Проект "Театр перчатки"
проект по логопедии (средняя группа)

Савина Надежда Александровна

Длительный проект для детей средней группы "Театр перчатки" используется в коррекционной работе для развития речи, интоцации, тембра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_perch_sr_gr.docx30.32 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта:

Название проекта

«Театр перчатки»

Разработчики проекта

Учитель – логопед: Савина Надежда Александровна

Участники проекта

Логопед, дети средней группы «Огонёк»,  родители (законные представители)

Тип проекта

 Длительный

Вид проекта

Коррекционно - развивающий

Цель проекта

Коррекция и развитие речи детей-дошкольников, имеющих недостатки развития речи через использование театральной деятельности, развитие мелкой моторики.

Задачи проекта

Образовательные: Развивать связную речь детей. Подводить к умению: выразительно интонировать голоса героев сказки; использовать образные выражения при пересказе рассказов; выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев сказок,  лексико-грамматические средства языка; звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

Развивающие: развитие мелкой моторики, развивите двигательных, интеллектуальных, творческих способностей детей в разнообразных видах деятельности;

Воспитательные: создавать атмосферу радости, формировать положительное эмоциональное состояние всех участников образовательного процесса

Проблема проекта

Проблема к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников подрастающего   поколения. На сегодняшний день очень актуальна в связи с тем, что в группы риска попадают дети уже дошкольного возраста. Так как дошкольное учреждение является первой ступенью общественного воспитания, то именно на нас возлагаются как воспитательные, так и коррекционные  задачи. Одной из форм работы по реализации поставленных задач является театрализованная деятельность.

Ожидаемые результаты

Для детей:

- преодолеть речевые нарушения: расширить словарный запас, совершенствовать лексико – грамматические средства языка, звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительность, развивать связную речь детей и просодические компоненты речи, развить мелкую моторику.

Для педагога:

- пополнится предметно-развивающая среда по данной теме.

Этапы и сроки реализации

1 этап сентябрь - октябрь 2021г.

2 этап октябрь - январь 2021г.

3 этап  январь - февраль2021 г.

Актуальность проекта:

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого развития. В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников.

Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.

В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными (Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, АК Менегетти) и российскими (Е.Лисина, Е.Петрова, Р.Азовцева, М. Осорина, Т. Зинкевич-Евстигнеева) учеными. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. Живой и выразительный язык сказки, особенно народной, изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся маленькими слушателями.

Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции:

• лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности;

• активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка.

• при слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок;

• при пересказе, драматизации — становление речевой культуры;

• развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);

• развивающее - терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).

Работа над театрализацией сказки способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию просодической стороны речи, ее выразительности.

Правильное определение месторасположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок развивает логику, учит правильно оценивать ситуацию.

При наличии доброжелательных зрителей ребенок учится концентрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх. У него вырабатывается положительная самооценка, уверенность в себе. Эти качества очень пригодятся в школе, особенно во время ответов у доски.

В существующей организации работы ДОУ для детей с нарушениями речи можно заметить следующее противоречие: с одной стороны, занятия с логопедом (групповое и индивидуальное), коррекционная работа в вечернее время дома с родителями необходимы, очевидны и общепризнаны, с другой - такая деятельность не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Кроме этого, в коррекционной работе, особенно дома, представляется проблематичной организация игровой деятельности. Такие занятия будут малоэффективны без желания самого ребенка. Произвольное поведение дошкольника еще недостаточно развито, он не может постоянно подчиняться правилам и требованиям взрослого. Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театральная деятельность.

Использование театрализованных игр  в обучении дошкольников развивает:

• активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;

• самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;

• творчество — от подражания взрослому в действиии выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;

• эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;

• произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;

• связную речь — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о музыкальных композициях, пантомимических этюдах, сказочных образах.

Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Выготский Л.С.).

План реализации проекта:

Этап

Сроки реализации

Задачи этого проекта

Краткое описание деятельности проекта

1 этап

2 этап

3 этап

Сентябрь – октябрь

Октябрь – январь

Январь -февраль

Вовлечь родителей в единое пространство «семья - детский сад»; 

Способствовать накоплению у детей представлений об  мире театра (о профессиях, расширить словарный запас по теме),  успешное овладение грамотной и связной речью, закрепление свистящих и шипящих звуков в речи

• выразительное интонирование детьми голосов героев сказок;

• использование образных выражений при пересказе сказок;

• выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок;

• грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка;

• совершенствование звуковой стороны речи;

• усиление интереса к занятиям;

• доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.

развивать связную монологическую речь

Повысится культурный уровень дошкольников.

- развивать связную монологическую речь

Показ театрализованного представления для детей и родителей

Ознакомление родителей (законных представителей )с проектом

Подготовка театрализованных атрибутов, литературы, картотеки пальчиковых игр, презентаций для бесед, подборка музыкального сопровождения

Беседа: «Что такое театр?»

Рассматривание презентации по теме.

-Чтение произведения «Зимняя сказка»

Физкультминутка (выполнение двигательных движений под песню)«Птицы»

Беседа: «Познакомьтесь, я работаю в театре?»

Пальчиковая игра «Вшик - вшик»

Сюжетно-ролевая игра «Театр»

Словесная игра «Придумай зимнюю сказку сказку»

Игровая ситуация «Деревья на ветру шумят»

Инсценировка сказки «Зимняя сказка» 

Взаимодействие с родителями

-Ознакомление родителей с проектом.

-Консультация «Влияние театрализованной деятельности на развитие мелкой моторики и речи дошкольников»

Папка – передвижка «Проект – форма реализации личности дошкольника в социуме»

Инсценировка для родителей и детей «Зимняя сказка»

Выставка – коллаж о  реализации проекта.

Анализ достигнутых результатов.

Приложение

Картотека пальчиковых игр

Пальчиковая игра «Белый снег пушистый»

Белый снег, белый снег, вьюга заметает (снег летит)

 Наши ручки без перчаток очень замерзают (греют ручки)

 До свиданья на чуть- чуть, одеть перчатки не забудь.

 Надеваем, надеваем, очень быстро надеваем – и в театре выступаем. (надевают перчатки)

Пальчиковая игра «Деревья на ветру шумят»

: Смотрите, деревья на ветру шумят (показывают деревья)

  И стелется  поземка по земле

  Видно всем и видно мне  (бегают ладошки)

Пальчиковая игра «Синички»

А вот синички, воробьи

 Греют крылышки свои

 И летят не далеко

 В домик, что не далеко (показ птичек)

Пальчиковая игра «Снежок»

 Хрустит снежок, раз шажок, два шажок (ладошки шагают)

 Мы берём его,  катаем, весело снежки бросаем (слышится хруст снега, ладошки лепят снежки)

Пальчиковая игра «Снеговик»

Вшик, вшик, вшик, вшик получился снеговик

Скучно одному однако, друга хочется ребята (руки в замок, сверху голова – 1 снеговик)

 И прошел всего лишь миг, вот вам друг снеговик

 (руки в замок, сверху голова – 2 снеговик)

Они прыгали, играли, очень дружно танцевали

А потом подрались и рассыпались          (прыгают, сталкиваются и рассыпаются на комочки)

Пальчиковая игра «Ручки дружные»

А мы ручки дружные

В театре очень нужные! (ладошки подружились, хлопают)

Кто вам сказку рассказал?

Кто вам сказку показал?

Мы волшебными руками, всем вам сказку показали!!! (из – за ширмы показали ручки)

Спектакль «Зимняя сказка»

Выход героев:  перед ширмой

Ведущий: Белый снег, белый снег, вьюга заметает (снег летит)

                 Наши ручки без перчаток очень замерзают (греют ручки)

                До свиданья на чуть- чуть, одеть перчатки не забудь.

                Надеваем, надеваем, очень быстро надеваем – и в театре выступаем.

1 ребенок: Смотрите, деревья на ветру шумят (показывают деревья)

                И стелется  поземка по земле

                Видно всем и видно мне  (бегают ладошки)

2 ребёнок: А вот синички, воробьи

                  Греют крылышки свои

                  И летят не далеко

                   В домик, что не далеко (показ птичек)

3 ребёнок: Хрустит снежок, раз шажок, два шажок (ладошки шагают)

                   Мы берём его,  катаем, весело снежки бросаем (слышится хруст снега, ладошки лепят снежки)

4 ребёнок: Вшик, вшик, вшик, вшик получился снеговик

                  Скучно одному однако, друга хочется ребята (руки в замок, сверху голова – 1 снеговик)

                  И прошел всего лишь миг, вот вам друг снеговик

 (руки в замок, сверху голова – 2 снеговик)

5 ребёнок: Они прыгали, играли, очень дружно танцевали

            А потом подрались и рассыпались          (прыгают, сталкиваются и рассыпаются на комочки)

Все: А мы ручки дружные

         В театре очень нужные! (ладошки подружились, хлопают)

         Кто вам сказку рассказал?

         Кто вам сказку показал?

          Мы волшебными руками, всем вам сказку показали!!! (из – за ширмы показали ручки)

         

Используемые источники.

Методическое

1. «Театр сказок» Л. Поляк, «Детство-Пресс», г. Санкт – Петербург, 2008 г.

2. «Веселый театр» А.П. Розанова, «Детгиз», 1960 г.

4. «Организация театральной деятельности детей дошкольного возраста» М.В. кратова, Н.Б. Дубинина, г. Тамбов, 1995 г.

5. «Секреты кукольного театра» Н.А. Ян, ТОИПКРО, г. Тамбов, 2004

7. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2004 г.

8. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2009 г.

9. Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. «Театрализация сказок в коррекционном детском саду», СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007 г.

10. Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2009 г.

11. «Логопед» научно-методический журнал №4, 2007г.

12. «Логопед» научно-методический журнал №6, 2007г.

13. «Логопед» научно-методический журнал №6, 2008г.

14. «Логопед» научно-методический журнал №1, 2009г.

Дидактическое

  1. консультации для родителей;
  2. Информационные ресурсы

http://www.ivalex.vistcom.ru/ - «Все для детского сада». На сайте предоставлены материалы, которые призваны помочь молодым воспитателям: консультации, авторские разработки, конспекты, диагностический материал.

http://www.detskiysad.ru/ - Портал Детский сад.Ру. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, полезных советов и рекомендаций.

http://www.solnet.ee/sol/001/s_ds.html - детский портал

http://window.edu.ru/ - теоретический материал по театральной деятельности

http://www.logoped-sfera.ru/- «Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт работы: "Волшебная перчатка"

В данном материале представлен опыт работы в детском саду при помощи перчаточной куклы....

презентация "Волшебная перчатка"

Презентация выступления на районном конкурсе "Лесенка успеха - 2012"...

Конспект ТЕМА:Гөлшат Зәйнашеваның "Бияләй тугел, перчаткы ” шигыренә нигезләнеп рәсем ясау.

КонспектТЕМА:Гөлшат Зәйнашеваның "Бияләй тугел, перчаткы ” шигыренә нигезләнеп рәсем ясау....

Досуг для детей разновозрастной группы по произведениям С.Я. Маршака «Перчатки»

досуг по произведением С.Я. Маршака с театрализованной постановкой по произведению "Перчатки"...

Потеряли котятки на дороге перчатки

Театрализованной занятие...

Потеряли котятки на дороге перчатки ...

Занятие по развитию речи,обогащению словарного запаса, навыков театрально-игровой деятельности....

Консультация для родителей "Творите вместе с детьми"(Перчатки)

Консультация пердставляет из себя небольшой обзор творческих работ из ненужных перчаток,и фото мастер-класс создания декоративного панно из перчаток на новогоднюю тему....