Мнемотехника
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Давыдова Вера Юрьевна

Рекомендации для педагогов по использованию мнемотехник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_2.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Использование мнемотехники в детском саду»

                                                               ПОДГОТОВИЛИ

                                                                  учителя-логопеды:

                                                     Гринь С.В.

                                                            Давыдова В.Ю.

                                                          Тихонова А.В.

     Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются 86 - 82 гг. до н.э.  и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.  Мнемотехника использует естественные механизмы памяти и мозга и позволяет полностью контролировать эти процессы.

              Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?

    В настоящее время педагоги всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:

- маленький словарный запас;

- неумение согласовывать слова в предложении;
- нарушение звукопроизношения;

- недостаточное развитие связной речи;

- несформированность психических процессов;

- несовершенство различных видов мышления.

       Поэтому перед педагогами встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

       Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственной образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

      Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем,  что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит, в основном, непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, близкие их жизненному опыту.

Целью мнемотехники является  увеличение объёма речевой памяти.

                                   Мнемотехника помогает развивать:

- зрительную и слуховую память,

- зрительное и слуховое внимание,

- восприятие.

- развивает все стороны речи.

Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Используя мнемотехники, педагог ставит перед собой следующие задачи:

- учить детей управлять своей памятью;

- развивать наблюдательность и сообразительность;

- развивать умение наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов;

- увеличивать объём речевой памяти;

- совершенствовать и развивать связную речь.

- способствовать умению решать интеллектуальные задачи адекватно возрасту.

         Мнемотехника включает в себя работу с мнемоквадратами, работу с мнемодорожками и работу с мнемотаблицами.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа:

I этап: работа с мнемоквадратами. Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами, т.е. объяснить детям значение символов. В каждом мнемоквадрате схематичными или контурными рисунками представлена информация, которую должен сообщить ребёнок.

II этап называют - работа с мнемодорожками: соединяем мнемоквадраты, чтобы получилась последовательное предложение.  На этом этапе учим детей «читать» простые предложения.

III этап: на этом этапе начинается работа с мнемотаблицами, т.е схемами, в которые заложена определённая информация (стихи, тексты). Этот приём хорошо  использовать для составления описательных рассказов и для составления загадок.

Использование мнемотаблиц позволяет детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений, стихов, текстов.                    

                        Методы и приёмы мнемотехники:

  1. Метод крокирования, т.е. использование схем, чертежей, набросков. Этот метод наиболее доступен и широко применяем. Здесь используются мнемотаблицы, коллажи. Для детей средней  группы можно использовать более лёгкие таблички с рисунками. Главное при составлении этих таблиц, чтобы рисунки были связаны между собой, т.к. дети, для запоминания таблиц, должны составить по ним рассказ или связать по смыслу, или классифицировать. Можно использовать следующие игры: «Цепочка слов», «Кто запомнит больше слов», « Нарисуй слово». Такая зарисовка слов даёт возможность развивать воображение, мышление, творческие способности детей, способствует запоминанию слов, заставляет думать.

Можно порекомендовать игры:

- «Развесим и соберём слова» (дети обходят группу, доставая из коробочки и развешивая «слова-украшения», или просто картинки для детей, не умеющих читать. Через определённое время проходят снова и собирают их обратно в коробочку. Можно собирать слова, начиная с первого или последнего слова),

  1. Метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»). Он заключается в том, что слова связываются между собой в небольшую смешную сказку или рассказ. Первое слово связывается со вторым, второе с третьим т.д., не перескакивая. Слова как бы вытекают одно из другого, между ними существует то, что их связывает.В таких логических цепочках  дети быстро запоминают цепочку слов.

ДОМ  -САД - СЕМЬЯ - ФРУКТЫ - КОМПОТ - ВАРЕНЬЕ - ВКУСНО.

      Таким образом, мы

Во – первых, развиваем у детей зрительное и слуховое восприятия,

Во – вторых,  формируем навыки запоминания любой информации,

В – третьих,   учим детей управлять своим вниманием.

Это значит, что через игры, игровые упражнения, тренинги мы развиваем у детей произвольный вид внимания и такие его свойства, как устойчивость, распределение и переключение. Для решения этих задач можно использовать такие задания, как: «Что изменилось», «Чего не стало», «Кто ушёл?», «Кто позвал?», «Чудесный мешочек», «Найди отличия», «Что изменилось?», «Запрещённое движение», «Лабиринты» и другие.

Мнемотаблицы - схемы можно использовать

- для ознакомления детей с окружающим,

- для заучивания стихов,

- при пересказах текстов,

- при обучении составлению рассказов,

- при загадывании и отгадывании загадок,

- для обогащения словарного запаса,

- для характеристики звуков речи,

- для  сравнительной характеристики положения органов артикуляционного аппарата при постановке и дифференциации звуков,

- при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности,

- при воспитании культурно - гигиенических навыков и др.

Педагоги должны помнить: чтобы  мнемотаблица выполняла свою функцию, как наглядно - практическое средство познания, она должна соответствовать ряду требований:

- чётко отражать те свойства, которые должны быть освоены с её помощью,

- быть простой для восприятия,

- соответствовать уровню развития детей.

Использование мнемотехники открывает для воспитателей и учителей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности, и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Она даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»

АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...

Мнемотехника в помощь родителям «Развитие познавательных способностей ребенка методом мнемотехники»

Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, позволяющая визуализировать информацию. То есть это своего рода конспекты в картинках...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...

Проект "Чудо-мнемотехника. Использование мнемотехники для заучивания стихотворений"

Всем известно, что при заучивании стихотворений у детей возникают большие трудности, они быстро устают, путают слова местами. Встретившись с этими проблемами в работе, я стала искать способы их р...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей"В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. ...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей» В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка да...