Наставничество в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
статья по логопедии (подготовительная группа)

Шалдина Ирина Павловна

Важность создания и внедрения практик наставничества в любой отрасли народного хозяйства, в том числе образовании, осознается и поддерживается на государственном уровне. 

Использование системы наставничества в МАДОУ позволяет НАСТАВЛЯЕМОМУ легче адаптироваться к условиям детского сада, избежать моментов неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками образовательного процесса, формировать мотивацию к дальнейшему развитию, раскрыть свою индивидуальность.

НАСТАВНИКУ, использование этой системы, позволяет воспитывать в ребенке положительные общечеловеческие качества, такие как взаимопомощь, доброжелательность, взаимовыручка, отзывчивость.

ВИДЕОРОЛИК "Дети-детям" https://disk.yandex.ru/i/etBruUDMPNZasg 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nastavnichestvo.docx19.75 КБ
Файл nastavnichestvo.pptx1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Наставничество в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Шалдина Ирина Павловна

Учитель-логопед

МАДОУ «ДС № 482 г. Челябинска»

Важность создания и внедрения практик наставничества в любой отрасли народного хозяйства, в том числе образовании, осознается и поддерживается на государственном уровне.

Наставничество:

Это универсальная технология передачи опыта и знаний.

Это обучение личным примером иных навыков и знаний от старшего к младшему.

Это помощь одного человека другому в совершении значимых качественных переходов на иной уровень знаний.

Существует несколько форм наставничества.

Дети – детям.

Педагог – педагогу.  Когда опытный специалист, располагающий ресурсами и навыками специалиста-педагога, оказывает молодому, неопытному педагогу   разностороннюю поддержку.

Родитель – педагог. Предполагает привлечение родителей к активному участию в совместном с обучающимися коррекционном процессе группы для детей с ТНР.

Педагог – детям. Педагог транслирует знания, ребенок их усваивает. Педагог воспитывает нравственные ценности и моральные качества у подрастающего поколения.

Родитель - детям. Родитель защищает законные прав ребенка с ОВЗ. Участвует в совместных проектах и мероприятиях группы детей с ОВЗ.

В рамках годовой задачи МАДОУ: «разработка  и внедрение модели наставничества для максимально полного раскрытия потенциала личности наставляемого», учителем - логопедом группы компенсирующей направленности проводится работа в направлении: «дети-детям». Учитель- логопед   ставит задачу воздействия на ребенка, где бы сам ребенок принял на себя инициативу заданной деятельности.

Одним из вариантов формы наставничества в коррекционной работе, дети со сформированным самоконтролем и нормативным звукопроизношением, помогают слабым детям контролировать звукопроизношение, тем самым, помогая педагогам и самому ребенку совершенствовать процесс автоматизации и дифференциации звуков у детей. Этот прием педагогического воздействия воспитывает и развивает положительные качества личности ребенка.  Тем самым положительно сказывается на тех и других детях, так как сильный ребенок поднимает не только свою «зону ближайшего развития», но и своего сверстника подтягивает на определенный уровень.

 Другим вариантом  направления наставничества «дети - детям» является прием, когда старшие дети делятся опытом с младшими детьми, что положительно сказывается на адаптации  и динамике развития младших.

Рассмотрим на примере педагогической ситуации: «особый ребенок - равные условия, нестандартный подход».

МАДОУ посещают два ребенка с тяжелым речевым нарушением ринолалия. Знакомьтесь это Артем и Егор. Один посещает подготовительную к школе группу компенсирующей направленности, второй - младшую общеобразовательную группу.  Оба ребенка нуждаются в создании специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья для детей с тяжелыми нарушениями речи.  Этим детям необходимо сопровождение учителя - логопеда.  

С Артемом учитель-логопед ежедневно проводит занятия. С  Егором  учитель-логопед проводит лишь индивидуально - консультационные занятия.

Эффективность логопедической работы находится в тесной связи с анатомическим и функциональным состоянием речевого аппарата. Большое значение придается также психофизическому состоянию ребенка, его поведению и личности в целом.

Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические нарушения отклонения в состоянии центральной нервной системы. Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти. Такие дети быстро истощаются и пересыщаются любым видом деятельности. Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, не могут спокойно сидеть. Они эмоционально неустойчивы, настороение быстро меняется. В период психосоматического благополучия такие дети могут достигать довольно высоких результатов в обучении.

Перед учителем – логопедом встала задача, как включить в коррекционный процесс младшего ребенка, который еще не адаптирован к детскому саду, которому предстоят неприятные манипуляции, такие как массаж мягкого неба, многократно повторяющиеся задания по коррекции речи.

Помог случай. Егору впервые предстояло посетить кабинет логопеда. И чтобы заинтересовать ребенка и поддержать интерес к работе в новом помещении, с новым педагогом, было принято решение пригласить на занятие Артема. Артему была поставлена задача, показать упражнения для развития дыхания и укрепления небо –глоточного смыкания, давая установку Егору, «Делай так же!»  Малышу в логопедическом кабинете понравилось, много новых предметов, хватал все то, что попадалось в руки и тянул в рот. Артем очень старался, обьяснял как надо дуть чтобы «паровозик поехал», как «плачет Натка», как надо делать вдох, «поднимая воображаемую штангу». Вот так и началась наша совместная деятельность двух мальчишек с одинаковыми диагнозами, но разными по возрасту, с разными уровнями речевого развития, с разной степенью поражения. С тех пор, Артем готовится к встречи и ждет своего «ученика» Егора.

Использование модели наставничества «дети - детям» дает положительный эффект. Наставничество - это сильный, грамотный инструмент, который способен помочь открывать в ребенке дополнительные потенциалы и достигать хороших результатов.

Таким образом, использование системы наставничества в МАДОУ позволяет НАСТАВЛЯЕМОМУ легче адаптироваться к условиям детского сада, избежать моментов неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками образовательного процесса, формировать мотивацию к дальнейшему развитию, раскрыть свою индивидуальность.

НАСТАВНИКУ, использование этой системы, позволяет воспитывать в ребенке положительные общечеловеческие качества, такие как взаимопомощь, доброжелательность, взаимовыручка, отзывчивость.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Дети – детям» Наставничество в коррекционной работе с детьми – инвалидами с тяжелыми нарушениями речи Шалдина Ирина Павловна Учитель – логопед МАДОУ «ДС № 482 г. Челябинска»

Слайд 2

Наставничество:

Слайд 3

Формы наставничества Дети – детям Педагог – педагогу Родитель – педагог Педагог – детям Родитель - детям

Слайд 4

Наставничество модель: «Дети – детям»

Слайд 5

«Особый ребенок - равные условия, нестандартный подход»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация с презентацией "ТРИЗ в системе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи».

Описание методов ТРИЗ технологии в системе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Модель коррекционной деятельности дошкольного учреждения представляет собой целостную систему, включающую диагностический, профилактический и коррекционно–развивающий аспекты, обеспечивающие выс...

Комплексный подход к системе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Материал о всзаимосвязи и преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей в коррекционно-образовательной работе с детьми с ТНР (ОНР)...

Использование робототехники в процессе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Необходимость изменить в ДОУ организацию образовательного процесса диктуется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и планируемых результатов к структуре основной общеоб...

Проектная деятельность в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Использование современных технологий  - ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в коррекционной логопедической работе и вовлечение родителей и детей в совместную деятельность  повышают результаты корр...