Прием "Кубик Блума" на логопедических занятиях при изучении лексических тем
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа)

Вера Владимировна Созинова

Приём "кубик Блума" помогает при изучении лексических тем. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

МБ ДОУ «Детский сад №12»

                                                   г. Новокузнецк

 Применение приёма «Кубик  Блума» на логопедических

занятиях при изучении лексических тем. 

Описание: https://iknigi.net/books_files/online_html/188480/i_011.jpg

Учитель-логопед Созинова В.В.

МБ ДОУ «Детский сад №12» г. Новокузнецк

Приём «Кубик  Блума» на логопедических занятиях при изучении лексических тем.

Учитель-логопед Созинова В.В.

В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях. Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, основаны  на принципе «учить не науке, а учить учиться».                                                                                                                                                                       В речи детей - логопатов существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Для решения этой проблемы я использую приём «Кубик Блума» , разработанный американским учёным и психологом Бенджамином Блумом. Этот  приём помогает в развитии критического мышления, обогащает и активизирует словарный запас, развивает связную речь, что является важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе.         Использование приёма «Кубик Блума» оказывает положительное влияние   на развитие речи, мыслительной деятельности.  На гранях кубика написаны первые слова вопроса:                                                                                                                        Назови - воспроизведение предмета, явления; проверка общих знаний по теме.                                                                                                                                                                                                Почему -  установление причинно-следственных связей, то есть описание процессов, которые происходят с указанным предметом, явлением.             Объясни – уточнение  проблемы с разных точек зрения, фокусирование внимания на всех сторонах темы.                                                                                  Предложи – предложение  собственного решения проблемы, ребёнок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.                                                                                                        Придумай – содержит элементы творчества ,фантазии, вымысла.                                                                                                                       Поделись – анализ фактов и следствий, оценка значимости полученных сведений,  активация мыслительной деятельности детей, выражение ощущений и чувств ребёнка, его эмоций, которые вызваны изучаемой темой. 

Можно назвать грани кубика иначе:

Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление).                                                                                                Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами).                                                                               Предложи ассоциацию (ребенок должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление).                                                        Проанализируй (как сделан предмет, из чего состоит).                                        Используй (дети показывают, как можно применить предмет).                               Дай оценку (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого).

Вопросы по  лексическим темам                                                                                         1.Тема «Детский сад»                                                                                                           - Назови , какие помещения есть в детском саду.                                                         - Объясни, зачем каждая группа находится в разных помещениях.                                  – Почему в каждой группе должно быть по два выхода?                                            – Поделись, какие бы помещения ты хотел добавить в детском саду.                                                                                                                                        – Предложи свои примеры занятий в детском саду.                                                               – Придумай новые игры .

2. Тема «Овощи»                                                                                                                         - Назови овощи.                                                                                                                     - Объясни, зачем выращивают овощи.                                                                             – Почему овощные культуры  в огороде нужно поливать, пропалывать, удобрять.                                                                                                                                 – Поделись рецептом овощного салата.                                                                       – Предложи новую овощную культуру, которую можно вывести.                                   – Придумай загадку про любимый овощ.

3. Тема «Фрукты»                                                                                                                                - Назови  фрукты.                                                                                                                       - Объясни, зачем  выращивают фрукты.                                                                                 – Почему за фруктовыми деревьями в саду нужно ухаживать.                                                         – Поделись рецептом фруктового салата.                                                                       – Предложи новую фруктовую культуру, которую можно вывести.                                   – Придумай загадку про любимый  фрукт.

4.Тема «Грибы»                                                                                                                                - Назови съедобные грибы.                                                                                                         - Объясни строение грибов.                                                                                                     – Почему нужно собирать только знакомые грибы.                                                                  – Поделись рецептом грибных блюд.                                                                                       – Предложи  своё объяснение выражения « тихая охота».                                                                                                                                     – Придумай загадку про грибы.

5. Тема « Перелётные птицы»                                                                                                          - Назови  перелётных птиц.                                                                                                                      - Объясни   перелёт птиц осенью в тёплые края.                                                                                                                 – Почему  птицы улетают стаями.                                                                                                                                  – Поделись   своими наблюдениями за перелётными птицами.                                                                                                              – Предложи народную примету о перелётных птицах.                                                                                                                                       – Придумай загадку о перелётных птицах.

6.  Тема  «Одежда».                                                                                                                  - Назови виды одежды                                                                                                                        - Объясни ,зачем в одежде нужны карманы.                                                                                                                 – Почему  в разное время года нужна разная одежда.                                                                                                                                   – Поделись  поговоркой про одежду.                                                                                                               – Предложи историю про создание одежды                                                                                                                                     – Придумай загадку про одежду.

7. Тема « Игрушки»                                                                                                                    - Назови , из чего изготавливают игрушки.                                                                                                                       – Объясни, почему игрушки после игры нужно убирать на место.                                                                                                                   – Почему за игрушками нужно ухаживать.                                                                                                                                   – Поделись описанием своей любимой игрушки.                                                                                                                 – Предложи свою историю про игрушки.                                                                                                                                      – Придумай загадку про игрушку.

8. Тема «Профессии. Инструменты».                                                                                                                      - Назови , какие ты знаешь профессии .                                                                                                                       - Объясни значение некоторых  профессий.                                                                                                                  – Почему женщины могут овладеть не всеми  профессиями.                                                                                                                                   – Поделись, какую  профессию выбрал бы ты.                                                                                                                 – Предложи новую профессию.                                                                                                                                       – Придумай  загадку про профессию.

9. Тема «Дом. Его части».                                                                                                              - Назови части дома.                                                                                                                       - Объясни деление квартиры на части.                                                                                                                  – Почему дом нужно содержать в чистоте.                                                                                                                                    – Поделись своим планом нового дома.                                                                                                                – Предложи  идею плавучего дома.                                                                                                                                    – Придумай загадку про части дома.

10.Тема « Домашние животные».                                                                                                - Назови  домашних животных.                                                                                                                      - Объясни , как ухаживать за домашними животными.                                                                                                                 – Почему человек разводит домашних животных.                                                                                                                                   – Поделись описанием своего домашнего животного.                                                                                                                – Предложи свою сказку про домашних животных.                                                                                                                                     – Придумай загадку про домашнее животное.

11. Тема «Дикие животные».                                                                                                     - Назови  диких животных.                                                                                                                      - Объясни деление диких животных по типам питания.                                                                                                                  – Почему  одни дикие животные зимой впадают в спячку.                                                                                                                                  – Поделись  описанием дикого животного.                                                                                                               – Предложи сказку про диких  животных.                                                                                                                                     – Придумай загадку про дикое животное.

12. Тема «Мебель».                                                                                                                    - Назови виды мебели.                                                                                                                       - Объясни необходимость мебели для человека.                                                                                                                  – Почему  за мебелью нужно ухаживать.                                                                                                                                   – Поделись описанием одного из предметов мебели.                                                                                                                 – Предложи  рассказ дивана о своих хозяевах.                                                                                                                                     – Придумай загадку про мебель.

13. Тема  « Зимующие птицы».                                                                                                    - Назови зимующих птиц.                                                                                                                       - Объясни необходимость создания кормушек для птиц  людьми зимой.                                                                                                                  – Почему птицы без пищи могут замёрзнуть.                                                                                                                                   – Поделись описанием зимующей птицы.                                                                                                                – Предложи  свой рассказ о зимующих птицах.                                                                                                                                    – Придумай загадку про зимующую птицу.

14.Тема «Новый год».                                                                                                                     - Назови героев новогодних праздников.                                                                                                                        - Объясни выражение « новогодний карнавал».                                                                                                                  – Почему на Новый год дарят подарки.                                                                                                                                   – Поделись рассказом о проведении новогоднего праздника.                                                                                                                – Предложи  свой новогодний костюм.                                                                                                                                     – Придумай новогодние загадки.

15.Тема  «Посуда».                                                                                                                        - Назови  виды посуды.                                                                                                                       - Объясни необходимость посуды для людей.                                                                                                                  – Почему  за посудой нужно ухаживать.                                                                                                                                   – Поделись описанием одного из предметов посуды.                                                                                                                – Предложи новый вид посуды.                                                                                                                                     – Придумай загадку о посуде.

16. Тема «Транспорт».                                                                                                                          - Назови   виды транспорта.                                                                                                                     - Объясни   значение транспорта для  человека.                                                                                                                – Почему  в больших городах создали подземнуюжелезнуюдорогу.                                                                                                                                   – Поделись описание одного предмета транспорта.                                                                                                                – Предложи  новый вид транспорта.                                                                                                                                    – Придумай загадку про транспорт.

17.Тема  «Продукты питания».                                                                                                                                                   - Назови виды продуктов.                                                                                                                       - Объясни значение правильного питания в жизни человека.                                                                                                                  – Почему необходимо есть овощи и   фрукты.                                                                                                                                – Поделись рецептом твоего любимого блюда.                                                                                                                 – Предложи свой рассказ о любимом продукте.                                                                                                                                      – Придумай загадки про овощи.

18.Тема « Семья».                                                                                                                              - Назови членов семьи.                                                                                                                        – Объясни значение поговорки «Согласие да лад - в семье клад»                                                                                                                   – Почему каждый член семьи должен выполнять свои обязанности.                                                                                                                                    – Поделись традициями вашей семьи.                                                                                                                 – Предложи семейные игры.                                                                                                                                      – Придумай сказку о семье.

19. Тема « Как звери зимуют».                                                                                                                    - Назови животных, которые зимой впадают в спячку.                                                                                                                       – Объясни необходимость этого явления.                                                                                                                   – Почему животным лучше жить в дикой среде.                                                                                                                                     – Поделись  рассказом о зимовке какого-либо животного.                                                                                                               – Предложи сказку о животных.                                                                                                                                      – Придумай загадку о животных

20. Тема « День защитника Отечества».                                                                                     – Назови рода войск Российской армии.                                                                                                                       – Объясни «Родина - мать, умей за неё постоять».                                                                                                                   – Почему    необходимо наличие армии в стране.                                                                                                                                 – Поделись  рассказом о защитниках Отечества в вашей семье.                                                                                                                – Предложи новые рода войск.                                                                                                                                      – Придумай сказку о солдате.

21.Тема «Город. Улица».                                                                                                               - Назови свой домашний адрес.                                                                                                                       - Объясни, как ты добираешься из дома в детский сад.                                                                                                                  – Почему в парках нет проезжей части?                                                                                                                                   – Поделись названиями площадей родного города.                                                                                                                – Предложи свои названия улиц города.                                                                                                                                     – Придумай новый памятник  нашего города.

22. Тема «Прилет птиц».                                                                                                                          - Назови перелётных птиц.                                                                                                                       - Объясни название «перелётные».                                                                                                                  – Почему «одна ласточка весну не делает»? «грач прилетел- через месяц снег сойдёт»?                                                                                                                                   – Поделись  своими наблюдениями за птицами весной.                                                                                                               – Предложи   свою игру про перелётных птиц.                                                                                                                                   – Придумай загадку про перелётных птиц.

23.Тема «ПДД».                                                                                                                                              - Назови места перехода проезжей части.                                                                                                                       - Объясни значение слова «зебра».                                                                                                                  – Почему играть и бегать на тротуарах нельзя?                                                                                                                                   – Поделись правилами поведения в транспорте.                                                                                                                – Предложи свою игру про ПДД.                                                                                                                                     – Придумай рассказ о ПДД, можно из личного опыта.

24. Тема «Подводный мир».                                                                                                        - Назови подводных обитателей.                                                                                                                       – Объясни деление рыб на несколько групп.                                                                                                                   – Почему  обитатели подводного мира могут дышать в воде?                                                                                                                                   – Поделись описанием понравившегося морского жителя.                                                                                                                   – Предложи сосчитать улов бывалого рыбака.                                                                                                                                     – Придумай  рассказ про крабика.

25 .Тема « День Космонавтики».                                                                                     - Назови имена Российских космонавтов.                                                                                                                        - Объясни  значение слов ракета, космодром, телескоп.                                                                                                                – Почему  12 апреля  отмечают День космонавтики.                                                                                                                                  – Поделись  названиями планет.                                                                                                               – Предложи своё название новой планеты.                                                                                                                                     – Придумай свою космическую сказку.

26. Тема «Животные наших лесов, Севера, жарких стран».                                                       - Назови   животных наших лесов.                                                                                                                     - Объясни значение слова «прорубь».                                                                                                                  – Почему лев не может питаться рыбой.                                                                                                                                   – Поделись сравнением северного оленя и льва.                                                                                                                – Предложи свою загадку о любимом животном.                                                                                                                                     – Придумай сказку о животных жарких стран.

27.Тема «Лес. Сад. Парк. Луг.»                                                                                                        - Назови лесные растения.                                                                                                                       - Объясни деление деревьев на лиственные и хвойные.                                                                                                                  – Почему иголки на хвойных деревьях зимой не опадают.                                                                                                                                   – Поделись своими наблюдениями луга.                                                                                                                  – Предложи  описание парка.                                                                                                                                    – Придумай загадки о лесе.

28.Тема «Праздник Победы».                                                                                             - Назови  города - герои.                                                                                                                      - Объясни значение праздника Дня Победы.                                                                                                                  – Почему наша страна отмечает этот праздник.                                                                                                                                    – Поделись рассказами своих родственников о Великой Отечественной войне.                                                                                                                                                 – Предложи пословицы  о защите Родины.  (Мир строит, а война разрушает).                                                                                                                                   – Придумай загадку о солдатах.

29.Тема «Насекомые. Цветы».                                                                                                       – Назови  насекомых.                                                                                                                         – Объясни деление насекомых на разные группы.                                                                                                                   – Почему не всех насекомых нужно уничтожать.                                                                                                                                    – Поделись своими наблюдениями о насекомых.                                                                                                                 – Предложи  описание понравившегося насекомого.                                                                                                                                    – Придумай сказку о путешествиях жучка.

30.Тема «Весна».                                                                                                                                       - Назови весенние месяцы.                                                                                                                       - Объясни , что такое капель.                                                                                                                  – Почему тает снег.                                                                                                                                    – Поделись  .как помогаешь взрослым во дворе, в огороде.                                                                                                               – Предложи ,какой домик можно смастерить для птиц.                                                                                                                                      – Придумай, что будет, если деревья будут цвести круглый год.

31.Тема «Зима».                                                                                                                                 - Назови зимние месяцы.                                                                                                                       – Объясни, зачем заяц меняет шубку зимой.                                                                                                                   – Почему торт из снега не нужно печь?                                                                                                                                   – Поделись  любимой зимней игрой.                                                                                                               – Предложи опыт со снегом и сосульками.                                                                                                                                     – Придумай, что будет, если зима не прекратится.

32.Тема «Лето».                                                                                                                                                                                          - Назови  летние месяцы.                                                                                                                      - Объясни , зачем поливать овощи летом.                                                                                                                  – Почему пчела перелетает от цветка к цветку?                                                                                                                                   – Поделись , как ты помогаешь своим родным летом.                                                                                                                – Предложи , как можно охладиться летом.                                                                                                                                     – Придумай , куда бы ты хотел отправиться в путешествие.

33. Тема «Осень».                                                                                                                              - Назови  осенние месяцы.                                                                                                                       - Объясни , куда исчезают насекомые.                                                                                                                  – Почему  заготавливают овощи  осенью.                                                                                                                                   – Поделись, как ты помогаешь взрослым осенью.                                                                                                                – Предложи  осенние игры на улице.                                                                                                                                    – Придумай , что будет, если не будет осени.

34.Тема «Моя страна».                                                                                                                           - Назови , как полностью называется наша страна.                                                                                                                       – Объясни, что обозначают цвета нашего   флага.                                                                 – Почему нашу страну называют многонациональной.                                                                                                                                   – Поделись народной игрой.                                                                                                                – Предложи, что может быть неофициальным символом нашей страны.                                                                                                                                      – Придумай, что будет, если ты будешь руководить нашей страной.

35. Тема «ОБЖ».                                                                                                                            - Назови опасные предметы в доме.                                                                                                                       - Объясни , как бы ты вёл себя, если тебя на улице позвал с собой незнакомый человек.                                                                                                                                   – Почему нельзя собирать в лесу незнакомые грибы и ягоды.                                                                                                                                    – Поделись ,от кого зависит твоя безопасность.                                                                                                                – Предложи игру по ОБЖ.                                                                                                                                     – Придумай , что будет, если туристы не потушат костёр в лесу                         36.Тема «ЗОЖ».                                                                                                                   - Назови , что такое здоровье.                                                                                                                       - Объясни , зачем правильно питаться.                                                                                                                  – Почему  нужно соблюдать ЗОЖ.                                                                                                                                     – Поделись примерами ЗОЖ.                                                                                                                – Предложи , что нужно делать каждый день, чтобы быть здоровым.                                                                                                                                       – Придумай , что будет, если не вести ЗОЖ.                                                      37. Тема «Экология».                                                                                                                      - Назови виновника экологических проблем.                                                                                                                       – Объясни , как мусор влияет на животных.                                                                                                                   – Почему нужно охранять лес.                                                                                                                                   – Поделись , как твоя семья сортирует мусор.                                                                                                                – Предложи акцию в защиту природы.                                                                                                                                     – Придумай , что будет, если исчезнут все растения.                                                          При проведении обследования речи в подготовительной логопедической группе в октябре 2022г. дети показали результаты: развитие связной речи-82%, словарный запас – 78%. В мае, в конце учебного года результаты значительно улучшились : развитие связной речи-96%, словарный запас- 93%. Использование приёма «Кубик Блума» оказывает положительное влияние   на развитие речи, мыслительной деятельности.  Практика показывает, что этот приём  нравится детям, они быстро осваивают правила игры. А педагогу  приём помогает в занимательной форме обобщить , проверять знания и умения детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по преодолению лексических нарушений. Конспект занятия в средней группе у детей с ОНР(III период) по теме :«Дикие животные» «В гости к лесным друзьям»

цель занятия: Формирование лексико-грамматических средств языка. Конспект содержит многообразие игр по формированию лексико-грамматических средств языка. Прилагается наглядный материал для использован...

Конспект подгруппового логопедического занятия на материале лексической темы "Хлеб"

Цель занятия. Обобщение знаний детей по теме. Коррекционно-образовательные задачи. Учить детей составлять предложения с однородными определениями.  Коррекционно-развивающие задачи. Уточ...

Конспект подгруппового логопедического занятия по изучению лексической темы «ОВОЩИ» в старшей (коррекционной) группе

Цель.·         Обобщить материал по теме «Овощи»;·         развивать мышление и память, фонематические процессы;·...

Итоговое занятие по изучению лексической темы «Дикие животные»

Тема: «Дикие животные. Составление описательного рассказа о диких жи-вотных по плану – схеме» (старшая логопедическая группа для детей с ОНР) Интеграция образовательных областей: «Познание», «Ком...

Конспект логопедического занятия на основе лексической темы «Овощи. Огород» (подготовительная группа)

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи на основе лексической темы «Овощи. Огород»  (подготовительная группа) для детей подготовительной г...

Конспект фронтального логопедического занятия по изучению русской народной сказки «Снегурушка и лиса»

Знакомство детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», помочь понять смысл произведения....

Прием "Кубик Блума" на логопедических занятиях при изучении лексических тем

Приём "кубик Блума" помогает при изучении лексических тем....