«Влияние скороговорок на формирование четкой дикции у детей с нарушениями речи»
консультация по логопедии

Аверина Ольга Геннадьевна

Привлечь внимание к скороговоркам, как к основному средству формирования у детей четкого произношения звуков и слов родного языка. Развитие творческого восприятия ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_skorogovorki.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

                              Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение

«Гимназия им. Н.В. Пушкова»

дошкольное отделение № 2

Мастер-класс для воспитателей на тему:

«Влияние скороговорок на формирование четкой дикции у детей с нарушениями речи»

Подготовили учителя-логопеды:

Комарова М.А.,

Аверина О.Г.

Москва, г.о. Троицк 2022г.

Цель: Привлечь внимание к скороговоркам, как к основному средству формирования у детей четкого произношения звуков и слов родного языка. Развитие творческого восприятия ребёнка.

Задачи: Познакомить педагогов со скороговорками.

Развитие творческого воображения педагогов.

Способствовать развитию интереса к скороговоркам  родного края.

Воспитывать нравственные качества, необходимые для формирования взаимоотношения в ходе речевой, игровой деятельности.

Этапы: 

1этап. Теоретический.

2 этап. Практический.

3 этап. Заключительный.

1 этап.

Жизнь неумолимо наращивает темп. Ускоряется всё: машины, интернет и, естественно, человеческая речь. Люди торопятся высказываться как можно быстрее.

А что из этого выходит? Никто их не понимает!

Хотите, чтобы вас понимали? Развивайте дикцию! Нет, не просто чёткое выговаривание  звука «Р». А именно чёткую, размеренную речь, смысл которой

не теряется в «проглоченных» окончаниях и подобных изъянах.

Способов улучшить речь – масса. Скороговорки -  самый простой и доступный способ! Для чего нужны скороговорки? Скороговорки используют для развития речи детей, артистов, ведущих радио, дикторов, преподавателей и всех, кто хотел бы говорить выразительно, разборчиво и внятно. Скороговорки обязательно используют в своей работе логопеды против косноязычия, ведь это эффективное лечебное средство для вырабатывания правильного произношения. Когда люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной. Дикция со временем приобретает чистоту и отчетливость. Являясь необходимым элементом ораторского мастерства, упражнения в быстром произношении сложных сочетаний звуков «шлифуют» речь. 
   
Скороговорки, пожалуй, самый древний, самый интересный и занятный, самый доступный из них. Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества, являются уникальным явлением языковой культуры любого народа.

- 1 -

Один из первых исследователей народного фольклора, кто заинтересовался этим жанром, был В. И. Даль. Он дает такое определение скороговорки: «частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв и слогов, сбивчивых или трудных для произношенья». Однако в наше время различают скороговорки и чистоговорки  как два разных метода развития речи. Последние, как мы знаем, не требуют быстрого произношения.

Скороговорка – это специально продуманная фраза или небольшое четверостишье, построенные из трудно произносимых сочетаний звуков, предназначенных для быстрого и четкого проговаривания вслух. 

В скороговорках, предназначенных для развития речи детей, очень часто присутствуют детские образы – имена ровесников, которые делают скороговорку ближе:

Съел Валерик вареник,

А Валюшка – ватрушку.

Большая часть скороговорок рассказывает о животных, птицах или насекомых:

У осы не усы, не усища, а усики.

Или

У ежа в гостях ужата,

У ужа в гостях ежата.

Веселые по содержанию скороговорки способны создать у детей определенное настроение и пробудить желание ее выучить:

Леша неуклюжий

Шлепнулся в лужу.

Порвал и промочил штанишки,

Набил на лбу большую шишку.

Положительный эмоциональный фон при разучивании веселых скороговорок позволяет организовывать общение с взрослыми комфортно, а обучать и развивать без принуждения. Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.

Скороговорки развивают речевой аппарат ребёнка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, чёткой и понятной, а ребёнок  - успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.

Несмотря на то, что скороговорки произносятся обязательно быстро, они учат ребёнка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая окончания», так, чтобы его понимали.

Разучивая скороговорку, ребёнок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.

Он так же учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдаёт много разной информации. Некоторые дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны.

- 2 -

 Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказываемого. Например: « Мама мыла мылом Милу». Ребёнок вдумывается, чтобы понять, кто и что делает.

Смысл скороговорок становится прекрасной основой для расширения и обогащения словаря ребёнка.

Скороговорки помогают развивать и совершенствовать память и внимание детей, развивают у них  все каналы восприятия.

Психологи считают, что скороговорки можно использовать при работе с гиперактивными детьми, поскольку для правильного произношения необходимо проявить сосредоточенность и концентрированность.

В целом скороговорки благоприятно отражаются на общем интеллектуальном развитии ребёнка.

Каждая скороговорка, особенно хорошо известная, уже несет в себе определенный характер, настроение, окраску и, возможно даже темп. Кстати, описать свое восприятие скороговорки будет вполне уместно попросить самого ребенка, и тогда его отношение к этому фонетическому упражнению станет более эмоциональным, а восприятие звука – более успешным. Объясните ребёнку значение незнакомых слов и скороговорки в целом.

Предварительный разбор – описание скороговорки может увеличить эффективность её использования, поскольку для ребёнка она станет более близкой и менее формальной.  При использовании скороговорок для маленьких детей после описания детьми характера скороговорки и выяснения их отношения к ней можно даже придумать ей самостоятельное имя – название, тем самым сделав её их другом.

Методика работы с уже выбранными или самостоятельно придуманными скороговорками достаточно известна: начиная с медленного и отчетливого проговаривания каждого слова и каждого звука до максимально четкого и быстрого произнесения всей скороговорки.

2 этап.

К. С. Станиславский рекомендовал работать со скороговоркой пошагово:

Первый шаг - вначале произнесите скороговорку очень медленно и чётко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения.

Второй шаг – беззвучный режим. После того, как этот этап успешно пройден: ребёнок выучил текст и произносит правильно все звуки, учитесь делать всё то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.

Третий шаг – чтение скороговорки шёпотом. И лишь потом – вслух, вначале в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости скороговорки. Предложите ребёнку повторить её три раза подряд.

При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук. На каждое слово или слог:

сжимать пальцы в кулачки;  загибать поочередно пальцы; нажимать пальцами (каждым по очереди) по воображаемым клавишам; стучать ладонью по столу; подбрасывать мяч и ловить его двумя руками;

- 3 -

перебрасывать мячик из одной руки в другую; перебрасывать мяч друг другу; прохлопать ладонями, как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки; имитировать «ввинчивание» лампочки.

В случае затруднения разделите скороговорку на несколько частей и учите каждую из них по отдельности. Точно так же можно разбить на части трудно произносимое слово (например: рододендроны).

Скороговорки можно использовать в играх:

«Кто быстрее?»: ведущий выбирает наиболее трудную скороговорку и произносит ее вслух медленно и внятно. Затем, обращаясь к участникам игры, он спрашивает: кто берется прочесть ее быстрее? Одному из желающих дается возможность это сделать. Вслед за этим выясняется, кто может прочесть скороговорку еще быстрее. Играющие один за другим сменяют друг друга, соревнуясь в быстроте и правильности произнесения скороговорки. Победителем объявляется тот, кто, не сбиваясь и не запинаясь, прочтет скороговорку быстрее всех.

«Паровозик»: на каждого участника ведущий игры распределяет по одному слову из выбранной скороговорки. После этого вся группа должна постараться, последовательно называя каждый свое слово, как можно быстрее произнести всю скороговорку целиком. После чего каждый участник должен попытаться произнести всю скороговорку самостоятельно.

 «Эхо»: участники игры друг за другом произносят за ведущим отдельно каждое слово скороговорки. Непременное условие: каждый следующий участник должен повторить слово тише, чем предыдущий. При этом с каждым новым повтором скороговорки темп увеличивается до максимально возможного. При неправильном произношении одного из компонентов скороговорки кем-либо из участников игра начинается заново.

Для повторения уже изученных скороговорок также можно использовать игровую форму:

 «Поле чудес»: на доске из выбранной скороговорки выписываются только служебные части речи (предлоги, союзы и т.д.). Вместо знаменательных частей становятся пропуски. Участникам игры необходимо восстановить зашифрованную скороговорку и произнести ее вслух быстро и без ошибок.

«Выключили звук!»: ведущий медленно, одними движениями губ и, при необходимости, языка беззвучно имитирует произнесение одной из изученных скороговорок. Задача остальных участников – угадать скороговорку и произнести ее быстро и без ошибок. Угадавший участник становится ведущим.

«Глухонемая скороговорка»: задача ведущего – жестами изобразить содержание скороговорки. Остальным участникам необходимо угадать саму скороговорку. Победителем считается тот, кто не только быстро угадал скороговорку, но и смог без ошибок ее произнести.

«Гонки скороговорок»: играющие выстраиваются в ряд. Ведущий распределяет между всеми играющими 5-10 скороговорок (примерно равной степени сложности) так, чтобы играющие, получившие разные скороговорки, чередовались. Затем тот, на кого укажет ведущий, должен сделать шаг вперёд и быстро три раза подряд, сказать полученную им скороговорку.

- 4 -

Если задание выполнено хорошо, он остаётся впереди шеренги, если плохо – возвращается на своё место. Победителями считаются все те, кто окажется к концу игры впереди шеренги.

             

« Соревнования телефонистов»: две группы играющих по 10 – 12 человек рассаживаются двумя параллельными рядами. Ведущий подбирает труднопроизносимую скороговорку и сообщает её « по секрету» первому в каждой команде. По сигналу ведущего первые в ряду начинают передавать её на ухо вторым, вторые – третьим так до последних. Последние, получив «телефонограмму», должны встать громко и внятно произнести скороговорку. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и представитель которой точнее лучше произнесёт её вслух.

 «Актёрское мастерство»: роли могут быть разные: радостный, весёлый, смеющийся, грустный, сердитый, обиженный, задумчивый, удивлённый человек; персонажи сказок (Чебурашка, Баба Яга, Буратино и др.); образы животных ( лиса, медведь, волк, заяц, мышонок и др.) Введите ребёнка в роль: поговорите с ним о характере выбранного персонажа, покажите позу, мимику и жесты этого героя, подберите характерную интонацию.

3 этап

Игровая форма помогает не только принять и полюбить такое замечательно речевое упражнение, как скороговорка, но и научиться правильному и четкому произношению звуков и слов родного языка.

Знание скороговорок родного языка расширяет представление детей

 о своем языке, его истории, культуре и традициях.

И самое главное ! Не забывайте хвалить ребёнка. Для этого существует множество слов:

Молодец! Восхитительно!

Хорошо! Необыкновенно!

Отлично! Удивительно!

Великолепно! Потрясающе!

Прекрасно! Классно!

Высший класс! Чудесно!

Супер! Изумительно!

        


- 5 –

ЗНАЧЕНИЕ СКОРОГОВОРОК В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скороговорка – кладезь народной мудрости, раскрывающей удивительный мир, по-хорошему нравоучительных коротеньких историй.

Скороговорка (чистоговорка) – это специально подобранные фразы с чередованием часто повторяющихся, трудно произносимых звуков речи.

Они полезны для преодоления вялости артикуляционного аппарата, развивают речевой слух и обогащают словарный запас ребёнка, способствуют лучшей автоматизации и дифференциации звуков. Совершенствуется речевое дыхание, развивается мышление, внимание, память, связная речь.

Скороговорки придумали, чтобы развивать дикцию всех кто желает говорить внятно и отчётливо. Этот метод является самым простым и эффективным способом, улучшающим произношение звуков.

Скороговорка (чистоговорка) – это малый жанр народного фольклора. Важность скороговорок для развития речи была замечена ещё нашими предками.

И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, чистоговорки, смешилки, которые считают простой игрой, забавой.

Работу с чистоговорками можно применять в коррекционной работе, как игровой приём. Не каждому из нас удаётся повторить скороговорку с первого раза без ошибок, но весёлая словесная игра увлекает. Скороговорки помогают правильно и чётко проговаривать звуки, труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством родного языка, тренируют не только звукопроизношение, но и силу воли, настойчивость, способность ставить цели и достигать их. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребёнка улавливать тонкие звуковые различия, способствуют автоматизации звуков в речи. С их помощью можно учить старших дошкольников правильно употреблять предлоги, согласовывать слова, составлять небольшие рассказы.

Сначала надо медленно научиться её произносить по частям, потом медленно целиком, а потом темп постепенно ускорять. Обязательно нужно спросить у ребёнка, понял ли он смысл скороговорки, объяснить незнакомые и малопонятные слова. Упражнять детей в произношении скороговорок можно с младшего возраста. По мере улучшения звукопроизношения берутся скороговорки со сложными звуками.

Методика разучивания скороговорки:

У Ани, Сани и Тани есть сом с большими усами.

- Прохлопать ритм скороговорки.

- Произнести скороговорку хором, по одному.

- Прослушать какие звуки голосом выделил логопед.

- Повторить эти звуки, чётко артикулируя.

- Произнести часто повторяющийся звук.

- Назвать слова со звуком [с].

- Произнести скороговорку тихо, громко, весело, грустно.

- Проговорить скороговорку высоким, затем низким голосом.

Можно использовать разные способы заучивания скороговорок: игра с мячом, хлопки в ладошки, использование готовых опорных схем. Скороговорки также можно изобразить в рисунках, что влияет на более точное и быстрое их запоминание, так как каждую нарисованную деталь (слово) дети ещё раз проговаривают.

Эффективным приёмом в работе с чистоговорками является проговаривание с выполнением различных движений, тем самым развивается мелкая моторика, координация движений, графические навыки. В коррекционной работе с чистоговорками можно использовать такие упражнения:

Наматывание верёвочки на пальчик, на катушку, на колечко.

Проводить пальчиком по нарисованному лабиринту.

Выкладывать палочки, пуговицы, фишки.

Рисовать горизонтальные или вертикальные линии.

Прокатывать колечко «Су-джок» по пальчику.

Перебирать бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на верёвочку.

Проводить пальчиком по нарисованной спирали.

Нажимать пальчиком на клавишу, кнопку.

Проговаривать скороговорку (чистоговорку), пока не стечёт песок в часах.

Зажимать пальчики прищепкой.

Выпавшая цифра на кубике укажет, сколько раз повторить чистоговорку.

Различные приёмы работы со скороговорками (чистоговорками) можно включать в индивидуальные логопедические занятия и индивидуальную или подгрупповую коррекционную работу, проводимую воспитателем.

Скороговорка будит фантазию ребёнка, помогает проявить интерес к многообразию звуков, к познанию и творению слов, к занимательности и богатству языка и, конечно, развивать артикуляционный аппарат, освоить и ощутить красоту чистой и внятной речи.

Список литературы

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. – М.:  Учпедгиз, 1957. – 240с.

2.Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. Издательство: Гном, 2016.

3. Лекомцев А. Скороговорки – повторялки. Осваиваем произношение звуков. Издательство:    Феникс, 2016.

4. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. – М., 1983.

5. Смирнова М.В. Скороговорки для развития речи детей. Издательство: Литера, 2015.

6. Смирнова М. В. 2500 скороговорок. Для детей 4-6 лет. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005. – 240с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционая программа " Формирование графических навыков у детей с нарушением речи"

Данная программа предназначена для работы с детьми старшего  дошкольного возраста имеющими нарушение речи. Она поможет подготовить к письму руку ребенка, сформировать у него базовые графические н...

особенности формирования математических представлений у детей с нарушениями речи

В этой статье мной обобщён опыт работы по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития. К статье прила...

Успешное формирование математических способностей у детей с нарушением речи посредством дидактических игр

"Обучение состоит не в том, чтобы поместить нечто в другого человека, а в том чтобы извлечь уже имеющееся.."СократПонятие "развитие математических способностей" является довольно сложным, комплексным ...

Формирование фонематических функций у детей с нарушениями речи посредством использования компьютерных игр

Формирование  фонематических функций у детей с нарушениями речи посредством использования компьютерных игрЧисло дошкольников с отклонениями в речевом развитии постоянно растет. Среди них большую ...

Формирование временных представлений у детей с нарушениями речи.

Презентация "Формирование временных представлений у детей с нарушениями речи"...

Формирование временных представлений у детей с нарушениями речи

Логопедические сказки, загадки, физ минутки, игры в стихах собственного сочинения...