Выступления
статья по логопедии

Букнис Оксана Владимировна

Предварительный просмотр:

[Слайд 1] Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада приветствовать Вас на мастер-классе «Здоровьесберегающие технологии в практике учителя-логопеда».

[Слайд 2] В своей работе я активно использую как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционную и дыхательную гимнастику, упражнения на  развитие мелкой моторики пальцев рук, кинезиологические упражнения,  су-джок терапию, куклотерапию, массаж и многие другие). Многие здоровьесберегающие технологии я активно сочетаю с музыкотерапией и цветотерапией. Остановимся на них подробнее. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.

[Слайд 3] В своей практике я часто включаю разнообразные упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук. Например, игры, где нужно достроить недостающие элементы яркими прищепками (как на фото) или соединить подходящие по смыслу элементы цветными скрепками. На фото игра «Чей хвост?».

[Слайд 4] На фото вверху представлена мозаика. Ребенок выполняет задание «прикрепи жар-птицу к трафарету». Внизу девочка составляет картину из разноцветных счетных палочек.

[Слайд 5] Полезно использовать различные задания со шнуровкой. На фото игры «Просунь червяка», «Собери бусы для мамы», «Собери божью коровку». Справа внизу ребенок выполняет задание «Собери медведя».

[Слайд 6] Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика. Александра Николаевна Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит». Я включаю в занятие дыхательную гимнастику с использованием красочного дидактического материала. На верхнем фото игра «Подуй на грядку». Это многофункциональное пособие. Его можно достраивать различными заданиями. Можно не только назвать одним словом все, что растет на грядке, но и угадать по листочкам, какой овощ спрятался (грядка открывается, это можно легко проверить). На нижнем фото игра «Чья птичка быстрее долетит до зеркала» .

[Слайд 7] На фото слева дети сдувают бабочек с ладони и дуют на осенние листья. На фото справа игры «Сдуй снежинку с рукавицы», «Подуй на горячую чашку».

[Слайд 8]  Куклотерапия развивает не только мышцы  кисти и пальцев рук. Кукла в руке ребенка концентрирует на себе его внимание и помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям, предоставляя ему возможность почувствовать себя раскованным и снять излишнюю двигательную активность. На фото работа с деревянными и вязаными яркими пальчиковыми куклами.

[Слайд 9]  Доказано, что особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Поэтому на занятиях я применяю элементы Су-джок терапии. Су-джок терапия – это стимуляция высокоактивных точек, соответствующих всем органам и системам. В работе я использую яркие колючие шарики из различных материалов разного размера.

[Слайд 10] Логопедический массаж и самомассаж лицевой мускулатуры и органов артикуляции является неотъемлемой частью занятий, если у ребенка нарушен тонус мышц речевого аппарата. В наше время встречается гипотонус, когда необходимо укрепить лицевые мышцы. В этом случае проводится активизирующий массаж. Но чаще можно встретить гипертонус, когда мышцы напряжены и их необходимо расслабить. В таких случаях проводится расслабляющий массаж. Любой вид массажа для усиления эффекта обязательно проводится с использованием музыкотерапии.

- Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли вы на мастер-класс, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь?  (Нет)

Я вас понимаю…..Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам?  (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне?  (Нет)

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями я приглашаю к себе одного человека, на лице которого минимум косметики.

[Слайд 11] Сегодня я покажу расслабляющий лицевой массаж и точечный массаж. Его необходимо проводить в положении лежа на спине. Сегодня я его проведу в положении сидя, чтобы всем было лучше видно.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровьесберегающие технологии в практике учителя-логопеда МАДОУ детский сад «Родничок» г. Жуковка учитель – логопед: Букнис О.В.

Слайд 2

Здоровьесбере-гающие технологии дыхательная гимнастика развитие мелкой моторики пальцев рук артикуляционная гимнастика упражнения, направленные на профилактику нарушения зрения массаж и самомассаж су-джок терапия физкультурные минутки мышечная релаксация цветотерапия биоэнергопластика музыкотерапия куклотерапия психогимнастика кинезиологические упражнения

Слайд 3

Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук Способствуют: умственному и речевому развитию выработке основных элементарных умений формированию графических навыков психоэмоциональной устойчивости укреплению физического здоровья

Слайд 4

Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук разнообразны. К ним относят: самомассаж кистей и пальцев рук разнообразные пальчиковые игры и упражнения графические упражнения (диктанты, обводка шаблонов и штриховка изображений) различные задания с "волшебным мешочком" игры с прищепками и другими вспомогательными материалами, ниткографию

Слайд 6

корректирует нарушения речевого дыхания помогает выработать диафрагмальное дыхание, продолжительность, силу и правильное распределение выдоха является средством профилактии простудных заболеваний в целом улучшает функциональную деятельность всех органов и систем организма. Дыхательная гимнастика Использую как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания.

Слайд 8

Куклотерапия помогает позволяет ребенку «спрятаться». Даже если он боится говорить, заикается и краснеет, говоря за куклу, он успокаивается. И, в результате, говорить начинает увереннее, ведь это не он говорит, а его герой. развивает мышцы кисти и пальцев рук развивает умение быть внимательным обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, навыков волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение дает возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, снять излишнюю двигательную активность.

Слайд 9

Су-джок терапия – это стимуляция высокоактивных точек, соответствующих всем органам и системам. Точки расположены на кистях рук. Осуществляю при помощи колючих шариков и массажных мячиков. Необходимо проводить до появления тепла. развивает межполушарное взаимодействие мелкую моторику речь внимание, память, образное и абстрактное мышление

Слайд 10

Логопедический массаж и самомассаж улучшает кровообращение нормализует мышечный тонус развивает речевую функцию помогает снять стрессовое состояние у воспитанников, стабилизировать работу нервной системы, улучшить память и повысить их работоспособность

Слайд 11

Виды массажа, используемого в моей практике: массаж и самомассаж лицевых мышц; самомассаж кистей и пальцев рук; массаж и самомассаж язычной мускулатуры; упражнения для тренировки мышц языка, губ, щек, мимико-артикуляторных мышц точечный массаж Применяется в коррекционной педагогической работе во всех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц. Основные области, на которых провожу логопедический массаж, – голова, шея и плечевой пояс. Особое внимание уделяю мышцам языка, щѐк, губ. Приѐмы массажа – растирание, поглаживание, похлопывание, лѐгкое надавливание.

Слайд 12

Правильно говорящий ребёнок – здоровый ребёнок!



Предварительный просмотр:

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Букнис О.В., учитель-логопед, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобра-зовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов» городского округа Ступино Московской области

(слайд 1) Психологический словарь трактует термин «общение» как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера» [1]. Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Потребность в общении, потребность человека в человеке В.А. Сухомлинский назвал самой неискоренимой и самой человечной. Умение общаться дается человеку от природы или этому необходимо учиться? Конечно же, навыкам общения люди обучаются всю жизнь.

Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, в большей степени зависит от умения его общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит педагогу, так как он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения.

Уже давно в педагогических кругах стала расхожей фраза: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Практически у каждого педагога найдется масса примеров, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями: кто-то отмахивается от советов педагога - «Мы вам их отдали, вы их и воспитывайте», кто-то избегает родительских собраний, другие начинают обвинять педагога во всех возникших проблемах и т.д. Поэтому нам важно знать структуру, стили общения, уметь находить выход из конфликтных ситуаций. В педагогической практике именно общение является важнейшим фактором профессионального успеха. По мнению М.И. Скаткина «Высокая техника педагогического общения - не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства».

В процессе взаимодействия друг с другом важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению. Поэтому первое и необходимое условие успешности взаимодействия педагога с родителями - это знание структуры общения.

(слайд 2) Психологи выделяют три cоставляющие общения:

- Первая составляющая включает в себя восприятие человека человеком, в процессе общения.

- Вторая составляющая представляет собой процесс передачи информации: обмен мнениями, сведениями, желаниями - это то, что мы говорим.

- Третья составляющая подразумевает организацию совместной деятельности, взаимодействия в разговоре (как мы говорим, какие цели преследуем), которое может выражаться в давлении, уклонении, пассивности одного из партнеров.

Говоря об общении, необходимо уделить внимание самопрезентации педагога. Мы еще не успели ничего сказать, а мнение о нас уже сформировано, в соответствии с впечатлением, которое мы произвели на собеседника. Наш внешний вид: одежда, прическа, походка и многое другое подсказали родителям в какой манере с нами общаться. Поэтому очень важно для педагога преподнести себя: быть аккуратно одетым, в чистой обуви, чтобы это были туфли, а не мягкие тапочки без задников. Ведь родители, как и педагоги, «считывают» информацию с его внешнего облика, подстраиваются под определенное состояние собеседника. В это время педагог может уловить настроение родителя, отношение к себе, нащупать нужный тон, создать атмосферу делового взаимодействия. Как правило, учителя в школе достаточно серьезно относятся к своему облику, а вот воспитатели детских садов почему-то считают, что нет смысла стараться хорошо выглядеть и быть аккуратным, поскольку дети слишком малы и ничего не понимают. К сожалению, это ошибочное мнение, именно работники детского сада должны уделять особое внимание своему внешнему виду, которое является одним из факторов формирования внутренней культуры ребенка.

Следующий этап общения - речевое общение. Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное речевое сообщение может привести как к непониманию партнерами друг друга, так и к открытому конфликту. В.Н. Куницина в своей книге «Межличностное общение», приводит принципы построения речевой коммуникации. Они могут быть представлены в виде схемы.

Принципы построения коммуникации (слайды 3, 4)

схема 1

схема 2 

В случае возникновения конфликта с родителями лучше придерживаться официальной манеры общения.

Для того чтобы вовлечь партнера по общению в контакт, необходимо сделать самые первые минуты удивительными, неожиданными, яркими, создать положительный эмоциональный настрой, А. Ф. Кони советует в начале беседы использовать «зацепляющие» крючки. Это может быть что-нибудь из жизни, какой-нибудь парадокс, неожиданный вопрос. «Зацепили крючком», и что дальше, успех гарантирован?

Эффективность и успех общения педагога с родителями будет зависеть и от стиля общения.

Первое экспериментальное исследование стилей общения было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левином. В этой работе он указывает на то, что у каждого человека свой, характерный только для него, стиль общения с людьми. Он несколько изменяется в зависимости от партнёра и характера деятельности, но при этом сохраняя свои сущностные черты и свою уникальность. Стиль общения отражает специфику взаимоотношений между людьми, многообразную и в то же время неповторимую сущность личностей, включённых в диалог.

В наши дни выделяют много стилей общения, мы остановимся на основных:

(слайд 5) Совместное творчество

В основе совместного творчества лежит единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Деятельностно-диалоговая схема этого общения ставит педагога и родителя в паритетное положение, когда ставятся общие цели и совместными усилиями находятся решения. В этом стиле, как на фотопленке, проявляются все личностные качества обеих сторон. Увлеченность общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность, рождает совместный увлеченный поиск.

Авторитарный стиль

Согласно авторитарному стилю педагог все решения принимает единолично, отдает приказы, делает указания. При авторитарном стиле общения, решения принимаются педагогом и поступают родителям в виде директив, поэтому этот стиль часто называют директивным. В этом случае, по мнению педагога, его директивы не подлежат обсуждению, их надлежит неоспоримо выполнять.

(слайд 6) Попустительский стиль

Характерной чертой попустительского стиля общения является незначительная активность педагога, проблемы с родителями обсуждаются формально. Педагог подвергается различным влияниям, не проявляет инициативы в совместной деятельности с родителями, часто не желает или не способен сам принимать решения, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.

Стиль - дистанция

Без соблюдения дистанции педагогическое общение может скатиться к панибратско-снисходительным отношениям. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога. Популярность этого стиля общения заключается в том, что начинающие педагоги нередко считают, что общение - дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому они используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения. Но, использование этого стиля общения, в большинстве случаев, ведет к педагогическим неудачам, поэтому следует выбрать разумный диапазон его применения. Общение - дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.

(слайд 7) Стиль - устрашение

Этот стиль искусственно ставит партнера в зависимое положение, вызывая у того негативное отношение к противоположной стороне. Процесс общения оказывается жестко регламентированным, загнанным в формально-официальные рамки. Между общающимися возводится незримый барьер отчуждения.

Стиль - заигрывание

По существу, тип общения–заигрывания отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у родителей, что противоречит требованиям педагогической этики. Им часто пользуются молодые педагоги, чтобы быстро установить контакт с родителями, понравиться им, это вызвано отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.

Менторский стиль

Менторский стиль общения появляется в случае, когда один из партнеров (чаще всего это бывает лицо, считающее себя "бывалым" человеком) добровольно или непреднамеренно принимает на себя роль наставника. Назидательно-покровительственный тон присутствует не только в диалоге, но и во всем его внешнем облике.

По мнению Г.Б. Мониной [2], эффективной техникой общения является использование стилей «адвокат» и «прокурор».

Стиль «адвокат» педагогу рекомендуется использовать в общении с родителями в следующих случаях:

- родители просят совета, обращаются за помощью, делятся своими проблемами, интересуются поведением и успехами ребенка;

-родители предъявляют ребенку завышенные требования и ждут от него слишком высоких результатов;

- педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребенке. Разговор можно начать с позиций «адвокат», рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам. О проблемах ребенка, педагог может говорить с позиций его защитника, человека, который искренне хочет помочь ребенку и родителям.

Педагоги со стажем часто жалуются на то, что они начинают рассматривать мир с позиций «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно», в результате чего появляется некоторая категоричность. Эта категоричность не способствует формированию доброжелательной атмосферы, т.к. собеседник боится открыто заявить о своей позиции, а негативная информация о ребенке, высказанная в критичном стиле о его поведении, часто воспринимается родителями болезненно, иногда даже агрессивно, перерастая в конфликт.

Во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации педагогу необходимо выбрать нужный стиль общения, грамотно построить стратегию поведения. Конфликт «педагог-родитель», как правило, предполагает протекание его по типу «начальник-подчиненный», что и обуславливает поведение воспитателя как обвинительной стороны. И если раньше такое положение устраивало обе стороны, то в настоящее время родители, обладая определенными знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада.

Как бы нам ни хотелось этого, едва ли возможно представить и тем более осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению. К.Томас [3] предложил способы регулирования конфликтов. Они представлены в табл.1

 

Табл. 1 Способы регулирования конфликтов

 

№п/п

Стиль поведения

Сущность стратегии

Условия эффективного применения

Недостатки

1

Соревнование

(конкуренция)

Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому объекту общения

Исход конфликта очень важен.

Эффективен, когда человек обладает определенной властью: он знает, что его решение правильно и имеет возможность настаивать на нем.

При поражении-неудовлетворенность, при победе - чувство вины, непопулярность, испорченные отношения.

2

Уклонение

Уход или отсрочка решения конфликта, «бегство» от ответственности.

Исход не важен. Отстранение от решения конфликта, чтобы заняться им позже, быть более подготовленным к нему. Не тратить силы на его решение, когда положение безнадежно.

Переход конфликта в скрытую форму.

№п/п

Стиль поведения

Сущность стратегии

Условия эффективного применения

Недостатки

3

 

Приспособление

Сглаживание разногласий за счет собственных интересов, действуя совместно с другими.

Предмет разногласия более важен для другого. Желание сохранить мир. Вы не можете одержать верх, поскольку другой человек обладает большей властью.

Вы уступаете в чем-то важном для себя. Другой человек не оценит Вашу уступку, воспримет ее за должное.

4

Компромисс

Поиск решения за счет взаимных уступок

Компромисс позволяет Вам сохранить взаимоотношения и Вы согласны получить хоть что-то, чем все потерять, можно воспользоваться кратковременной выгодой.

Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены

5

Сотрудничество

Совместный поиск разрешения конфликта, удовлетворяющего всех участников

Решение проблемы важно обеим сторонам. Есть время поработать над возникшей проблемой. Четкое понимание точки зрения другого. Желание сохранить отношения

Временные и энергетические затраты. Не гарантированность успеха

 

(слайд 8) По мнению Л.Б. Невалина, можно придерживаться следующих рекомендаций, если вы вынуждены участвовать в споре:

- Не быть предвзятыми, даже при разных взглядах выявить хоть одну общую точку зрения.

- Не давать втянуть себя в пустую словесную перепалку.

- Не терять самообладания; бестактность, брань-признак слабости и отсутствие аргументов.

- Опираться на факты и логику.

- Быть лаконичным.

- Прогнозировать последствия своих слов.

- Не боятся критики в свой адрес, так как она помогает увидеть свои слабые места.

- Уметь признать свою ошибку.

- Избегать нечестных приемов в споре.

- Не попадаться на удочку комплиментов.

Перечисленные предложенные Л.Б. Невалиным варианты не исчерпывают всего многообразия выработанных в длительной практике стилей общения. Они могут дать самые неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров при общении и находятся, как правило, эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности каждого, и педагогов, и родителей.

Конструктивное общение между педагогом и родителями возможно при наличии общих установок понимания цели, направленной на успешное воспитание ребенка.

Можно ли сказать, что использование различных приемов поможет найти подход к любому родителю? Конечно, это не совсем так. Особенности характера родителя, его прошлый опыт, его психологические проблемы – всё это может стать серьезным препятствием на пути построения сотрудничества с педагогом. Никакие психологические приемы не гарантируют успешного результата. Однако, в большинстве случаев, если педагог постарается действовать продуманно и осознанно, выберет нужный стиль общения, ему удастся построить контакт, который станет основой продуктивного взаимодействия. Ведь цель у педагогов и родителей действительно общая.

 

Примечание:

[1] А.Б.Добрович «Воспитателю о психологии и психогигиене общения» 1987.

[2] Г.Б.Монина, Е.К.Лютова-Робертс «Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители)» 2007.

[3] К.Томас цитирован Н.В.Гришиной в кн. «Психические состояния» 1981.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями; индивидуальный подход.

Слайд 2

Психологи выделяют три cоставляющие общения : Восприятие человека человеком, в процессе общения. Процесс передачи информации: обмен мнениями, сведениями, желаниями - это то, что мы говорим. Организация совместной деятельности, взаимодействие в разговоре (как мы говорим, какие цели преследуем), которое может выражаться в давлении, уклонении, пассивности одного из партнеров.

Слайд 3

Принципы построения коммуникации

Слайд 4

Принципы построения коммуникации

Слайд 5

Стили общения: Совместное творчество В основе совместного творчества лежит единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Деятельностно-диалоговая схема этого общения ставит педагога и родителя в паритетное положение, когда ставятся общие цели и совместными усилиями находятся решения. В этом стиле, как на фотопленке, проявляются все личностные качества обеих сторон. Увлеченность общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность, рождает совместный увлеченный поиск. Авторитарный стиль Согласно авторитарному стилю педагог все решения принимает единолично, отдает приказы, делает указания. При авторитарном стиле общения, решения принимаются педагогом и поступают родителям в виде директив, поэтому этот стиль часто называют директивным. В этом случае, по мнению педагога, его директивы не подлежат обсуждению, их надлежит неоспоримо выполнять.

Слайд 6

Стили общения: Попустительский стиль Характерной чертой попустительского стиля общения является незначительная активность педагога, проблемы с родителями обсуждаются формально. Педагог подвергается различным влияниям, не проявляет инициативы в совместной деятельности с родителями, часто не желает или не способен сам принимать решения, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Стиль - дистанция Без соблюдения дистанции педагогическое общение может скатиться к панибратско-снисходительным отношениям. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога. Популярность этого стиля общения заключается в том, что начинающие педагоги нередко считают, что общение - дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому они используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения. Но, использование этого стиля общения, в большинстве случаев, ведет к педагогическим неудачам, поэтому следует выбрать разумный диапазон его применения. Общение - дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.

Слайд 7

Стили общения: Стиль - устрашение Этот стиль искусственно ставит партнера в зависимое положение, вызывая у того негативное отношение к противоположной стороне. Процесс общения оказывается жестко регламентированным, загнанным в формально-официальные рамки. Между общающимися возводится незримый барьер отчуждения. Стиль - заигрывание По существу, тип общения–заигрывания отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у родителей, что противоречит требованиям педагогической этики. Им часто пользуются молодые педагоги, чтобы быстро установить контакт с родителями, понравиться им, это вызвано отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности. Менторский стиль Появляется в случае, когда один из партнеров (чаще всего это бывает лицо, считающее себя "бывалым" человеком) добровольно или непреднамеренно принимает на себя роль наставника. Назидательно-покровительственный тон присутствует не только в диалоге, но и во всем его внешнем облике.

Слайд 8

Стиль «адвокат» педагогу рекомендуется использовать в общении с родителями в следующих случаях: Родители просят совета, обращаются за помощью, делятся своими проблемами, интересуются поведением и успехами ребенка. Родители предъявляют ребенку завышенные требования и ждут от него слишком высоких результатов. Педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребенке. Разговор можно начать с позиций «адвокат», рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам. О проблемах ребенка, педагог может говорить с позиций его защитника, человека, который искренне хочет помочь ребенку и родителям.

Слайд 9

По мнению Л.Б. Невалина, можно придерживаться следующих рекомендаций, если вы вынуждены участвовать в споре: Не быть предвзятыми, даже при разных взглядах выявить хоть одну общую точку зрения. Не давать втянуть себя в пустую словесную перепалку. Не терять самообладания; бестактность, брань-признак слабости и отсутствие аргументов. Опираться на факты и логику. Быть лаконичным. Прогнозировать последствия своих слов. Не боятся критики в свой адрес, так как она помогает увидеть свои слабые места. Уметь признать свою ошибку. Избегать нечестных приемов в споре. Не попадаться на удочку комплиментов.



Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Букнис О.В., учитель-логопед, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобра-зовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов» городского округа Ступино Московской области

Как известно, успешная коррекция речи во многом зависит не только от уровня профессионализма логопеда, но и от взаимодействия всех участников коррекционного процесса (ребенка, родителей, педагогов) между собой. При этом учитель-логопед создает необходимые условия для реализации намеченной цели.

Взаимодействие воспитателя и логопеда играет огромную роль в становлении речи воспитанника, потому что ребенок находится в группе длительное время, соизмеримое со временем пребывания дома. Поэтому воспитателям следует помнить о том, что на их плечи ложится ответственность за развитие речи ребенка.

Для успешной реализации поставленных учителем-логопедом коррекционных задач, воспитателю следует:

  1. Обеспечить необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования правильной речи, а именно беседовать с детьми целую неделю на запланированную лексическую тему на занятиях и во время режимных моментов, показывать соответствующие иллюстрации, презентации, по возможности реальные объекты, закреплять полученные знания на практике, где это уместно. Данное направление работы помогает в формировании познавательной сферы, расширении словарного запаса.
  2. Контролировать правильное использование поставленных звуков, отработанных грамматических форм, то есть внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов.  Причем очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать ребенка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности (вплоть до полного молчания в группе, замкнутости, отрицательного отношения воспитанника к воспитателю, к обучению в целом). Данное направление работы помогает в развитии фонетико-фонематических процессов и грамматического строя речи.
  3. Совершенствовать графо-моторные навыки, чтобы ускорить процесс коррекции речи.
  4. Развивать основные психические процессы для гармоничного развития личности ребенка.
  5. Закреплять результаты, достигнутые в логопедической работе либо наблюдать за состоянием речевой деятельности по индивидуальному заданию учителя-логопеда.

Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во время второй половины дня, сразу же после дневного сна, то есть примерно с 15-ти часов и до ужина. Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя. Такая тетрадь заполняется после индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми. Кроме того, логопед передаёт в группу заполненные рабочие тетради тех детей, с которыми он занимался (для повторения дома).

Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с ребенком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. Лучше всего для этой цели подходят настольные и настольно-печатные игры. А если воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого ребёнка, то такая игра одновременно даёт и обучающий эффект. Например, если у ребёнка трудности с мелкой моторикой, - ему следует предложить собрать мозаику или нанизать бусы, если трудности с конструктивной деятельностью, - сложить по образцу разрезанные картинки или специальные кубики и т. п.

Занятия с детьми лучше проводить возле зеркала, чтобы ребенок наглядно мог увидеть, правильно ли выполняет словесную инструкцию воспитателя и в случае затруднений быстрее заметил ошибку и поменял позу. Занимаясь с ребёнком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно происходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом - произноситься утрированно. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребёнка. Если не получается исправиться сразу, нужно помочь произнести слово сначала по слогам, с дальнейшим слиянием слогов между собой поочередно. В результате получится правильно произнести слово целиком. Занятие может быть продолжено лишь после того, как ребёнок всё скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель должен проговаривать громко, чётко, медленно и добиваться того же от воспитанника.

Манеры исправления ошибок в речи детей вне занятий и во время занятий отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то из них, лучше это делать незаметно для остальных. Например, во время игры один из ребят говорит другому: «У всех куклов сними туфли, неси без туфлев». Воспитатель, используя небольшой перерыв в игре, подзывает к себе этого ребёнка и предлагает ему послушать правильный и неправильный варианты сочетания слов («всех куклов» или «всех кукол», «без туфлёв» или «без туфель», А затем спрашивает: «Как лучше сказать? ». И только потом просит повторить правильную фразу.

Если же ошибка встречается в обращении к воспитателю, то можно реагировать так: «Ты же можешь правильно сказать, ну-ка попробуй! » или «Я не понимаю тебя. Подумай и скажи правильно».

Теперь об исправлении ошибок на занятиях. Здесь, во-первых, ограничено время и долгие, пространные выяснения того, как лучше сказать, со стороны воспитателя неуместны. Во-вторых, внимание детей приковано к речи отвечающего и незаметно, исправить его ошибки невозможно, да и не нужно. И, в-третьих, занятия, в отличие от случаев спонтанного неконтролируемого ребёнком общения, должны проходить при максимальной мобилизации внимания отвечающего, с установкой на грамотную, чёткую речь.

В связи со всем вышесказанным, ошибки в ходе занятий должны фиксироваться воспитателем моментально («Неверно», «Неправильно», «Не так сказал»). К исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам же воспитатель исправляет грамматическую ошибку ребёнка только тогда, когда большинство детей не смогли этого сделать.

      Ошибки в произношении также следует фиксировать и исправлять по ходу ответа. Например, если ребёнок неправильно произнёс звук [Р], воспитатель может предложить ему: «Повтори за мной, выделяя звук [Р]  в словах: стРоить, гоРка, собиРать, игРать».

Может случиться и так: одному из ребят очень хочется ответить, а воспитатель заранее знает, что сложное по слоговой структуре слово (милиционер, пододеяльник, водопроводчик) ребенок не произнесёт и это вызовет у остальных смех. Следует предложить ребёнку сказать ответ воспитателю на ухо, а затем похвалить малыша за старание.

Для того чтобы дети на всех занятиях говорили внятно и с наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель должен своей очень чёткой, достаточно громкой и не торопливой речью задавать тон.

Процесс нормализации речи и угасание патологического рефлекса возможны только при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и своей собственной. Естественно, что такая работа требует от воспитателя терпения, такта и постоянной изобретательности.

Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя над звукопроизношением

Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков. Учитель-логопед исправляет нарушения речи. Воспитатель под руководством учителя-логопеда активно участвует в коррекционной работе.

На подготовительном этапе логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.

На этапе появления звука логопед ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, при этом используются специальные приёмы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата. Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребёнка на его звучание и артикуляции, используя картинки - символы звукоподражания.

На этапе усвоения звука (правильного произнесения звука в речи) логопед автоматизирует звук, последовательно вводя его в речь; слог, слово, предложение, связную речь. Воспитатель по заданию логопеда подбирает соответствующий материал для автоматизируемого звука, проводит контроль звука.

Условия, необходимые для формирования у дошкольников правильного звукопроизношения:

1) Целесообразно использовать все анализаторы. Опора на кинестетические ощущения способствует осознанному звучанию речи;

2) Отработка звуков, смешиваемых в речи детей, осуществляется поэтапно и распределена во времени;

3) Закрепление поставленных звуков в процессе дифференциации всех близких звуков; материал по закреплению и автоматизации звуков подбирается таким образом, чтобы в нем отсутствовали дефектные и смешиваемые в речи ребёнка звуки; чтобы отобранный материал мог способствовать обогащению, уточнению словаря, выработке грамматически правильной связной речи.



Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СКАЗКОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Букнис О.В., учитель-логопед, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобра-зовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов» городского округа Ступино Московской области

Как показывает практика, количество детей с тяжелыми нарушениями речи неуклонно растет, причем нарушения все больше отягощены сопутствующими психологическими и неврологическими симптомами. Все чаще встречаются серьезные затруднения в автоматизации звуков речи. Конечно, в таких случаях мы рекомендуем родителям обратиться к психоневрологу, чтобы выявить причину, но далеко не все следуют совету.

Один из эффективных методов работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи – это теория сенсорной интеграции, которую разработала Э. Джин Айрес. Теория помогает увидеть, что поведение и обучение ребенка в большинстве случаев связаны с процессами обработки сенсорной информации.

Для преодоления различных нарушений, авторы и последователи теории предлагают применять сенсорное стимулирование. Иными словами, создать для ребенка возможность насытиться ощущениями (тактильными, мышечными, ощущениями равновесия), потому что ребенок не чувствует своего тела. Эти сигналы поступают в мозг. Вследствие этого, речь уже формироваться должным образом не может.

В нашем детском саду созданы необходимые условия для сенсорной интеграции детей, поэтому активно применяются элементы сказкотерапии с включением разнообразного оборудования. Занятия такого формата очень нравятся детям. Они не только приносят им массу положительных эмоций, но и способствуют более быстрому и эффективному процессу по преодолению речевых нарушений.

Сейчас Вашему вниманию будет представлен отрывок занятия с элементами сказкотерапии, цель которого – автоматизация звука [р] в начале слова.

1. Вводная часть.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был принц Артемий. Захотелось ему познакомиться с радужным единорогом, который жил высоко в небесах. Путь предстоял ему дальний.

2. Основная часть.

Принц забрался на ковер-самолет родителей и полетел прямо в облака РРРРРРР. Артемий спрыгнул с ковра прямо на облака, потому что они были мягкими и воздушными. Принц запел свою любимую песню, играя с крохотными облачками РА-РО-РУ-РЫ. Артемий только присел, как к нему прилетел радужный единорог и сказал, что не помнит своего имени.

- Поможем единорогу? Тогда нужно лечь на облако и поймать только предметы, в названиях которых звук [р] встречается в начале слова. Какие предметы ты собрал?

- Артемий, ты догадался, с какого звука начинается имя единорога? Тогда продолжим путешествие. А единорог нас проводит. Спрыгивай на маленькие облачка и пролезай по радуге. Повтори за мной РА-РА-РА-радость и т.д.

2. Заключительная часть.

Радуга привела нас к сказочному мосту. Давай посмотрим, что на другом конце? Надень специальный костюм, чтобы пройди по мосту. Ты догадался, какое слово можно собрать из букв?

Ты помог единорогу вспомнить имя. Он тебе благодарен и ждет снова в гости. До новых встреч!



Предварительный просмотр:

ОБЩЕНИЕ НА РАВНЫХ

Букнис О.В., учитель-логопед, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобра-зовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов» городского округа Ступино Московской области

Умение находить контакт с ребенком (человеком) – очень важное направление не только в сфере педагогики, но и в повседневной жизни каждой личности. Это начало, основа, фундамент. Без него не получится выстроить качественные взаимоотношения, как и не получится достигнуть высшей цели – результата. В профессии учителя-логопеда, мне кажется, это направление работы особенно значимо. Потому что основная роль отводится индивидуальным занятиям. Без взаимодействия учитель-логопед  ребенок не возникнет «отправной точки». Но как научиться находить контакт? Как понять, что нужно конкретному ребенку?

Этот вопрос я себе задавала, когда приобретала свой первый опыт в школе-интернате, где встретилась с совершенно особенными детьми, которые пережили, возможно, проблемы гораздо серьезнее, чем я за все свое существование. Этот жизненный опыт не мог не отпечататься в них самих, их индивидуальных особенностях. При этом дети стали закаленнее и взрослее своих сверстников. Еще тогда я поняла, что с ребенком нужно общаться «на равных». Педагогу необходимо построить работу таким образом, чтобы воспитанник относился с уважением, но мог поделиться наболевшим, открыться. Расположить к себе – вот универсальная «точка отсчета» профессиональной деятельности учителя-логопеда.

Через 2 года я начала работать на логопункте детского сада. Там уже были другие дети, которые в большинстве своем окружены заботой и лаской. Но им тоже требовалось принятие, понимание. Не потому что они взрослые, как им кажется, а потому что все вокруг считают их еще маленькими. С ними никто не советуется. Все принимают решение за них, потому что они еще дети. В общении с таким ребенком учитель-логопед становится добрым другом, с которым можно поделиться яркими событиями и научиться «красиво» говорить. Моя гипотеза общения «на равных» подтвердилась.

Еще через 2,5 года мы с семьей переехали в другой город. Я начала работать в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Дети с иными жизненными ценностями, любящими родителями, но вечно занятыми работой. Им также необходимо открытое, живое общение с другом и учителем – логопедом. Снова мои предположения получили обоснование.

Таким образом, «общение на равных» - «волшебная палочка», универсальный помощник в становлении доброжелательного диалога не только всех педагогов и специалистов с детьми, но и всего человечества в целом. Конечно, не стоит забывать, что это только первая ступень в достижении результата. Дальше необходимо использование различных средств. В работе с детьми – это обязательно игра. А вот направление деятельности зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Например, в своей коррекционной логопедической работе я пришла к выводу, что для современных детей, лишенных подвижности в связи с проведением большого количества времени за «гаджетами», направление сенсорной интеграции – спасительное средство для дальнейшего гармоничного развития личности. Поэтому я часто использую вспомогательное оборудование – балансировочные доски, различные мячи, утяжеленные жилеты, дом совы, бассейн с шарами, соволет, фитбол, яйцо совы, игровой туннель. Использование приёмов сенсорной интеграции в коррекционной работе помогает автоматизировать быстрее звуки, развивает общую моторику и мелкую моторику пальцев рук. Кроме того, играя и заряжаясь положительными эмоциями и ощущениями, ребенок расслабляется и раскрывается, что помогает сохранить контакт со взрослым.

Список использованной литературы:

  1. Пиз, А. Язык телодвижений / А. Пиз. – М. : Эксмо, 2003. – 107 с.
  2. Атватер, И. Я вас слушаю / И. Атватер. – М. : Экономика,1988. – 112 с.
  3. М. Богуславская. – М. : Педагогика, 1986. – 144 с.
  4. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. – М., 1982. – 200 с.
  5. Бодалев, А. А. Психология о личности / А. А. Бодалев. – М., 1988. – 188 с.
  6. Бодалев, А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. – М., 2002. – 220 с.
  7. Грехнев, В. С. Культура педагогического общения /В. С. Грехнев. – М. : Просвещение, 1990. – 144 с.
  8. Ефимова, Н. С. Психология общения. Практикум по психологии : учеб. пособие / Н. С. Ефимова. – М. : ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2011. – 192 с.
  9. Ильин, Е. П. Психология для педагогов / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. – 640 с.
  10. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Калик. – М., 1987. – 190 с.
  11. Кан-Калик, В. А. Грамматика общения / В. А. Кан-Калик. – М. : Роспедагенство, 1995. – 108 с.
  12. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. – М., 1979. – 273 с.
  13. Макаренко, А. С. О воспитании / А. С. Макаренко. – М. : Политиздат, 1988. – 256 с.
  14. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2004. – 544 с.
  15. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. Избр. пед. соч.: в 3 т. / В. А. Сухомлинский. – М. : Педагогика, 1981. – Т. 1. – 590 с.
  16. Телегин, М. В. Рождение диалога: книга о педагогическом общении / М. В. Телегин. – М. : МГППУ, 2009. – 224 с.
  17. Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста / Г. А. Урунтаева. – М. : Академия, 2011. – 272 с.
  18. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М. : Академия, 1960. – 384 с.

Электронные ресурсы:

  1. Меджидов, Г. И. Культура педагогического общения. – Режим доступа : http://www.jurnal.org/articles/2009/psih9.html
  2. Педагогическое общение воспитателя. – Режим доступа : http://detzdrav.com/11106.html
  3. Сидоров, С. В. Педагогическое общение / С. В. Сидоров. – Режим доступа : http://sv-sidorov.ucoz.com/publ/4-1-0-147



Предварительный просмотр:

СЕНСОРНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ ЗАЛ «ДОМ СОВЫ» КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ

Букнис О.В., учитель-логопед, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобра-зовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов» городского округа Ступино Московской области

[слайд 1] Ежегодное логопедическое обследование показывает, что количество детей с тяжелыми нарушениями речи неуклонно растет. Нарушения все больше отягощены различными неврологическими симптомами, которые отражаются на речевом развитии. Поэтому важно как можно раньше начинать преодолевать речевые нарушения.

[слайд 2] Одной из эффективных технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи является метод сенсорной интеграции. Метод способствует совершенствованию речевых функций, развитию артикуляционного аппарата благодаря применению сенсорных и двигательных игр и упражнений.

В нашем детском саду с 2019 года активно применяется метод сенсорной интеграции для развития детей раннего дошкольного возраста. Для реализации данного метода в работу включено разнообразное оборудование, в том числе пространство «Дом Совы».

[слайд 3] Универсальность оборудования состоит в том, что в нем можно закрепить навыки, приобретенные на логопедических занятиях в процессе привычных дидактических игр. Применение оборудования по сенсорной интеграции сокращает продолжительность логопедической работы и увеличивает ее эффективность.Кроме этого, занятия в Доме Совы приносят массу положительных эмоций, что способствуют развитию мотивации детей по отработке речевых упражнений.

[слайд 4] Логопедическая работа с детьми строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения.Сначала необходимое направление работы отрабатывается вне комплекса, затем уже в «Доме совы».

[слайд 5] Огромное удовольствие испытывают дети на занятиях с включением музыкального сопровождения, звучащих предметов, дидактических карточек, различных мячей, кубиков, пирамидок, дыхательных тренажеров, игр для развития мелкой моторики.Сюрпризные моменты побуждают к произнесению звукоподражаний и слов.

[слайд 6] На занятиях в зале Дом Совы можно включать задания на активизацию словаря, совершенствование грамматических категорий, автоматизацию звуков, развитие фонематического слуха, формирование диалогической стороны речи, которая является основой коммуникации. Следовательно, безусловным достоинством оборудования является его многогранное применение.

В процессе сотрудничества родителей, воспитателей и учителя-логопеда, а также целенаправленной, систематической работы с ребенком, удается добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии. В результате занятий речь ребенка поднимается с уровня звукоподражаний и лепета до первых слов и простых фраз, обогащается активный словарь. Пассивный словарь увеличивается, малыш может выполнять простые инструкции, пользуется указательным жестом. Улучшается зрительное и слуховое внимание. Совершенствуется координация движений, развивается крупная и мелкая моторика, с которыми тесно связана и артикуляционная моторика. Формируются представление о самом себе, о своем теле,  навыки общения (умения устанавливать зрительный, эмоциональный, речевой контакт, быть понятым, ориентироваться в социальных ситуациях).

Представляем Вашему вниманию отрывок второго занятия ребенка в сенсорно-динамическом зале Дом Совы с учителем-логопедом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»

Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...

Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».

Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....