»
  • раскрашивание раскрасок

Работа с родителями: 

  • памятка «Витамины с грядки»;
  • консультация «Детям о пользе овощей и фруктов».

3. Заключительный этап 

- Создание огорода на подоконнике;

- Оформление стенгазеты;

- Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе опытно-экспериментальной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в группе компенсирующей направленности

Проектная деятельность в группе компенсирующей направленности№2 на тему: «Зимние забавы»...

Взаимосвязь с родителями в рамках проектной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Читают ли современным детям разные сказки, истории, рассказы? К сожалению, большинство родителей не читают детям сказки, более того, вообще мало разговаривают со своими детьми. Родители практически ве...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме «Огород на окне. Посадка гороха.»

Совершенствование речи и мышления детей через исследовательскую деятельность в процессе ознакомления с растениеводством, работе с землей через опыт и эксперимент.Закрепить, обобщить и дополнить знания...

Организация проектной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития

При организации проектной деятельности возникают трудности, связанные с психофизическими особенностями детей : тотальное недоразвитие всех высших психических функций: речи, восприя...