Конспект интегрированного музыкально-логопедического развлечения «Осенний калейдоскоп»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_word.docx | 24.88 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного музыкально-логопедического развлечения «Осенний калейдоскоп».
Автор-составитель: Данилюк Е.М., учитель-логопед МБДОУ детского сада
№58 г.Иркутск.
Цель: формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе музыкально-речевого развития.
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные:
* вырабатывать правильные артикуляционные уклады;
* вырабатывать правильное речевое дыхание и умение
контролировать дыхание во время речи;
* обобщить и систематизировать у детей полученные знания о звуках;
* закрепить умения выделять начальную позицию гласных звуков в словах;
* формировать понятия о грамматических категориях языка;
* обогащать и активизировать словарный запас детей на материале
лексической темы «Осень».
Коррекционно-развивающие:
* развивать слухоречевое внимание
* развивать интонационную выразительность речи;
* развитие фонематического слуха и восприятия речевого ритма;
* развивать познавательные процессы;
Коррекционно-воспитательные:
*воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в команде, веру в свои силы;
* совершенствовать навыки коммуникативного общения и стимуляция коммуникативной активности детей;
* воспитывать способность к самоконтролю, самооценке при выполнении заданий;
* воспитывать интерес к словотворчеству.
Методы и приемы:
-наглядный (картинки, презентации);
- словесный (совместная музыкально-речевая деятельность);
- игровой (сюрпризные моменты, динамические паузы, локомоторные тренинги);
- практический (моделирование, выполнение упражнений, заданий).
Оборудование: ноутбук, предметные картинки, звуковые семафоры, фото оральных образов гласных звуков, листочки-модели, бутафорские листочки, лужица, капельки, атрибутная шапочка Ежика, мнемодорожки пословиц.
Содержание занятия:
1.Оргмомент. Нарядные ребята под музыку входят музыкальный зал и заводят хоровод. «Снова Осень к нам пришла».
Логопед: Осень на пороге, дождик, листопад
Осень приготовила задания для ребят
Мы ее задания будем выполнять,
Чтобы Осень захотел
В гости к нам прийти опять
Листья опадают, по ветру летят
Это называется – ЛИСТОПАД.
Звуковые листики мы возьмем
И вместе с ними на занятие пойдем.
Дети берут осенние листочки и занимают свои места.
2. Артикуляционный тренинг «Осень»:
(с элементами биоэнергопластики)
Упражнения для мышц шеи Любуемся красивым нарядом осени Упражнения для артикуляторно-жевательных мышц . Подошли к берлоге мишки Упражнение «Брусничка». Упражнения для губ и щек: Хомячок сделал запасы на зиму Белочка грызет орешки Упражнения для языка:
Мелькает беличий хвостик Белочка угостила нас орешками Почистим зубки после угощения | повернись и приглядись: и.п. поворот головы в сторону-вдох носом, при возвращении в и.п. –выдох ртом (3-5 раз). широко открыть рот, показать, как медведю осенью хочется спать (открывать – закрывать рот 3-5 движений). «пробуем» ягодки на вкус, хорошо их «прожуем» (имитация) – 10-20 сек.
(надуть щеки), высыпал зерно в норку (втянуть щеки) –поочередно 4-5 раз. (улыбнуться, постучать зубами) -3-5 раз. (рот открыт, поворачивать сильно вытянутый изо рта язык вправо-влево так, чтобы его кончик касался уголков рта) - 20=30 сек. (язык с напряжением упирается поочередно в щеки) – 5-10 движений. губы сомкнуты, челюсти неподвижны; кончик языка «чистит» верхние и нижние зубы, затем язык проделывает круговые движения – по 3раза в каждом направлении |
3. Музыкально-жестовая игра «Осень»:
Солнце спряталось за тучи, Небо чаще хмурится, Дождик шлепает по лужам, Листопад на улице, Листья падают, летят Под ногами шуршат. В огороде урожай Люди убирают Птицы стаями на юг С криком улетают. | (поднять руки вверх, растопырить пальцы-«лучики»,спрятать кисти одна за другую). (нахмурить брови, сжать пальцы в кулак – разжать, «бах-бах-бах –грохочет гром»). (хлопать ладошками поочередно по коленям «шлеп-шлеп-шлеп» -идет дождь). (плавно опустить обе руки вниз; движение рук вправо-влево; соединив ладони, двигать вперед-назад). (руки полукругом перед собой, движение кистей к себе). (развести руки в стороны – машут крыльями). |
4. Классификация звуков.
Логопед:
Капают дождинки
Листья шелестят,
Сухие травинки под ногами шуршат
Очень много звуков окружает нас,
Какие они бывают?
Мы вспомним сейчас.
а/.игра «Сигнальщики»:
аудиозапись различных категорий звуков(3-5сек.), затем на индивидуальных сигнальных семафорах дети устанавливают табло с символом услышанных звуков (шумовые – речевые – музыкальные) и поднимают сигнал.
5.Логопед: Свои листочки осенние
Мы перевернем,
И на них задание найдем
а/. игра «Звуковые листочки» - на оборотной стороне осенних листочков читают модели гласных звуков:
А У О И Э
/у каждого ребенка разные модели/.
б/. игра «Подбери и назови» (приемы звукового анализа)
Модели читаем – слова подбираем:
/дети на заданный гласный звук подбирают картинки, в которых этот звук находится в начальной позиции/
Например:
А – Альбом, У – Утка, О – Ослик, И - Иголка, Э - Эхо
Логопед: Ребята, с какими звуками вы выполняли это задание?
Дети: Эти звуки речевые, гласные.
в/.повторение артикуляции и характеристики гласных звуков;
г/. дыхательное упражнение «Ветер и листочки»:
Дует легкий ветерок- ф-ф-ф
И качает так листок – ф-ф-ф
(выдох спокойный, не напряженный)
Дует сильный ветерок – ф-ф-ф
И качает так листок – ф-ф-ф
(активный выдох)
Ветер сильный задувал,
И листочки он порвал
Мы не будем унывать,
Надо нам их все собрать.
/детям предлагается сложить из 3-5 частей разрезанные листочки, по силуэту узнают, с какого дерева этот лист;
на листочках различных деревьев на оборотной стороне символы-модели гласных звуков/.
Осиновый – А-А-А
Рябиновый – И- И-И
Березовый – О-О-О
Дубовый – У-У-У
(Дети поют вокализы).
д/. танец – игра «Осенние листики».
6. Работа с оральными образами в и моделями гласных
звуков.
Логопед: Есть еще задание для вас,
Мы гласные звуки узнаем сейчас.
а/. фотографии оральных образов гласных звуков/дети, описывая артикуляцию, узнают и называют гласные звуки/;
б/. игра «Звуковые капельки» -
Логопед:
По осенним дорожкам мы гуляли,
И не заметили, как под дождик попали.
Давайте мы с вами посмотрим сейчас,
Какие же капельки на ладошках у нас?
дифференциация гласных звуков -
/индивидуальные карточки по форме напоминают капельки /изображение предметов, с гласными звуками в начальной позиции/ ребята бегут «по цепочке» и опускают карточки в импровизированные «лужицы» с моделями гласных звуков, объясняя свой выбор.
в/. музыкально- ритмическое упражнение «Дождик»:
(дети хлопают в ладоши во все убыстряющемся темпе)
Капля – раз! Капля – два!
Очень медленно сперва.
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли –
От дождя себя укрыли!
7. Музыкально-динамическая пауза «Сад» -
музыкально-эвритмическая декламация –
/речь сопряжена с музыкой и движениями /.
а/. Прекрасен наш осенний сад,
В нем абрикосы, виноград.
На ветках, как игрушки.
Яблоки и груши.
И как фонарики горят
Персик, слива и гранат.
б/. эмоционально-мимический этюд «Фрукты»:
Удивляемся: «Какой большой апельсин!» | руки в стороны, рот полуоткрыт, глаза широко открыты, брови поднимаются |
Радуемся: «Какая сладкая груша!» | ладони соединены вместе, открыты вверх, губы улыбаются, глаза слегка прищурены |
Сердимся: «Какая неспелая, кислая слива». | руки на поясе, покачивание головой, брови нахмурены, губы сжаты |
8.Логопед:
По тропинкам сада, не жалея ножек,
Бегал, суетился хлопотливый Ежик.
Он спешил, старался урожай собрать.
А теперь вас просит План сада показать.
а/. задания на ориентировку в пространстве – дети надевают атрибутную шапочку Ежика и выполняют заданные товарищами команды (справа - слева – в центре ит.д.);
б/. голосовое упражнение «Спелые фрукты» -
(на выработку силы голоса)
«Груши падают в траву» БАМ –БАМ – БАМ ( | громко |
«Сливы падают в траву» Бам – Бам – Бам | тихо |
«Вишни падают в траву» бам – бам – бам | шепотом |
в/. формирование грамматического строя речи
(образование прилагательных от существительных).
игра «Какое это садовое дерево?»
на нем растут ЯБЛОКИ | яблоневое дерево |
---- / ----- / --- ГРУШИ | грушевое дерево |
----- / ----- / -- АБРИКОСЫ | абрикосовое дерево |
----- / ----- / --- АПЕЛЬСИНЫ | апельсиновое дерево |
----- / ---- / --- ПЕРСИКИ | персиковое дерево и т.д. |
9.Логопед:
Осень. Паутинки в воздухе летают
А ребята наши
Стих про Осень прочитают.
На осенней веточке Паучок качается,
И вот с этой паутинки
Стих наш начинается
Игровая ситуация /на стеновом панно на осеннем дереве сидит паучок, от него тянется ниточка-паутинка; дети читают «по цепочке» строфы-фразы стихотворения и наматывают паутинку на свой пальчик.
а/. декламация стихотворения (биоэнергопластика):
Рисует осень жёлтый сад,
Рисует лес багряный
И листья по ветру летят,
Как птичьи караваны.
Луг растворился в желтизне
Осенней жёлтой краски.
Но почему-то грустно мне
Смотреть на эти сказки.
Логопед: Паучок нам золотую паутинку подарил.
За хорошую работу
Всех ребят благодарил.
Паутинку эту нужно
Нам в Клубок смотать,
И при этом громко, четко
Осенние слова-действия
ОСЕННИЕ называть:
б/. игра «Осенняя паутинка» - активизация глагольного словаря (дети сматывают паутинку-ниточку в Клубок и называют глаголы: опадают, желтеют, кружатся, созревают, запасают ит.д.)
9. Логопед: Спасибо, Осень золотая,
За то, что ты красивая такая!
Мы всегда тебя встречаем,
О тебе мы много знаем!
а/. связная речь: проговаривание пословиц и поговорок об осени, с опорой на =мнемодорожки=:
«Как весной потопаешь – так осенью полопаешь».
«Весна с цветами, а осень с плодами».
«Весна красна, а осень грязна».
«Осень пришла – урожай принесла».
10. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Сюрпризный момент - входит Ежик с настольно-печатной игрой «Во саду ли, в огороде».
Логопед:
Собран урожай богатый, Еж принес его ребятам.
Хочет он вас похвалить, хочет он нас наградить.
Вы не ленились, вы не скучали - задания Осени выполняли.
Что умели мы, что знали – показали, рассказали.
(Ежик дарит игру ребятам.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству. "Калейдоскоп эмоций"
Цели:Закреплять полученные знания об основных эмоциях; развивать умение понимать свои чувства и чувства других; продолжать развивать эмпатию, воображение, упражнять в изображении своих чувств.Задачи:З...
Конспект интегрированного музыкально – логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группыТема «Путешествие в космос»
Конспект интегрированного музыкально – логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группыЦель: Содействовать развитию речи на музыкальном занятии, путешествуя в космос. Задачи...
Развлечение "осенний калейдоскоп"средняя 2019 г.
развлечение "осенний калейдоскоп"средняя 2019г...
Конспект открытого интегрированного музыкально-логопедического занятия: «Дикие звери в волшебном лесу»
Тема: «Дикие звери в волшебном лесу»Цель: Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях специалистов (логопед, музыкальный руководитель), с возможностью адаптирования их к работе в...
Конспект открытого интегрированного музыкально-логопедического занятия по теме «Осень».
Конспект открытого интегрированного музукально-логопедического занятия по теие "Осень"....
Конспект открытого интегрированного музыкально-логопедического занятия по теме «Осень».
Конспект открытого интегрированного музыкально-логопедического занятия по теме "Осень"....