Конспект занятия тема:"Посуда"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Шекула Наталья Александровна

Конспект логопедического занятия на тему:"Посуда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия тема:"Посуда"17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Посуда». Звуки [в], [в'], [ф], [ф'].

(старшая группа) – фронтальное занятие

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах, из которых она сделана. Формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда. Уточнение и активизация словаря по теме «Посуда» (посуда, чайник, кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг, супница, тарелка, ложка, вилка, масленка, солонка, хлебница, готовить, варить, жарить, кипятить, тушить, наливать, класть; столовый, кухонный, чайный, фарфоровый, металлический, стеклянный, серебряный). Совершенствование грамматического строя речи (использование имен существительных в косвенных падежах, согласование числительных с существительными и прилагательными).  Совершенствование навыков образования новых слов, существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Развитие умения детей  сопровождать действия речью, составлять предложения по выполненным действиям, уметь закончить предложения; закрепление предлогов из, под, из - под, в. Уточнение артикуляции и произношения звука Ф.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, психических процессов, фонематического слуха и восприятия, конструктивного праксиса, общей, мелкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к предметам посуды, культуру поведения.

Оборудование. Кукла бабушки Федоры, разрезные картинки с изображением предметов посуды, панно «На кухне», чайный сервиз, продукты: сахар, молоко, масло, конфеты, сухари; конфетница, маслёнка,

Предварительная работа. Экскурсия с родителями в хозяйственный магазин, рассматривание посуды и беседа о ее назначении, материалах, из которых она сделана; частях, из которых она состоит. Разучивание упражнения «Чайник».

Ход занятия:

Организационный момент

Дети рассказывают стихотворение:

Ты сиди за партой стройно,

И веди себя спокойно,

Парта - это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

Если хочешь отвечать - Руку надо поднимать.

Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастики

Чтобы все звуки правильно выговаривать сделаем артикуляционную

гимнастику: «Вкусное варенье», «Болтушка», «Почистим верхние и нижние

зубки», «Лошадка», «Качели», «Сердитый кот».

Несколько упражнений для наших пальчиков:

«Пароход», «Гусь», «Шарик», «Жук».

И подышим:

Вдох - носом, выдох - ртом, вдох - ртом, выдох - одной ноздрёй, надуть

щёчки - лопнуть.

Сюрпризный момент,

С песней появляется бабушка Федора:

- Здравствуйте! Вот я снова к вам пришла! Соскучились!? У меня сегодня самый радостный весёлый день в году! Сегодня мой любимый праздник, в этот день я получаю много подарков и поздравлений. Вы догадались, что это за праздник?

Дети:

- День рождения!

Бабушка Федора:

- Готовилась я ко дню рождения, убиралась на кухне, руки совсем неловкие стали - всё перебила, помогите мне собрать разбитые части, (подаёт коробку из - за ширмы)

Лексико - грамматические игры и упражнения.

•    Игра «Сложи разрезную картинку» - развитие зрительного восприятия, навыков обобщения.

Дети складывают разрезные картинки, называют их, обобщают. Для чего человеку нужна посуда?

Бабушка Федора:

- Всё правильно! Молодцы! А знаете, для чего мне нужна посуда? Да,

да! Гостей встречать.

- А какая мне нужна посуда?

•    Игра «Какая посуда?» - (панно) - закрепление понятий кухонная, чайная и столовая посуда, её назначение.

Повторить понятия кухонная посуда, столовая посуда и чайная посуда. Для чего она нужна?

•    Игра «Назови ласково» - закрепление навыка образования слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Бабушка Федора:

- Теперь я знаю, как надо относиться к посуде - вы же меня научили,

беречь её надо, мыть, протирать, холить и лелеять и даже ласково называть! Логопед:

Давайте, ребята, назовём предметы посуды ласково:

- Чашка - чашечка;

- Блюдце - блюдечко;

- Тарелка - тарелочка и т.д.

Логопед:

- А вы знаете, как нужно обращаться с посудой? ( после приёма пищи -аккуратно отнести за собой посуду в моечную, чашку берём за ручку, тарелочки носим по одной, не бросать, не ставить друг на друга чашки). А если вдруг разбили тарелку или чашку - нужно позвать взрослого. Почему? (можно порезать руку осколками, они острые).

Логопед:

-Бабушка Федора, мы тебе поможем стол накрыть, хочешь?

Бабушка Федора:

- А как вы это сделаете? Конечно хочу!

Логопед:

-А мы посуду отберём, которую нужно поставить на стол для чаепития.

 •   Игра «Хлопки» - развитие слухового внимания.

Логопед:

- Бабушка Федора поиграй с нами. Хлопнуть нужно в ладоши тогда, когда услышите название предмета посуды для угощения гостей чаем.

- Чашка, бусы, ковёр, блюдце, карандаш, чайник, ложка, лопата, сахарница,

зеркало, помада, молочник.

Бабушка Федора хлопает невпопад. Дети исправляют ошибки.

(сокрушается, что совсем старая стала, невнимательная).

Логопед:

- Давайте с вами, посчитаем сколько мы поставили предметов на стол, Четыре чашки, четыре блюдца, один чайник, одна сахарница, один молочник.

Физминутка

Я большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки –

Очень хрупкие бедняжки.

Вот серебряные ложки –

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принёс.

Бабушка Федора:

- Ну, вот и стол накрыт, пора заваривать чай, только я совсем старая

стала, забыла, как это делается, помогите мне!

•   Игра «Поварёнок» - развитие умения детей сопровождать действия речью, составлять предложения по выполненным действиям, уметь закончить предложения; закрепление предлогов из, под, из - под, в.

1.  Ставим чайник кипятить- (откуда набираем воду в чайник?). Закипел (как догадались?)- зашипел, запыхтел, пар пошёл.

2.  Облить заварочный чайник кипятком - сделаю это сама, потому, что можно обжечься. (кипяток наливаем в заварочный чайник откуда?)

3.  Насыпаем заварку в чайник и заливаем кипятком. (Заварку берём откуда? Чем насыпаем?)

4.  Накрываем чайник салфеткой, для чего? - чтобы чай лучше заварился.(где теперь находится чайник)

5.  Готовим чашки, насыпаем сахар, наливаем молоко.( сахар берём откуда? Молоко наливаем из чего?)

Бабушка Федора:

Чай заваривается, пора ставить угощения на стол. Вот посмотрите ,

что я для вас приготовила. Достаёт из - за ширмы: масло, молоко, конфеты, сухари, сахар.

•   Игра «Разложи продукты» - закрепление навыка словообразования; развитие лексического кода.

Логопед:

- Куда положим сахар, масло, сухари ...и т.д.

Дети:

Сахар - в сахарницу, молоко - в молочник и т. д. Разливаем чай, пьём. Угощаем бабушку Федору.

Логопед:

- Продукты разложили, посуду перемыли, а теперь давайте разложим её на полочки (работа в тетради).

Точки на рабочей строке.

Цель: учить ориентироваться на рабочей строке.

Дети ставят точки на рабочей строке: на пересечении линий верхней и нижней границ, чередуя: то на верхней границе, то на нижней.

Разложить посуду  на полки – то на верхнюю, то на нижнюю.

Логопед:

- Все дела мы с вами переделали, давайте отдыхать и чай пить!

- Чай горячий, давайте подуем на него! ф - ф - ф - ф....

- Какой звук услышали?

Уточнение артикуляции и произношения звука Ф.

Характеристика звука - согласный (синий) - не поётся, может быть

твёрдым и мягким, глухой - произносится без голоса (моторчик не работает), с помощью верхних зубов и нижней губы.

Логопед:

- Назовите слова, которые начинаются с этого звука - флаг, фартук, флаконы, фрукты, фонарь, фара.

Бабушка Федора:

- А я, а я...? Моё имя тоже начинается с этого звука? Да?

Дети:

- В имени Федора звук Ф - мягкий;

Логопед:

Ребята, какой день рождения без подарков? А что мы с вами подарим бабушке Федоре! (Ребёнок рассказывает стихотворение) Давайте хором крикнем - Поздравляем! И похлопаем! Пусть каждый из вас пожелает бабушке Федоре то, что хочет!

Бабушка Федора:

- Ой, спасибо! У меня никогда не было такого прекрасного дня рождения! Я вас никогда не забуду! Вы меня многому научили, помогли мне! Я всем в деревне расскажу, какие вы умненькие и благоразумненькие! До свидания!

Итог занятия, оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Тема: «Посуда и её назначение. Свойства материалов, из которых сделана посуда» Образовательная область «Речевое развитие» Интеграция образовательных областей

Программные задачиРечевое развитие·        Совершенствовать глагольный словарь ребенка;·        Закреплять умение детей в образова...

Конспект занятия "Классификация посуды"

Конспект организованной образовательной деятельности составлен в соответствии с основными требованиями ФГОС и с учётом пяти образовательных областей, продуманны образовательные, развивающие и во...

Конспект занятия - Тема:"Посуда"

Совершенствовать представления детей о посуде по принципу ее предназночения. Совершенствовать умение отвечать на вопросы полным ответом . Расширять представления детей ....

Конспект на тему " Посуда" 1-ая неделя ноября 1 занятие.

Конспект подгрупповых логопедических занятий в подготовительной  к школе группе детского сада для детей с ОНР Н.В.Нищева...

План-конспект открытого занятия тема ПОСУДА

План-конспект открытого занятия лексическая тема "ПОСУДА" в старшей группе...

Конспект на тему " Посуда" 1-ая неделя ноября 2 занятие.

Конспект подгрупповых логопедических занятий в подготовительной  к школе группе детского сада для детей с ОНР Н.В.Нищева...