Занятие по развитию речи "Живые барометры"
занимательные факты по логопедии (старшая группа)

Новикова Юлия Сергеевна

Умение детей определять погоду по поведению птиц, насекомых, животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivye_barometry.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по развитию речи


«Живые барометры»

учитель-логопед: Новикова Ю.С.

2021г

Цель: Формировать основы мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде у детей.

Программное содержание: Познакомить детей с «живыми барометрами»: лягушка, паук, муравьи, вороны, ласточки. Учить определять погоду по поведению животных, птиц, насекомых. Закреплять названия растений: одуванчик, анютины глазки, календула, заячья капуста, акация, их особенности и внешние признаки. Воспитывать познавательный интерес к растительному и животному миру. Развивать связную речь, активизировать словарь, учить строить гипотезы, делать выводы.

Словарная работа: Обогащать словарь детей новыми словами: барометр, атмосферное давление, испаряется, нахохлившись.

Материал: сундучок, картинки, изображающие «живые барометры»: лягушка, паук, муравьи, вороны, ласточки; растения: одуванчик, календула, анютины глазки, заячья капуста, акация.

Предварительная работа: экскурсия на метеоплощадку на территории детского сада, беседа о барометре, дидактические игры на развитие познавательных способностей: «Что где растёт?», «Пернатые друзья», «Когда это бывает?». Чтение стихов и загадок о животных и растениях, предсказывающих изменения погоды, изготовление альбома «Мир природы».

Примечание: занятие проводится во время прогулки.

Ход занятия:

Дети собираются на прогулку. В раздевалку вбегает домовёнок Кузя.

Логопед: Ребята, смотрите, кто это?

Кузя: Вы что не узнали меня ? Это же я, домовёнок Кузя.

Логопед: Ты что, заблудился?

Кузя: Нет, я пришёл, чтобы предупредить вас о скорой смене погоды.

Логопед: Ребята, посмотрите в окно, погода сегодня ясная. Странно, я ничего не замечаю. Может вы, ребята, что-нибудь необычное видите? Кузя, почему ты решил, что погода меняется?

Кузя: Я ещё молодой, мне всего 300 лет, но я хорошо знаю, когда меняется погода, если даже небо чистое, без единого облачка.

Логопед: Кузя, ты определяешь погоду по барометру? У нас на метеоплощадке есть такой прибор, сейчас мы тебе его покажем.

Все выходят на улицу.

Логопед: Вот этот прибор.

Кузя: Нет, я не знаю этот прибор и пользоваться им не умею. Но я умею определять погоду по «живым барометрам»

Логопед: А наши дети умеют определять погоду по барометру. Давайте Кузе расскажем, что барометр предназначен для измерения атмосферного давления, изменения которого предвещают перемену погоды.

Ребята, вспомните, какое давление означает облачную и дождливую погоду?

Дети:  Низкое давление означает, что погода облачная и дождливая.

Логопед: А если давление высокое?

Дети: Если давление высокое, значит погода устойчивая и хорошая.

Кузя: Это конечно здорово, но узнавать о переменах погоды интереснее, наблюдая за поведением «живых барометров».

Логопед:: Как интересно, но кто же они такие, где ты с ними познакомился, расскажи нам поскорее.

Кузя: вы же знаете, что я жил в лесу у бабы Яги, у вороны в гнезде, там я и узнал о «живых барометрах» и вас с ними с радостью познакомлю. У меня есть волшебный сундучок, он нам и поможет.

Сундучок, сундучок, позолоченный бочок,

Расписная крышка, медная задвижка.

1, 2, 3, 4, 5, можно начинать!

Кузя: Слушайте! Многие насекомые, рыбы, птицы и животные способны предсказывать изменения погоды. Оказывается, перед дождём воздух становится влажным, у насекомых увлажняются и тяжелеют крылышки, они не могут летать высоко и ласточки, пытаясь поймать их, летают низко. В народе так и говорят: «Ласточки низко летают к непогоде»- вот вам и первый портрет (картинка с изображением ласточки)

А вы знаете, ребята, что вороны тоже обладают даром предвидения погоды: перед ненастьем они, нахохлившись, сидят против ветра и громко каркают.

Кузя: Вот вам загадка – эти земноводные, очень хорошие синоптики, их предсказания всегда точны. Когда сухо и тепло, они сидят в воде, а когда собирается дождь – вылезают, вода с поверхности их кожи не испаряется. Правильно – это лягушки (показывает картинку).

Кузя: как вы думаете, кто плетёт паутину?

Дети: Паутину плетёт паук.

Кузя: Да, паутину плетёт паук – это значит быть хорошей погоде, а если паук  затаился – быть дождю (показывает картинку)

Кузя: Ребята, а вы наблюдали за муравьями, их домами? Расскажите из чего муравьи сооружают свои дома, на что они похожи? Вспомните, всегда ли много муравьёв возле муравейника?

Дети: иногда возле муравейника много муравьёв, а в другой раз их не видно.

Кузя: Вы правильно заметили. Знайте – если в хорошую погоду муравьёв не видно - быть дождю, муравьи перед дождём тщательно заделывают, закрывают все входы в муравейник (показывает картинку)

5.Физминутка «Сороконожка»

1. Шла сороконожка

 (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

   По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

  (дети останавливаются и приседают)

 - Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен

  (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),

    Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу

  (дети останавливаются, трясут одной ногой),

    Каждой лапкой потрясу!

   (трясут другой ногой).

5. И потопаю потом

  (дети топают ногами)

- Ой, какой от лапок гром!

Кузя: Ребята, вы же помните, что я жил у бабы Яги, так вот она мне рассказывала, что даже растения могут оповещать человека об изменениях погоды, например, клевер, заячья капуста засыпают, сворачивают свои листочки. Ребята, может вы сами наблюдали за растениями?

Дети: Перед дождём закрывают свои цветы одуванчики, календула, анютины глазки.

Кузя: Может быть вы знаете какие кустарники пахнут сильнее перед дождём?

Дети: Перед дождём начинает сильнее пахнуть акация и над ней вьётся очень много насекомых.

Кузя: Какие же вы молодцы, я вижу вы и сами умеете наблюдать за «живыми барометрами» и никакие перемены погоды не застанут вас врасплох. Берегите, охраняйте «живых барометров», никому не позволяйте уничтожать их. Ну а мне пора, а то мой друг Нафаня, наверное, заждался меня, волнуется. Я рад был встрече с вами и хочу подарить вам вот этот конверт, он не простой, а с сюрпризом. До свидания.

Логопед: Посмотрите какой яркий конверт, интересно, что в нём? Здесь какое-то письмо, это стихотворение английского врача, знатока природы и народных примет Э. Дженнера «Приметы дождя», послушайте:

В ночи сверкнули огоньки – лягушка изменила цвет,

Зажгли лощину светлячки. На ней коричневый жилет.

В барометре упала ртуть и жабы выползли в траву.

Вот ветер начинает дуть.

Стал будто ниже свод небес, к земле прижаты облака,

И режет уши песнь сверчка, ей вторит редкий крик дрозда.

Рыбёшка занята игрой, хватает мушек над водой.

Всё ниже ласточки полёт.

У очага пригрелся кот, усы пушистой лапой трёт.

Из сети выглянул паук – да быть дождю!

Пора смириться, с тем, что пикник не состоится.

Логопед: Ребята, мне очень хочется у вас узнать, что интересного, необычного и нового вы узнали из рассказа домовёнка Кузи

Ответы детей.

Логопед: Это ещё не все сюрпризы от Кузи, он для вас приготовил вот эти наклейки с разными насекомыми, птицами, животными, цветами. (Раздаю наклейки).

Логопед: А сейчас я предлагаю вам поискать на нашем участке «живые барометры», понаблюдать за их состоянием и поведением и то, что мы увидим, заметим давайте зарисуем в нашем альбоме «Мир природы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Статья "КОНСТРУИРОВАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ и развития речи на занятиях по ознакомлению с окружающим миром ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

При разработке содержания художественной конструктивной деятельности старших дошкольников отбираются определённые лексические темы, которые постепенно усложняются конструкциями. Эти усложнения зависят...

Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Интегрированное занятие физическое развитие, познавательное развитие Занятие "Кошка с котятами".

Интегрированное занятие физическое развитие, познавательное развитие Занятие "Кошка с котятами"....

НОД занятие по математике "День рождения медвежонка", НОД занятие по развитию речи "Волшебный мир книги", НОД занятие по развитию речи и ИЗО с использованием нетрадиционных способов рисования.

1.Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание».Развиваю...