В мире звуков
план-конспект занятия по логопедии

Подгрупповое логопедическое занятие с детьми старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_mire_zvukov.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Татарстан

Арский муниципальный район

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Арский детский сад №1»

В мире звуков

(подгрупповое логопедическое занятие с детьми старшей группы)

Учитель – логопед: Бахтиярова

    Илюса Ильсуровна

2021 г.

Цели: формирование представления о звуках

Задачи: - дать понятие терминам «речевые и неречевые звуки»; гласные, твердые и мягкие согласные звуки;

- развитие творческих способностей детей;

- формирование и развитие слухового внимания, памяти и фонематического восприятия.

Материал и оборудование: музыкальные инструменты: маракас, барабан, листы бумаги, деревянные ложки, ширма, настольные зеркала на каждого ребенка, пиктограммы с изображением человеческих эмоций, замки красного, синего, зеленого цветов, 3 куклы, одетые в красное, синее и зеленое платья.  

Ход занятия

I. Оргмомент

1. Психогимнастика

На далеком – далеком Севере жила семья снежных человечков. Папа, который всегда говорил так: «У-у-у», мама, которая всегда говорила так: «А-а-а», и маленький снежный человечек, который всегда говорил так: «И-и-и».

Однажды маленький снежный человечек пошел гулять. Шел он по дорожке (хлопаем ладошками по коленкам), шел он по песочку (трем ладошки друг о друга), шел он по болоту (хлопаем в ладошки). Вдруг увидел он филина, который как закричит: «Уху-уху!» Очень испугался тогда маленький снежный человечек и побежал обратно домой по болоту (хлопаем в ладошки), по песочку (трем ладошки друг о друга), по дорожке (хлопаем ладошками по коленкам). Прибежал маленький снежный человечек домой и закричал: «И-и-и», мама успокоила: «А-а-а», а папа ответил: «У-у-у». Сразу и успокоился наш маленький снежный человечек, ведь рядом с мамой и папой ничего не страшно!

II. Сообщение новой темы.

Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки. И для того чтобы звуки были слышны очень звонко очень хорошо, мы с вами поиграем!

1. Артикуляционная гимнастика

Толстые внуки приехали в гости – «Толстяки»

С ними худые – кожа да кости – «Худышки»

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись – «Улыбка»

Поцеловать они всех потянулись – «Трубочка»

Утром проснулись – в улыбочку губы – «Улыбка»

Чистили мы свои верхние зубы – «Парус»

Вправо и влево, внутри и снаружи

С нижними зубками тоже мы дружим – «Мостик»

Губы сожмем мы и рот прополощем

И самоваром пыхтим, что есть мочи (выпускаем воздух)

Блюдце поставим – положат блины нам – «Блинчик»

Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо!

Блинчик жуем, завернем и надкусим (жуем язычок)

Следующий блинчик с вареньем закусим – «Вкусное варенье»

Чашки поставим, чтоб чаю налили - «Чашечка»

На нос подуем – мы чай остудили.

Чаю попили – никто не обижен - «Чашечка» вперед – назад

Вкусный был завтрак, мы губки оближем (по кругу)                       (О.И. Крупенчук)

2. Знакомство с понятиями «неречевой и речевой звук».

Ребята, вокруг нас множество звуков. Послушайте как с нами «разговаривает» предметы (логопед за ширмой издает звуки на музыкальном инструменте, шуршит бумагой, постукивает деревянными ложками…). Что это были за предметы? (Ответы детей).

        Молодцы! Все звуки, которые мы слушали, называются неречевыми звуками.

        Животные издают звуки, а мы – люди, обладаем речью. И звуки, которые мы с вами произносим, будем называть речевыми звуками. Ребята, как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? Попробуем отгадать загадки.

- Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою

Я с радостью этим зверям отдаю. (Губы, рот, зубы).

- Двое смотрят, двое слушают,

Один думает, один говорит. (Глаза, уши, голова, язык)

        Молодцы! Наш рот – это домик звуков. Давайте внимательно рассмотрим наши губки, зубки, наш язычок! (Каждый ребенок рассматривает в зеркало свой ротик).

Ребята, давайте попробуем «оживить» стихотворение, которое называется «Разные звуки». Я буду произносить предложения, а вы повторяйте только звуки.

Где-то собаки рычали:

- Р-р-р!

В стойле коровы мычали:

- Мммууу!

В комнате мухи жужжали:

- Ж-ж-ж!

Мимо машины бежали:

- Тр-тр-тр-тр!

Гудели от ветра все провода:

- Ззззнь!

Капала в кухне из крана вода:

- Динь-динь-динь!

Перекликались в ночи поезда:

- У-у-у-у-у!

Листья на ветру шумели:

- Тсссс!

Змеи в лесу шипели:

- Ш-ш-ш!

А комары все пели:

- З-з-з!                                      Э. Нийт (Перевод с эстонского Е. Ракеева)

        3. Знакомство с терминами «гласный звук, твердый и мягкий согласный звуки»

        Ребята, к нам в гости пришли три подружки: Ия, Ляля и Тата. Посмотрите, какие они нарядные, красивые! Девочки  приглашают нас к себе в гости. Пойдем к ним? (Ответы детей). Тогда – в путь! (Выставляется панно замков красного, синего, зеленого цвета).

        Ребята, мы в гостях у Ии. Она – королева Красного замка. Ой, поглядите, какие в этом замке необычные окошки! Они круглые! А живут в этом замке замечательные и гостеприимные жители. Здороваясь, они всегда поют: «А-а-а, и-и-и, у-у-у, о-о-о, э-э-э!». Давайте и мы поздороваемся с ними! (Дети нажимают на красные кружочки и поют гласные звуки). Эти звуки мы будем называть – гласными звуками. Королева Ия дарит вам звуковые шарики красного цвета. Глядя на эти шарики, вы всегда будете помнить об этих замечательных поющих жителях Красного замка. Попрощаемся с Ией, королевой Красного замка.

        А теперь мы идем дальше. Тата, познакомь нас с жителями своего замка.

        Тата – королева Синего замка. В ее замке живут сильные, храбрые жители. Стоит нам только нажать на круглые окошки, как мы услышим, как они разговаривают. Когда жители синего замка радуются, они говорят так: «Д-д-д, т-т-т» (показать соответствующие пиктограммы с изображением человеческих эмоций). Когда огорчаются, говорят так: «П-п-п, в-в-в, х-х-х». Когда удивляются, говорят так: «Ж-ж-ж, л-л-л». А когда сердятся, говорят так: «Р-р-р, ф-ф-ф!». В Синем замке живут твердые согласные звуки. Королева Тата тоже дарит вам волшебные синие шарики. Нажмем на них и поздороваемся с жителями Синего замка (дети здороваются - нажимают на синие шарики). Спасибо нашей Тате, а мы идем в гости в Ляле. Она нас уже заждалась!

        Ребята, к замку какого цвета мы с вами подошли? (Зеленого). Кто это нас встречает? (Ляля). Молодцы! Ляля – королева Зеленого замка. И у нее для вас подарки – волшебные зеленые шарики. Прислушайтесь, какая нежная песенка звучит из этих окошек! «Ль-ль-ль, сь-сь-сь, ч-ч-ч!». Споем эту песенку и мы! (Дети нажимают на зеленые шарики и поют). В этом Зеленом замке живут все мягкие согласные звуки.

        День уже близиться к ночи, поблагодарим и попрощаемся с нашими  королевами.

        Ребята, вы уже догадались, что шариками мы будем обозначать речевые звуки. Одинаково ли они звучат в разных замках? (По-разному). Звуки бывают разными: одни мы произносим губами - м, н, б..., другие языком – р, л, д, т…, а некоторые всегда поем – а, и, о, э….

        4. Физкультминутка.

Упражнение для шеи и плеч (О.И. Крупенчук)

Вверх и вниз и вверх и вниз (движение головой)

Это, мама, не каприз!

Вправо – влево, вправо – влево (поворот головы)

Посмотри, как королева!

Покивать по сторонам

Нужно нам, нужно нам!

Головою покрутили (вращение головы)

Не забыть, не забыть!

И Незнайкою побыть (пожимаем плечами)

Плечи вверх и опустить.

И плечами повращать.

Нужно плечики размять:

Вперед – назад, вперед – назад (вращение плеч)

И все дела пойдут на лад!

III. Заключительная часть.

        1. Подведение итога занятия.

        Ребята, скажите, какие бывают звуки? (Речевые и неречевые).

        В каких трех замках мы побывали? (Красный, синий, зеленый)

        Что мы будем обозначать кружочками? (Звуки)

        Какие звуки живут в Красном замке? (Гласные звуки)

        Какие звуки живут в Синем замке? (Твердые согласные звуки)

        Какие звуки живут в Зеленом замке? (Мягкие согласные звуки)

Список литературы

1. Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов. М.: «Владос», 2003 г.

2. Логопедия. Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: «Владос», 2002 г.

3. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. Под ред. Т.В. Волосовец. М.: «Академия», 2000 г.

4. Г.А, Каше. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: «Просвещение», 1985 г.

5. Т.А. Ткаченко. Логопедическая энциклопедия. М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008 г.

6. Е. Билюкова. Исправляем звуки «Ж» и «Ш».  Ростов – на – Дону: «Феникс», 2007

7. М. Мальцева, В. Костыгина. Мой логопедический альбом. Ярославль, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей по звуковому анализу слова "В интересном мире звуков".

Презентация содержит теоретический и практический  материал по звуковому анализу. слова.Игры могут быть использованы для работы с детьми как воспитателями, так и логопедами....

"В мире звуков"

программа обучения детей дошкольного возраста  игре на инструментах...

Ребёнок в мире звуков. Экспериментирование со звучащими предметами

«Звук живёт в любом предмете,Сколько их – посмотри,Звук – шутник, играя с нами,Любит прятаться внутри»Т. Девятова По мнению психолога Б. М. Теплова, большое значение имеет то окружение, в к...

"В мире звуков". Речевые звуки

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ОНР...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"...

Формирование представления о звуках. Тема: "В мире звуков"

Формировать представление о звуках которые нас окружают и какие звуки издают животные и птицы. Имитация их произношения. Развивать слуховое внимание. Знакомство с термином "Речевой звук". За...

Конспект фронтального логопедического занятия в средней группе комбинированной направленности «В мире звуков. Звук [А]. Буква [А]»

Конспект  фронтального логопедического занятия в средней группе комбинированной направленности«В мире звуков. Звук [А]. Буква [А]»...