Звуки [М - М']. Буква М.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Данченко Валентина Ивановна

Конспект занятия  по подготовке детей подготовительной группы к обучению грамоте: "Звуки [М - М']. Буква М".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_m_-_m._bukva_m.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 56 «Ромашка»

управления по образованию администрации г. о. Химки

Конспект

 занятия ООД по подготовке к обучению грамоте

детей подготовительной группы

с нарушениями речи комбинированной направленности

«Звуки [М – М']. Буква М»

Подготовила:

учитель-логопед

Данченко В. И.

г. Химки

20.11.2020 г.

Тема: «Звуки [М – М']. Буква М».

Цель: Продолжать формировать у детей фонематическое восприятие.

Коррекционно-образовательные задачи: 

- Закреплять умение условно обозначать гласные и согласные звуки звуковыми символами.

- Упражнять в дифференциации согласных звуков по твёрдости – мягкости.

- Развивать умение синтезировать слова из слогов.

- Обогащать и активизировать словарный запас детей.

- Упражнять в  образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Развивать просодическую сторону и интонационную выразительность речи.

Коррекционно-развивающие задачи: 

- Совершенствовать фонематическое восприятие, слуховую память и внимание

- Развивать ассоциативное мышление, выразительность речи, общую и тонкую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- Воспитывать самоконтроль за речью.

- Формировать познавательную активность, положительную учебную мотивацию, волевые качества, уверенность в своих силах, взаимопонимание,  доброжелательность, эмоциональность.

Интеграция ООД: «Познание», «Социализация», «Физическое развитие», «Здоровье»

Тип деятельности:

- Познавательно-речевой.

- Социально-коммуникативный.

- Игровой.

Реализация здоровьесберегающих технологий:

- Дозировка времени проведения ООД.

- Учёт возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья и развития детей.

- Смена видов деятельности.

- Позитивный психологический климат.

- Проведение эмоциональных разрядок, динамических пауз, самомассажа.

- Развитие общей и тонкой моторики.

- Облегчённая одежда детей.

Оборудование: 

- Игрушки Маши и Миши из мультфильма.

- Магнитная доска.

- Изображения ежей.

- Бельевые прищепки красного, синего и зелёного цвета.

- Корзинки.

- Предметные картинки.

- Сердечко.

Ход занятия.

Деятельность учителя - логопеда

Деятельность детей

I. Организационный момент.

Логопед: Сегодня у нас присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними.

Психогимнастика:

Хватит щёки надувать,

Брови хмурить, поднимать,

Губы в улыбочке держать.

Спинку прямо, ножки ровно,

Вы к занятию готовы?

Логопед: Сейчас мы вместе вами снова отправимся в сказочную страну Звукознайку. Кто это сегодня прячется в стране Звукознайке? Да. Эти герои уже были на наших занятиях.

Дети приветствуют гостей.

II. Основная часть.

1. Введение в тему.

Логопед: Но, прежде чем отправиться в путешествие, напомните Маше и Мише какие бывают звуки?  (Схема).

Самомассаж ушных раковин.

Логопед: Чтобы хорошо слышать звуки, нам нужно сделать массаж ушей. (Прямой счёт и массаж ушей вверх, затем обратный счёт и массаж ушей вниз).

Ответы детей с опорой на схему.

(Гласные звуки, согласные твёрдые звуки, согласные мягкие звуки).

2. Д/у «Прикрепи ежу иголку». Дифференциация гласных и согласных звуков на слух. Развитие мелкой моторики.

Логопед: Маша и Миша тоже хотят научиться играть в игру «Прикрепи ежу иголку».

Звуки [А, М, У, С’, Д, И, Ы, П’, Т’, Ц, К, Ж].

Дети прикрепляют ежам прищепки.

3. Д/и «Умная машина». Развитие фонематического восприятия и слуха.

Логопед: Над какими звуками  будем работать, вы узнаете, если услышите и, подняв руку, назовёте последний звук в следующих словах: дом, ком, сом, том, лом, гам, сам, альбом.

Логопед: Определите, звук [М] – звонкий или глухой.

Дайте характеристику звуку по схеме.

Звук [М]: согласный твёрдый звонкий звук.

Логопед: У твёрдого братика [М], есть мягкий братик.

Петя, произнеси звук мягко - [М']. Мы с вами знаем секрет: если один братик звучит звонко, то и второй братик – тоже будет звучать звонко.  

Ответы детей. Звук [М].

Ответы детей. 2 ребёнка дают характеристику звукам по схеме.

Характеристика звука [М']:

согласный мягкий звонкий звук.

4. Д/у «Разложи картинки». Дифференциация звуков [М – М'].

Логопед: Назовите первый звук в слове Маша?

-Назовите первый звук в слове Миша?

Вы знаете, что Маша очень торопливая, она так торопились к вам на занятие, что рассыпала свои и Мишины картинки из корзинок, которые они вам хотели показать. Давайте поможем им разложить картинки. Если в названии картинки вы услышите звук [М], то положите её в корзинку Маше, если услышите звук [М'] – то в корзинку Мише.

Дети раскладывают карточки в 2 корзинки.

5. Д/у «Слоговички». Развитие фонематического анализа и синтеза.

Логопед: Наши герои умеют придумывать слоговички, а вы можете?

Ма-ма-ма, лыш-лыш-лыш, получается малыш.

Ма-ма-ма, шина-шина-шина, получается … машина.

Ми-ми-ми, нута-нута-нута, получается …минута.

Мас-мас-мас, лёнка-лёнка, получается …маслёнка.

Ме-ме-ме, тель-тель-тель, получается …метель.

Ответы детей хоровые.

6. Д/у «Гимнастика ума».  Активизация и обогащение словаря.

Логопед: Маша и Миша передали мне для вас упражнение «Гимнастика ума» и напоминают вам, что все ваши ответы будут начинаться со звуков [М], [М'].

Просьба: всем вместе не кричать, руку сначала поднимать, потом – отвечать.

Если дети маленькие, их называют … (малыши).

В детском саду есть девочки и … (мальчики).

Назовите столицу нашей Родины … (Москва).

Назовите месяцы … (март, май).

Назовите фрукт … (мандарин, манго).

Назовите овощ … (морковь).

Назовите продукты … (молоко, макароны, мороженое, майонез, масло, маргарин).

Как называется помещение, в котором продают продукты или вещи … (магазин).

Назовите одним словом: стол, диван, кровать, шкаф … (мебель).

Назовите подземный вид транспорта … (метро).

Как называется самый маленький палец у людей … (мизинец).

Как называется серое вещество в голове человека, которым он думает … (мозг).

Назовите животных … (медведь, медведица, марал, морж).

Назовите природное явление, когда дует сильный ветер со снегом … (метель).

Назовите предмет, которым дворник подметает двор … (метла).

Как называется математический знак в виде чёрточки … (минус).

Назовите имена людей … (Маша, Миша, Марина, Максим, Макар, Маргарита, Матвей).

Назовите самого родного человека на земле… (Мама).

Ответы детей.

7. Динамическая пауза «Дружные ребята».

    Выполнение движений с речевым сопровождением.

                               Встаньте дружно, потянитесь!

                               Пошагайте, покрутитесь.

                               Руки вправо, руки влево,

                               А потом присядьте смело.

                               Снова встаньте, потянитесь

                               И друг другу улыбнитесь.  

8. Знакомство с буквой М. Помочь запомнить зрительный образ буквы.

Логопед: Помните сказку о Полянке, на которой любили собираться звуки?  Когда звуки решили выбрать платьица, чтобы люди смогли их увидеть, наши братики [М и М'] выбрали вот такое платьице и стали похожи на букву М.  Посмотрите на доску. Здесь напечатаны большая и маленькая буква М. Миша попросил показать вам доску, на которой Маша училась печатать букву М. (Показ доски).

Логопед: Вот теперь мы с вами можем напечатать замечательное слово «мама».

Один ребёнок находит и  показывает правильную букву.

Дети печатают на доске по 1 букве.

9. Д/ и «Буквы идут в гости». Чтение обратных и прямых слогов на доске.

Логопед: изученные ранее буквы хотят подружиться с новой буквой и собрались по очереди сходить к ней в гости: ум, ам, эм, им, му, ма, мэ, ми.

Логопед: Вот теперь мы с вами можем напечатать замечательное слово «мама».

Дети печатают на доске по 1 букве.

10. Д/и «Скажи ласково». Словообразование с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Логопед: Я показываю вам вот это сердечко. Давайте научим наших гостей говорить ласковые слова.

Дочка-доченька, сын-сыночек, папа-папочка, мама-мамочка.

Ответы детей.

11. Д/у «Придумай предложение». Развитие просодической стороны речи.

Логопед: Маша и Миша хотят научиться придумывать предложения. Составьте предложение со словом мамочка.

Произносите предложение: «Я очень люблю свою мамочку»: обычным голосом, громко, тихо, радостно, грустно, вопросительно.

Ответы детей.

III. Итог.

Логопед: Вот и закончилось наше путешествие в сказочную страну Звукознайку.

- Кто был сегодня на нашем занятии?

- Какие игры вам понравились?

- Что запомнилось?

- Маша и Миша оставляют вам графические работы с буквой М, которые вы выполните дома. Попрощайтесь с нашими гостями.

Ответы детей.

Психогимнастика:

Хватит щёки надувать,

Брови хмурить, поднимать,

Губы в улыбочке держать.

Спинку прямо, ножки ровно,

Вы к занятию готовы?

  1. Введение в тему. Схема на доске.
  2. САМОМАССАЖ   ушей.
  3. Д/у «Прикрепи ежу иголку».
  4. Д/и «Умная машина»: ДОМ, КОМ, СОМ, ТОМ, ЛАМ, ГАМ, САМ
  5. Д/у «Разложи картинки».
  6. Д/у «Слоговички»: МАЛЫШ, МАШИНА, МАСЛЁНКА, МЕТЕЛЬ.
  7. Д/у «Гимнастика ума»:

Если дети маленькие, их называют … (малыши).

В детском саду есть девочки и … (мальчики).

Назовите столицу нашей Родины … (Москва).

Назовите месяцы … (март, май).

Назовите фрукт … (мандарин, манго).

Назовите овощ … (морковь).

Назовите продукты … (молоко, макароны, мороженое, майонез, масло, маргарин).

Как называется помещение, в котором продают продукты или вещи … (магазин).

Назовите одним словом: стол, диван, кровать, шкаф … (мебель).

Назовите подземный вид транспорта … (метро).

Как называется самый маленький палец у людей … (мизинец).

Как называется серое вещество в голове человека, которым он думает … (мозг).

Назовите животных … (медведь, медведица, марал, морж).

Назовите природное явление, когда дует сильный ветер со снегом … (метель).

Назовите предмет, которым дворник подметает двор … (метла).

Как называется математический знак в виде чёрточки … (минус).

Назовите имена людей … (Маша, Миша, Марина, Максим, Макар, Маргарита, Матвей).

Назовите самого родного человека на земле… (Мама).

  1.  Динамическая пауза «Дружные ребята».

    Выполнение движений с речевым сопровождением.

                               Встаньте дружно, потянитесь!

                               Пошагайте, покрутитесь.

                               Руки вправо, руки влево,

                               А потом присядьте смело.

                               Снова встаньте, потянитесь

                               И друг другу улыбнитесь.

  1. Знакомство с буквой. НА ДОСКЕ.
  2. Д/и «Буквы идут в гости».
  3. Д/и «Скажи ласково».
  4. Д/у «Придумай предложение».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Презентация "Звуки В, Вь. Буква В. Путешествие с волшебным волком к букве В"

Мультимедийная презентация к занятию по обучению грамоте  детей с тяжелыми нарушениями речи по теме "Звуки [В],[В,], буква В". Путешествие с волшебным волком к букве В"...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...