«Развитие способностей обучающихся путём формирования координации, моторики и пространственных ориентиров на групповых занятиях с детьми с ОНР»
материал по логопедии (старшая группа)

Мосягина Ольга Ивановна

В материале раскрывается термин - кинезиология.Обосновывается результативность проведения упражнений по межполушарному развитию с целью работы по развитию и коррекции речи. Приводится примерный план упражнений на год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение среднеобразовательная школа №5 имени Ю. А. Гарнаева с углублённым изучением отдельных предметов (Дошкольное отделение)

Московская область, г. о. Жуковский, ул. Лесная, д.4

«Развитие способностей обучающихся путём формирования координации, моторики и пространственных ориентиров на групповых занятиях  с детьми с ОНР»

Учитель-логопед: Мосягина О. И.

Август, 2021 год.

Рука является вышедшим на волю головным мозгом.

Иммануил Кант

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,

чем мозг, хорошо наполненный.

Мишель де Монтень

Актуальность использования метода кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста.

Происходящие изменения в обществе и принятые стандарты дошкольного

образования выдвинули новые требования к системе образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуального, творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Особенно актуально звучит задача по социализации ребенка. И, т.к. развитие современного общества носит динамический характер, то и ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности - учебной. Большое значение при

этом будет иметь развитие интеллектуальных способностей и формирование

соответствующих умений у детей. Работая в детском саду, я твердо убеждена, что основу воспитательной работы со старшими дошкольниками, в первую очередь, должно составлять именно развитие интеллектуальных способностей детей. Ведь то, что сумеешь заложить в сознании ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь. Поиск эффективных средств развития логического мышления дошкольников является неотъемлемой частью данной задачи.

На сегодняшний день одним из перспективных средств такого развития выступают кинезиологические упражнения, возможности которых в практике детского сада реализуются далеко не полностью.

Что такое кинезиология? Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педагогика, логопедия и многие другие.

Как говорилось ранее, кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

Когда я наблюдала за детьми, то было видно по их действиям, что взаимодействия между полушариями у них почти отсутствует. Они демонстрируют слабую мускульную реакцию на определенные упражнения, у них плохая координация движений, и это сказывается в познавательной деятельности.

Вот это и натолкнуло меня на работу по систематическому развитию

межполушарного взаимодействия. Мне хотелось, чтобы дети с помощью «простых» движений смогли «переключать» свои полушария, меньше тратя энергии на выполнение основной работы. Вот этим и занимается наука – кинезиология. Этим и привлекла она меня. Так интересно, занимаясь с детьми наблюдать, как в ходе тренировок наблюдается динамика в преодолении мыслительных операций, и это сказывается на развитии

интеллекта и даже эмоциональной сферы.

Развивая межполушарное взаимодействие, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Это позволяет избегать трудности у детей в обучении и создает условия для формирования новых возможностей психических навыков и процессов, которые могут сформироваться и стать нужными ребенку через кинезиологические приемы и методы. Ведь работа здесь направлена от движений к мышлению, а не наоборот.

Современный мир, наполненный обилием компьютеров, айпадов, различных гаджетов, не требует от детей ручных усилий, и поэтому моторные навыки ослабляются: дети плохо держат карандаш, кисточку, ножницы, отчего и происходят постоянные зажимы кисти, что ведет к нарушению даже эмоционального состояния. А все это в дальнейшем сказывается на восприятии и усвоении любого обучающего материала и на

здоровье. Кинезиология способствует развитию мелкой моторики и относится к здоровьесберегающей технологии. А одной из главных задач детского сада является укрепление и сохранение здоровья. К тому же кинезиология не требует никаких материальных и методических затрат. Руки всегда рядом и постоянно в дошкольном возрасте требуют нагрузки в движении. В свете этого метод кинезиологии стал очень актуален, ведь для детей и взрослых этот метод был в новинку. Это вызывало особенный интерес к занятиям, и я, совместно с воспитателями, начала применять в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста приемы и методы кинезиологии.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Цель кинезиологических упражнений:

  • Развитие межполушарного взаимодействия;
  • Развитие мелкой и крупной моторики;
  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей;
  • Улучшение работы долговременной и кратковременной памяти;
  • Развитие способностей к обучению и усвоению информации, речи;
  • Восстановление работоспособности и продуктивности;
  • Снятие стресса, нервного напряжения, усталости;
  • Формирование абстрактного мышления и др.

Кинезиологические упражнения используются как в развивающей деятельности, в качестве динамических пауз (отдыхалочек), так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу.

Результативность! Для результативности работы необходимо учитывать определенные условия:

  • проводятся утром;
  • проводятся ежедневно, без пропусков;
  • время проведения 3-5 минут, в общей сложности это может составлять до 25-30 минут в день;
  • проводятся в доброжелательной обстановке проводятся стоя или сидя за партой.
  • От детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам. Длительность занятий по одному комплексу составляет 2 недели.

Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

Комплекс включает упражнения:

На что направлены

Пересекающие среднюю линию тела

Ведущий механизм- механизм единства мысли и движения между полушариями мозга, способствует полноценному восприятию материала, на аналитическом уровне и на уровне обобщения

Растягивающие мышцы тела

Нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно- двигательного аппарата

Телесные движения

Развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы

Дыхательные

Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность

Глазодвигательные

Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма

Развитие мелкой моторики

Стимулируют речевые зоны головного мозга

Массаж

Воздействует на биологически активные точки

Упражнения на релаксацию

Способствуют расслаблению, снятию напряжения

Планирование комплексов кинезиологических упражнений

Месяцы

Комплексы

Упражнения

Сентябрь

Заучивание отдельных упражнений

«Фонарики», «Дом», «Ёжик», «Замок», «Колечки»

Перекладывание предмета, подбрасывание предмета обеими руками

Октябрь

Заучивание отдельных упражнений

«Змея», «Бабочка», «Зайчик», «Коза», «Вилка», «Цепочка»

«Я шагаю»

Ноябрь

№1,

№2

«Массаж ушных раковин», «Ожерелье», «Ладошки», «Ёжик-замок», «Кивки», Упражнение для шеи, «Ныряльщик»;

«Снеговик», «Дерево», «Тряпичная кукла и солдат», «Сорви яблоки», «Свеча», «Маршировка», «Глаз – путешественник».

Декабрь

№3,

№4

«Массаж ушных раковин», «Водолазы», «Дерево», «Чтоб с мячами нам дружить, надо пальцы нам развить»,  «Велосипед», «Кошечка», «Волны шипят»;

«Потанцуем», «Паровозик», «Маршировка», «Погладь, похлопай», «Облако дыхания», «Глазки».

Январь

№5,

«Полет», «Паровозик», «Перекрёстное марширование», «Потанцуем», «Глазки», «Сорви яблоки», «Отдохни»;

Февраль

№6,

№7

«Прыжки по команде ведущего», «Кулак-ребро-ладонь», «Зеркальное рисование», «Ожерелье», «Ладошки», «Кивки», Упражнение для шеи;

«Тряпичная кукла и солдат», «Паровозик», «Маршировка», «Зайчик-коза-вилка», «Глаз- путешественник», «Зеркальное рисование».

Март

№1,

№2

«Массаж ушных раковин», «Ожерелье», «Ладошки», «Ёжик-замок», «Кивки», Упражнение для шеи, «Ныряльщик»;

«Снеговик», «Дерево», «Тряпичная кукла и солдат», «Сорви яблоки», «Свеча», «Маршировка», «Глаз – путешественник».

Апрель

№3,

№4

«Массаж ушных раковин», «Водолазы», «Дерево», «Чтоб с мячами нам дружить, надо пальцы нам развить»,  «Велосипед», «Кошечка», «Волны шипят»;

«Потанцуем», «Паровозик», «Маршировка», «Погладь, похлопай», «Облако дыхания», «Глазки».

Май

Кинезиологические сказки

Выполняются упражнения по ходу сказки

Признаки, по которым видны достижения детей:

  • У ребенка пропал страх отвечать перед группой детей, он стал спокойнее, увереннее в себе.
  • У некоторых детей появилась готовность и желание выполнять дополнительные задания.
  • Речь из бессвязной и односложной превратилась в осознанный рассказ.
  • Детям стали по силам задания, требующие выполнения классификации, обобщения, систематизации материала.
  • Дети принимают правила сотрудничества и взаимопомощи.

ПОМЕТОЧКА Хотелось бы обратить внимание ещё на важные моменты в проведении кинезиологических упражнений:

  • Нецелесообразно прерывать кинезиологическими упражнениями творческую деятельность детей;
  • Если же детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, то упражнения лучше проводить перед работой или между заданиями; *
  • Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающий эффект.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты работы по выявлению и развитию способностей обучающихся

Педагогическая диагностика: ее сущность, основные подходы. Система педагогической диагностики представляет собой последовательность действий воспитателя по созданию необходимых условий для реализации ...

Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а так же их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях.

Лекция из курса   «Современные подходы к организации дошкольного образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов»....

Критерий 1: Выявление и развитие способностей обучающихся к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях

1.1. Наличие проектов, акций (ежегодно) интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной направленности, реализованных с воспитанниками, под руководством педагогического работника ( в межаттестац...

Раздел 3. Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях

Выявление и развитие спсосбностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творчесуой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях...

Раздел 3. Выявление и развитие способностей обучающихся. 1. Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса

Раздел 3. Выявление и развитие способностей обучающихся.1. Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процессаЗная индивидуальные особенности личности каждого дошкольни...