Конспект совместной деятельности воспитателя и учителя-логопеда «Транспорт» с элементами ТРИЗ
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Вяткина Алла Владимировна

Конспект совместной деятельности воспитателя и учителя-логопеда «Транспорт» с элементами ТРИЗ (подготовительная к школе группа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности воспитателя и учителя-логопеда «Транспорт» с элементами ТРИЗ (подготовительная группа)

Цель: закрепить и обобщить знания детей о транспорте.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- систематизация знаний детей о различных видах транспорта, его составных частях, функциях;

- активизация словаря по теме;

- совершенствование грамматического строя речи.

2. Коррекционно-развивающие:

- развитие навыков фонематического анализа слова.

- развитие связной речи и навыков речевого общения;

- развитие памяти, логического мышления, произвольного внимания.

3. Коррекционно-воспитательные:

- формирование навыков сотрудничества на занятии;

- воспитание самостоятельности, активности, чувства коллективизма.

Технологии, используемые в ходе занятия

1. Здоровьесберегающие технологии:

- учет возрастных и психофизиологических особенностей детей;

- смена двигательной активности;

- артикуляционная и дыхательная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика с использованием шарика су-джок;

- упражнения на развитие общей моторики (физкультминутка).

2. Игровые технологии:

- Игра «Какие виды транспорта по типу передвижения вы знаете»;

- игра «Кто чем управляет?»;

- д/игра «Собери целое» (из 6 частей).

3. Информационно – коммуникационные технологии:

- звук пропеллера;

- игра «Размести животных по вагонам» (с использованием интерактивной доски).

4. Технология ТРИЗ:

- игра «ДА-НЕТка»;

- игра «Хорошо-плохо»;

- д/и «Системный оператор».

5. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:

- педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;

- самовыражение ребёнком присущих ему качеств и способностей;

- осуществление возможности выбора, дающего возможность проявить ребёнку свою активность.

Материал и оборудование: колокольчик, звуковая колонка, мольберт с макетом «Виды передвижения», коробочка с картинками транспорта, интерактивная доска, разрезные картинки; материал к игре «Системный оператор», 2 стола, 16 стульев, костюм Карлсона.

Ход занятия:

1. Приветствие.

Колокольчик зазвонил, о гостях предупредил.

Посмотрите сколько сегодня у нас гостей. Давайте поздороваемся!

2. Игра «Хорошо-плохо»

Воспитатель: Ребята, посмотрите у нас на занятии сегодня гости, это хорошо, почему?

Дети: У нас будет весело.

Воспитатель: У нас на занятии сегодня гости, это плохо, почему?

Дети: Гости могут уйти, будет скучно.

Воспитатель: А чтобы не было скучно, давайте возьмем наши волшебные колечки и поприветствуем друг друга.

3. Игра с кольцами су - джок «Здравствуй, солнце золотое!»

(поочередно надеваем массажное кольцо на каждый палец)

Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в родном краю – (сжимаем и разжимаем кольцо в руке)

Всех я вас приветствую! (разводим руки в стороны)

4. Игра «Да-нет-ка»

Воспитатель. Ребята, у нас сегодня на занятии будет ещё один гость, кто он, попробуйте угадать. А подсказка будет такая: этот гость умеет жужжать.

Дети. А может это комар, муха, паук, жук, шмель?

Воспитатель. Нет, это не насекомое.

Дети. Может это телефон, пылесос, стиральная машина?

Воспитатель. Это человек, сказочный герой.

Дети. Щелкунчик, человек-паук, Карлсон.

Воспитатель. Да, это Карлсон.

В группу «влетает» логопед в костюме Карлсона.

5. Беседа

Карлсон. Здравствуйте, ребята. Что же у меня жужжало?

Дети. Пропеллер (винт).

Карлсон: Я – сказочный персонаж, а где в жизни встречается такой пропеллер?

Дети. В вертолете, самолете, вентиляторе, мельнице, у катера, моторной лодки.

Карлсон. Как вы думаете, как я у вас появился?

Дети. Прилетел.

Карлсон. На чем прилетел?

Дети. На своем пропеллере. Включил кнопку и прилетел.

Карлсон. Значит, я сам на себе прилетел. Вот вы сказали, что я сам на себе прилетел. А на чем еще я мог прилететь?

Дети. На самолете, ракете, вертолете, птице, воздушном шаре, на летучем голландце.

6. Игра «Размести животных по вагонам»

(дети садятся на стульчики у интерактивной доски)

Карлсон: Ребята, вместе со мной прибыли мои друзья. Помогите им занять свои места в поезде. Те пассажиры, в названиях которых 1 слог, поедут в первом вагоне, те пассажиры, в названии которых есть 2 слога, поедут во втором вагоне, те пассажиры, в названиях которых 3 слога, поедут в 3 вагоне.

(деление на слоги – с использованием интерактивной доски). Спасибо, ребята, помогли моим друзьям, теперь они точно попадут куда им надо.

Карлсон. Вы любите путешествовать? На чем можно путешествовать? (Поезд, машина, автобус, самолет, корабль). Как можно назвать это одним словом? (Транспорт)

7. Артикуляционно-звуковая, дыхательная гимнастика

Карлсон: Прежде чем поговорить с вами о транспорте, предлагаю поиграть:

- «Машинист дает гудок – «ду – ду»

Дети стоят полукругом и выполняют притопы ногами (едет поезд).

Стучат колеса у поезда (как упражнение "Дятел")

- Летит самолёт: произнесение звука л-л-л.

- Гудит пароход: произнесение звука ы-ы-ы.

- Сигналит машина: произнесение на одном выдохе «би-би-би»

Пошёл дождь. Как работают дворники у машины (как упражнение "Часики")

Машины едут по мокрой мостовой: «ша-шу-ши-шо».

Прокололась шина у машины: произнесение звука ш-ш-ш.

Накачали шину насосом: с-с-с.

8. Игра «Угадай транспорт по описанию»

Теперь возьмите из «Чудесного мешочка» любую картинку и не называя, опишите ёё, чтобы все догадались, какой транспорт здесь изображён:

- 4 колеса, 2 сиденья впереди, 3 - сзади, есть капот, бампер, багажник, руль… (машина)

- Колеса, салон, окна, двери, много сидений, руль (автобус) штанги (трамвай)

9. Игра «Тип передвижения»

Карлсон: Где можно увидеть транспорт? (На дороге, в гараже, в небе, в море)

Ребята, а какие виды транспорта по типу передвижения вы знаете? Воздушный, наземный, водный. Посмотрите на символы.

Почему транспорт называется воздушным? (потому что летает в воздухе, высоко в небе). Почему транспорт называется водным? (потому что он перемещается по воде). Почему транспорт называется наземным? (потому что он идет по земле).

Символы размещают по группе – прикрепляют к шкафу, столу и т. д. (дети передвигаются по группе).

Карлсон: Ребята, посмотрите, пока мы с вами играли, налетел ветер и все картинки на столе перепутал. Разберите картинки, внимательно рассмотрите их, подумайте, где будет передвигаться ваш транспорт: по морю, по дороге или по воздуху и подойдите к такому символу, к какому виду транспорта они относятся.

(Дети берут картинки с транспортом и встают к нужному месту)

Карлсон: Анюта, а почему ты тут встала?

- Потому что самолет – это воздушный вид транспорта.

-А почему это воздушный вид транспорта?

- Потому что…. (ответ ребенка)

- Андрюша, почему ты тут встал?

- Потому что катер – это водный вид транспорта.

- Почему? (ответ)

А теперь прикрепите свои картинки на макет под нужным видом транспорта.

Карлсон: Спасибо ребята за ответы. Но я ещё не совсем разобрался в транспорте.

Воспитатель: Не переживай Карлсон, ребята тебе помогут. Правда, ребята?

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, как транспорт передвигается?

Подвести к тому, что транспортом управляют люди.

10. Какие вы знаете профессии, связанные с транспортом?

11. Д/игра «Собери целое» (из 10 частей)

Ребята, вы должны выбрать себе пару.

Раздать конверты с разрезными картинками.

(На картинках профессии: лётчик, водитель, стюардесса, проводница, машинист, моряк). Дети работают в парах, собирают картинку и рассказывают о той профессии, которая изображена на картинке.

12. Д/и «Системный оператор» (дети сидят перед мольбертом)

Воспитатель. А теперь, Карлсон, ребята тебе покажут транспорт и расскажут о нём по «волшебному телевизору». Ребята, кто помнит, как по - научному называется эта игра?

Дети: Системный оператор.

Воспитатель: Для чего нам нужен транспорт? Он нужен для того, чтобы возить людей, грузы, ездить на дальние расстояния, передвигаться с одного места в другое.

Помещаем картинку с разными видами транспорта в окошко сверху.

Давайте рассмотрим с вами легковой автомобиль.

Воспитатель: Частью чего является легковой автомобиль?

Дети: Автомобиль- это часть транспорта, это наземный транспорт. Помещаем картинку с транспортом в центр.

Воспитатель: Какие части есть у легкого автомобиля?

Дети: У автомобиля есть руль, колеса, сиденья, багажник, педали, дверцы, капот, фары. Картинку с частями автомобиля помещаем внизу слева.

Воспитатель: Всегда ли люди ездили на автомобилях?

Дети: Нет.

Воспитатель: А на чем ездили раньше люди?

Дети: На лошадях, каретах, телегах. Картинку помещаем в середину слева.

Воспитатель: Как вы думаете, всегда ли автомобиль выглядел, как современные автомобили?

Дети: Нет. У него был большой мотор, ему нужно было много топлива, и ездил не очень быстро.

Воспитатель: Всем ли хороши современные автомобили? Что в них вам хотелось бы изменить?

Ответы детей: Нужно чтобы они были прочные, чтобы они часто не ломались, чтобы не загрязняли воздух, чтобы могли летать и плавать.

Помещаем автомобиль в середину справа.

Кто хочет составить рассказ с опорой на картинки нашего «Системного оператора»?

13. Заключение

Карлсон: Ура! Я уже знаю, на чём буду путешествовать, ведь раньше я путешествовал только на самом себе. Я выбираю автомобиль. Спасибо вам ребята за всё. Мне пора отправляться. Я много всего узнал нового и интересного и выбрал себе транспортное средство для путешествия. Вот вам подарок- игра от меня. До свидания, друзья!

Рефлексивно-коррегирующий:

Воспитатель: Кто был у нас сегодня в гостях? Карлсон. Смогли мы ему помочь? Да. Какое задание было самым интересным? Какое задание вызвало у вас затруднения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и учителя-логопеда с детьми среднего дошкольного возраста «Осеннее путешествие» на основе конструирования из бумаги в технике оригами.

Задачи образовательной деятельности:1. Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам: быть приветливыми, проявлять интерес к действиям и поступкам других, желание помочь, порадовать ...

Конспект бинарной непосредственно образовательной деятельности воспитателя и учителя-логопеда Тема: «Транспорт»

Конспект бинарной непосредственно  образовательной деятельности воспитателя и учителя-логопеда  Тема: «Транспорт»...

"Совместная деятельность воспитателя и учителя-логопеда по формированию грамматического строя речи"

В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей с привлечением различных специалистов: логопедов, психологов, воспитате...

Конспект совместного занятия воспитателя и учителя-логопеда по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе. «Руки- наши помощники»

Образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности. Нужны ли руки человеку? попробуем это доказать......

Технологическая карта совместной коррекционно-развивающей деятельности воспитателя и учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста: «Путешествие в осенний лес»

Технологическая карта совместной коррекционно-развивающей деятельности воспитателя и учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста: "Путешествие в осенний лес"...


 

Комментарии

Ларкина Марина Викторовна

Интересный конспект занятия, который можно провести совместно с логопедом. Спасибо!