Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Дифференциация звуков [Р] - [Л]»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект индивидуального логопедического занятия  в подготовительной группе компенсирующей направленности  для детей с тяжелыми нарушениями речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №56 «Искорка»

Конспект индивидуального логопедического занятия

в подготовительной группе компенсирующей направленности

для детей с тяжелыми нарушениями речи

Выполнила:

Желудкова Ольга Викторовна

Учитель-логопед

Тема: «Дифференциация звуков [Р] - [Л]».

Цель: продолжать учить различать звуки [Р] - [Л].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Формировать умение  дифференцировать  звуки [Р] - [Л] (учить различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам в слогах, словах, предложениях).

- Формировать навыки словоизменения.

- Закреплять умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).

- Формировать навыки слогового и звукобуквенного анализа.

- Формировать  навыки устной и письменной речи.

Коррекционно-развивающие:

- Активизировать речевую деятельность.

- Развивать фонематическое восприятие.

- Развивать память, внимание, словесно-логическое мышление.

- Развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательные: 

- Воспитывать положительное отношение к занятиям.

- Воспитывать умение контролировать собственную речь.

- Воспитывать желание и стремление, интерес к достижению результата от выполненной работы.

 Оборудование: световой стол с песком, деревянный ноутбук, предметные картинки, пособие на липучках улитки, пособие деревянные домики, магнитная доска, буквы на магнитах, мяч, разноцветные конверты с буквами, трубочка для дутья.

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность ребенка

I. Орг. момент

Аделина, сегодня на занятие к нам пришли гости, давай их поприветствуем.

А занятие у нас сегодня непростое.  Я приглашаю тебя прогуляться по необычной улице. На ней по соседству живут весёлые задания. За каждое правильно выполненное задание ты будешь получать конвертик с буквой секретного слова. А какое это слово, мы узнаем, когда выполним все задания!

Приветствует гостей.

II.Основной этап.

Введение в тему занятия

А что бы понять, о чём мы будем говорить, послушай очень внимательно:

У улитки маленькие рожки

Похожи на чайные ложки.

Какие слова, похожи по звучанию и отличаются только одним звуком?

С какого звука начинается слово «рожки»?

С какого звука начинается слово «ложки»?

Аделина, ты догадалась о чем мы будем сегодня говорить?

Да, правильно и еще мы будем их учиться различать и никогда не путать.

Это слова «Рожки» и «ложки»

Со звука «Р».

Со звука «Л».

О звуках «Р» и «Л».

Характеристика и артикуляция звуков Л - Р

Дадим характеристику этим звукам.

Звук Л какой?

Давай немного  «погудим». (Долгий звук Л.) Где находиться язык?

А звук Р? Гласный или согласный звук?

Давай порычим. (Долгий звук Р.) Где находится язык?

Что общего между этими звуками и чем они отличаются?

Молодец, Аделина! Продолжаем нашу прогулку.

Звук Л согласный, звонкий, твердый, мы его не можем пропеть.

Язык упирается в верхние зубы.

Звук Р согласный, звонкий, твердый, его нельзя пропеть.

Язык дрожит за верхними зубами.

Общее - звуки согласные, звонкие, твердые, язык находится наверху.

Различие - при произнесении звука Р, кончик языка дрожит, а при произнесении звука Л – язычок не дрожит, упирается в верхние зубы.

Игра «Наоборот» (с мячом)

Игра «Назови ласково»

Ой, смотри! Это улитки Лана и Роза.

Аделина, как ты думаешь какой любимый звук улитки Ланы?

А какой любимый звук улитки Розы?

Улитки хотят с тобой поиграть в игру «Наоборот». Если я называю слог со звуком Р, ты превращаешь его в слог со звуком Л. Если я называю тебе слог со звуком Л, ты превращаешь его в слог со звуком Р (ра-ла, ор-ол, лу-ру, рэ-лэ, лы-ры, эл-эр, ыр-ыл).

Замени в словах звук Л на звук Р и назови новое слово (лак-рак, лад-рад, лама-рама, ложки-рожки).

К нашим улиткам мы пришли не с пустыми руками, а с подарками, давай их подарим.

Улитке Лане, мы будем дарить подарки в названии которых есть звук Л, а Розе - в названии которых есть звук Р.

Называй подарки ласково и дари их улиткам, будь внимательна, подумай кому какой подарок подарить.

Умница, ты справилась с заданием держи конверт (№1).

Звук Л (прикрепляет нужный символ)

Звук Р (прикрепляет нужный символ)

Выполняет задание - называет получившиеся слоги.

Выполняет задание - называет новые слова.

Дарит подарки, называет слова ласково (крокодильчик, белочка, ладошка, ромашечка, лучок).

Игра «Картинки перепутались»

Игра «Чья это тень?»

Ига с мячом «Один-много»

Идем дальше. Ой, какие красивые домики, это домики звуков Р и Л. Но посмотри повнимательнее, кажется здесь что то нет так. Что с картинками?

Назови картинку. Найди ее квартирку в домике.

Поиграем в игру «один-много» (с названиями картинок).

Молодчина! И с этим заданием ты справилась, держи конверт (№2).

Картинки в домиках перепутались.

Подбирает картинку к тени, называет и заселяет ее в домик.

Произносит названия картинок во множественном числе.

Загадки

Игра «Где звук»

Продолжаем нашу прогулку. Ну ка, ну ка, что это здесь? Это загадки будем их отгадывать и находить место звука в слове-отгадке.

- Это чей тоскливый вой часто слышится зимой? Какой в этом слове звук? Где он находится?

- Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук»? Где находится звук Л.

- Блещет в речке чистой спинкой серебристой. Какой в этом слове звук? Где он находится?

- За кудрявый хохолок лису из норки поволок. На ощупь очень гладкая, на вкус как сахар сладкая.

Умничка! Бери конверт (№3)

Это Волк. Звук Л, находится в середине слова.

Это дятел, звук Л в конце слова.

Это рыба. В этом слове звук Р, находится в начале слова.

Это морковь. Звук Р находится в середине слова.

Физкультминутка

(речь с движением)

Аделина, ты, наверное, утомилась, давай немного разомнемся.

Раз - поднялись, потянулись.

Два - согнулись, разогнулись.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать.

Шесть - прогулку продолжать.

За разминку тоже получи конверт (№4)

Ритмично проговаривает и выполняет движения.

Игра «Напиши правильно букву»

Игра на дыхание «Отыщи картинку»

(использование светового стола и песка)

Ух, здорово! Теперь можем идти дальше.

Аделина, чем обозначаются звуки на письме?

Чем отличаются звуки от букв?

На что похожа буква Р? Из скольки элементов она состоит? Напиши ее пальчиком на песке.

На что похожа буква Л? Из скольки элементов она состоит?  Напиши ее пальчиком на песке.

Подуем на песок с помощью трубочки. Что ты отыскала в песке?

Прочитай и раздели эти слова на слоги.

Задание выполнено - держи конверт (№5).

Звуки на письме обозначаются буквами. 

Звуки говорим и слышим, буквы видим мы и пишем.

Из двух элементов. Похожа на парус. Пишет букву Р на песке.

Из двух элементов. Похожа на крышу. Пишет букву Л на песке.

Я нашла картинки, в названии которых есть звуки Л и Р. (баран, луна).

Читает, делит слова на слоги.

Игра «Составь слово»

А наша прогулка продолжается. Ну ка посмотрим что же здесь такое? Похоже это ноутбук. Нужно по нашим картинкам составить слова из букв и выполнить звуковые схемы.

Замечательно!  Вот тебе конверт (№6).

Составляет из букв слова и выполняет звуковые схемы к словам «баран» и «луна».

Игра «Путаница»

Так, куда это мы подошли? Здесь что то написано. Кто то все перепутал и составил неправильно предложения. Нужно исправить ошибки!

Ватрушка съела старушку.

Рубашка стирает Рому.

Стол поставили на лампу.

На белке сидит ёлка.

Правильно, молодец, Аделина! Бери последний конверт! (№7)

И это было последнее задание, наша прогулка подошла к концу. Пора открыть конвертики и узнать, какое же слово зашифровано.

 

Старушка съела ватрушку.

Рома стирает рубашку.

Лампу поставили на стол.

На ёлке сидит белка.

Выкладывает на магнитной доске слово МОЛОДЕЦ.

III. Итог занятия

Аделина, понравилась тебе наша прогулка?

Чему ты научилась?

Что тебе больше всего понравилось?

Какое задание было самым сложным?

Понравилась.

Не путать звуки Р и Л

Задания с песком и ноутбуком. Разгадывать зашифрованное слово.

Составление слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Постановка звука [C]"

В данном конспекте индивидуального логопедического занятия содержатся приемы формирования правильного артикуляционного уклада свистящих звуков, в частности, базового звука [С]...

Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Автоматизация звука [C] в прямых слогах"

В данном конспекте индивидуального логопедического занятия даны приемы автоматизации звука [C] в прямых слогах...

Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Автоматизация звука [C’]"

В данном конспекте индивидуального логопедического занятия даны приемы автоматизации звука [C’]...

Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Постановка звука [Ц]"

В данном конспекте индивидуального логопедического занятия даны приемы, направленные на обучение  ребенка правильно произносить звук [ц] с механической помощью и по подражанию....

Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Автоматизация звука [Л]"

Конспект индивидуального логопедического занятия содержит приемы автоматизации звука [Л]...

Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Автоматизация звука [Л’]"

В конспект индивидуального логопедического занятия даны приемы автоматизации звука [Л’]...

Музыкально-поэтический досуг «Мамин день», посвященный Дню матери (по литературному наследию Е. Серовой) в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим нарушением речи

В ноябре мы отмечаем День Матери! Этот ноябрьский праздник в 2019 году совпал с замечательной акцией "Читаем книги Е. Серовой" в честь 100-летия со дня рождения детского писателя Екатерины В...