Мини -музей "Волшебные камни" паспорт
проект по логопедии (подготовительная группа)

Волоскова Наталья Николаевна

Предметно развивающая среда в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey_volshebnye_kamni.docx195.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение - ООШ №6

Структурное подразделение детский сад № 7 г.Аткарска

Паспорт мини–музея

«Волшебный мир камней»

https://happy-story.ru/sites/default/files/gamer/132/img/272900953.jpg

https://pbs.twimg.com/profile_images/378800000438426466/0646a9d53a7d1db4b49ba46fc0544938_400x400.jpeg

                                                                           Воспитатель : Волоскова Н.Н.

2019г.

                             Паспортные данные мини-музея

Проблема:

 Традиционно больше внимания уделяется растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас камнях и минералах.
Актуальность: 

Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности  является средством  формирования у них любознательности, интереса и бережного  отношения к природным богатством.
Цель проекта: 

Создание условий для развития познавательных и исследовательских способностей воспитанников.
Задачи проекта: 
Обучающие:
1.Познакомить детей с природным материалом камень.                                              
 2.Формировать умение определять свойства и качества камня.                             
  3.Уточнить знания детей об использовании камня в жизни человека.
Развивающие:
1. Развивать у детей познавательный интерес, внимание, речь, воображение.     
2. Побуждать детей к активной, экспериментальной деятельности.
Воспитательные:
1.Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом.  
2.Воспитывать у детей чуткость, доброжелательность, отзывчивость.

Ожидаемый результат:
  Для детей:  
Приобретение детьми знаний о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, а также о пользе камней в природе и жизни человека.
Формирование  познавательного интереса к окружающему миру, навыков наблюдения и экспериментирования. 
Выполнение детьми естественно -научных и творческих заданий (опыты, наблюдения, продуктивная деятельность). Развитие бережливого отношения к природным ресурсам; развитие творческого мышления у участников по изготовлению поделок  из камней.

Для педагога:
Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы.
Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности детей.
Совершенствование предметно – развивающей среды.
Для родителей:
Создание  благоприятных условий для развития ребёнка в семье, с учётом опыта приобретённого в детском саду;
Развитие  совместного  творчества  родителей и детей;
Возникновение  у родителей желания интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней
;

Основные направления мини-музея:

- познавательно-исследовательское.

- речевое развитие.

- художественно-эстетическое.

Формы организации :

• игровая деятельность: дидактические, подвижные игры;

• художественно-творческая деятельность детей и родителей      (пластилинография , продуктивная деятельность, творческие работы.);

• трудовая деятельность .

Ресурсное обеспечение мини-музея:

• Методический инструментарий.

• Наглядный материал:

• а) камни настоящие и искусственные, на иллюстрациях;

• б) настольно-печатные игры по экологии;

• в) дидактические игры по экологии;

Мини –музей расположен : в фае –раздевалке старшей группы, экспонаты мини-музея доступны для детей и родителей.

Экспонаты мини- музея : Кукла -Хозяйка Медной горы; гора (кинетический песок , камни искуственные, природные) ;образцы камней; ларец с  камнями-самоцветами; камни-украшения; камни, рожденные морем; камни декоративные; камни пишут и рисуют; камни помогают строить ;  каменная сказка «Колобок» , «Аленький цветочек», «Русалочка» ; макет «Каменный век» ; «Путешествие по Луне»; «Море» ; «Чудо-камни».                                                                                          

Создатели мини-музея:  воспитатель - Волоскова Н.Н., родители , дети .

Этапы работы мини-музея :

1. Подготовительный:

- изучение литературы по  данной теме ;

- подбор литературы о камнях: стихов, загадок, пословиц, примет.

-привлечение родителей к созданию музея;                                                                                             -сбор информации о том, что можно сделать из камней;                                                      -выявление уровня знания детей о разнообразии камней.

-создание предметно развивающей среды по теме музея.

2. Практический :

Познавательное развитие (опытно-экспериментальная деятельность)

 -Беседы
 «Что мы знаем о камнях»
 «Нужен ли камень человеку?»
 «Драгоценные камни»
-Использование камней, как счётный материал на математике (что больше, что меньше; на сколько; размер: большие, маленькие, крупные, мелкие и др.)
                                                                                                                                                 -Экспериментальная деятельность  по ознакомлению детей с миром камней:
 «Удивительные камни», 
«Простые и ценные камни в природе»,
«Камни, которые подарило море»,

Игровые эксперименты:
"Какой камень тяжелее?"
"Пирамида из камней"
"Тонет- не тонет?"
Опыты:
-Может ли камень издавать звуки? 
-Меняют ли камни цвет? 
-Рисующие  камни. 
-Прочный камешек. 
-Почему камни бывают разноцветными? 
-Как вода камень точит?

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики:                                                                                                                             "Отыщи такой же камень", 
 "Узнай на ощупь";
-Сюжетно-ролевые игры: "Геологи" (знакомство с профессией «геолог»)
-Настольные игры: «Четвёртый лишний», «Что из чего?», «Найди пару», «Собери картинку»                                                                                                            

Речевое развитие

«Малахитовая шкатулка»

И.Н. Рыжова «О чем шептались камни»

Н.А.Рыжова «Что у нас под ногами»

Чтение загадок ,стихов, сказок о камнях.

Художественно-эстетическое развитие

Творческая мастерская (роспись камней);

Рисование мелками на доске;

Мозаика из камней.

Физическое развитие

Хождение по каменной дорожке;

Физкультминутки;

Подвижные игры:

 «Гора и камешки»

 «Разрушение горы»

                   

                  Тематический  план работы мини-музея:

Дата

Вид занятия

Цель , задачи    занятия

Участники

01.02.2019г.

Создание мини-музея «Волшебный мир камней»

Эстетичное оформление музея,   выставка экспонатов, атрибутов

воспитатель-Волоскова Н.Н., родители, дети

04.02.2019г.

Познавательная беседа «Что вы знаете о камнях?»

Повышать уровень экологического сознания и культуры детей

воспитатель , дети старшей группы

05.02.2019г.

Экскурсия в музей

Рассматривание новых экспонатов в музее, предметов .из которых они сделаны.

Воспитатель , дети старшей группы

06.02.2019г.

Создание макета«Путешествие на Луну»  для мини-музея (коллективная работа)

Учить детей создавать композицию из камней и песка,  развивать инициативу, фантазию, творчество.

Воспитатель ,  дети

07.02.2019г.

Беседа «Дары природы»,

Формировать экологически грамотное поведение детей в природе.

Дети , воспитатель

08.02.2019г.

Чтение стихотворения                    «Береги свою планету»

Формировать бережное отношение к окружающему миру через худ.литературу

 Дети., воспитатель

12.02.2019г.

Экскурсия в музей

Расширять знания об экологии у детей младшего возраста

Дети младшей группы, воспитатели

13.02.2019г.

Продуктивная деятельность

 «Каменная сказка»

Закреплять умение работать с камнями , создавать сказочных героев из камней и пластилина

Дети , воспитатель

14.02.2019г.

Экспериментальная деятельность

«Свойства камней»,

Расширять знания детей о камнях, их видах .

Воспитатель ,дети

15.02.2019г.

«Азбука поведения в природе»-                дидактические картинки

Формировать экологически грамотное поведение детей .

Дети, воспитатель

18.02.2019г.

«Красивые цветы»                    из камней

Закреплять умение работать с камнями, умение создавать красивые композиции .

Дети ,воспитатель

19.02.2019г.

Беседа ««От горы до песчинки»

Познакомить детей с жизненным циклом камня.

Дети ,воспитатель

20.02.2019г.

«Камни пишут и рисуют»

Познакомить детей с пишущими камнями

Организовать продуктивную деятельность с использованием мелков, карандашей

Дети, воспитатель

21.06.2018г.

Продуктивная деят--ть  «Расписные камни»

Учить детей рисовать на камнях ,создавать неповторимый рисунок

Воспитатель, дети

22.02.2019г

«Сказочные хранители подземных богатств»

Познакомит детей со сказками народов мира, рассказывающих о хранителях подземных богатств

Воспитатель, дети

25.02.2019г.

«Загадочные магниты»

Познакомить детей с магнитами, создать условия для экспериментирования с ними

Воспитатель, дети

26.02.2019г.

«Подарки хозяйки медной горы»

Дать представление о драгоценных камнях, познакомить с их многообразием, рассказать о профессии ювелира

Воспитатель, дети

27.02.2019г.

«Нам камни помогают строить»

Дать представление о строительных материалах и их производстве

Воспитатель, дети

28.02.2019г.

Подведение итогов работы мини-музея                              

Развивать умение высказывать личное мнение, что больше всего понравилось в музее

Дети

                                           Картотека опытов "Камни"

Опыты с камнями
1. Какими бывают камни? 
Цель: сформировать представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам.
Материалы: разнообразные камни, лупы
Ход опыта Предполагаемые ответы детей
Внимательно рассмотрите камни? Какие они? Разные. Большие и маленькие. Красивые.
Какие камешки вам нравятся больше всего? Найдите самые красивые камешки для вас. Обоснуйте свое мнение. Гладкий и цветной. На нем есть полосочки. Круглые и маленькие.
Закройте глаза и на ощупь выберите самый гладкий круглый камешек. Внимательно его рассмотрите. Вы знаете как он называется? Этот морской камень называется галькой. Как вы думаете почему у него нет острых углов? А раньше были? Предлагаю взять несколько камешков в ладошки и потрясти их. Что вы чувствуете? Дети выбирают камень
Как они стучат.
А почему они стучат? Потому что мы их трясем
А что с ними происходит в море? (А какая сила их трясет в море?) Они там стучат и бьются. Силой воды
Вода двигает камни, сталкивает их друг с другом, они траться о песок. Острые углы постепенно стачиваются, камешки становятся круглыми. Закройте глаза и поставьте перед собой ладони. (Кладет детям в ладошки небольшие шершавые камешки) Что вы чувствуете? Какие камни на ощупь?
Не гладкие. Неровные, царапаются.
Чем отличаются эти камни от морских камней? Не гладкие, острые, шершавые.
Выложите камни в два ряда: от большого к маленькому, от шершавого к гладкому. Рассмотрите камешки через лупу. Что вы видите? Трещинки. Узоры.
Что мы с вами узнали нового о камнях? Камни бывают маленькими и большими, гладкими и шершавыми, цветными и прозрачными, теплыми и холодными.

2. Твердый камень
Цель: Сформировать представление о твердости камня
Материалы: камешки, пластилин, монеты
Ход опыта Предполагаемые ответы детей
Возьмите в одну руку камешки, в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Сравните, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему? Пластилин смялся, а камешек – нет, потому что он твердый.
Постучите комочком пластилина о камень, двумя камнями друг о друга. В чем разница? Когда стучали пластилином о камешек, то ничего не слышно , а когда двумя камешками – то слышен стук и камни не мнутся.
А почему как вы думаете был слышен шум при стучании камешек о камешек? Потому что камень твердый, а пластилин – мягкий.
Нацарапайте что-нибудь на камешке монеткой. Что получается? Ничего не видно. Камень очень твердый.
Почему говорят «твердый как камень», «стоит как каменный»? Камешки твердые.

3. Тонет - не тонет
Цель: сформировать представления о свойствах камня
Материалы: Морские камешки, кусочки гранила и пемзы, прозрачные сосуды с водой.
Ход опыта Предполагаемые ответы детей
Дети, как вы думаете, что будет, если положить камень в воду? Он утонет
Бросьте камень в сосуд с водой и наблюдайте, что будет с ним происходить. Утонул 
Может ли камень плавать? Нет
Возьмите гранит и пемзу. Сравните их по весу. Одинаковы камни по весу? Нет, один – легкий, другой -тяжелый.
Что произойдет с каждым из них, если их опустить в воду? Утонут
Давайте проверим, так ли это: опустите гранит и пемзу в воду. Что произошло? Пемза не утонула, гранит утонул.
Как вы думаете почему? Потому что пемза легкая. В ней много дырочек. А в дырочках есть воздух и пузырьки с воздухом не давали ей утонуть.
В пемзе много дырочек, в которых скапливается воздух, поэтому она легкая и не тонет.

4. Может ли камень издавать звуки?
Цель: сформировать представление о свойствах камня
Материалы: разнообразные камни
Ход опыта Предполагаемые ответы детей
Дети, как вы думаете, может ли камень издавать звуки? Может
Как нам это проверить? Постучать камешками
Постучите разными камешками друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются? Нет. Тяжелые камни издают звук громкий, маленькие – тонкий, легкие – тихий.
Камни издают звуки при трении или резком соприкосновении друг с другом. Разные камни издают звуки, не похожие друг на друга.

5. Меняют ли камни цвет?
Цель: сформировать представления о свойствах камня.
Материалы: пустые емкости, лейки с водой, камни.
Ход опыта Предполагаемые ответы детей
Дети, как вы думаете, камни могут изменить цвет? Нет
Предложите детям положить в емкость камень и залить его водой. Затем потрогать камни, ощупывая их в воде и вытащите камни из воды
Что изменилось? Сравните камни по цвету: мокрые камешки и сухие. Они стали темными
Какие из них красивее? Мокрые.
Какой вывод можно сделать? Мокрые камни меняют цвет

6. Рисующие камни
Цель: сформировать представления о свойствах камня.
Материалы: небольшие листы фанеры, мел, уголь
Ход опыта Предполагаемые ответы детей
Вспомните с детьми, чем можно рисовать, например, на асфальте.
Какими камнями лучше всего рисовать на фанере: мелом или угоем? Мелом
Давайте попробуем это сделать. Дети рисуют на доске фанеры мелом и углем
Чем рисовать лучше? Почему? Мелом рисовать лучше, потому что он мягкий, а уголь твердый – он царапает. 
Предложить детям для самостоятельного экспериментирования разнообразные камни: галька, пемза, кирпич, уголь Формулировка выводов

7. Теплый камешек
Цель: сформировать представление о свойствах камня.
Материалы: лампа (солнечная погода), камешки разного цвета (обязательно должен быть камень черного цвета)
Ход опыта Предполагаемые ответы детей
Потрогайте разные камни и скажите, они холодные или теплые? Холодные
Зажмите камень в кулаке. Стал ли он теплее? Чуточку
Как вы думаете почему? У нас руки теплые
Возьмите камешек белый и черный, подержите из под лампой. (оставьте на ярком свету) Камешки стали теплые
Какой камень нагрелся теплее? Черный
Почему черный камень оказался самым теплым? Дети затрудняются ответить
Черный цвет поглощает солнечные лучи. Поэтому черный камень нагрелся больше, чем белый.
Вспомните, в какой одежде нам жарче летом?

8. Легкий – тяжелый
Цель: сформировать представления о свойствах камня
Материалы: камешки разной плотности и величины, весы.
Ход опыта Предполагаемые ответы детей
Дети, как вы думает модно посмотрев на камни сказать, какой из них самый тяжелый? Можно. Самый большой- и будет самым тяжелым
А если взять камешки одного размера они будут равные по весу? Так? Затрудняются ответить
Давайте проверим. Как мы можем это сделать? Взять в руки
Возьмите в одну руку – пемзу – пористый камень, в другую – плотный, такого же размера. Какой из них тяжелее? Почему? Пемза легче, потому что в нем много дырочек, в плотном камне нет дырочек, он тяжелый.
Как вы думаете если взять большой пористый камень и маленький плотный, какой из них будет тяжелее? Плотный будет тяжелее
Точно? Как мы еще можем узнать вес камня. Точный вес? С помощью весов (дети взвешивают камни на весах)
Дети, какой можно сделать вывод? Камни имеют вес. Вес камня порой не зависит от его размера.
9. Прочный камень
Цель: сформировать представления о свойствах камня
Материалы: камни разной плотности, молоток
Воспитатель предлагает разбить камешки молотком Один камень разбился, а другой – нет
Какой камень легче было разбить Мел, которым мы рисовали, от него отлетели кусочк Пемзу – она пористая. Мрамор прочный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект мини-музей «Мир воздуха » Руководитель мини-музея: Горкина С.С.- воспитатель первой категории р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7».

Наименование мини-музея: мини-музей «Мир воздуха »Профиль музея:  познавательно- исследовательский.   Цель:Изучение детьми воздуха и способы его обнаружения.Формировать осоз...

Обогащение предметно-развивающей среды посредством создания мини-музея в группе. Наш мини- музей "Чудо-дерево"

Каждое посещение нашего мини-музея – это деятельность, имеющая учебную, воспитательную, развивающую цель. В мини-музее  в условиях группы происходит развитие познавательных интересов и познавател...

Мини-музей "Буренушка" (мини-паспорт)

Мини-музей "Буренушка" (мини-паспорт)...

Проект «Минем туганнарым», «Минем өем – мой дом»

Лэпбук–тематическая папка по комплекту «Татарча сөйләшәбез»(«Говорим по-татарски»)...

Консультация «МИНИ – МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ. МИНИ – МУЗЕИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

Цель: Обогащение воспитательно-образовательного  пространства новыми формами работы  с детьми и их родителями. Задачи:     ·...