План логопедического обследования
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
План логопедического обследования для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ДЕТСКОГО САДА «МАЛЫШОК» ПГТ КАА-ХЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «КЫЗЫЛСКИЙ КОЖУУН» РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Утверждена:
Директор МАДОУ
д/с «Малышок»
____________ А.М.Дадар-оол
План логопедического обследования для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила:
логопед МАДОУ д/с «Малышок»
С.Б. Монгуш
План логопедического обследования для детей старшего дошкольного возраста
1. Пояснительная записка
2.Обследование произношения
3. Обследование фонематического восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений
3.1 Обследование фонематического восприятия
3.2. Обследование фонематического анализа
3.3 Обследование фонематического синтеза
3.4. Обследование фонематических представлений
4. Обследование слоговой структуры слова
5. Обследование словаря
6. Обследование грамматического строя речи
7. Самостоятельная речь
8. Логопедическое заключение
9. Приложения
10. список литературы
Пояснительная записка
Одним из центральных мест в системе комплексного обследования детей старшего дошкольного возраста занимает оценка речевого развития ребенка.
Диагностический план рассчитан на детей старшего дошкольного возраста с 5- 6 лет
Целью логопедического обследования является составление максимально объективной подробной картины речи ребенка и определения факторов оказывающих отрицательное и положительное влияние на эту картину.
Логопедическое обследование состоит из трех этапов:
1. Подготовительный
2. Основной (диагностика)
3. Заключительный
1. Этап подготовительный
Состоит из ознакомления документами, ознакомления документами, подготовка к диагностике
- ознакомления документами (педагогические, медицинские )
- Выяснение моторного, речевого, психического анамнеза
Данные заполняются со слов родителей и на основании представляемой документации
Особое внимание обращают на следующее: предречевые вокализации (гуляние), появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз, (наличие нарушений слоговой структуры, аграмматизмы, неправильное звукопроизношение ).
Примерная схема. Общее сведения о ребенке
1.ФИО ребенка
2.Дата рождения
3.состояние органов слуха
4. Данные окулиста
5. Ранее психомоторное развитие
1 когда начал различать слуховые и зрительные раздражители, тянуться за игрушками
2. когда начал держать голову
3.когда стал самостоятельно садиться, ходить
4. когда появились зубы
5. поведение ребенка до года ( спокойное, беспокойное, как спал)
6. появление навыков на самообслуживания
6. речевой анамнез
1. гуление (время появления)
2.лепет (время появления)
3. первые слова и фразы (время их появления и характеристика )
4 с какого времени замечено нарушение речи
5. речевая среда в которой рос ребенок
- В беседе с родителями следует уточнить дополнить сведения, полученные из документации. Важно определить как родители оценивают состояние и прогноз развития речи, какие ожидания от предстоящей диагностики. Краткая характеристика может быть сформирована со слов родителей может быть представлена , детским учреждением, направляющим ребенка.
- Подготовка диагностического материала. От степени речевого нарушения зависит отбор методик, технологий которые использует учитель-логопед в период обследования.
Диагностический материал (картинки, игрушки)
- Заранее подготовить :
- бланки для заполнение результатов логопедического обследования;
- бланки анкет для родителей
- листы для заполнения для выполнения заданий детьми карандашом или ручкой
2 этап. Основной
Временной регламент
- Для детей старших групп (первое полугодие)- 35 минут
Для детей подготовительных к школе групп – 35- 40 минут
Этот этап и есть диагностический процесс. Обследование проводит учитель – логопед. Авторы заданий6 Чиркина Г.В. Фотекина Т.А. Ахутина Т.В. На данном этапе использована тестовая (бальная диагностика Фотекиной Т.А.)
Полученная информация и баллы в период обследование заносится в рабочую тетрадь или заготовленные бланки.
Максимальная оценка за успешное выполнение всех заданий равна 200 баллам. При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если 200 баллов принять на 100%, то процент успешности выполнение можно вычислить так: умножить суммарный балл за выполнение всех заданий на 100 и разделить полученный результат на 200. И выделяются 4 уровня успешности:
4 уровень 100-80%
3 уровень 79,9- 65%
2 уровень 64,9-50%
1 уровень 49,9 % - и ниже
В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.
Проводится непосредственно обследование состояние речи ребенка: лучше начать его с беседы, игрового взаимодействия, а затем полученные материалы обследования, сформировать предварительную гипотезу дальнейшего обследования. При адекватной реакцию ребенка на процесс диагностики процедура обследования проходит традиционно, с использованием стандартных картинок, заданий
Условия:
- Установление эмоционального контакта с ребенком, создание адекватного отношение к обследованию;
- выявление интересов ребенка, его любимых занятий, игр, особенностей представлений об окружающем;
- тактика общения с ребенком- сотрудничество, доброжелательное отношение к ребенку
- учет сформированность психических процессов: памяти, внимания, мышления;
Не исключено бывают ситуации когда продуктивный контакт с ребёнком недоступен и при обследовании показывает полностью свои возможности. В связи с этими необходимо менять тактику обследования, переходить на вербальный вариант (игрушки, картинки, подключение родителей). Рекомендуется обратить внимание на стиль общения окружающих с ребенком. Так родители часто сопровождают свою речь с жестами, действиями, и ребенок ориентируется на эти движения, а не саму речь.
3 этап. Заключительный
- Заполнение речевой карты и оформление логопедического заключения . Заключение отражает педагогический аспект состояние ребенка с точки зрения имеющихся у него речевых особенностей
- Ознакомление родителей с результатом диагностики. Консультация родителей
Схема логопедического обследования
- Общие сведения о ребенке
- Строение органов артикуляции
- Обследование состояние мимической мускулатуры
- Общая моторика. Координация движений
- Обследование звукопроизношения
- Обследование фонематического слуха
- Обследование навыков звукового анализа
- Обследование понимание речи
- Обследование активного словаря
- Обследование грамматического строя речи
- Обследование самостоятельной речи
2.Обследование произношения
При выполнении нарушений следует обратить внимание как на произношение согласных звуков, так и на произношение гласных звуков. Произношение одного и того же звука в речи ребенка часто является не одинаковым. Это зависит от структуры произносимого слова, от места данного звука в слове (начало, середина, конец), от соседний звуков. Поэтому в одних случаях ребенок пропускает звук, в других – заменяет, в третьих –произносит искаженно.
Проверяются следующие группы звуков
- гласные –а,е,ы,о, и,э
- свистящие, шипящие , аффрикаты- с, сь, з,зь,ц, ш, ж,щ, ч;
- соноры- р, рь, л,ль, м, мь, н,нь;
-глухие звонкие парные – п-б, т-д, к-г, ф-в ( в твердом и мягком звучании)
- йотированные гласные
На основе полученных данных определяется характер нарушения произношения:
- отсутствие звуков (рама-ама)
- искажение звуков ( с – межзубной)
- замена звуков ( ж заменяется с межзубной с; звук т заменяется ть)
- смешение звуков (ребенок умеет говорить оба звука , но в речи смешивает их : часы- тясы)
Оценка:
Произношение звуков в каждой группы оценивается отдельно по следующему принципу:
3 балла- безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях;
1,5 балла – один или несколько звуков группы изолировано и отраженно правильно произносится, иногда подвергаются заменам искажением в самостоятельной речи , т.е недостаточно автоматизированы;
1 балл- в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы, например, как это часто бывает, страдает только твердый р, в то время как мягкий р произносится правильно;
0 балл- искажением или заменам во всех речевых ситуациях – подвергаются все или несколько звуков группы (например , дефектно произносится все свистящие звуки либо страдают твердые звуки с, з, ц, а мягкие с и з сохранны)
- Обследование фонематического восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений
Цель исследования: является принцип последовательного перехода от простого к более сложному.
При обследовании предлагается ребенку внимательно рассмотреть картинку и выполнить соответствующее ей задание. Результаты выполнения фиксируются в протоеоле обследования или речевой карте ребенка.
- Обследование фонематического восприятия
Задание 1. Определить наличие или отсутствие заданного звука в слове. Попросить ребенка ответить на вопрос: «Есть ли звук р в слове рак?»
Задание 2. Показать картинки с заданным звуком Логопед называет картинки, а ребенку предлагает найти и показать те картинки, в которых ты слышал звук л.
Задание 3. Услышать слово с заданным звуком. Ребенку предлагает прослушать предложение и найти слово с заданным звуком.
Инструкция: «Я произнесу предложение, а ты внимательно прослушай и скажи, в каком из слов есть звук в?» (Ворона сидит на дереве).
Задание 4. Подобрать пары картинок к словам паронимам. Логопед называет слова, отличающиеся одним звуком, и просит ребенка показать соответствующие им картинки. Инструкция: покажи где лук, а где люк. : покажи где кот, а где год, где сова, а где софа. Затем ребенку предлагается самостоятельно назвать картинки парами.
Обследование фонематического анализа
В основу обследования фонематического анализа положена методика Л.Ф. Спировой, которая рекомендует начинать обследование с выделение гласных звуков, стоящих в начале слова под ударением, и согласных звуков, стоящих в конце слове переходя постепенно к более сложным для детей позиция звуков.
Например: определить место звука в слове. Ребенку предлагает ответить ребенку на вопрос : Где ты слышишь звук у, в слове утка, звук а в слове мак, звук о в слове ведро: в начале, середине или в конце слова? А
Аналогично обследуется способность определить место согласного звука в слове, но только начиная позиции, когда он находится в конце слова.
Обследование фонематического синтеза
При обследовании фонематического синтеза определяется способность детей составлять слова из разного количества звуков, стоящих в различной последовательности.
Например:
Составить слова из заданного количества звуков, логопед изолированно называет звуки, составляющие слово, не меняя их порядка. Ребенку дается задание назвать целое слово.
Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности. Инструкция: Составить слова из 3 (4) звуков которые я тебе назову. Звуки можно менять местами.
Обследование фонематических представлений
Это обследование дает возможность выявить способность детей оперировать результатам фонематического анализа.
Пример: подобрать слова определенной тематики на заданный звук: Подбери название ягоды, начиняющееся звук м (малина).
- Обследование слоговой структуры слова
В основу обследования слоговой структуры слов положена методика А.К. Марковой, которая предлагает изучать у детей произношение слов различной слоговой структурой в зависимости их возрастающей сложности.
Пример: ребенку предлагается самостоятельно называть все картины, расположенные по группам. Затем, оценивать умение ребенка произносить слова, сложность которых постепенно увеличивается по количество слогов, стечений согласных звуков и наличию звуков трудных для произношения. В результате выявляются индивидуальные возможности каждого звука. Особое внимание обращается на то, как произносятся сложные по слоговой структуре слова в различных словосочетаниях и предложениях.
Определить уровень сложности слоговой структуры слов для произношения каждого ребенка , логопед может правильно подбирать речевой материал для проведения коррекционных занятий.
- Обследование словаря
Проведение качественного и количественного анализа словарного состава языка каждого обследованного ребенка. Для это используется прием название предметов, действ и качеств, умение подбирать однородные слова, обобщать понятия. Эта работа проводиться в соответствии с методикой, предлагаемой С. Г. Шевченко.
Пример:
Имена существительные
Назвать части лица и части туловища, назвать малознакомые предметы и. т. д
Глаголы
Назвать характерное действие по предъявленному предмету, назвать близкие по назначению слова – действия (вяжет, шьет, вышивает)
Имена прилагательные
Назвать, какой формы предмет, назвать какого цвета предметы, назвать оттенки.
Относительные прилагательные Пример: просит ребенка сказать, из какого материала сделан предмет, изображений на картинке. Шкаф какой? (Деревянный) и.т.д. , назвать прилагательные по его назначению. Как называется фонарь, который можно носить в кармане? (Карманный) и.т.д., ,какой у Милы лист? (дубовый). А кокой лист у Зины (кленовый) и.т.д.
Наречия
Назвать качественные наречия. Просить ребенка посмотреть на черепаху (картинку) и ответить: как ползает черепаха? (медленно). Как светит месяц ночью? (Ярко).
Назвать наречие времени. Задавать по картинке вопрос ребенку: Когда (в какое времени суток) дети идут в детский сад? (Утром); Когда (в какое времени суток) дети в детском саду ходят гулять? (Днем).
Имена числительные
Назвать количественные числительные. Просчит сосчитать ребенка количество изображенных предметов.
Назвать порядковые числительные по картинке «Репка». Задать вопросы: Которым по счету стоит дед? Который по счету стоит бабка? И.т.д. (Первым, второй).
Местоимения
Назвать местоимения единственного и множественного числа. Попросить ребенка составить предложение о девочке. Ребенку дается инструкция о том, что слово девочка нужно заменить другим словом (она). Аналогично предлагается выполнить заданием со словом дети.
- Обследование грамматического строя речи
Этот раздел содержит материал по обследованию грамматического строя речи и включает изучение словоизменения и словообразования. Здесь используется традиционные в логопедии приемы обследования.
Понимание обращенной речи
Пример: ребенку предлагается выполнить действия, состоящие сначала из одной, а потом из двух инструкций.
Понимание предлогов. Задавать вопросы ребенку: покажи, где6 где кот идет по крыше? кот вылезает из трубы?
Словоизменение
Пример: Изменить существительные по падежам. Ребенку предлагается картинки. Он должен ответить на вопросы. (задание на 6 листах).
Изменить прилагательные по родам. Ребенку задается вопрос: какого цвета бабочка, утенок, яблоко? Ребенок должен ответить (желтого) и.т.д.
Словообразование
Пример: образовать новые глаголы от глагольных основ с помощью приставок. Демонстрировать ребенку выполнения задания на одном примере. Это требуется при выполнении всех проб данной серии.
Образовать глаголы с противоположным значением с помощью приставки.
- Самостоятельная речь
Составить предложение по картинкам.
Составить рассказ по картинке «Кот».
Составить рассказ по серии картинок «Ежик». Задается ребенку вопрос: Что сделали дети? И можно ли так поступать? Дать возможность ребенку придумать свою версию.
Составить самостоятельно рассказ о каком- либо запомнившемся ребенку празднике, фильме или событии.
- Логопедическое заключение
При нарушении интеллектуального развития (умственная отсталость)
Несформированность речевых и языковых средств.
При нарушении психологического развития (задержка психического развития )
Несформированность речевых и языковых средств у ребёнка с фонематическом недоразвитии речи, фонетическом недоразвитии речи).
Соответствие интеллектуального развития возрастным нормам.
Фонетическое недоразвитие речи ;
Фонематическое недоразвитие речи;
Фонетико- фонематическое недоразвитие речи у ребенка с … (дислалией, дислалией, заиканием );
- Приложения
Приложение 1
Речевая карта обследования воспитанника в МАДОУ детский сад «Малышок»
ФИО ребенка______________________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________
Домашний адрес
Группа №______________________________
Дата зачисления на логопедические занятия_______________________________________ Логопедическое заключение_______________________________________________________
Сведения о родителях
Мать (ФИО, возраст, место работы) _____________________________________________________________________________Отец (ФИО, возраст, место работы) _____________________________________________________________________________Общий анамнез_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Протекание беременности и родов: __________________________________________________________________ Перенесенные заболевания __________________________________________
Речевое развитие: медленно, постепенно, быстро. Состояние артикуляционного аппарата (подчеркнуть) Губы: нормальное строение, толстые, тонкие, хейлоскиз (расщелина), прохейлия (увеличение верхней губы). Зубы: нормальное строение, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда. Прикус: ортогнатический (норма), прогнатия (верхний зубной ряд выступает вперед), прогения (нижний зубной ряд выступает вперед), прямой (фронтальные резцы не перекрывают друг друга), перекрестный (смещение челючтей относительно друг друга), открытый (отсутствие смыкания между зубными рядами), микрогения (малые размеры нижней челюсти). Твердое небо: нормальное строение, палатосхиз (расщелины неба), послеоперационные рубцы, высокое (готическое, куполообразное, глубокое),узкое. Язык: нормальное строение, макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий, массивный, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка. Общее развитие ребенка (подчеркнуть): соответствует возрасту, в пределах возрастной нормы, не соответствует возрасту.
Логопедическое обследование
Звукопроизношения | 1 год обучения | 2 год обучение |
Свистящие | ||
Шипящие | ||
Сонорное | ||
Другие звуки | ||
Фонематический слух | ||
Воспроизведение слоговых рядов | ||
Па-та-на | ||
Та-та-тя | ||
Па-ба-па | ||
Га-ка-га | ||
Да-да-та | ||
Воспроизведение слов-паронимов | ||
Суп-зуб | ||
Кости-гости | ||
Уточка-удочка | ||
Бочка-почка | ||
Крыша-крыса | ||
Уровни | ||
Высокий - 5 | ||
Достаточный - 4 | ||
Средний - 3 | ||
Критический - 2 Недопустимый - 1 | ||
Фонематический анализ | ||
Выделение звука в начале слова | ||
Аист | ||
Облако | ||
Утка | ||
Выделение последнего звука в слове | ||
Мак | ||
Стул | ||
Луна | ||
Уровни | ||
Высокий - 5 | ||
Достаточный - 4 | ||
Средний - 3 | ||
Критический - 2 | ||
Недопустимый - 1 | ||
Фонематический синтез | ||
Составление слов из звуков, данных в правильной последовательности | ||
[м]; [а]; [к] | ||
[д]; [о]; [м] | ||
[р]; [у]; [к]; [а] | ||
[к]; [а]; [ш]; [а] | ||
[у]; [з]; [о]; [р] | ||
Составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности | ||
[с]; [к]; [о] | ||
[о]; [к]; [т] | ||
[н]; [с]; [о] | ||
[а]; [м]; [м]; [а] | ||
[а]; [п]; [а]; [п] | ||
Уровни | ||
Высокий - 5 | ||
Достаточный - 4 | ||
Средний - 3 | ||
Критический - 2 | ||
Недопустимый – 1 | ||
Фонематические представления | ||
Подбор слов на заданный звук | ||
[с] | ||
[з] | ||
[ш] | ||
[ж] | ||
[р] | ||
Отобрать картинки с заданным звуком | ||
[ц] | ||
[ч] | ||
[л] | ||
[щ] | ||
[р] | ||
Уровни | ||
Высокий - 5 | ||
Достаточный - 4 | ||
Средний - 3 | ||
Критический - 2 | ||
Недопустимый - 1 | ||
Слоговая структура слова | ||
Произношение слов сложного слогового состава | ||
Аквариум | ||
Водопроводчик | ||
Милиционер | ||
Сковорода | ||
Велосипед | ||
Произношение предложений | ||
Водопроводчик чинит водопровод. | ||
Птенчик весело щебечет. | ||
Экскурсовод проводит экскурсию. | ||
Велосипедист едет по тротуару. | ||
Милиционер регулирует движение. | ||
Уровни | ||
Высокий - 5 | ||
Достаточный - 4 | ||
Средний - 3 | ||
Критический - 2 | ||
Недопустимый - 1 | ||
Грамматический строй речи | ||
1. Словоизменение Преобразование существительных ед.ч. во мн.ч. | ||
Ухо – | ||
Стул - | ||
Дерево - | ||
Рот - | ||
Гнездо - | ||
Изменение по падежам (Р.П. мн.ч.) | ||
Книги (много чего?) | ||
Рты - | ||
Стулья - | ||
Яйца - | ||
Карандаши - | ||
Согласование числительных 2 и 5 с существительными | ||
Гнездо | ||
Тетрадь | ||
Апельсин | ||
Карандаш | ||
2. Словообразование Уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных | ||
Ухо - | ||
Ковер - | ||
Гнездо - | ||
Белый – | ||
Мягкий - | ||
Образование прилагательных от существительных | ||
Дом из кирпича - | ||
Ваза из стекла - | ||
Лопата из железа - | ||
Сок из моркови - | ||
Гора из снега - | ||
Образование глаголов движения с помощью приставок | ||
Ходить | ||
Плыть | ||
Летать | ||
Ехать | ||
Бежать | ||
Уровни | ||
Высокий - 5 | ||
Достаточный - 4 | ||
Средний - 3 | ||
Критический - 2 | ||
Недопустимый - 1 | ||
Назвать по восприятию | ||
Брови | ||
Локоть | ||
Подбородок | ||
Плечо | ||
Затылок | ||
Назвать детенышей | ||
У собаки - | ||
У лошади - | ||
У свиньи - | ||
У ежихи - | ||
У курицы - | ||
Антонимы Длинная - | ||
Тишина – | ||
Большой – | ||
Чистая – | ||
Узкая - | ||
Обобщающие понятия | ||
Обувь - | ||
Овощи - | ||
Фрукты - | ||
Мебель - | ||
Транспорт - | ||
Уровни | ||
Высокий - 5 | ||
Достаточный - 4 | ||
Средний - 3 | ||
Критический - 2 | ||
Недопустимый - 1 | ||
Связная речь | ||
Разговорно-описательная беседа | ||
Как тебя зовут? | ||
Сколько тебе лет? | ||
Где ты живешь? | ||
С кем ты живешь? | ||
Кто работает в твоей семье? а кто учится? | ||
Есть ли у тебя брат/сестра? | ||
Помогаешь ли ты дома взрослым? | ||
Заключение
- Список литературы
- Методы обследование детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ ред. Г.В . Чиркиной М 2003
- Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – 2-е изд., испр. и доп.- М. 2013 ( Коррекционная педагогика).
- Трубника Н.М. практическая логопедия Екатеринбург 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое обследование детей
Безусловно, для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (лог...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЁНКА С ДИЗАРТРИЕЙ (вариант карты обследования)
Удобный вариант карты для обследования ребенка с дизартрией....
План – протокол логопедического обследования всех компонентов и функций речи детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет).
Материал предназначен учителям - логопедам дошкольных учреждений, содержит план обследования, конкретные задания и критерии оценки всех компонентов и функций речи детей с 3 до 7 лет....
План - протокол логопедического обследования детей раннего возраста.
Материал предназначен учителям - логопедам дошкольных учреждений, содержит план обследования, конкретные задания и критерии оценки всех компонентов и функций речи детей раннего возраста (о...

Мастер – класс по логопедическому обследованию дошкольника посредством интерактивной логопедической карты
В документе педагог делится опытом работы по логопедическому обследованию дошкольников посредством интерактивной логопедической карты и сказки – как одного из средств работы с детьми. Интерактив...

Методическая разработка. Конспект Индивидуального занятия по логопедическому обследованию ребенка "Обследование понимания речи"
Цель: Выявление дефектов понимания речи.Задачи:1.Обследовать понимание слов 2.Обследовать понимание предложений...

«Логопедическое обследование детей группы с ФФНР» (по методикам Н. В. Нищевой «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4-7 лет)» и Г.А. Волковой «Методика обследования нарушений речи у детей»).
Всем известно, что эффективность коррекционной работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена логопедическая диагностика. Своевременное выявление нарушен...
