Мой край родной
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Костенкова Валерия Александровна

Мой край родной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_moy_gorod.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад комбинированного вида № 2

города Ставрополя

Конспект образовательной деятельности по Развитие лексико - грамматических средств языка и связной речи.

Тема: «Мой край родной»

(подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР №7).

Подготовила: учитель - логопед группы № 7

 Костенкова Валерия Александрова

Ставрополь – 2023 г.

Тема: «Край родной мойСтавропольский». ( конспект №1).

Цель: Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к его богатствам.

Задачи:

Образовательные задачи: закрепить и систематизировать знания детей о Ставропольском крае (природа края, сельское хозяйство (растениеводство и животноводство, полезные ископаемые, знаменитые люди края, символы Ставропольского края). Углублять и формировать представление детей о родном крае как части большой страны – России. Совершенствовать грамматический строй речи.

Развивающие задачи: развивать связную речь детей, обогащать словарь детей по теме; воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими. Формировать любовь к родному краю, развивать бережное отношение к достопримечательностям края, природе.

Воспитательные задачи: воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества. Формировать любовь к родному краю, развивать бережное отношение к достопримечательностям края, природе.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое, речевое, художественно-эстетическое.

Форма взаимодействия: совместная с взрослым, совместная со сверстниками, самостоятельная.

Методы и приемы: словесный, метод игрового моделирования, организация проблемной ситуации.

Предполагаемый результат:

- Дети проявляют любознательность, активно используют новые слова в речи.

- Дети с удовольствием включается в совместную деятельность воспитателем, сверстниками и с интересом участвуют в обсуждении.

-Дети способны договариваться, сопереживать, радуются успехам сверстников.

- Дети с помощью речи выражают свои мысли, умозаключения, выводы.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для организации и проведения образовательной деятельности: картины с иллюстрациями Ставропольского края, книги, презентации.

Словарная работа: хлеборобный край, край золотого руна, город Креста, житница, здравница, гостеприимство, хлебосольство, города-курорты, источник.

Предварительная работа беседа: «Я живу на Ставрополье», рассматривание иллюстраций о Ставропольском крае, карты Ставропольского края, знакомство с творчеством ставропольского художника П. М. Гречишкина и детского поэта А. Е. Екимцева; чтение легенд о Ставропольском крае; разучивание лого ритмики «Край широкий Ставропольский», «Солнышко», пальчиковой гимнастики «Полезные ископаемые Ставропольского края».

Ход образовательной деятельности:

  1. Организационный.

-Нам радостно, нам весело,

Смеемся мы с утра.

Но вот пришло мгновение

Серьезней быть пора.

Глазки хорошо открыли,

Ушки навострили.

Будем думать, рассуждать

И немного удивлять.

  1. Мотивационный. Нашим дорогим гостям очень интересно узнать, чем же мы их будем удивлять и радовать. А удивим мы всех сегодня своими знаниями о родном крае.

Логопед: Если скажите слово «Родина»,

Сразу в памяти встает

Отчий дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной веселый двор.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная, но у всех она одна.

  1. Образовательный.

       Логопед:

- Дети, а для вас, что такое Родина?

Дети: Место, где мы родились, и сейчас живем, как называется? (Малая Родина)

Логопед: Для нас с вами наша малая Родина – это наш край.

В каком крае мы живем (Ставропольский край)

Главный город края – это город Ставрополь.

- Почему он назван именно так? (В переводе с греческого Ставрополь город креста. При закладке крепости защита от врагов) – Ставропольская крепость – более 200 лет назад был сооружен каменный крест. Во время войны крепость была разрушена. Прошло время, в этих местах стали селится люди: казаки, русские крестьяне. Крепость положила начало строительству города Ставрополя. Позднее каменный крест восстановили.

- Каменный крест является символом города.

Вношу необычный цветок: сердцевина – очертание территории Ставропольского края, вокруг – семь лепестков (богатства края).

- Что у меня в руках?

- Это необычный цветок, цветик-семицветик.

А что в нем необычного? Обратите внимание на середину цветка, что она вам напоминает? (Очертание территории Ставропольского края. Если дети затрудняются можно поднести к карте Ставропольского края и сравнить).

- Сердцевина цветка – это наш Ставропольский край, а лепестки богатства края. Сейчас мы рассмотрим все лепестки цветка и расскажем чем славен и богат наш край.

Лепестки:

1. Природа края (природные ландшафты, растения, животные).

2. Сельское хозяйство (на лепестке изображены колосья).

3. Животноводство (на лепестке картинки: молочные продукты, мясо, яйцо, шерсть, рыба, куры, овцы, коровы).

4. Подземные богатства (полезные ископаемые).

5. Знаменитые люди края.

6. Символика СК (на лепестке изображены символы СК — герб и флаг).

7. Обычаи Ставропольцев.

«Открываем» по лепестку.

1. Природа края.

- Почему путешествие по СК сравнивают с поездкой по всей России? (Потому что на Ставрополье можно увидеть все природные ландшафты (поверхности, места): полупустыни, пустыни, степи, леса, реки, озера, горы и даже мерзлота (картинки).

-Назовите основные реки Ставрополья. (Кубань, Терек, Егорлык) (показать на карте).

- Какие озера вы знаете? (Соленое озеро, Маныч — Гудим, Тамбучанское озеро, Провал)

- Назовите водохранилища СК. (Новотроицкое, Сенгилеевское)

Названия каких гор вы запомнили? (Стрижамент, Змейка, Эльбрус)

Физ минутка.«Родные просторы».

Край широкий Ставропольский (идут по кругу, взявшись за руки)

Удивительный мой край (остановились, развели руки через верх)

Только в нем увидеть можно (смотрят вдаль в одну и другую стороны)

Все места родной страны (разводят руки перед собой)

Степи утопают здесь в цветах (делают рукой перед собой и показывают «бутон»)

Реки горные торопятся, шумят (бегут «змейкой», взявшись за руки)

А озера тихо, лишь качаются, лежат (в кругу держатся за руки и покачиваются из стороны в сторону)

Юг России, но и здесь есть мерзлота (изображают, как им холодно)

Что не тает никогда (показывают указательным пальцем отрицание)

Колосится хлеб родной в полях (руки в локтях согнуты, ладошки в кулачок- «колос», покачивают)

Песни птичьи в воздухе звенят (изображают «летящую птицу по кругу)

Только тут пирамиды гор встают (группируются по 2-3 человека, руки вверх соединяют)

И леса могучие растут (тянутся на носочках вверх, ладони прямые)

В них животные живут (изображают разных животных)

И воздух самый чистый (делают глубокий вдох-выдох)

Ах, Ставрополье, край лучистый (разводят руки перед собой, поднимают вверх, растопырив пальцы)

Тебя я в сердце сохраню (держат ладони перед собой и прижимают к сердцу)

2. Сельское хозяйство.

- Дети, что изображено на следующем листке? (Голос женщины.)

- Как по-другому еще называют наш край (Житницей, край хлеборобов.)

- Почему?

- Пшеничный колос можно по праву считать символом СК (вношу вазу с пшеничными колосьями, ставлю на видное место)

- Основная злаковая культура, которую выращивают на Ставрополье — пшеница, но на полях края растут и другие полевые культуры. Какие именно сейчас вы нам расскажите.

Далее игра «определи полевую культуру (на столе баночки с семенами злаков, дети берут, рассматривают и говорят название).

- Для чего выращивают эти культуры? (Для приготовления еды человеку, корм животным.)

- Что еще выращивают в СК (Овощи, фрукты, виноград.)

3. Животноводство

- СК еще называют и краем золотого руна. Что такое руно? (Шерсть.)

- Какие животные дают нам шерсть?

- В СК на крупных фермах, птицефабриках и в частных подворьях разводят крупный рогатый скот, овец, птицу: кур, уток, гусей, пчел.

4. Полезные ископаемые.

- Что такое полезные ископаемые? (Это то, что хранится под землей и приносит человеку пользу.)

Рассматривание полезных ископаемых.

- Минеральная вода одно из главных богатств СК. В местах, где появлялись источники минеральной воды, стали строиться города — курорты. Какие?

- Я вам предлагаю немного отдохнуть и испить целительный напиток под названием …

- Как по-другому называют этот напиток? (Богатырский.)

- Почему? (Люди, испившие его, становились крепкими и здоровыми.)

- Вот и мы с вами немного поправили свое здоровье и сейчас его укрепим.

Физ. минутка.

Раз — подняться, потянуться.

Два — согнуться, разогнуться.

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — на место сесть опять.

5. Знаменитые люди края.

П. М. Гречишкин ставропольский художник.

- Что он рисовал?

А. Е. Екимцев — детский поэт.

Чтение стихотворения «Дедушка — Туман».

- Кто же автор этого стихотворения? (А. Е. Екимцев)

6. Символика СК.

- Отличительными символами СК являются (показываю герб и флаг)

- Как вы считаете, почему в верхней части щита на гербе изображена крепость? (Потому что сначала была построена ставропольская крепость, а спустя некоторое время — город.)

- Что означает венок из листьев дуба и пшеничных колосьев? (Хлеборобный и сильный, могучий край.)

- Почему всю композицию венчает двуглавый орел? (Это означает, что наш край входит в состав РФ.)

- Почему полотнище флага СК золотого цвета? (Цвет пшеничных колосьев.)

- Что означает белый крест на флаге (г. Ставрополь — краевой центр.)

7. Обычаи Ставропольцев.

- Наш край многонациональный. В нем проживают люди разных национальностей. Каких, подскажите. (Русские, украинцы, армяне, грузины, греки, дагестанские народы — чеченцы, даргинцы, карачаевцы.)

- Но всех нас, людей, проживающих в СК объединяет то, что мы очень гостеприимные люди, чтим обычаи наших предков. Обычаи — это действия, правила, которые выполняют люди и передают их друг другу из поколения в поколение.

- Как сегодня мы встречаем наших гостей? (Хлебом, солью, низким поклоном.)

- Почему именно с солью гостей? (Потому что соль в те времена была роскошью, подавалась только по особым случаям.)

- Какие еще обычаи гостеприимства вы знаете? (Если хозяева уважительно относились к гостю, заваривали ему крепкий чай.)

- Гостеприимные хозяева угощали самым дорогими кушаньями и дарили небольшие подарки гостям. Мы с вами и этот обычай выполним: т.  к. наш край - хлеборобный край, то и угощать мы будем наших гостей самым дорогим — хлебобулочными изделиями.

4. Рефлексия:

- О чем мы сегодня беседовали? Что вам больше всего понравилось?

- Вот и закончилось наше удивительное и поучительное путешествие по родному краю. Вы действительно порадовали нас и удивили своими знаниями о СК. Все, что вы видите, все, что вы знаете о СК — запомните и сохраните в своих сердцах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"

формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...

Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)

Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноц...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....