"В гостях у деда буквоеда"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Липатенкова Олеся Викторовна

Конспект вечера досуга по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_deda_bukvoeda.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Вечер досуга по грамоте в подготовительной логопедической группе.

Тема: «В гостях у деда Буквоеда»

                                                                                            Учитель-логопед:

                                                                                Липатенкова Олеся Викторовна

                

Цели :

1. Продолжать учить детей выделять первый и последний звук в слове, определять позиции звука  в словах, различать понятия звук — буква;

2. Закрепить знание детьми гласных звуков (а, о, у, и).  Знать их отличие от согласных звуков;

3. Активизировать знания детей о твердых и мягких согласных звуках;

4. Совершенствовать процесс звукового анализа и синтеза;

5. Учить читать закрытые и открытые слоги, подбирать слова на заданный слог;

6. Совершенствовать умение детей точно по смыслу отвечать на вопросы, правильно строить предложения.

7. Продолжать развитие зрительного внимания, логического мышления, памяти и мелкой моторики детей.

8. Развивать умения использовать имеющиеся знания.

9. Воспитывать интерес к занятиям по обучению грамоте.

Оборудование:

Солнышко (по кол-ву детей), сломанные буквы, фланелеграф, животные для фланелеграфа, картинки для игры «Четвёртый лишний»,  ТОМ и ТИМ с корзинами, мольберт с яблоней,  яблочки с картинками на звук Т, Ть; письмо и картина от Деда Буквоеда.

Ход занятия:

  1.  Организационный момент.

 Солнце ласково смеётся,

Светит ярко, весело.

С солнышком в кружок мы встанем,

Поиграем вместе с ним.

  • Упражнение «Солнышко».

Дети читают стихотворение вместе с логопедом и выполняют движения.

Маленькое солнышко

Я держу в ладошках, (показывают руками маленькое солнышко)

А большое солнце

Вижу из окошка. (смотрят в окно и показывают руками солнце)

Маленькое солнышко

Я беру руками, (показывают руками маленькое солнышко)

А большое солнце

Высоко над облаками. (поднимают руки над головой и смотрят вверх)

Маленькое солнышко

Мне в ладошки светит, (показывают руками маленькое солнышко)

А большое солнце

Светит всей планете. (поднимают руки над головой и разводят в стороны)

  • Самомассаж  лица «Солнышко».  

Солнышко проснулось,

Лобика коснулось,

Лучиками провело,

И погладило,

И погладило.

НД – поглаживание от середины лба к верхней части ушей.

Солнышко проснулось,

К щёчкам потянулось,

Лучиками провело,

И погладило, и погладило.

НД – поглаживание от носа к средней части ушей.

Солнце личико согрело.

Потеплело, потеплело.

Наши ручки потянулись,

Наши губки улыбнулись.

НД – поглаживание от середины подбородка к нижней части ушей.

Потянуться руками вверх, улыбнуться.

2. Сообщение темы занятия.

 - В сказочном городке жили поживали, добра наживали…  А кто поживал, отгадайте:

  • Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной.      (ёжик)

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой –

  • Всё равно он будет мой!     (дятел)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придёт весна,

Просыпается от сна.     (медведь)

  • Кто на свете ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходят … (черепахи)

  • Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?    (волк)

  • Живёт в норке,

Грызёт корки.

Короткие ножки.

Боится кошки.      (мышь)

  • Летом на болоте

Вы её найдёте.

Зелёная квакушка.

Кто это?        (лягушка)

По ходу отгадывания загадок, на доске появляются животные – отгадки с песенкой.

Волк – У-У-У

Лягушка – А-А-А

Мышка – И-И-И

Черепаха – О-О-О

Медведь – М-М-М

Дятел – Т-Т-Т

Ёжик – П-П-П

- Все жители сказочного городка захотели петь в хоре. Прочти, как они поют, кого возьмут в певцы, а кого попросят ещё поучиться и почему? (Гласные и согласные)

Гласные – поются, тянуться, воздух не встречает преграды на своём пути.

Согласные – не поются, воздух на своём пути встречает преграду в виде языка, губ, зубов.

- Назовите звуки, с которыми мы уже работали на занятиях. (Ответы детей)

- Чем звуки отличаются от букв?

Повторение правила (произнося правило, дети указательным пальцем показывают: рот, ухо, глаз, карандаш)

Звуки мы произносим и слышим,

А буквы мы видим и пишем.

- Давайте ещё раз посмотрим, какими же буквами обозначаются песенки животных?

Дети смотрят на животных и видят, что песенки исчезли.

- Что же произошло? Куда исчезли буквы?

Логопед смотрит вокруг и находит письмо.

- Ой, а здесь письмо какое-то. Читает письмо.

«Что, буквы не можете найти? А это я, Дед Буквоед, их съел. Но буквы могут снова появиться, если вы сможете выполнить все мои задания.»

- Ну что, ребята, попробуем выполнить задания Деда Буквоеда и вернуть буквы?  Ну, тогда за дело!

3.     Подбор слов на заданный звук.

Жил, да был зверёк в лесу,

Боялся волка и лису.

Шкурка серою была.

А в названии – звук А.

- Что же это за зверёк?  Заяц.    Дети произносят слово, выделяя голосом звук А – за-а-аяц.

Есть у зайца огород.

Что же у него растёт?

Овощи ты называй,

Про звук А – не забывай!

- Как вы думаете, что это за овощи?     Дети произносят слова, выделяя голосом звук А.

К зайцу гости приходили

И игрушки подарили.

А в названье, шла молва,

У игрушек был звук А.

- Как вы думаете, что это за игрушки?     Дети произносят слова, выделяя голосом звук А.

- Слова, с каким звуком мы подбирали? (Ответы детей) Можем ли мы увидеть звук А? (нет), а что мы можем увидеть? (букву А) Первое задание мы выполнили. Давайте посмотрим, появилась ли буква.

На доске появилась поломанная буква А.  Логопед предлагает продолжить выполнение заданий.

4.    Выделение гласного звука в конце слова.  

- Дед Буквоед предлагает нам поиграть в игру, которая называется «Один – много».

носок – носки                        сапог – сапоги                           совок – совки

тапок – тапки                         танк – танки                              ложка – ложки

платок – платки                     карандаш – карандаши            конь – кони

нитка – нитки                        кошка – кошки                          кубик — кубики

- Какой звук слышится в конце всех, названных вами слов? (Ответ детей) Можем ли мы увидеть звук И? (нет), а что мы можем увидеть? (букву И)  Второе задание мы выполнили. Давайте посмотрим, появилась ли буква.

На доске появилась поломанная буква И.

5. Выделение гласного звука в начале слова.  

Вышли на полянку,

Сели все в кружок.

Угадай картинку,

Милый мой дружок!

- На волшебной полянке, «заколдованы» картинки. Давайте попробуем их «расколдовать».

Дети садятся в кружок. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками.

      6.Формирование направленного длительного выдоха.

- Поднесите картинку к губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него, не надувая щёк,  так, чтобы картинка открылась.

  1. Игра с мячом.  

После выполнения дыхательного упражнения один ребёнок называет свою картинку, затем катит мяч другому: «У меня утка, а у тебя?»  Так до тех пор, пока каждый не назовёт свою картинку.

- Какой звук слышится в начале каждого из этих слов? (звук У). Можем ли мы увидеть звук У? (нет), а что мы можем увидеть? (букву У) Третье задание мы выполнили. Давайте посмотрим, появилась ли буква.

На доске появилась поломанная буква У.

  • Чтение закрытых и открытых слогов. Подбор слов на заданный слог.
  • Чтение слогов в звуковых домиках.
  • Чтение слогов на индивидуальных карточках и соединение слога с картинкой, название которой начинается с данного слога.
  • Подбор других слов на заданный слог.

- Какой звук слышится в начале каждого из этих слов? (звук П). Можем ли мы увидеть звук П? (нет), а что мы можем увидеть? (букву П)  Второе задание мы выполнили. Давайте посмотрим, появилась ли буква.

На доске  появилась поломанная буква П.

  • Динамическая пауза.   Проводится стоя за стульчиками.

- Назовите части лица, в названии которых прячется звук О.  (Нос, рот, лоб.)

  • Игра «Покажи – не торопись, и смотри, не ошибись!»

Логопед просит детей указательным пальцем правой руки показать – рот, нос, лоб. Затем несколько раз меняет порядок слов, усложняя игру неправильным показом.

- Какой гласный звук прячется в середине слов: рот, лоб, нос? (звук О). Можем ли мы увидеть звук О? (нет), а что мы можем увидеть? (букву О)  Пятое задание мы выполнили. Давайте посмотрим, появилась ли буква.

На доске появилась поломанная буква О.

  1.  Определение места звука в слове. 
  • Игра «Четвёртый лишний». Предлагается четыре ряда картинок

 мясо, мак, мяч, мишка

дом, дым, сом, мышь

сумка, муха, замок, лампа

майка, морж, мухомор, маска

- Назовите все лишние слова: мак, мышь, муха, мухомор.  Какой одинаковый звук слышится во всех этих словах? (звук М)  На ваших столах тоже прячутся картинки с этим звуком. Найдите их и назовите, выделяя голосом звук М.

Дед Буквоед просит поселить эти картинки в этот домик. Но домик этот не простой. В первом подъезде этого дома могут поселиться только те картинки, в названии которых звук М стоит в начале слова. Во втором подъезде этого дома могут поселиться только те картинки, в названии которых звук М стоит в середине слова. А в третьем подъезде этого дома могут поселиться только те картинки, в названии которых звук М стоит в конце слова.

- Слова с каким звуком, мы поселили в домик? (слова со звуком М)  Можем ли мы увидеть звук М? (нет), а что мы можем увидеть? (букву М)  Шестое задание мы выполнили. Давайте посмотрим, появилась ли буква.

На фланелеграфе появилась поломанная буква М.

  1.   Различение твёрдых и мягких звуков.  
  • Проговаривание чистоговорки:

Та-та-та – яблоко моя мечта.

Ти-ти-ти – где же яблоко найти?

Ать-ать-ать – надо яблоню искать.

(Мольберт переворачивается, там яблоня.  Под яблоней стоят мальчики – Том и Тим).

- А вот и задание от Деда Буквоеда: надо помочь Тому и Тиму собрать яблоки в корзины. А чтобы появились корзины, нужно выложить на доске звуковые схемы слов: ТОМ, ТИМ.

(Дети по рядам выкладывают схемы за столом, два ребёнка – у доски.   Проводится звуковой анализ данных слов. Появляются корзины.)

Логопед просит детей подойти к яблони, взять по одному яблоку и сесть на место.

- Мы помогли Тому и Тиму собрать яблоки, но как же их поделить? На каждом яблоке – картинка. Назовите их и определите первый звук в слове. Яблочки с картинкой на звук Т мы положим в корзину …Тома, яблочки с картинкой на звук Ть – положим в корзину Тима. - Яблоки с картинками на какой звук мы подарили Тому? (на звук Т) Можем ли мы увидеть звук Т? (нет), а что мы можем увидеть? (букву Т)  Последнее задание мы выполнили. А  буквы так и не появились. Неужели обманул нас Дед Буквоед.

10.  Чтение стихов.       Появление букв. (Логопед проверяет конверт и находит ещё одно задание)

- Ещё одно задание осталось. Дед Буквоед прислал нам картину, и он пишет, что она волшебная.

А буквы появятся только в том случае, если мы расскажем о них стихи. Я что-то не припомню стихов про буквы.  Может быть, вы знаете? (Дети читают стихи,  на картине появляются буквы)

  • В старом дереве дупло

Ну совсем, как буква «О».

  • Знает Вова, знает Света

«А» — похожа на ракету.

  • «У» — как у зайчонка ушки

Эти ушки на макушке.

  • На калитку посмотри,

Чем она не буква «И»?

  • Взявшись за руки, мы встали

И на «М» похожи стали.

  • Дома букву «П» найдём,

Заглянув в дверной проём.

  • «Т» — в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

Вот и вернулись буквы.  Видимо понравились Деду Буквоеду ваши ответы. А эти буквы мы отремонтируем, поиграв в игру «Техники» вечером. Логопед «случайно» находит в домике шоколадные медали и раздаёт детям.

  1.  Итог занятия.

Логопед обращается к детям:

Много с буквами хлопот.

Уж такой они народ.

А когда с умом, толково,

Их поставишь в чёткий ряд,

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

Ты эти буквы заучи.

Их три десятка, с лишним.

Ведь для тебя они – ключи

Ко всем хорошим книжкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Спасём Золушку от злого деда Буквоеда».

Совершенствоваь диалогическую речь. Закреплять умение составлять простое предложение, используя короткое слово предлог....

В гости к Деду Буквоеду (Образовательная область «Коммуникация», коррекционно-развивающая работа. Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи)

Непосредственная образовательная деятельность направлена на дифференциацию у детей на слух и в произношении звуков Б-П, развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, а также разграничен...

Сборник дидактических игр по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста "Игры деда буквоеда"

В работе с детьми мы применяем основной метод обучения - игру, как ведущую деятельность детей этого возраста. С помощью игры мы делаем обучение радостным, увлекательным и жизненно важным для детей дел...

Праздник правильной речи " В гостях у деда Буквоеда"

Праздник для детей логопедической группы на этапе закрепления звуков....

Логопедический досуг для детей старшего возраста «В гостях у Деда Буквоеда»

Повышать информированность родителей относительно особенностей психического и речевого развития детей. Совершенствовать у детей приобретённые произносительные умения, формировать навыки самоконтроля з...

Логопедический досуг для детей подготовительной к школе группы с ОНР. " В гостях у Деда Буквоеда"

Проверка и закрепление в занимательной форме знания букв. Укрепление речевого внимания при различии слов по звучанию и значению. Закрепление умения производить звукобуквенный анализ и синтез слов. Угл...

День знаний «В гостях у деда Буквоеда» Развлечение для детей старшего дошкольного возраста

В сентябре в каждой возрастной группе проводятся праздники взросления. Они строятся на знакомом для детей материале, не требуют длительной подготовки. Приветствуется активное участие родителей....