ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по логопедии (подготовительная группа)

Юнькова Екатерина Сергеевна

imageСредствами профилактики оптической дисграфии у дошкольников являются различные дидактические игры и упражнения. Выработка концентрации и способности к переключению зрительного внимания, развитие зрительного восприятия.

У детей часто встречается оптическая дисграфия, связанная с трудностью усвоения ребенком зрительных образов букв.

Одной из причин сложности усвоения ребенком зрительных образов букв является несформированность зрительно-пространственных представлений в дошкольном возрасте. Так, если ребенок не научился в свое время отличать длинную ленту от короткой, то ему будет сложно заметить, что у письменной буквы «П» палочка короткая, а у буквы «Р» – длинная; если не усвоил, что предметы могут располагаться справа и слева друг от друга и т.п., то ему будет сложно понять, что овал у буквы «Ю» располагается справа, а не слева.

Также, у детей, страдающих оптической дисграфией, отмечается недоразвитие зрительно-моторной координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти.

Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста. Ребёнок должен дозреть до осмысления абстрактного, условного знака-буквы. Для этого ему надо пройти определённый путь imageразвития зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Подготовила

Учитель-логопед:

Юнькова Е.С.

2023г.

Средствами профилактики оптической дисграфии у дошкольников являются различные дидактические игры и упражнения. Выработка концентрации и способности к переключению зрительного внимания, развитие зрительного восприятия.

У детей часто встречается оптическая дисграфия, связанная с трудностью усвоения ребенком зрительных образов букв.

Одной из причин сложности усвоения ребенком зрительных образов букв является несформированность зрительно-пространственных представлений в дошкольном возрасте. Так, если ребенок не научился в свое время отличать длинную ленту от короткой, то ему будет сложно заметить, что у письменной буквы «П» палочка короткая, а у буквы «Р» – длинная; если не усвоил, что предметы могут располагаться справа и слева друг от друга и т.п., то ему будет сложно понять, что овал у буквы «Ю» располагается справа, а не слева.

Также, у детей, страдающих оптической дисграфией, отмечается недоразвитие зрительно-моторной координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти.

Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста. Ребёнок должен дозреть до осмысления абстрактного, условного знака-буквы. Для этого ему надо пройти определённый путь развития зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса).

В основу дидактических игр, направленные на профилактику оптической дисграфии положены следующие приёмы: – развитие зрительных представлений в целом (форма, размер, расположение в пространстве);

- извлечение геометрических форм из разных предметов;

- нахождение отличий у одних и тех же предметов;

- различение геометрических фигур по форме и величине;

- усвоение пространственных отношений (верх-низ, справа-слева);

- называние перечёркнутых изображений, выделение предметов наложенных друг на друга;

- определение ошибок художника в рисунке;

- узнавание и называние буквы;

- нахождение сходства графического изображения буквы с каким-либо предметом;

- поиск названной буквы среди других букв (в тексте);

- конструирование буквы из элементов, палочек;

- рисование буквы пальцем в воздухе и на столе;

- нахождение и выделение букв среди других изображений;

- узнавание букв в условиях зашумления (перечёркнутые дополнительными линиями, точками, штрихами);

- распознавание букв, наложение друг на друга;

- дифференциация правильно и зеркально написанных букв;

- называние и сравнений букв, сходных графически;

- узнавание букв при неполном их написании (с использованием зеркал);

-распознавание букв разного шрифта;

-узнавание букв на ощупь;

- обводка контуров букв.

Всё это, различение фигур и предметов, определение их местоположения в пространстве активизирует зрительное внимание ребёнка, приучает его присматриваться и замечать в них не только сразу бросающееся в глаза сходство, но и небольшие различия. Что способствует преодолению ошибок на письме по оптическому сходству букв.

Профилактика дисграфии должна проводиться в процессе речевого развития в комплексе с развитием мелкой и общей моторики.

Хороший эффект дают кинезеологические упражнения.

Кинезеология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

Данные упражнения направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий головного мозга, что позволяет формировать способности ребёнка или корректировать проблемы в различных областях психики. Самый благоприятный период их использования – до 10 лет, пока кора больших полушарий не сформировалась окончательно.

Под влиянием таких тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Чем интенсивнее нагрузка, тем они значительнее. Постепенная, скрупулёзная работа поможет ребёнку усвоить специфику родного языка.

Варианты кинезеологических упражнений.

1.Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

«Колечко» – как можно быстрее перебирать пальчики рук, последовательно соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.

«Зеркальное рисование» – на чистом листе бумаги, одновременно взяв обеими руками по карандашу, фломастеру, рисовать зеркально – симметричные картинки, буквы, узоры.

«Ухо – нос» – левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположенное ухо. Одновременно опустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук.

Количество повторений:5-15; время упражения:10-35 мин.в день.

2. Массаж рук (кисти) и ног (ступни) с использованием массажёров разной степени твёрдости и остроты.

3. Игры – раскраски.

При подготовке к школе эффективны раскраски с подобными заданиями:

- раскраски с кодированием цвета, раскрашивание по образцу;

- раскраски наоборот (нужно раскрасить только фон, а рисунки оставить не закрашенными);

- раскраски – половинки (с дорисовыванием половинки рисунка);

- раскраски, где требуется раскрасить или обвести наложенные контуры;

- штриховки – дорисовки.

Нормы раскрашивания: для рисунков – 1 рисунок в день; для узоров – 2-3 узора в день; для букв – от 2 до 5 букв в день.

Избегайте переутомления!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Материал содержит практические методы и приёмы по осуществлению профилактики дисграфии у дошкольников....

Конспект занятия "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников"

Базой для формирования пространственных представлений является взаимосвязь правого и левого полушарий, а также система координат, которая складывается у ребенка поэтапно в ходе лежания – сидения – пол...

"Дидактические игры для профилактики оптической дисграфии у дошкольников"

  Над темой "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников" я начала работать еще в 2004 году. В то время эта тема не была столь популярна как сейчас и научно-методического материала по...

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма.Оптическая дисграфия - дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, про...

Проявление и профилактика оптической дисграфии у дошкольников

Как проявляется оптическая дисграфия, методы устранения у детей дошкольного возраста...

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников в группе с тяжелыми нарушениями речи

Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающейся является оптическая дисграфия. Увеличение количества детей с предпосылками дисграфии — очевидный факт. У ребенка процемс...

Презентация «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи».

Предупреждение нарушения письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. Профилактику дисграфии у детей с проблемами в...