Проектная деятельнлсть как инновационная технология сотрудничества учителя-логопеда с родителями учащихся
статья по логопедии (подготовительная группа)

Горбунова Наталья Николаевна
Представляю Вам свой опыт работы в по данной теме. Проектная деятельность в группе для детей с нарушениями речи реализуется на основе календарно-тематического планирования. Проекты долгосрочные и краткосрочные. Темы проектов согласовываются с лексическими темами. Например ,проект « Сундучок бурундучка Сёмки» организован на основе ознакомления с произведениями кузбасской писательницы Т. Яковлевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность  как инновационная технология в сотрудничестве учителя-логопеда и родителей.

Н.Н. Горбунова учитель-логопед

детский сад 1  г. Киселёвск

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи является одной из самых самых актуальных. Основа воспитания человека закладывается в семье. Каждая семья - это свой замкнутый мир и своя жизнь, заботы и традиции, свой быт. Установлено, что в семьях, где родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются.

Среди основных принципов дошкольного  образования отмечены:

  • реализация программы в формах специфичных для детей данной возрастной группы, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество Организации с семьей.

          Выстраивание взаимоотношений между детским садом и семьями воспитанников может происходить в различных формах, но целью всегда является формирование отношений, основанных на взаимном доверии между педагогами и детьми, педагогами и родителями, детьми и родителями.

          В настоящее время в педагогическую практику активно внедряются инновационные формы взаимодействия. Одной из таких форм можно назвать проектную деятельность. Активное развитие информационных технологий затрагивает практически каждую современную семью и естественным образом включается в работу дошкольных образовательных учреждений.

      Метод проектов является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, облегчает процесс освоения ребенком окружающего мира.

Среди определений понятия «метод проектов» можно выделить следующий:

По мнению Л. Л. Тимофеевой, метод проектов представляет из себя «педагогическую технологию, ядром которой является самостоятельная познавательная, исследовательская, творческая, игровая,  и продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты».

Применение метода проектирования  позволяет оптимизировать  работу логопеда  с детьми, повысить её эффективность и продуктивность.

Как показывает практика, использование в коррекционной деятельности метода проекта не только возможно, но и необходимо. Как раз такие дети, может, даже больше остальных нуждаются в применении в работе с ними проектного метода, который позволяет повысить интерес к усвоению предложенного материала, мотивирует их на познавательную активность, так как они, зачастую, снижены у детей с нарушениями речи.

Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе с педагогами и родителями и сверстниками, дошкольники с нарушением речи активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, общаться с окружающими. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

          В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Жизнь ребенка и родителей наполняется продуктивным содержанием. Взрослые замечают, как у детей активизируются потенциальные возможности полноценного развития, в том числе и речевого. Совместное переживание происходящего, формирование интереса к выполнению заданий вырабатывает положительное отношение к занятиям, улучшает эмоциональный фон, поднимает общую активность, позволяет вырабатывать устойчивые формы поведения. Повышается психолого-педагогическая грамотность и самих родителей: они могут знакомиться с методами и приёмами коррекции речевых нарушений, их ролью в развитии ребенка и применять данный практический опыт в семейном воспитании.

       Формы участия родителей в проектной деятельности могут быть разные :

  • Мотивационная поддержка – показать собственную заинтересованность к теме реализуемого проекта.
  • Информационная поддержка – родители выступают источником информации для ребёнка, помощником в поиске нужной информации (поиск художественной литературы).
  • Организационная поддержка – участие родителей в походах музей, библиотеку и т.д.
  • Техническая поддержка – фото- и видеосъёмка, монтаж материалов, составление презентаций.

               

                      Представляю Вам свой опыт работы в по данной теме.      Проектная деятельность  в группе для детей с нарушениями речи реализуется на основе календарно-тематического планирования. Проекты долгосрочные и краткосрочные.  Темы проектов согласовываются с лексическими темами. Например ,проект   « Сундучок бурундучка  Сёмки» организован на основе ознакомления с произведениями кузбасской писательницы Т. Яковлевой. В ходе проекта применялись следующие направления совместной деятельности: активизация и расширение словаря по лексическим темам  «Овощи», « Грибы и  ягоды»,  « Фрукты» через разучивание стихотворений, чтение детской литературы, сказок и сопровождались рекомендациями для родителей с использованием ИКТ.   Во всех проектах  учитель-логопед предлагает родителям логопедические обучающие  открытки   с целями и задачами проектов, перечнем мероприятий по проекту, с заданиями и рекомендациями по развитию речи и коррекции звукопроизношения . Совместно с родителями дети с ОНР разучивали, составляли описательные рассказы, которые представили в видеороликах. Предварительно проводился мастер-класс по проекту  « Видеосемейка. Говорим и показываем», на котором родители научились составлять речевой материал по мнемотаблицам и получили рекомендации по организации съемок с детьми старшего дошкольного возраста. Еще одним продуктом проектов становятся книги проектов.  эт В «Весенние приключения Галчонка в Простоквашино». входят   рисунки и фотографии по теме проекта.

    Одним из долгосрочных совместных проектов является проект « Детство в Простоквашино» с использованием анимационных образов. Знакомые и любимые персонажи родителей и детей обеспечивают межпоколенную трансмиссию социокультурных норм и ценностей. Трансмиссию духовно-нравственных ценностей можно описать как процесс передачи духовного капитала., нравственных норм,культурных традиций от одного субъекта к другому, один из которых намерен эти ценности передать , а другой готов их принять, осознать . Герои сериала «Простоквашино» помогают формировать коммуникативные компетенции. Развивают способности к эмоциональной отзывчивости и сопереживанию, распознаванию эмоциональных состояний и желаний партнёров по коммуникации в зависимости от возраста и социальных ролей. Благодаря использованию в проектах плоскостных фигур, театральных атрибутов, ролевых медалей решаются задачи  речевого  развития детей. На логопедическом  празднике  « Зима в Простоквашино» родители представляли презентации « Зимние забавы нашей семьи».  Результатом проекта « Летние каникулы в Простоквашино» явился  видеопродукт « Цветы Кузбасса». Родители и дети представили видеоролики о полевых  цветах. На основе анализа речевого сопровождения поставлены задачи на следующий год.

          Продуктами  совместной деятельности родителей и учителя –логопеда в   « Арт-мастерской» являются поделки из природных материалов  например : « Рыбка из шишек», « Таёжная красавица»  - работа с гипсом и шишками,  « Первоцветы» поделка из грецких орехов.С учителем-логопедом на мастер-классах смастерили книжки-малютки «Лесные путешествия Язычка » с артикуляционными упражнениями,« Прогулки с карандашом» с картотекой пальчиковых игр дома и др.

В « Арт-мастерской логопеда» родители создают картины  с использованием тканевого конструктора по произведениям русских живописцев, знакомятся с разными способами применения бус в домашних играх .

        Стали традиционными логопедические развлечения « Писатели-детям». В группе проходят проекты  посвященные Международному Дню книги.

 В ходе деятельности проводятся викторины, спектакли, монтажи и выставки по произведениям, С Михалкова, С. Маршака, В. Бианки и др.

          Подводя итог, мы видим, что проектная деятельность является наиболее перспективной в решении задач социализации детей, при которой семья ребёнка не остаётся в стороне, а принимает активное участие в жизни ДОУ. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, начинают лучше понимать своего ребёнка. Развивается способность к осознанному просмотру аннимационной продукции, распознаванию содержания медиатекста, формируются основы медиаграмотности. Мы заметили, как на презентациях проектов раскрываются родители. Общение проходило в дружеской атмосфере. Мы убедились в том, что неформальная обстановка является действенным средством обеспечения связи и единства в работе детского сада и семьи и  позволяет родителям выявить своё творчество, способствует развитию творческих способностей детей и родителей, укрепляет доверительные отношения между педагогами и родителями.     Использование проектной деятельности способствует повышению самооценки ребёнка, позволяет ощутить себя значимым в группе сверстников, видеть свой вклад в общее дело, радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей и  тем самым готовит ребенка к успешному обучению в школе.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в логопедической деятельности с учащимися на комплексных занятиях

С 1 сентября 2011 года ученики первых классов начали обучение по новому образовательному стандарту начального общего образования. Предполагается постепенное переведение на этот стандарт всей начальной...

"Инновационные технологии в работе с родителями"

Сегодня в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. Её основным принципом является сотрудничество педагогов детского сада с семьёй. Родители воспитанников – это люди, идущ...

Технологии проектной деятельности «Формирование речи дошкольников средствами различных форм фольклора, с использованием элементов инновационной технологии ТРИЗ».

        Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произв...

"Использование инновационных технологий в работе с родителями в ДОУ"

Презениция по теме:"Использование инновационных технологий в работе с родителями в ДОУ"...

Инновационные технологии в работе с родителями. Технология «Гость группы»

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взросл...

Отчет «Внедрение инновационных технологий в работе с родителями через создание дистанционного общения»

laquo;Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям» (Одоевский)Не открою секрета, сказав, что взаимодействие педагого...

Проектная работа с использованием технологий «Важность профессий наших родителей».

Введение: В процессе общения, проведения бесед с детьми, сюжетно-ролевых игр мы пришли к выводу: дети подготовительной группы очень мало знают о профессии своих родителей. Дошкольное детство &nda...