Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию речи детей с ТНР: «В гости к Деду Буквоеду»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Кудрина Кристина Алексеевна

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию речи детей с ТНР:

«В гости к Деду Буквоеду»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_dedu_bukvoedu.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый просмотр образовательной деятельности по развитию речевых и творческих способностей дошкольников посредством приобщения к художественной литературе.

Ноябрь 2025г.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию речи детей с ТНР:

«В гости к Деду Буквоеду»


Учитель-логопед МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка»

Кудрина К.А.

Коррекционно-образовательные цели.  Закреплять навык звукового анализа и синтеза слов. Совершенствование грамматического строя речи: образование относительных прилагательных. Закрепить навык деления слов на слоги.

Коррекционно-развивающие цели.  Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, памяти, общей моторики. Развитие словесно-логическое мышление у детей.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитывать интерес к дидактическим играм, умение работать в команде.

Оборудование: сундук с замками, письмо, ключи, иллюстрации по теме занятия, набор «Звуковичков» с домиками. 

Ход деятельности:

Организационный момент:

Воспитатель:

Художественное слово:

Утром встали малыши

В детский садик свой пришли

Вам мы рады как всегда!

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь друзья (дети здороваются)

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришло письмо. Давайте посмотрим от кого же оно, откроем его и прочитаем

«Дорогие дети старшей группы «Радуга»!

Пишет вам Дед Буквоед! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с семью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха! Дед Буквоед»

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?  Я надеюсь, что мы с вами станем отличной командой умных и грамотных детей.

Прежде, чем приступить к заданиям, давайте вспомним правила:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

Воспитатель: А, вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

Художественное слово:

Палочки волшебные

Есть у меня, друзья,

Палочками этими

Рисует детвора

Башню, дом и самолет

И большущий пароход

Дети: Карандаши! Надо искать там, где карандаши!

(Воспитатель вынимает ключ из-под стаканчика с карандашами)

А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Буквоеда! Справимся с этим заданием – один замок откроем!

Задание №1.

Воспитатель: Дед Буквоед решил проверить какие вы умненькие дети и предлагает ответить на вопросы. Так как, в стране Деда Буквоеда живут звуки и буквы, вспомните, чем буквы отличаются от звуков?

Дети: (буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)

Воспитатель: Какими бывают звуки? 

Дети: (звуки бывают согласными и гласными)

Воспитатель: Какие звуки мы называем гласными? 

Дети: (звуки которые тянутся, поются голосом).

Воспитатель: Каким цветом обозначаются все гласные звуки? 

Дети: (красным)

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!

(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок) 

Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Художественное слово:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

(Находят второй ключ, выполняют второе задание).

Задание №2.

Воспитатель: 

Дед Буквоед любит делать артикуляционную гимнастику и предлагает нам тоже ее провести.

Лопата, Бегемот, Варенье, Качели, Лошадка, Часы, Чашечка, Белка и орешки, Тесто

(«вставляем» ключ во второй замок)        

Воспитатель: Ну что готовы к следующему заданию?

Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Художественное слово:

Часто я в него смотрюсь

Перед ним кружусь, верчусь.

Свои косы заплетаю

И костюмчик поправляю.

Дети: Зеркало! Ключ будем искать там, где у нас в группе зеркало!

(Находят третий ключ, выполняют третье задание).

Задание №3.

Воспитатель: Задание такое: поиграть в игру «Назови признаки».

В стране у Деда Буквоеда живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов. Однажды он забыл про них, начал вспоминать, но ничего вспомнить не смог. Давайте поможем Дедушке!

- Матрешка из дерева…

- Сумка из кожи…

- Если ручка сделана из пластмассы, то…

-Дом из кирпича…

-Ваза сделанная из стекла…

-Сок из яблок…

-Игрушка из резины….

- Кораблик из бумаги…

- Машина из железа…  

(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок третий ключ)

Воспитатель: Ну, а, чтобы нам найти Четвёртый ключик, отгадаем ещё одну загадку

Кто на солнышке цветет?

Кто пчеле подарит мед? (Цветок)

Воспитатель: Ищем ключ где у нас цветы.

Задание №4

Воспитатель: Задание здесь такое: Нам нужно отгадать загадки, и посчитать сколько слогов в слове.

(дети отгадывают загадку, находят картинку с отгадкой и прохлопывают слово).

Художественное слово:

  1. Рано он всегда встаёт, по утрам всегда поёт, носит гребень и серёжки, в перьях все его одёжки. (Петух)
  2. Он живёт в просторной клетке, говорить с ним любят детки: зря его ты не ругай повторюшка – ... (Попугай)
  3. Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
  4. Что за чудо-коромысло, после дождика повисло? Очень яркое, цветное, а красивое какое! (Радуга)
  5. Надели шарики на нити. Красиво очень, посмотрите! Блестят на солнце краше! Они на шее нашей. (Бусы)
  6. У неё огромный рот, по ночам в пруду поёт. Вся зелёная такая, комара легко поймает. Что за чудо-попрыгушка? (Лягушка)
  7. Белое, да не снег, Вкусное, да не мёд. От коровы берут и ребятам дают. (Молоко)
  8. Носим воду из колодца. Носим воду из реки. Отражается в нём солнце, улыбаются мальки. Очень нужное оно — наше новое (ведро)
  9. Деталь должна всю жизнь крутиться, для нас обязана трудиться. Машине нужен этот круг. Теперь вспомни что это, друг. (колесо)
  10. Очень хитрая она: съела в сказке колобка, кур ворует, петухов. Кто назвать её готов? (Лиса)
  11. Лёгкий, воздушный, ветерку послушный. Надутый-он летает, а сдутый-отдыхает. Если сильно по нему хлопнуть, то он тут же может лопнуть. (Шар)
  12. Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел - он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
  13. Чтобы букет не завял вдруг сразу, поставить его нужно быстро в…(ваза)

Воспитатель: Молодцы, справились с четвёртым заданием. Вот, держите ключик! У нас уже четыре замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём.

Физкультминутка «Буквы веселятся».

В этой волшебной стране все буквы любят веселиться. Слушайте и повторяйте за мной.

В старом дереве дупло. Это домик буквы Оделаем круг руками.

Рядом с нею на суку примостилась буква Уприсели на корточки

В гости к ним издалека прибежала буква Абежим на месте

У вороны на спине прилетела буква Э- машем руками – крыльями

Буквы стали веселиться: и смеяться, и кружиться.

То попрыгают немножко, то захлопают в ладошки,

То плясать они начнут, то присядут отдохнуть. - выполняем движения по тексту.

Воспитатель: Пятый ключ будем искать вот где:

Художественное слово:

Что за чудо – кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю,

Всё сначала начинаю.

(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)  

Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!

Задание №5. 

Игра с мячом «Назови одним словом»

(Воспитатель показывает группу слов, дети называют обобщающее слово, для этой группы)

Дикие животные, домашние животные, игрушки, посуда, мебель, продукты, обувь, фрукты, одежда, птицы.

Воспитатель: Вот и с этим заданием мы справились. (открываем пятый замок)

Воспитатель: Давайте будем искать следующий ключ. Слушаем подсказку:

Пьет бензин, как молоко, 

Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?

Дети: Машина.

(Находят ключ, где стоят машины).

Задание № 6.

Упражнение «Исправьте ошибку».

Воспитатель: Дед Буквоед предлагает нам найти 4 лишний предмет попробуем?

Маракасы, звонок, барабан, бобер

Самолет, лодка, машина, мышь

Огурец, помидор, капуста, кабан

Ананас, лимон, банан, лось

Коляска, велосипед, самокат, слон

Кастрюля, чайник, сковорода, лиса

Ромашка, одуванчик, мак, баран

Петух, пылесос, телевизор, холодильник

Каска, кепка, панама, белка

Медведь, кубики, мяч, пирамидка

Тигр, комод, кровать, диван

Шлепки, кроссовки, сапоги, собака

Клубника, вишня, малина, коза

Хорошо, с этим заданием справились!

Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились! (открываем шестой замок)

Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

Тут пронзительно свистит

Чайник утром рано.

Холодильник тут стоит,

Раковина с краном. (Кухня)

Дети: будем искать где у нас кухня (находят ключ)

Задание № 7

Воспитатель: Слушайте последнее, седьмое задание!

Воспитатель Дед Буквоед предлагает нам определить место звука О в словах (осень, нос, перо, ослик, дом, яйцо)

Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием.

После выполнения задания дети получают седьмой ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Дети: Сокровища! Спасибо Деду Буквоеду!

Воспитатель: Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Буквоеда? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?

Воспитатель: Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь можно поиграть с вашими сокровищами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи детей раннего возраста "В гости к бабушке"

Занятие по развитию речи детей раннего возраста с использованием игр с движениями, потешек, пальчиковых игр и дыхательной гимнастики....

занятие по развитию речи детей младшего возраста "В гостях у Кати"

Данное занятие проводится с группой детей младшего дошкольного возраста.Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с окружающим миром, закрепляем у детей знания о домашних животных, активизиру...

Логопедический досуг для детей старшего возраста «В гостях у Деда Буквоеда»

Повышать информированность родителей относительно особенностей психического и речевого развития детей. Совершенствовать у детей приобретённые произносительные умения, формировать навыки самоконтроля з...

Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста «В гостях у курочки»

Программные задачи:Формирующие задачи:Учить детей различать домашних птиц и их детенышей, учить называть и сравнивать их по величине «большой», «маленький»;Способствовать воспи...

Конспект открытого итогового занятия по развитию речи детей дошкольного возраста в подготовительной группе по теме Викторина «Цветик - семицветик».

Цель: Выявить уровень знаний у детей. Совершенствовать фонематический слух, навыки звукового анализа.Задачи:Обучающие: учить выставлять правильно слова, находить ошибки в предложениях;упражнять в...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию речи детей с ОНР: «Скоро в школу»

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию речи детей с ОНР: «Скоро в школу»...

Конспект открытого итогового занятия по развитию речи для педагогов "Зайчик в гостях у ребят"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"33031047","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"33031052","attributes":{"alt":"","class"...