"В мире звуков"
методическая разработка по музыке по теме

Малюк Наталья Владимировна

программа обучения детей дошкольного возраста  игре на инструментах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_mire_zvukov_programma.doc59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Детский сад № 72 «Антошка»

ПРОГРАММА ПО  ОБУЧЕНИЮ  ДЕТЕЙ  ИГРЕ  НА  ДЕТСКИХ  МУЗЫКАЛЬНЫХ  ИНСТРУМЕНТАХ  В  ДЕТСКОМ  САДУ

«В МИРЕ ЗВУКОВ».

Разработала  

музыкальный руководитель

ДОУ № 72 «Антошка»

Малюк Н.В.

г.Набережные Челны

ПРОГРАММА  ПО  ОБУЧЕНИЮ  ДЕТЕЙ  ИГРЕ  НА  ДЕТСКИХ  МУЗЫКАЛЬНЫХ  ИНСТРУМЕНТАХ  В  ДЕТСКОМ  САДУ.

«В МИРЕ ЗВУКОВ»

Исполнительство на детских музыкальных инструментах – важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмических движений.

Игра на музыкальных инструментах стимулирует развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальное впечатление детей, повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии, помогает преодолевать неуверенность, робость, сплачивает коллектив.

В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные способности каждого ребенка.

Цель программы – помочь детям активно войти в мир музыки, сделать ее естественной, чтобы дети смогли раскрыть творческие способности.

Музыка поможет детям «научиться» яснее мыслить и глубже чувствовать, становиться настоящим человеком.  ( Д.Б.Кабалевский).

                                ЗАДАЧИ     ПРОГРАММЫ

  1. Расширять музыкальный кругозор детей, воспитывать интерес и интересоваться музыкой, прививать любовь к музыцированию.
  2. Формировать музыкальные способности, чувство ритма, звуковысотный слух и тембровый слух.
  3. Развивать творческую активность, художественный вкус, приобщаться к инструментальной музыке и самостоятельному осмыслению музыцированию.
  4. Развивать чувство ансамбля, слаженность звучания оркестра.
  5. Формировать целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированность.

                     ЗАДАЧИ  ПО  ВОЗРАСТНЫМ  ГРУППАМ

СРЕДНЯЯ  ГРУППА: Обогащать опыт восприятия музыки, Воспитывать

                                      интерес к детским музыкальным инструментам,

                                      желание научиться играть на них. Воспитывать

                                      чувство ритма, различать музыкальные                                                    

                                      инструменты по тембру и внешнему виду. Научить

                                      правильным приемам звукоизвлечения. Играть

                                      в ансамбле и индивидуально. Развивать творчество.

                                      Знакомить с оркестровым звучанием.

СТАРШАЯ  ГРУППА: Учить знакомые песни, попевки индивидуально и в

                                        ансамбле, соблюдая общую динамику, темп,

                                        своевременно вступать и заканчивать игру.

                                        Развивать творчество. Побуждать к активным

                                        самостоятельным действиям. Знакомить с

                                        оркестровым  звучанием.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  К  ШКОЛЕ  ГРУППА: Уметь самостоятельно

                                         организовывать небольшой оркестр. Играть

                                         по одному и в ансамбле, своевременно вступая и

                                         заканчивая свою партию. Играть с динамическими

                                         оттенками. Знакомить с оркестровым звучанием.

        СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ  В  СРЕДНЕЙ  ГРУППЕ

ТЕМА № 1       ЗНАКОМСТВО С ИНСТРУМЕНТАМИ И ОРКЕСТРОМ

I  квартал : Познакомить детей с ударными /ритмическими/ инструментами, рассказать об особенностях этих инструментов, показать приемы игры на них.

II квартал : Продолжать знакомить детей с простейшими ударными инструментами / деревянные ложки, палочки/. Познакомить с мелодическим ударным инструментом – металлофоном. Рассказать об особенностях инструмента, показать приемы игры.

Познакомить с оркестром русских народных инструментов.

III квартал : Познакомить с особенностями и приемами игры на ударных ритмических инструментах.

Продолжать знакомить детей со звучанием оркестра русских народных инструментов.

ТЕМА №2    ЭЛЕМЕНТАРНАЯ  МУЗЫКАЛЬНАЯ  ГРАМОТА

I квартал : Дать представление о высоких и низких звуках. О динамике музыки /тихо-громко/.

Муз/репертуар: «Птица и птенчики» Е.Тиличеева

                           «Тихие и звонкие звоночки» Р.Рустамова.

II квартал : Познакомить с метро ритмической организацией музыки /метрический пульс, сильная доля, темп/.

Муз/репертуар: «Полька» М.Глинка

                           «Поезд» Н.Метлов

III квартал: Объяснить понятия долгие и короткие звуки. Познакомить с понятием – пауза.

ТЕМА №3   УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ НА ДЕТСКИХ

                     МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.

I квартал: Учить детей играть на колокольчиках различной высоты,

Отмечая сильную долю. Выполнять простейший ритмический рисунок хлопками.

II квартал: Отмечать на ударных инструментах сильную долю такта, метрическую пульсацию.

Играть простейшие ритмические рисунки. Ускорять и замедлять темп при игре на ударных инструментах. Играть через звук и на двух близлежащих звуках. Воспроизводить на ударных инструментах ритм простейших потешек, стишков.

Муз/репертуар: «Полька» М.Глинка

                           «Марш» Т.Попатенко

                           «Вальс» С.Майкапара

                           «В садике» С.Майкапара

                           «Поезд» Т.Попатенко

                           «Кукушка», «Андрей-воробей» р.н.м.

                           «Месяц май» Е.Тиличеева

III квартал: Играть на металлофоне постепенное движение мелодии вверх и вниз. Передавать на знакомых музыкальных инструментах простой ритмический рисунок мелодии. Уметь в движении показать паузу /разводят руками/. Продолжать учить передавать на ударных /ритмических / инструментах метрическую импульсацию и сильную долю.

Муз/репертуар: «Лесенка» Е.Тиличеева

                           «Василек», «Зайка» р.н.м.

                           «Бульба» белор.н.м.

    СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ  В  СТАРШЕЙ  ГРУППЕ

ТЕМА №1   ЗНАКОМСТВО С ИНСТРУМЕНТАМИ И ОРКЕСТРОМ

СЕНТЯБРЬ   Рассказать о звуках окружающего мира, о возникновении ОКТЯБРЬ      музыкальных инструментов: ударные /ритмические/, ударные /мелодические/, духовые.

Познакомить с инструментами К.Орфа / колокольчик-альт, колокольчик-сопрано, металлофон, ксилофон/

Дид/игра «Угадай на чем играю», кассеты со звуками окружающего мира.

НОЯБРЬ     Познакомить с симфоническим оркестром: струнной группой

ДЕКАБРЬ   /скрипка, альт, виолончель, контрабас, барабан, тарелки, треугольник/. Слушать фрагменты из балетов «Щелкунчик». «Лебединое озеро», «Спящая красавица» П.И.Чайковский.

Дид/игра «Найди свой инструмент», «Определи на слух», «Найди ударные инструменты», «Найди струнные инструменты».

ЯНВАРЬ     Продолжать знакомить с симфоническим оркестром: духовой

ФЕВРАЛЬ   группой /труба, валторн, тромбон, фагот, флейта/.

Слушать сказку С.Прокофьева «Петя и волк».

МАРТ           Познакомить с народными инструментами: гармоника, домра

АПРЕЛЬ       гусли, балалайка, трещетка, баян.

Дид/игра  «Найди по иллюстрации», «Угадай инструмент».

ТЕМА №2   ЭЛЕМЕНТАРНАЯ  МУЗЫКАЛЬНАЯ  ГРАМОТА

СЕНТЯБРЬ      Познакомить с понятиями: музыкальные и немузыкальные

ОКТЯБРЬ         звуки, звуки высокие и низкие, долгие и короткие.

Знакомство с нотами и нотным станом.

Дид/игра  «Угадай как называется нотка», «Выложи на фланелеграфе», «Угадай длинные и короткие звуки».

НОЯБРЬ       Познакомить с понятиями : сильная доля, гамма, пауза.

ДЕКАБРЬ     Познакомить с записью ритмов.

Дид/игра «Как зовут козленка?», «Сыграй ритм по карточке», «Кто клюет?».

ЯНВАРЬ     Закрепление пройденного материала, познакомить с

ФЕВРАЛЬ   понятиями мажор, минор, динамические оттенки / форте-громко, пиано-тихо,/

Дид/игра «Тихо-громко», «Мишка спит, мишка пляшет».

МАРТ       Познакомить с аккордеоном, аккордом.

АПРЕЛЬ

Дид/игра «Сколько нас поет?», «Угадай кто поет?  Уточка или соловей».

МАЙ       Повторение и закрепление пройденного материала.

                 Игра на музыкальных инструментах.

ТЕМА №3                ТВОРЧЕСКИЕ   ЗАДАНИЯ

СЕНТЯБРЬ     Прохлопать, простучать, сыграть на инструменте

ОКТЯБРЬ        ритмический рисунок, имен, стихотворений. Звукоподражать голосам животных и птиц.

Передавать импровизации различных музыкальных инструментов, уметь отгадывать звучание музыкального инструмента и повторить ритмический рисунок.

НОЯБРЬ       Импровизация сказки  «Теремок».

ДЕКАБРЬ     Сочинить ритмический рисунок, песенки на заданный текст.

ЯНВАРЬ     Импровизация на ударных инструментах.

ФЕВРАЛЬ  Играть с дирижером.

МАРТ          Импровизация на ударных инструментах /мелодических/.

АПРЕЛЬ      Исполнять импровизации на треугольнике, румбе.

                     Подыграть музыканту «Отзовись кого зовут?».

МАЙ            Закрепление пройденного материала.

ТЕМА №4            ИГРА  В  ОРКЕСТРЕ  /АНСАМБЛЕ/

I  квартал : Учить детей вместе начинать игру на ударных инструментах после музыкального вступления и заканчивать игру вместе с окончанием музыки. Соблюдать общий темп, динамику.

Муз/репертуар  «Маленькие музыканты» В.Семенов

                            «Тихие и звонкие звоночки» Р.Рустамов

                            «Игра с погремушками» Ф.Флотова.

II  квартал : В шумовом оркестре вместе вступать и заканчивать игру, слышать двухчастную форму музыки. Соблюдать общий темп и динамику.

Муз/репертуар  «Колесико» латыш. нар.танец.

                             Запись любой русской народной мелодии.

III  квартал : Своевременно вступать и заканчивать свою партию, соблюдая общий темп и динамику.

Слышать смену музыкальных фраз, предложений, частей.

Муз/репертуар  «Полька» М.Глинка

                            «Музыкальная шкатулка» С.Майкапар

ТЕМА  №5          ТВОРЧЕСКИЕ   ЗАДАНИЯ

I  квартал : Учить детей на любом музыкальном инструменте передавать ритмический рисунок своего имени. Передавать хлопками, простукиванием, игрой на одном звуке ритмический слов, имен, фраз.

II  квартал : Выполнять импровизации на бубне, погремушке, барабане. Звукоподражать голосам животных и птиц.

III  квартал : Исполнять импровизации на металлофоне. Передавать различным ритмическим рисунком имя друга.

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ
                             К  ШКОЛЕ  ГРУППЕ

I  квартал :  Знакомить с различными приемами игры на детских музыкальных инструментах.

В произведениях различного характера и темпа слышать и отмечать метрическую пульсацию на деревянных палочках, бубне, треугольнике.

Выделять сильную долю такта. Работать над ритмом. На металлофоне играть поступательного движения мелодии вверх и вниз.

Муз/репертуар   «Я играю на пианино», «Полька» П.И.Чайковского, А.Филиппенко, С.Прокофьева, М.Глинки.

«Итальянская полька» С.Рахманинова.

II квартал : Выделять сильную долю на слух и в игре на детских музыкальных инструментах. Работать над ритмом. Играть простейшие мелодии, попевки на одном звуке, на двух звуках, индивидуально и в ансамбле.

Муз/репертуар  «Звенящий треугольник» Р.Рустамов,

                           «Немецкая песенка» П.И.Чайковский

                           «Игра со звоночками» Ю.Рожавская

                           «Новогодняя полька» Александров

                           «Полька» Урбах.

III  квартал : В игре «Ритмическое эхо» учить детей без ошибок повторять ритмический рисунок, исполненный педагогом. Работать над ритмом.

Играть попевки индивидуально и в ансамбле.

Муз/репертуар  «Скок, скок, скок» р.н.м.

                            «Я рассею свое горе» русская песня

                            «Танец маленьких лебедей» П.И.Чайковский

III  квартал  Играть в шумовом оркестре, Учить своевременно вступать и заканчивать игру, сохраняя общий темп, динамику. Играть оркестровые партии индивидуально, небольшими группами и в составе оркестра.

Муз/репертуар  «Песенка про папу» В.Шаинский

                            «Во саду ли в огороде» рус.мелодия

                             запись любой русской народной мелодии.

МАЙ           Повторение и закрепление пройденного материала.

                    Подготовка и проведение концерта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей по звуковому анализу слова "В интересном мире звуков".

Презентация содержит теоретический и практический  материал по звуковому анализу. слова.Игры могут быть использованы для работы с детьми как воспитателями, так и логопедами....

Ребёнок в мире звуков. Экспериментирование со звучащими предметами

«Звук живёт в любом предмете,Сколько их – посмотри,Звук – шутник, играя с нами,Любит прятаться внутри»Т. Девятова По мнению психолога Б. М. Теплова, большое значение имеет то окружение, в к...

"В мире звуков". Речевые звуки

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ОНР...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"...

Формирование представления о звуках. Тема: "В мире звуков"

Формировать представление о звуках которые нас окружают и какие звуки издают животные и птицы. Имитация их произношения. Развивать слуховое внимание. Знакомство с термином "Речевой звук". За...

Конспект фронтального логопедического занятия в средней группе комбинированной направленности «В мире звуков. Звук [А]. Буква [А]»

Конспект  фронтального логопедического занятия в средней группе комбинированной направленности«В мире звуков. Звук [А]. Буква [А]»...

План-конспект образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в подготовительной к школе группе «В мире звуков. Звуки речи. Слова»

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие» – логопедическая коррекция.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-комму...