Формирование представления о звуках. Тема: "В мире звуков"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Посохова Римма Владимировна

Формировать представление о звуках которые нас окружают и какие звуки издают животные и птицы. Имитация их произношения. Развивать слуховое внимание. Знакомство с термином "Речевой звук". Закрепление гласных и согласных звуков и букв, звонких и глухих. Деление слов на слоги. Ознакомление с органами слуха и речи.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование представления о звуках.

Тема: «В мире звуков».

        

        Задачи: Формировать представления о звуках. Развивать слуховое внимание. Знакомство с термином "Речевой звук". Произношение отдельных звуков. Закрепление гласных и согласных звуков и букв, звонких и глухих. Деление слов на слоги. Ознакомление с органам слуха, речи.

        Материал: дудочка, свирель, погремушка, бумага, палочка, пакет, коробочки: с деревянными предметами; с железными предметами; с крупой,  шапочки: лисички, белочки, медвежонка, зайчика, ежика;азбука, гласные буквы.  

        Раздаточный материал. Карточки со схемами слов. Гласные буквы.

        Новые слова: альвеолы, небо.

Ход занятия:

            1. Организационный момент.

                    Игра "Молчанка"  Закройте глаза.

                                             Раз, два, три, четыре, пять –

                                             начинаем мы молчать

                                             и спокойно слушать звуки.

   -  Что вы услышали? (звуки)

   -  Да, вокруг нас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному.

   -  Послушайте эти звуки и по очереди будите отгадывать эти предметы по звучанию.

(Игра на музыкальных инструментах, шуршание бумагой, шуршание пакетом, постукивание палочкой, потряскивание коробочкой с деревянными и железными предметами, с крупой.)

 (Выполняются действия, а дети называют, что звучало, за правильные ответы дети получают фишки.)

- Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал.

- Чем мы слушали? (Ушами.)

- Уши - это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда?  

- Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии;

- класть в уши мелкие предметы;

- не ковыряться в ушах;

- нужно закрывать уши в холодную погоду.

        

        2. Знакомство с термином "Речевой звук"

- Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки.      

   Послушайте стихотворение и помогайте мне:

                                         

                                               "Разные звуки"

        Где-то собаки рычали:                         Листья на ветру шумели:

        - Р-р-р!                                                    - Шшшш!

        В стойле коровы мычали:                    Змеи в лесу шипели:

        - Ммммуу!                                             - Шшшш!

        В комнате мухи жужжали:                  А комары всё пели:

        - Жжж!                                                    - Ззз!

        Мимо машины бежали:                       Непоседа мячик днём и ночью

        - Тррр!                                                   Успокоиться не хочет:

        Гудели от ветра все провода:             - Бух! Бух!

        - ДЗззынь!                                               Куклы кашляют в постели:

        Капала в кухне из крана вода:            - Ккк!

         -Кап! Кап!                                             Днём мороженое ели!  

        Как перекликались поезда?

        - Ууу!

      -  А теперь давайте, Вы будите придумывать звуки, которые издают животные и птицы, только при этом правильно произносить звуки. А делать, мы будим так:

                           Скалываем ладошки, а на каждый звук, наши пальчики будут

                           здороваться друг с другом.  

      - Вы сегодня ещё не сможете произнести  все звуки, но мы обязательно научимся их произносить. Звуки издают животные, а мы с вами - говорим. Человек обладает речью. 

         3. Деление слов на слоги.

- Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова.

- Как, мы с вами делим слова на слоги?  (хлопаем)

- Правильно, хлопаем. Сколько раз хлопнули…столько слогов.

 - Давайте вспомним, как мы это делали.    

     -  Дуб-1слог, сом, кот, лом;

    -   ка-ша – 2 слога, ва-за, ли-са, ко-за;

     -  ма-ши-на – 3 слога, до-ро-га, че-мо-дан, со-ро-ка;

( раздаются  карточки, дети знакомятся со словами и схемами к ним, за правильные ответы дети получают фишки)

 

        4.        Психотерапия (психологический настрой детей).

                    - Логопед:     Кто хочет разговаривать?

                                          Тот должен выговаривать!

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно!

                        - Дети проговаривают с логопедом:

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

         

         5. Физкультминутка. Произношение отдельных звуков.

    - Однажды на лесной полянке собрались: лисичка, белочка, медвежонок, зайчик и ежик.

                  (надеваются на голову детей шапочки и раздаются гласные, красные буквы)

    - И решили зверушки показать друг другу, как хорошо они умеют петь.

(Детям логопед раздает гласные красные буквы и поют "песенки" зверей с изменением силы и высоты голоса)   За правильное пение дается фишка.

Лисенок запел: а-а-а.

Ежик запел: у-у-у.

Медвежонок запел: ы-ы-ы.

Белочка запела: и-и-и.

Зайчик запел: э-э-э.

(Другие дети встают,  одевают шапочки, раздаются гласные красные буквы: Ю, Я, О - дети поют, садятся на места.)  

         6.  Звонкие и глухие звуки.

-  Давайте с Вами, вспомним какие бывают звуки (показываю азбуку и вспоминаем: красные гласные их можно петь. Синие, согласные произносятся кратко.)

      -  Звуки речи звучат по разному, послушайте и определите, как я их произнесла:

        - ж-ж-ж (с голосом),

              - ш-ш-ш (без голоса),

             - с-с-с (без голоса),

              - з-з-з (с голосом). 

- Давайте с вами вспомним стишок про звуки как их легко и просто различать:

                      Если горлышко – дрожит,

                      Значит звонкий звук бежит.

( каждый ребенок, называет: какой это звук и получает фишку)

       

       

  7. Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.

-  Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки?

      - (Ротик, язык, губы).

-  Правильно, мы произносим звуки ртом.

                                                              Наш  рот - домик звуков.

                                                                         В домике этом

 Красные двери,

    рядом с дверями-

                                                                        Белые звери.

  Любят зверюшки

       Конфеты и плюшки.

  -  В каждом домике есть двери, и даже не одна.

  -  Первая дверь - губы,

   -  вторая - зубы.

   -  Произнесите звук п-п-п. Этот звук произносим губами. 

   -  Произнесите звук б-б-б. Этот звук тоже произносится губами. 

   -  В домике есть потолок. Это-нёбо. Произнесите звук Л. Почувствуйте, как прижался язычок к    

      нёбу.

   -  Поднимите язычок за верхние зубы и постучите: д-д-д. Почувствовали, как язычок стучит по      

      бугоркам? Это альвеолы.

   -  Положите ладошку на горло. Произнесите: д-д-д-б-б-б. Здесь живёт голосок. Иногда он спит и    

      его не слышно.

   - Произнесите звук К. Вы услышали голос? (Нет).

   - А теперь произнесите звук Г.  Голос проснулся, запел.  

   - Так что же нам помогает произносить звуки?

                             - Губы,

                             - зубы,

                             - язык,

                             - нёбо,

                             - альвеолы,

                             - горлышко.

   - Как надо заботится о нашем ротике?

                              - Чистить зубы.

                              -  Полоскать рот после еды.

                              -  Не кусать твёрдые предметы.

                              -  Не пить холодную воду.

  

          8. Итог занятия.

           -  Что мы слушали? (Звуки.)

           -  Чем мы слушали? (Ушами.)

           -  Чем произносим звуки? (Ртом.)                

- Спасибо, мы сегодня с вами поработали, а сейчас посчитайте про себя у кого, сколько фишек – это ваши  пятерки за правильные ответы.

-  Дома обязательно расскажите, сколько Вы получили пятерок и за что?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «В мире звуков» (звуковая культура речи).

Конспектзанятия по развитию речи в средней группе на тему: «В мире звуков» (звуковая культура речи)....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) с детьми старшей группы по теме «В мире звуков» с использованием ИКТ

Учитель-логопед Дашкина Надежда АртуровнаЦель логопедической НОД:сформировать у детей представления о звуках; создать условия, подготовить основу (базу) для последующего формирования и развития правил...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"...

Занятие по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «В мире звуков»

Цель: Закрепить понятия: «слово, слог, звук, буква, гласные, твёрдые, мягкие согласные». Умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Различать на слух твёрдые и мяг...