Использование логоритмических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития)
методическая разработка по логопедии

Усова Марина Васильевна

Использование логоритмических упражнений может быть использовано педагогами ДОУ и родителями, так как данные логоритмические упражнения эффективно влияют на развитие речи и мелкой и общей моторики детей дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._razrabotka.doc451 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность выбранной темы определяется тем, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста развитие речи и словаря — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи.

Дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым. Полноценное овладение родным языком в сензитивный для этого период и формирование у детей способности успешно строить коммуникацию со взрослыми и сверстниками является необходимым условием для развития личности ребенка.

В настоящее же время имеется тенденция к возрастанию количества детей с речевыми патологиями. Педагогов и специалистов всё больше волнует вопрос речевого развития детей.

Своевременная логопедическая диагностика позволяет влиять на речевое развитие ребёнка, использовать в полной мере возможности сензитивных периодов становления речи как высшей психической функции, эффективно коррегировать темп психоречевого развития ребёнка и предупреждать возникновение вторичных нарушений. Чем раньше будут выявлены индивидуальные проблемы в речевом развитии ребёнка, тем больше времени будет у родителей и педагогов для их коррекции. Проблемой развития речи и формирования словаря занимались А. Н. Гвоздев, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и другие.

Важное место в речевом развитии детей дошкольного возраста занимает употребление слов-действий, что определяется особенностями их развития. Слова – действия – это употребляемые в речи глаголы. Профессор Г. А. Волкова указывает, что глагольный словарь является основой фразы и мыслительной деятельности человека.

В рекомендациях по методике логопедической работы с детьми отмечается необходимость работы по формированию словаря действий.

Перед педагогами ставится задача – научить детей слушать и понимать обращённую к ним речь и самим пользоваться речью, в частности употреблять слова-действия, так как слово-действие является основой фразы. А если у ребёнка не будут фразовой речи, то не будет и связной речи

Исходя из вышеизложенного считаю, что тема данной работы является актуальной.

Перед собой поставила цель работы: изучить состояние словаря действий у детей старшего дошкольного возраста и определить содержание логопедической работы по его формированию с помощью элементов логоритмики.

В соответствии с указанной целью исследования определялись его задачи:

1) изучить методическую литературу по развитию словаря действий у детей в норме и при ОНР (III уровень речевого развития);

2) выявить особенности употребления слов-действий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития);

3) разработать и реализовать перспективный план работы с использованием элементов логоритмики для формирования словаря действий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития);

4) определить эффективность проведённой работы по формированию словаря действий у этих детей.

Опираясь на специальные исследования выдающихся педагогов и психологов (М. М, Кольцова, Е. И. Исенина, Л. Ф. Фомина, Т. А. Ткаченко, И. С. Лопухина) которые доказывают наличие у детей, имеющих речевую патологию таких особенностей состояния двигательной сферы, как недостаточная координация сложных движений, неточность, моторная неловкость, отставание от темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции, и их рекомендации в своей работе мы сделали акцент на использование логоритмических упражнений, в которые вошли речедвигательные игры и упражнения (дыхательные, речевые игры, пальчиковая гимнастика).

Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, также стимулируют речевое развитие и повышают работоспособность головного мозга.

Дети учатся согласовывать текст с движением, что в свою очередь способствует активизации и пополнению словаря действий, так как стихотворные тексты содержат слова-действия.

Например,

Мы бельё стирали,

В речке полоскали.

Выжали, развесили.

То-то стало весело!

Был составлен перспективный план работы по использованию логоритмических упражнений в различных видах деятельности детей. Подобрана картотека логоритмических упражнений, основанная на совместной работе логопеда, воспитателей группы и специалистов (инструктора по физической культуре, воспитателя по изобразительной деятельности и музыкального работника). Например, подвижная игра «Три медведя» использовалась на фронтальном занятии учителя-логопеда при пересказе сказки «Три медведя», на занятии по изобразительной деятельности «Мишка косолапый по лесу идёт», на занятии по формированию элементарных математических представлении при знакомстве с цифрой 3.

Три медведя шли домой (дети шагают на месте вперевалочку).

Папа был большой – большой (поднимают руки над головой

Мама чуть поменьше ростом, (руки на уровне груди),

А сынок малютка просто. (приседают)

Очень маленький он был.

С погремушками ходил: динь-динь, (дети имитируют игру

Динь-динь. с погремушками)

Развитие речи ребенка – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи.

Практическая значимость данной работы.

Использование логоритмических упражнений может быть использовано педагогами ДОУ и родителями, так как данные логоритмические упражнения эффективно влияют на развитие речи и мелкой и общей моторики детей дошкольного возраста.

Перспективный план работы по использование логоритмических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития)

Месяц,

лексические темы

Название упражнения

Где используется

Сентябрь

«Овощи»

«Фрукты»

1. «Овощи».

2. «Капуста».

3. «Фруктовая ладошка»

На фронтальных и индивидуальных занятиях учителя-логопеда, на занятиях по развитию речи, по изобразительной деятельности, по физической культуре

Октябрь

«Сбор урожая»

«Золотая осень»

«Домашние животные»

«Дикие животные»

1. «Урожай».

2. «Листья».

;Весёлая встреча».

4. «Три медведя».

;Медведь по лесу бродит»

На фронтальных занятиях учителя-логопеда, на занятиях по развитию речи, по изобразительной деятельности, по физической культуре, при наблюдении за явлениями живой природы

Ноябрь

«Домашние птицы»

«Перелётные птицы»

«Посуда»

«Одежда»

;Курочка».

2. «Перелётные птицы».

3. «Помощники»

4. «Обновки».

На фронтальных занятиях учителя-логопеда, на занятиях по развитию речи, по изобразительной деятельности, по физической культуре

Декабрь

«Зима»

«Обувь»

«Зимующие птицы»

«Новогодний праздник»

1. «Снеговик»

2. «Обувь»

3. «Зимующие птицы»

4. «Новогодние игрушки»

На фронтальных занятиях учителя-логопеда, на занятиях по развитию речи, по изобразительной деятельности, по физической культуре

Январь

«Продукты питания»

«Мебель»

«Части тела»

1. «Хлеб»

2. «Мебель»

3. «Зарядка бельчат»

На фронтальных занятиях учителя-логопеда, на занятиях по развитию речи, по изобразительной деятельности, по физической культуре

Февраль

«Транспорт»

«Профессии на транспорте»

«День защитников Отечества»

«Профессии»

1. «На заправке».

2. «Профессии»

;День Защитников Отечества».

4. «Профессии»

На фронтальных занятиях логопеда, на занятиях по развитию речи, по изобразительной деятельности, по физической культуре

Март

«Весна»

«Мамин праздник»

«Семья»

«Мой город»

1. «Веснянка»

2. «Наши мамы»

3. «Кто живёт у нас в квартире?»

4. «Мой город»

На фронтальных занятиях логопеда, на занятиях по развитию речи, по изобразительной деятельности, по физической культуре

Апрель

«Прилёт птиц»

«Игрушки»

«Цветы»

«Деревья»

1. «Перелётные птицы»

2. «Игрушки»

3. «Комнатные растения»

4. «Деревья»

На фронтальных занятиях учителя-логопеда, на занятиях по развитию речи, по изобразительной деятельности, по физической культуре

Май

«Лес»

«День Победы»

«Весенние работы в саду и огороде»

«Скоро лето»

Повторение всех пройденных пальчиковых и подвижных игр

На фронтальных и индивидуальных занятиях учителя-логопеда, на занятиях по развитию речи, по изобразительной деятельности, по физической культуре.

Картотека логоритмических упражнений по лексическим темам

«Овощи»

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке: Дети делают ладошки «корзинкой».

Вот пузатый кабачок Сгибают пальчики, начиная с большого.

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Наша Зина – молодец! Показывают большой палец.

Собрала она в лукошко Дети делают ладошки «корзинкой».

И морковку, и картошку, Сгибают пальчики, начиная с большого.

Огурцы, фасоль, горох –

Урожай у нас неплох! Показывают большой палец.

«Фруктовая ладошка»

Этот пальчик – апельсин, Поочередно загибают пальцы,

начиная с большого

Он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик — абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик – ананас,

Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками напротив себя и на себя.

«Урожай»

В огород пойдём

Урожай соберём. Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы морковки натаскаем. «Таскают».

И картошки накопаем. «Копают».

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают круг руками.

Щавеля нарвём немножко. «Рвут»

И вернёмся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки.

«Листья».

Листья осенние тихо кружатся Кружатся

Листья нам под ноги тихо ложатся Приседают

И под ногами шуршат, шелестят, Встают, движения руками вправо, влево.

Будто опять закружиться хотят. Кружатся

«Весёлая встреча»

Здравствуй, котёнок!

Здравствуй, козлёнок!

Здравствуй, щенок!

И здравствуй, утёнок!

Здравствуй, весёлый, смешной поросёнок!

Разгибают пальцы, начиная с мизинца, пошевеливают каждым пальцем, приветствуя животных.

«Медведь по лесу бродит»

Медведь по лесу бродит. Ходьба «вперевалочку».

От дуба к дубу ходит.

Находит в дуплах мёд Изображают как медведь ест мёд.

И в рот себе кладёт.

Облизывает лапу

Сластёна косолапый. Изображают, как медведь облизывает лапу.

А пчёлы налетают,

Медведя прогоняют. Изображают, как медведь отмахивается от пчёл.

А пчёлы жалят мишку:

«Не ешь наш мёд, воришка!» Поочерёдно касаться рукой щёк, носа.

Бредёт лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу. Ходьба «вперевалочку».

Ложится, засыпает Руки под щёку, закрыть глаза.

И пчёлок вспоминает. Открыть глаза.

«Три медведя»

Три медведя шли домой Дети шагают на месте вперевалочку.

Папа был большой- большой. Поднимают руки над головой.

Мама с ним поменьше ростом, Руки на уровне груди.

А сынок малютка просто. Приседают.

Очень маленький он был.

С погремушками ходил: Дети имитируют игру с погремушками

Динь-динь, динь-динь.

«Курочка»

Наша курочка гуляла. Хлопают себя руками по бокам.

Травку свежую щипала. Щипают себя по бокам.

И пила водицу прямо из корытца. Руки складывают корзинкой и изображают

питьё воды.

«Перелётные птицы»

Солнышко греет уже еле-еле; Поочередно соединяют,

Перелетные птицы на юг улетели; начиная с больших, пальцы

Голы деревья, пустынны поля, обеих рук (на каждую примету).

Первым снежком принакрылась земля.

Река покрывается льдом в ноябре – Руки сжимают в «замок».

Поздняя осень стоит на дворе. Разводят руками перед собой.

«Помощники»

Раз, два, три, четыре, Удар кулаками друг о друга, хлопок в ладоши, 2 раза

Мы посуду перемыли. Одна ладонь скользит по другой.

Чайник, чашку, ковшик, ложку Загибают пальцы, начиная с большого.

И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили, Поочередно соединяют большой палец с

Ковшик тоже развалился, остальными.

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали. Удар кулаками друг о друга, хлопок в ладоши, 2 раза

«Обновки»

Танечка, бери иголку, Показывают указательный палец правой руки – иголку.

Сошьем рубашку и футболку, Загибают пальцы на обеих руках начиная с большого

Брюки, кофточку и платье,

И оденем куклу Катю. Удар кулаками друг о друга, хлопок в ладоши

«Зима». «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок, Шагают на месте, изображая, будто катят

Кати по снегу свой снежок. перед собой снежный ком.

Он превратится в толстый ком, «Рисуют» руками большой круг.

И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех комков.

Его улыбка так светла! Широко улыбаются

Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой,

дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы

держат воображаемую метлу

Но солнце припечет слегка – Медленно приседают

Увы! – и нет снеговика. Разводят руками, пожимают плечами

«Обувь»

Посчитаем в первый раз, Попеременные хлопки кулаками и ладонями

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки Загибают пальцы на обеих руках начиная с большого.

Для Наташки и Серёжки,

Да ещё ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

«Зимующие птицы»

Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

Прилетело? Мы расскажем

Две синицы, воробей, На каждое название птицы загибать по одному пальцу.

6 щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках,

Всем хватило зёрнышек. Ритмично сжимать и разжимать кулаки.

«Новогодний праздник». «Новогодние игрушки»

Елка наряжается. Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз,

разводят в стороны.

Мы развешали игрушки: Поочередно соединяют большой палец с остальными.

Бусы, шарики, хлопушки.

А здесь фонарики висят, Крутят ладошками в воздухе — «фонарики».

Блеском радуют ребят.

«Хлеб» (продукты питания)

Муку в тесто замесили, Сжимают и разжимают кулаки.

А из теста мы слепили: Прихлопывают ладошками, «лепят»

Пирожки и плюшки, Поочередно загибают пальцы, начиная с большого.

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Всё мы испечем в печи. Обе ладошки разворачивают вверх.

Очень вкусно! Гладят живот.

«Мебель»

Мебель я начну считать: Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.

Кресло, стол, диван, кровать, Загибают пальцы, начиная с большого, сначала на

Полка, тумбочка, буфет, правой, затем на левой руке.

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвали –

Десять пальцев мы зажали! Поднимают зажатые кулаки вверх.

«Части тела». Зарядка бельчат.

В лесной глуши на ёлке

Жили – были два бельчонка.

Жили дружно, не тужили

И с зарядкою дружили. дети встают.

Вставали рано поутру, потянуться.

Изображали кенгуру. прыжки на двух ногах.

За уши лапками хватались руки поднести к ушам.

И вправо – влево наклонялись наклоны в стороны.

Дружно хлопали в ладошки хлопки в ладоши.

И тянулись словно кошки. круговые движения руками, потянуться.

Ножками топали, ходьба на месте с притопом.

Глазками хлопали, поморгать глазами.

Головками кружили, повороты головы в стороны.

Друг за другом вслед ходили. ходьба на месте.

«Транспорт». «На заправке».

Все машины по порядку Обеими руками «крутят руль» перед собой.

Подъезжают на заправку:

Бензовоз, мусоровоз, Загибают поочерёдно пальцы, начиная с мизинца,

С молоком молоковоз,

С хлебом свежим хлебовоз

И тяжелый лесовоз.

«День Защитников Отечества».

Мы солдаты, мы солдаты Шагают.

Бодрым шагом мы идем.

В нашу армию, ребята,

Просто так не попадёшь.

Нужно быть умелыми,

Сильными и смелыми. Выполняют движения руками вверх, в стороны, вниз.

«Профессии».

Я – шофёр, помыл машину имитация вождения автомобиля

Сел за руль, расправил спину.

Загудел мотор и шины

Зашуршали у машины.

Подметает дворник двор подметание

Убирает дворник сор.

Наш охранник на посту повороты, приставив ладони к глаза

Смело смотрит в темноту.

А сапожник сапоги шитьё

Для любой сошьёт ноги.

К сапогам прибьёт подковки «прибивание молотком».

И пляши без остановки. пляска, руки на поясе.

Наши лётчики – пилоты. руки в стороны, наклоны корпуса

Приготовились к полёту

А портной сошьёт для нас имитация шитья

Брюки – просто высший класс.

Я - маляр, шагаю к вам плавные взмахи руками вверх-вниз

С кистью и ведром

Свежей краской буду сам

Красить новый дом.

«Весна». Игра «Веснянка»

Солнышко, солнышко золотое донышко

Гори, гори ясно, чтобы не погасло. идут по кругу, взявшись за руки.

Побежал в саду ручей. бегут по кругу.

Прилетели 100 грачей. «летят» по кругу.

А сугробы тают, тают. медленно приседают.

А цветочки подрастают. тянутся на цыпочках, руки вверх.

«Мамин праздник». «Наши мамы»

Много мам на белом свете, Разводят руки в стороны.

Всех их очень любят дети! Затем крепко обхватывают себя за плечи.

Журналист и инженер, Поочередно сгибают пальчики, начиная с большого,

Повар, милиционер, сначала на одной, затем на другой руке.

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель

Мамы разные нужны, Сжимают обе ладошки в «замок».

Мамы разные важны! Разводят руки, поднимают ладошками вверх.

«Семья». «Кто живёт у нас в квартире? »

Раз, два, три, четыре Удар кулаками друг о друга, хлопок в ладоши

Кто живёт у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре, пять Загибают пальцы на обеих руках начиная с большого

Всех могу пересчитать Удар кулаками друг о друга, хлопок в ладоши

Папа, мама, брат, сестра Загибают пальцы поочерёдно начиная с большого

Кошка Мурка, два котёнка

Мой сверчок, щегол и я -

Вот и вся моя семья. Удар кулаками друг о друга, хлопок в ладоши

«Мой город»

Мы по городу шагаем, шагают

Много видим, называем: сжимают и разжимают кулаки

Светофоры и машины, соединяют пальцы с большим пальцем

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты, поочередно загибают пальцы, начиная с большого.

И деревья, и кусты.

Перелётные птицы

Тили-тели, тили-тели – Сжимают и разжимают кулаки

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка – Поочередно сгибают пальцы на обеих руках,

Серенькое перышко. начиная с мизинца левой руки.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели, Скрестив пальцы машут ими

Песни звонкие запели! Указательными и большими пальцами делают

клюв — «птицы поют».

«Детский сад». Игрушки

У Антошки есть игрушки: Поочередно сгибают пальцы в кулак,

Вот веселая лягушка. начиная с большого.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

«Цветы». Комнатные растения

На окно скорее глянь: Сжимают и разжимают кулаки.

Здесь у нас цветет герань. Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония –

Мы все названья помним! Раскрывают ладошки.

Мы взрыхлим цветы, польем, Пошевеливают опущенными вниз пальцами.

Пусть подрастают день за днем! Обе ладошки соединяют «бутоном»,

и раскрывают «цветком».

«Деревья»

Станем мы деревьями, Ноги на ширине плеч, руки на пояс.

Сильными, большими

Ноги – это корни,

Их расставим шире.

Чтоб держали дерево, Один кулак поставить на другой.

Падать не давали.

Из глубин подземных Наклониться, ладони сложить «чашечкой».

Воду доставали.

Наше тело – прочный ствол Провести ладонями по туловищу, покачаться.

Он чуть-чуть качается.

И своей верхушкой Сложить ладони «шалашиком», поднять их над головой.

В небо упирается.

Наши руки – ветви Руки в стороны, сомкнуть пальцы.

Крону образуют.

Вместе им не страшно Покачать поднятыми руками.

Если ветры дуют.

«Весенние работы в саду и огороде»

«На огороде»

Мы стоим на огороде, потягивания—руки в стороны

Удивляемся природе.

Вот салат, а здесь укроп. правой рукой коснуться левой ступни,

Там морковь у нас растёт. потом наоборот

Поработаем с тобой,(приседания)

Сорнякам объявим бой –

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать.

У забора всем на диво потягивания – руки в стороны

Пышно разрослась крапива.

Мы её не будем трогать – потягивания – руки вперёд

Обожглись уже немного.

Все полили мы из лейки «поливаем из лейки»

И садимся на скамейки. дети садятся

«Скоро лето». «Вместе по лесу идём»

Вместе по лесу идём, шагаем на месте

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. ходьба на месте

Тысяча цветов вокруг! (потягивания – руки в стороны

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр наклониться и коснуться левой ступни правой рукой,

И направо и налево. и потом наоборот – правой ступни левой рукой

К небу руки протянули, потягивания – руки вверх

Позвоночник растянули.

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. дети садятся.

Рекомендуемые музыкальные произведения для проведения логоритмических упражнений:

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алябъева, Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие [Текст] / Е. А. Алябъева. – М.: - ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
  2. Бабушкина, Р. Л. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками [Текст] / под ред. Г. А. Волковой. – СПб.: КАРО, 2005. – 176 с.
  3. Борисова, Е. А. Пальчиковые игры для детей [Текст] / Е. А. Борисова //

Логопед. – 2006. - №1. – С. 66-74.

  1. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика [Текст] / Г. А. Волкова. – М.: Просвещение, 1985. – 191 с.
  2. Ерошкина, С. Т., Семейный клуб «Школа дошколят»: пальчиковый

игротренинг (нетрадиционные игровые приёмы) [Текст] / C. Т. Ерошкина // Логопед. – 2008. - №8. – С. 37-41.

  1. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у

дошкольников: Кн. Для логопеда [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2000. – 320 с.

7. Зайферт, Н. А. Пальчиковый игротренинг [Текст] / Н.А. Зайферт //

Логопед. – 2008. - №6. – С. 65-66.

8. Картушина, М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 7

лет [Текст] / М. Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

9. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для

детей с нарушениями речи [Текст] / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М.: ТЦ

Сфера, 2007. – 128 с.

10. Слюсарь, К. Н. Логоритмические занятия с детьми 3 - 5 лет [Текст] // К.

Н.Слюсарь. – М.: Изд. ГНОМ, 2007. – 80 с.

11. Стельмах С. Н. Игры и упражнения для развития мелкой моторики и речи

[Текст] / С. Н. Стельмах// Логопед. – 2012. - №5. – С. 79-90.

12. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста

[Текст] / О. С.Ушакова, Е. Н. Струнина. – М.: Гуманит. Изд. центр

ВЛАДОС, 2004. – 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непрерывная образовательная деятельность «Пернатые друзья» С детьми старшего дошкольного возраста с интеграцией образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие» (с использованием ИКТ)

Конспект НОД в старшей группе "Пернатые друзья" (Развитие речи,познание).Цель:уточнить и закрепить знания детей о птицах, их разнообразии и их особенностях, делить на перелётных и зимующих н...

Цветовой игротренинг в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня речевого развития)

В данной работе представлена комбинация игровых упражнений,  связанных с цветом, с его восприятием, при помощи которых отрабатываются  речевые навыки в разных направлениях логопедичес...

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию «Составление описательных рассказов по теме: «Дикие животные» с использованием интеллектуальной карты» с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию «Составление описательных рассказов по теме: «Дикие животные» с использованием интеллектуальной  карты»  с детьми ...

Консультация: "Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста"

Развитие современного общества носит динамический характер, поэтому ключевой задачей образовательного процесса является передача детям знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешн...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по ОО "Речевое развитие: слухопроизносительная дифференциация звуков Р-Л на тему "Весна. Цветы."

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста  с ОНР по ОО "Речевое развитие: слухопроизносительная дифференциация звуков Р-Л на тему: " Весна. Цветы"....