Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи «Осень. Осенние месяцы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Алентьева Анастасия Денисовна

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи «Осень. Осенние месяцы» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_zanyatie_po_razvitiyu_leksiko.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи «Осень. Осенние месяцы»

Цель занятия: уточнить, расширить и закрепить знания детей об осени, закрепить умения детей составлять рассказ-описание по картинному плану.

Обучающие задачи:

  1. Уточнить, расширить и закрепить знания детей об осени и её признаках.
  2. Учить адекватному использованию лексики, обозначающей осенние приметы в структуре простых предложений.
  3. Развивать умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  4. Образовывать притяжательные прилагательные.
  5. Согласовывать существительные и прилагательными.
  6. Развивать умение составлять предложения из деформированного текста.

Развивающие задачи:

  1. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, сопровождать предметно-практические действия речью.
  2. Развивать сенсорные способности детей.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес к занятиям, воспитание культуры коммуникации, умение выслушивать ответы своих товарищей и логопеда.
  2. Воспитывать любовь к природе.

Коррекционные задачи:

  1. Устранение аграмматичного использования слов в структуре простого предложения, коррекция звукопроизношения поставленных звуков.
  2. Профилактика нарушений письменной речи.

Речевой материал: октябрь, сентябрь, ноябрь, тополевый, яблоневый, рябиновый, берёзовый, кленовый, дубовый, урожай, золотая осень, поздняя осень, ранняя осень, листопад, желтеют, краснеют, кружатся, опадают.

Оборудование:

  • картинный план;
  • ПК, проектор, музыкальный центр;
  • ватман, фломастеры, презентация.

Ход занятия

1. Организационный момент.

(Звучит мелодия П.И. Чайковского «Времена года».)

(Под мелодию дети входят в кабинет.)

- Здравствуйте, ребята. Сейчас сядет тот, кто назовёт ласково слово.

Дидактическая игра «Назови ласково».

  • Дождь – … (дождик).
  • Лужа – … (лужица).
  • Ветер – … (ветерок).
  • Туча – … (тучка).
  • Солнце – … (солнышко).
  • Лист – … (листик).
  • Дерево – … (деревце).
  •  Лес – … (лесок).
  •  Цветок – … (цветочек).
  •  Трава – … (травка).
  •  Зонт – … (зонтик).
  •  Птица – … (птичка).

- Молодцы.

а) Мимическая гимнастика.

(Дети под руководством выполняют мимическую и артикуляционную гимнастику.)

- Пока мы выполняли упражнения, осенний ветерок принёс нам облака. Посмотрим, какое у них настроение.

Вот облачко весёлое
Смеётся надо мной.
Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной.
Мы вместе посмеёмся с ним,
Помашем вслед рукой.

И, вдруг по небу грозно
Страшилище летит,
И кулаком громадным
Сердито нам грозит.
Мы погрозим страшилищу,
Пусть далее летит.

А вот другое облачко
Расстроилось всерьёз:
Расстроилось всерьёз:
Ветер далеко унёс.
И вовсе не смешно.

А маленькое облачко
Над озером плывет
И удивленно облачко
Приоткрывает рот.

- Какие вам встретились облака? Придайте лицу выражение радости, удивления, горя, гнева.

- Какое облако вам понравилось? Покажите что вам тоже весело.

б) Артикуляционная гимнастика.

- Ребята, сейчас мы с вами немножко потренируем язычки. Возьмите в руки зеркала:

«Грибок». Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к нёбу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5 – 6 раз.

«Дятел». Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д», подражая дятлу: д-д-д-д-д (15-20 секунд).

«Настроение». Губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком (хорошее настроение). Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться).

Дидактическая игра «Один-много». 

  • Лужа – ... (лужи).   
  • Лист – ... (листья).
  • Дерево – ... (деревья).  
  • Ветка – ... (ветки).
  • Птица – ... (птицы).
  • Цветок – ... (цветы).
  • Дождь – ... (дожди).

- Молодцы.

2. Основная часть.

- Ребята, послушайте внимательно, и отгадайте загадку:

Листья жёлтые летят,
Под ногами шелестят
Солнце уж не припекает
Когда это бывает? 
(Осенью.)

- Сегодня на занятии мы будем с вами говорить об этом времени года.

Дидактическая игра «Повтори не ошибись».

  • Сентябрь-октябрь.
  • Октябрь-сентябрь.
  • Сентябрь-октябрь-ноябрь.
  • Октябрь-сентябрь-ноябрь.
  • Ноябрь-сентябрь-октябрь.

- Какие слова мы сейчас повторяли? (Мы повторяли название месяцев.)

- К какому времени года они относятся? (Эти месяцы относятся к осени.)

- Сколько осенних месяцев мы назвали? (Мы назвали три осенних месяца.)

- Сколько месяцев длится осень? (Осень длится три месяца.)

- Какой месяц обозначает начало осени? (Сентябрь.)

- Какой месяц обозначает середину месяца? (Октябрь.)

- Назовите месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

- Назовите последний месяц осени. (Ноябрь.)

- Как вы думаете, какая сейчас осень: ранняя или поздняя? (Сейчас ранняя осень.)

- А какая осень будет в ноябре? (В ноябре будет поздняя осень.)

- Ребята, а как можно назвать осень в сентябре? (Золотая осень.)

Дидактическая игра «Назови лишнее слово». 

- Я буду называть слова. Все они будут иметь что-то общее, но одно слово будет лишним.

  • Дуб, рябина, ромашка, береза. (Ромашка.)
  • Береза, трава, тополь, клен. (Трава.)
  • Зонт, сапоги, шорты, куртка. (Шорты.)

- Все верно назвали. Молодцы.

- Сегодня на занятии я хочу показать вам картинки осени. Я буду показывать, а вы попробуете назвать признаки осени. (На экране появляются поочерёдно картинки «осень», «небо в тучах», «краешек солнца выглядывает из-за тучи», «дождь», «лужи на дороге», «деревья в золотом уборе», «дерево с опадающими листьями», «летящая стая птиц». По каждой картинке дети составляют предложение – «надо сказать красиво про картинку»).

- Итак, послушайте, какой рассказ у нас получился:

Наступила осень. Небо покрыто тучами. Солнышко редко появляется на небе. Часто идет холодный дождь. На дорогах лужи. Листья на деревьях стали разноцветными. Начался листопад. Птицы улетают на юг (в теплые края).

(Логопед сообщает, что у детей получился рассказ об осени, и предлагает детям еще раз повторить его.)

- А сейчас мы с вами отдохнём.

Динамическая пауза «Прогулка в лесу».

- А сейчас давайте прогуляемся по осеннему лесу.

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали! (Свободная ходьба на месте.)
Вверх на солнце посмотрели, и их лучики погрели. (Смотрят вверх на солнце.)
Бабочки летали, крыльями махали. (Имитация порхания бабочек.)
Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять, (Ритмичные хлопки в ладоши.)
Нам пора букет собрать. (Имитация собирания букета.)
Хорошо мы погуляли, лишь немножечко устали.

- Продолжаем наше занятие. Теперь давайте вместе с вами посмотрим окраины нашего города. Какой наш город осенью.

Дидактическая игра «К нам пришла осень».

  • Мы ждали ... (осень).
  • Долго не было ... (осени).
  • Мы рады ... (осени).
  • Мы одеваемся тепло ... (осенью).
  • Мы поем песни об ... (осени).
  • Мы любим ... (осень).

Дидактическая игра «Скажи со словом осенний».

  • Небо (какое?) – ... (осеннее).
  • Ветер (какой?) – ... (осенний).
  • Аллея (какая?) – ... (осенняя).
  • Погода (какая?) – ... (осенняя).
  • Лес (какой?) – ... (осенний).
  • Дождь (какой?) – ... (осенний).
  • Солнце (какое?) – ... (осеннее).
  • День (какой?) – ... (осенний).

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

  • Летом солнце яркое, а осенью
  • Летом небо светлое, а ...
  • Летом день длинный, а ...
  • Летом тучки ходят высоко, а .
  • Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а ...
  • Летом птицы заботятся о своих птенцах, а ...
  • Летом люди одеваются легко, а…
  • Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а ...
  • Летом люди растят урожай, а

3. Заключительная часть. Итог занятия.

Дидактическая игра «Да или нет? – дайте правильный ответ».

- Я предлагаю вам поиграть, а заодно ещё раз проверить, как вы усвоили осенние признаки.

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достают ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать.

- Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили на занятии?

- Вам понравилось занятие? Сейчас мы с вами нарисуем осеннее небо. На ватмане вы должны нарисовать облака. Если занятие вам понравилось, то облачко должно улыбаться, если не очень, грустить, а если совсем не понравилось, то облачко будет плакать.

(Дети рисуют своё настроение. В это же время логопед рисует солнце на ватмане.)

- Осень – удивительное время года. Очень красивое. Красота эта идет от деревьев, от кустов, от цветов, ягод, грибов, которые растут в лесу. Недаром говорят, растение – земли украшение. И мы с вами должны беречь наше богатство – природу. Ведь мы – тоже частичка природы.

(Во время слов, которые говорит логопед, можно включить презентацию осенних зарисовок, либо мелодию.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи Тема: признаки осени

Вид занятия: развитие лексико-грамматических категорий и связной речи;Тип занятия: подгрупповое;Тема занятия: признаки осени....

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна

Конспект  фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи для детей 6-7 лет по теме "Зоопарк.Животные жарких и холодных странл."

Конспект содержит материал по активизации словарного запаса, формированию лексико-грамматических категорий, по  развитию связной речи, по развитию фонематических представлений детей 6-7 лет....

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».

Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне,   расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема: «Мебель»

Конспектфронтального логопедического занятияпо развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи.Тема: «Мебель»...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Одежда»

Задачи: Активизировать, уточнить и расширить словарный запас по лексической теме «Одежда».Закрепить навык словообразования и словоизменения.Формировать умения различать по назначению, мате...

Занятие по развитию лексико-грамматических связей и формированию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Золотая осень»

Занятие являлось  обобщающим после проведения ряда тематических занятий по отдельным лексическим темам: «Овощи. Фрукты», «Перелетные птицы», «Грибы», с использ...