Логопедическое занятие по формированию произносительной стороны речи с воспитанниками 7-го года жизни "Мой город" (автоматизация звука р)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ольга Владимировна Трапезникова

В ходе занятия дети совершили путешествие по достопримечательным местам города Краснотурьинска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_gorod_avtosohranennyy.docx40.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывно - образовательной деятельности с воспитанниками 7-го года жизни

Методическая тема занятия : познавательная экскурсия «Мой город»

Тема, сообщаемая детям: «Беседа о городе Краснотурьинск»

Коррекционно-образовательные цели:

Расширение представлений о родном городе и его достопримечательностях. Закрепление и активизация словаря по теме «Наш город»: город, Краснотурьинск, река, Турья, улица, бульвар, площадь, театр, формирование навыков грамматически правильной речи

Совершенствование умения составлять описательный рассказ по предложенному плану.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, пальцевой моторики, фонематических процессов.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви к родному городу.

Форма НОД: интегрированная образовательная ситуация.

Форма организации: подгрупповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная)

Учебно-методический комплект: самостоятельная разработка на основе программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи (авторы программы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина), рекомендованной Ученым Советом НГУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» для использования в ДОУ.

Реализация образовательных областей: «Речевое развитие»

Интеграция видов деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская.

Методы, приемы инноватики: интерактивное общение со школьниками, приемы при обучении составлению рассказа по плану.

Средства:

наглядные: достопримечательности Краснотурьинска, тренажеры для дыхания.

мультимедийные: достопримечательности города Краснотурьинск

музыкальные: песня О.Н. Курановой «Краснотурьинск»

Материал и оборудование:

Магнитная доска, фотографии и открытки с видами Краснотурьинска, карточки по числу детей, логокуб, проектор и ноутбук, палочки Кьюзинера

Предварительная работа: Просмотр фильма о городе Краснотурьинск, экскурсии по городу, рассматривание фотографий, слушание песни «Краснотурьинская лирическая» (Е. Трухтанова, В. Саенка)

Этапы, последовательность (цель)

Содержание совместной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Эмоциональный настрой

Слайд№1

Логопед приглашает воспитанников на занятие в музыкальный зал и предлагает отправиться на экскурсию. Ребята, давайте поздороваемся с гостями и больше отвлекаться не будем!

Садитесь на стульчики.

Пусть не слышал о нем интернет,
Пусть не центр он огромной планеты,
Но прекрасней его, знаю, нет!
Этот город в утро одетый.
Хоть весь свет обойди - не сыскать
Для меня любимей не стало
Краснотурьинска гордая стать.
Этот город - гордость Урала!
Арвид Эйхгорн

Вступительное слово, привлечение внимания детей

Заинтересованность

Арсений Каймусов читает стихотворение.

Вовлечение детей и заинтересован-ность;

Актуализация знаний

Ребята, вы хотели бы отправиться в путешествие? Да.

СЛАЙД 2

Но сначала необходимо подкрепиться.

Чтобы получить билет в автобус, нужно выполнить задание.

- Ну вот, автобус может отправляться.

Дети подходят к столу, садятся «пить чай» с использованием артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений.

Предлагает детям занять место в автобусе.

Дети занимают места в импровизированном автобусе

Выполняют выпавшее задание;

Вовлечение детей и заинтересованность.

Слайд№3

Как называется наш город?

Ребята, кто знает, почему наш город называется Краснотурьинск.

Название города Краснотурьинск состоит из двух частей.Красный-красивый и Турьинск-расположен на реке Турья.

Как можно назвать жителей города Краснотурьинск? (Краснотурьинцы).

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Обращает внимание детей на карту города.

Отвечают на вопросы

Красный-означает красивый, Турьинск-расположенный на реке Турье.

Умение отвечать на вопросы, принимать решения.

Слайд №4

Экскурсовод:

Какая улица нашего города является центральной? Начнем путешествие по этой улице.

Ребята, чего много в нашем городе? (домов, улиц , машин, магазинов, школ, детских садов)

Д.и. Если в доме два этажа-он двухэтажный, если три-трехэтажный, если четыре…

Если пять…….

Если этажи в доме трудно посчитать, мы говорим, что дом

(многоэтажный)

Использует наглядные, информационные средства.

Обращает внимание детей на название улицы, по которой проходит путешествие.

С удовольствием вступает в общение с взрослым, речь ребенка

эмоциональна.

умение выстраивать полный ответ.

Умение принимать решение.

Смотрят, накопление информации.

Слайд №5

Экскурсовод: Первая остановка: Краснотурьинский театр кукол.

Ребята, кто хочет рассказать про театр кукол?

Ярким и интересным выглядит здание театра.

В нем много разных помещений, предназначенных для зрителей, актеров, есть мастерские, где изготавливают кукол и декорации.

Здесь проходят кукольные спектакли, фестивали и различные детские конкурсы.

А сейчас я предлагаю вам названия спектаклей, которые проходят в нашем театре.

Слайды 6-10 Загадки

СЛАЙД 11

Хореографическая школа

Какое учебное заведение мы проезжаем?

Хореографическая школа располагается в уникальном трехэтажном здании, построенном по специальному проекту. На фасаде здания изображена балетная пара.

Дети в этой школе не только учатся танцевать, но слушают прекрасную музыку,

Также предметом гордости в хореографии является ансамбль барабанщиц «Славянка»

Физминутка «Дружба»

:

Слайд №12

Давайте остановимся у этого разноцветного здания.

Как вы думаете, для чего такое красивое здание?

Это детская художественная школа.

Давайте рассмотрим фасад здания. Что там изображено?

СЛАЙД 13

Игровое упражнение “Что нужно художнику для работы?”

Ребята, выберите, пожалуйста, предметы, которые нужны художнику для работы. Разделите эти слова на слоги.

Сколько слогов в слове мольберт...

Юные художники на практику выходят и рисуют наш город. Посмотрите, какая замечательная выставка рисунков. Вы узнаете эти места? Давайте придумаем по рисункам предложения и выложим их схемы с помощью палочек.

Какое первое слово в предложении? Второе? Третье?

Как пишется начало предложения, что ставится в конце?

СЛАЙД 14

Задание на развитие мелкой моторики с палочками «Юные архитекторы»

Детям предлагается построить какое-либо здание и придумать про него чистоговорку..

создает ситуацию для диалога, предъявляет образец речи.

Обращает внимание детей на архитектуру кукольного театра.

Обращает внимание на здание хореографической школы.

Стимулирует знания детей

Обращает внимание на яркость фасада здания

В парах

Взаимопроверка.

Сегодня наш кукольный театр-гордость города, все ребята с удовольствием посещают это место.

Помимо этого, будущих балерин и танцовщиков учат игре на фортепиано. При школе даже действует музыкальный театр...

Отвечают на вопросы экскурсовода

Здесь детей учат рисовать.

(На фасаде здания изображена палитра с кисточками)

Смотрят, накопление информации

С удовольствием вступает в общение с взрослым, речь ребенка

эмоциональна.

умение выстраивать полный ответ

Умение отвечать на вопросы, принимать решения

Слайд №15

Наше путешествие по улице Ленина продолжается. Следующая остановка –школа № 9.

СЛАЙД 16

Кто обучается в школе? (ученики)

Кто ведет урок ? (учитель)

Учительница какая? (ласковая, добрая, умная, строгая, красивая)

Ученики какие? (веселые, старательные, ……)

Ребята, давайте пройдем внутрь и посетим урок.

СЛАЙД 17

Телетайп «урок»

Первоклассники приготовили для вас задания:

Школьники задают задания.

Назовите здание, в котором лечат людей?

Назовите здание, в котором покупают лекарства?

Назовите здание, в котором покупают продукты?

Назовите здание, в котором отправляют посылки, письма?

Здание, в котором проходят детские спектакли?

Здание, в котором читают книги…

Здание, в котором тренируются спортсмены……..

Стимулирует знание детей школе.

Стимулирует любознательность, интерес

Смотрят, накопление информации

Слайд №18

Мы с вами проезжаем заводской дворец культуры. ДК БАЗ. Здесь находятся танцевальные, вокальные и театральные кружки. В этом здании проходят новогодние праздники, устраиваются выставки.

СЛАЙД 19

А сейчас предлагаю вам посетить выставку «Мой город»

Посмотрите, что это? (План)

Для чего он нужен?

Давайте потренируемся составлять рассказ вместе.

Наш город называется..

В Краснотурьинске много (домов, улиц, людей, магазинов)

Через город течет река….

Мы ездим (на автобусе, на машине, трамвае)

Я живу на улице….

С мамой и папой я люблю гулять……

(Рассказ в целом составляется одним ребенком, можно использовать наводящие вопросы: что ты можешь еще сказать? На чем еще ездят люди?)

Использует информационные средства

вовлекает в слушание, стимулирует интерес детей

Рассматривают фасад здания.

Дети составляют описательный рассказ по предложенному плану.

Вовлечение детей и заинтересованность.

Слайд №20

Дети садятся на ковер, каждой паре выдается конверт с разрезными картинками.

- Ребята, а куда мы отправимся сейчас вы узнаете тогда, когда соберете разрезную картинку. Что изображено на ваших картинках? - Детский сад.

- Молодцы, вы справились с заданием и мы возвращаемся в наш детский сад.

Вот наша экскурсия и подошла к концу, садимся в автобус и едем до остановки «Детский сад № 25»

Предлагает собрать картинку из кусочков-пазлов.

Дети собирают картинки из кусочков (виды детского сада)

.

Рефлексия

Ребята, вам понравилась наша экскурсия? Что запомнилось больше всего, а что показалось трудным. В следующий раз мы продолжим нашу экскурсию и познакомимся с другими улицами нашего города.

Благоприятный эмоциональный настрой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ЗВУК И БУКВА С»

На занятии в игровой форме дети совершенствуют навык фонематического анализа и синтеза, учатся определять место звука С в словах, знакомятся с буквой С....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ»

В методической разработке рассматриваются причины, формы, степени дизартрии.  Особенности состояния речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Представлена технология диагностическо...

Конспект занятия по формированию произносительной стороны речи в старшей группе. Тема. Звуки А-У

Вашему вниманию  предлагается конспект, в котором  последовательно  отражены этапы  классического  занятия  по  звукопроизношению....

Конспект занятия по формированию произносительной стороны речи, средняя группа. Тема. Звук И.

Вашему вниманию  представлен план-конспект  занятия, в которм  раскрыты  основные  этапы  рботы  над  звуком  И....

Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗ

Рассматриваются особенности проведения логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок. ...