Целевые прогулки на природу
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Седова Юлия Александровна

Дети с удовольствием наблюдают за сезонными изменениями в природе. Их отношение выражается в познавательном интересе - они с радостью участвуют в наблюдениях за сезонными изменениями природы, отражают их в календаре; в эстетических переживаниях - замечают красоту природы в разное время года, самостоятельно отражают её в рисунках. Охотно слушают короткие музыкальные и литературные произведения на эти темы, рассматривают произведения художников.

На прогулках дети в той или иной форме соприкасаются с природой.

Игры в лесу, на лугу, сбор цветов и плодов, пение птиц, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами – все это позволяет детям чувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у них эстетического чувства, сенсорного воспитания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Целевые прогулки в природу, организация наблюдений на прогулке

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

  1. Значение прогулок в экологическом образовании дошкольников……..4
  2. Наблюдение – основной метод познания природы………………………5

Выводы……………………………………………………………………………..7

  1. Технология организации наблюдений за сезонными явлениями в детском саду на прогулке…………………………………………………………8
  2. Примеры игр на целевой прогулке с дошкольниками…………………..9

Выводы……………………………………………………………………………..11

Список литературы…………………………………………………………………12

Введение

Начиная со второй младшей группы проводятся целевые прогулки по участку и с выходом за его пределы. Учитывая природное окружение детского сада, наиболее яркие сезонные явления природы, возможности детей, проведенную с ними работу, воспитатель решает, куда пойти и что посмотреть. На такой прогулке выделяется основная задача - ознакомление детей с явлением или объектом природы для расширения и уточнения детских впечатлений.

Целевые прогулки кратковременны, и на них решается небольшой объем задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона, например гнездованием грачей, ледоходом.

Проводятся целевые прогулки к водоему, на луг, на пастбище и т.д. Кроме того, организуются прогулки, познавательное содержание которых ограничено (сбор ягод, цветов). Целевые прогулки могут носить познавательный характер, например прогулка к месту гнездования грачей и др. Планируя целевую прогулку за пределы дошкольного учреждения, оба взрослых должны хорошо узнать место, где будут останавливаться дети, предусмотреть все необходимое в пути, чтобы ничто не угрожало жизни малышей. Основной целью прогулок может быть и организация детской деятельности в природе, например сбор ягод в лесу (средняя группа), сбор цветов на лугу (с малышами). Следует помнить, что при организации целевых прогулок с маленькими детьми важной является эмоциональная сторона. На прогулках к наблюдениям могут привлекаться не все дети в зависимости от воспитательных задач; наблюдения по инициативе детей всемерно поощряются. В старшей и подготовительной к школе группах все большее значение приобретают длительные и систематические наблюдения природы.

  1. Значение прогулок в экологическом образовании дошкольников

Во всех группах детского сада для ознакомления детей с природой широко используются прогулки. Прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность. Воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу; он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Прогулки доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании. На основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений, воспитывают любовь к родной природе.

Прогулки широко используются для ознакомления детей с природой. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей), организует разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом, листьями и т.д. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность. Прогулки доставляют ребятам радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту.

Во время прогулок на участке детского сада или вне его осуществляется повседневное ознакомление с природой. Ознакомление дошкольников с природой является лишь частью многопланового содержания, поэтому содержание прогулки значительно меньше по объему, чем на экскурсии.

На прогулках целесообразнее знакомить детей с теми явлениями природы или с теми признаками объектов, представления о которых могут сложиться лишь в течение длительного времени – в процессе наблюдений, игр, труда. Например, наблюдение за изменениями погоды в разные сезоны целесообразнее организовать на прогулках. При этом детей знакомят с повседневными изменениями природы, например таянием снега, набуханием почек и т.д. Более полные представления о повадках птиц дети также получают во время наблюдений и подкормки пернатых на прогулках.

В воспитательно-образовательной работе с детьми на прогулках и экскурсиях существует тесная связь: представления, которые накапливаются у детей в процессе повседневного ознакомления с природой на прогулках, обобщаются и уточняются на экскурсиях, а знания, полученные на экскурсиях, закрепляются на прогулках.

  1. Наблюдение – основной метод познания природы

Наблюдение - целенаправленное планомерное восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность. Оно является основным методом познания природы.

Наблюдать - значит не просто смотреть, а рассматривать, не просто слушать, а вслушиваться, прислушиваться, не просто нюхать, а принюхиваться.

Наблюдение, пожалуй, самый популярный и самый доступный метод исследования. Он применяется в большинстве наук и часто используется в повседневной жизни. Наблюдение всегда осуществляется с определённой познавательной целью.

Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность.

Наблюдательный человек видит больше, понимает глубже, так как улавливает мало заметные, но существенные признаки предметов, явлений, событий. Такой человек имеет возможность делать более правильные выводы, тоньше осмысливать происходящее.

Сущность наблюдения заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинетическое, обонятельное и др.

Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями даёт возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных, с явлениями неживой природы.

Видный отечественный психолог Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой - оно само требует наличия определённых знаний как отправных моментов наблюдения.

Важным является вопрос о содержании наблюдений - что может и должен видеть ребёнок, какие особенности объектов природы замечать.

Для проведения наблюдений важными являются три момента: наличие природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приёмов включения в них детей

Выводы

Целевые прогулки кратковременны, и на них решается небольшой объем задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона, например гнездованием грачей, ледоходом.

Прогулки широко используются для ознакомления детей с природой. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время.

Для проведения наблюдений важными являются три момента: наличие природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приёмов включения в них детей

  1. Технология организации наблюдений за сезонными явлениями в детском саду на прогулке

Организация наблюдений требует руководства со стороны воспитателя. Есть общие требования для проведения всех видов наблюдений:

1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребёнка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.

4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребёнка).

5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.

6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдении, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.

7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему.

8. Подготовка к наблюдению

Прежде всего воспитатель определяет место наблюдения в системе предстоящей работы по ознакомлению детей с природой, задачи (содержание знании, умении и навыков в соответствии с программой), которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности. Затем выбирает объект для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы), который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для воспитания.

Дети с удовольствием наблюдают за сезонными изменениями в природе. Их отношение выражается в познавательном интересе - они с радостью участвуют в наблюдениях за сезонными изменениями природы, отражают их в календаре; в эстетических переживаниях - замечают красоту природы в разное время года, самостоятельно отражают её в рисунках. Охотно слушают короткие музыкальные и литературные произведения на эти темы, рассматривают произведения художников (живопись, графику, фотоиллюстрации в книгах) 

  1. Примеры игр на целевой прогулке с дошкольниками

На прогулках дети в той или иной форме соприкасаются с природой.

Зеленые леса, луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.

Игры в лесу, на лугу, сбор цветов и плодов, пение птиц, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами – все это позволяет детям чувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у них эстетического чувства, сенсорного воспитания.

Игра на прогулке с детьми «Интонации»

В возрасте трёх – четырёх лет дети ещё недостаточно хорошо могут выражать и понимать эмоции. Эта игра на прогулке развивает у детей артистические способности, умение чувствовать и выражать эмоции, правильно интонировать.

Задание: произнести какое-либо слово с разными интонациями.

Каждый ребёнок по очереди определяет для себя какой-нибудь предмет из находящихся на площадке для прогулки и произносит это слово так, как ему говорит ведущий (в данном случае это воспитатель). Если ребёнку неизвестно то или иное эмоциональное состояние, то воспитатель может попросить остальных детей рассказать, что это за эмоция или описать её для ребёнка самостоятельно.

Игра на прогулке с детьми «Покажи эмоцию»

Игра развивает умение выражать свои чувства и правильно понимать, что чувствуют другие люди.

Все играющие встают в круг. Воспитатель объясняет детям, что такое пантомима – в данном случае, изображение предметов и действий без слов.

Задание: каждый участник по очереди придумывает и изображает какое-либо действие с воображаемым предметом, при выполнении которого участник должен выразить соответствующую действию эмоцию. Все остальные должны отгадать, какое действие (с каким воображаемым предметом) он показывал, и какую эмоцию выражал.

Задание: досочинить строчки, которые ведущий предлагает детям. Играть можно как индивидуально, так и командами. Воспитатель зачитывает детям первые одну или две строчки стихотворения, дети сочиняют строчки в рифму, с соблюдением ритма, произносят их, а воспитатель их записывает.

Выводы

Дети с удовольствием наблюдают за сезонными изменениями в природе. Их отношение выражается в познавательном интересе - они с радостью участвуют в наблюдениях за сезонными изменениями природы, отражают их в календаре; в эстетических переживаниях - замечают красоту природы в разное время года, самостоятельно отражают её в рисунках. Охотно слушают короткие музыкальные и литературные произведения на эти темы, рассматривают произведения художников.

На прогулках дети в той или иной форме соприкасаются с природой.

Игры в лесу, на лугу, сбор цветов и плодов, пение птиц, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами – все это позволяет детям чувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у них эстетического чувства, сенсорного воспитания.

Список литературы

  1. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. – Москва, 1992.
  2. Наблюдения и труд детей в природе / Сост. А.Ф. Мазурина. Москва, 1976.
  3. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 7.
  4. Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. – Москва, 2001.
  5. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу. – Москва, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРИРОДА - ЧУДЕСНИЦА» (целевая прогулка в средней группе)

Программные задачи: 1.      Показать детям многообразие животного и растительного мира.2.      Научить их наблюдать за жизнью природы.3....

Конспект занятия по экологическому воспитанию на тему "Целевая прогулка в природу осенью"

Воспитывать бережное отношение к природе, не ломать ветки кустов, деревьев.Любовь к животным, желание ухаживать за ними, откармливать птиц....

Целевая прогулка «Весеннее пробуждение природы»

Целевая прогулка «Весеннее пробуждение природы". Средний возраст.Программное содержание:- расширить представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно;- закр...

Конспект целевой прогулки на природе во второй младшей группе

Познакомить детей со временем года - осень....

Целевая прогулка "Уголок природы" клуб "Альтернатива"

Целевая прогулка в клуб ""Альтернатива" Тема "Уголок природы" Цель : Продолжать знакомить детей с обитателями живой природы. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности.Зад...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

Конспект целевой прогулки "Летняя природа"

Цель:формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Предварительная работа: Чтение художественной литературы о лете. Рассматривание тематического альбо...