Конспект подгруппового логопедического занятия по изучению лексической темы «ОВОЩИ» в старшей (коррекционной) группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Романова Ксения Александровна

 

Цель.

·         Обобщить материал по теме «Овощи»;

·         развивать мышление и память, фонематические процессы;

·         активизировать словарь глаголов и признаков;

·         закрепить навыки сло­вообразования, согласования числительного с существитель­ным;

·         развитие связной речи: составления рассказа по плану.

 

Оборудование.

·         Предметные  разрезные картинки овощей: «Помидор», «Огурец», «Морковь», «Баклажан», «Перец», «Картофель», «Репа».

·         Муляжи овощей.

·         Шапочки овощей.

·         Массажные мячики.

·         Дидактическое пособие «ДОМИК»

 

Словарь:

овощи, их цвет, форма, вкус;

урожай, грядки, огород, в земле, на земле;

расти, зреть, поливать, полоть, копать, собирать, ухаживать; 

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

I.                   Организационный момент. Приветствие (дети стоят в кружке):

Носом вдох, на выдохе произносим фразу: «Доброе утро»

II.                Дыхательная и артикуляционная гимнастика, с элементами пальчиковой гимнастики

·         упражнение на отработку длинного выдоха «Тянем морковь»

на выдохе произносить: «ОООООО-х!». Повторить 3—4 раза.

·      «Строим забор»— растянуть разомкнутые губы, пальцы развести(удержать под счёт до 5 раз.) Повторить 2 раза.

«Помидор» надуть щёки, пальцы обеих рук соединить так как держат мячик

·         «Салат из капусты» - улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами: та –та –та, одновременно сжимать и разжимать пальцы рук.

Пошлёпать по языку губами: пя –пя-пя, одновременно  хлопать в ладошки

·         « Морковка » — улыбнуться, открыть рот; высунуть  острый язычок изо рта. Удержать под счёт до 2, а потом спрятать. Руки поднять вверх.  Повторить 2 раза

 

III.             Лексико-грамматические игры и упражнения

 

1.      Игра «Найди, назови ласково и спрячь»

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; усвоение предложно – падежных форм существительных

 

На столе стоит корзина с овощами. Ребёнок подходит

огурец — огурчик; помидор — помидорчик и т.д

 

Спрячь огурчик в коробку;  баклажан  на коробку; картофель за коробку; морковь под стол и т. Д

 

2.      Игра «Хлопай и говори»  формирование слоговой структуры слова

Логопед: Я сейчас буду вслух произносить слова, слово нужно повторить, на хлопки разделить.

 

Логопед показывает картинку, где нарисован овощ, произносит слова, а дети повторяют и хлопают в ладошки.

Затем под картинку логопед ставит необходимую цифру:

ка –пус –та (3);

лук(1);

мор –ковь (2) и т. д

 

 

3.      Игра «Собери овощи» (разрезная картинка) у каждого ребёнка картинка, разрезанная на 4 части.

 

4.      Развитие связной речи. Дети рассказывают о своём овоще по плану:

- Как называется овощ?

- Где он растёт?

- Какой он по цвету, форме, на вкус?

- что можно приготовить из него.

 

5.       Речевая  игра «Помидор»

 

Логопед  произносит рифмовку, сопровождая ее соответствующими действиями.

У каждого ребёнка массажный мячик

 

Будем помидор катать —

1-2-3-4-5.

 (движения по кругу)

                                                        

                                                             Будем помидор ловить

                                                                           

                                                                           Вот так  вот так

                                                                            Вот так вот так

                                                                (4 раза подбросить вверх)

                                                   

                                                              Будем помидор  мы мыть

Вот так вот так

Вот так вот так

(перекладывать мячик из правой руки в левую и наоборот)

 

Будем резать помидор  —

Вот так, вот так.

                                           ( придавливаем одной ладошкой мячик)

 

 

6.      «Договори» (игра с мячом)

Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью (хором и индивидуально).

7.      Помидор круглый, а морковка..

                        8 Огурец овальный, а капуста... 

5.      Лук жёлтый, а морковка...

6.      Огурец зеленый, а помидор...

7.      Баклажан большой, а редиска…

8.      Чеснок горький, а морковка…..

 

 

7.  Подвижная  речевая игра «ОГОРОД»

Дети – овощи сидят в центре круга (морковь, помидор, огурец), остальные дети идут по кругу:

Дети в огород идут,

Там овощи растут

                                                        Дети спинки наклоняют

                                                         огурец они срывают

                                      (ребёнок – огурец встаёт в круг. Игра продожается)

Дети в огород идут

Там овощи растут

Дети спинки наклоняют

Помидор они срывают

                                                  (ребёнок помидор встаёт в круг)

Дети в огород идут

Там овощи растут

Дети спинки наклоняют

и морковь они выдёргивают

(все дети в кругу, первый ребёнок – грузовик везёт собранный урожай)

 

8. Игра «ДОМИК»

Усвоение категории родительного падежа, единственного числа. Развитие внимания и памяти.

Логопед: Угадай, какого овоща не стало?

Ребёнок: не стало помидора…….

 

 IV. Итог занятия.  Ритуал прощания.

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционно-развивающая среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата" (консультация для педагогов коррекционных групп для детей с НОДА)

Состояние здоровья детей, по данным массовых медицинских обследований, ухудшается. Ведущее рейтинговое место в структуре патологической распространенности у детей занимают нарушение осанки (сутуловато...

Непосредственно образовательная деятельность в средней (коррекционной) группе Открытое коррекционное мероприятие по теме «Путешествие в страну Здоровья»

Непосредственно образовательная деятельность в средней (коррекционной) группе(Основные виды деятельности – познавательно-исследовательская,  коммуникативная) Открытое коррекционное мероприят...

СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ для воспитателей коррекционных групп "Оснащение коррекционного уголка в коррекционной группе ДОУ ".

Использование коррекционного уголка  позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и с...

Интегрированная коррекционно – развивающая деятельность учителя – дефектолога и воспитателя в коррекционной группе для детей с ЗПР 5-6 лет. Тема: "Лесная сказка"

способствовать расширению и углублению знаний о диких животных через речевую и художественно - эстетическую деятельность...

Коррекционная-развивающая работа инструктора по физической культуре в коррекционной группе для детей с нарушением речи

  Физическая культура имеет немаловажное значение для успешной коррекции речевых нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия способствуют оздоровлению детского организм...

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУППАХ

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУППАХ ...