Презентация по теме: "Трудовое воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью"
презентация по коррекционной педагогике

Запольская Юлия Викторовна

Трудовое воспитание – направление воспитательной работы, в ходе которой формируются трудовые умения и навыки, создается общественно полезный продукт, прививаются представления об эстетики труда.

У детей в процессе трудового воспитания формируются и развиваются такие социально значимые личностные качества, как коллективизм, ответственность за результаты труда коллектива, практичность, самостоятельность, организованность, сопереживание окружающим.

Трудовое воспитание хозяйственно-бытового содержания является одним из важных коррекционных факторов воспитания личности дошкольника с интеллектуальной недостаточностью. Включение ребенка в трудовой процесс способствует повышению его самооценки. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки.

Таким образом, коррекционная направленность трудового воспитания позволяет не только выполнять свои специфические задачи, но и корректировать личностное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью, формировать и развивать у них положительные личностные качества. Этому способствует вся организация трудового воспитания в специальном дошкольном учреждении.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Трудовое воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью.

Слайд 2

Трудовое воспитание – направление воспитательной работы, в ходе которой формируются трудовые умения и навыки, создается общественно полезный продукт, прививаются представления об эстетики труда. Трудовое воспитание предусматривает: • личностное развитие; • формирование трудовых умений и навыков; • создание общественно полезного продукта; • эстетизацию труда; • воспроизводство природных ресурсов и охрану окружающей среды. Цель трудового воспитания понимание труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить его к труду жизни. К.Д. Ушинский

Слайд 3

Задачи трудового воспитания: • воспитание нравственных качеств личности; • воспитание культуры труда; • подготовка к самостоятельной жизни и труду; • формирование правильного отношения к трудовой деятельности; • углубление и упрочение трудовых навыков. Составляющие трудового воспитания Самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд Общественно полезный труд Производительный труд «Совместное трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость только и могут создать правильное отношение человека друг к другу» А.С. Макаренко

Слайд 4

Причины затруднений: • нестойкая мотивация; • недостатки внимания и познавательных психических процессов; • недостатки психомоторики; • несформированность умений ориентироваться в задании (определять требования к результату работы, необходимые для ее выполнения материалы и инструменты и другие условия выполнения задания), планировать и контролировать его выполнение. Группы навыков в структуре трудовой деятельности • Интеллектуальные (в их основе лежат мыслительные процессы). • Сенсорные (основаны на работе сенсорных систем). • Двигательные (основным результатом является рабочее движение инструмента, рукоятки станка и пр.) • Комплексные (в них сочетаются интеллектуальные, сенсорные и двигательные элементы). «Если ребёнок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком» В.А. Сухомлинский

Слайд 5

Коррекционная составляющая: • конкретизация и исправление нечетких представлений об окружающем мире; • обогащение чувственного опыта, коррекция недостатков эмоционального развития и воли (негативизма, возбудимости, заторможенности и т.п.); • развитие мышления (сравнение, установление отношений, планирование, представление результата, действие по словесной инструкции и т.п.); • развитие произвольного внимания (концентрация, переключаемость и пр.); • развитие речи и обогащение словаря (ответы на вопросы, оречевление осуществляемой деятельности и пр.); • физическое развитие.

Слайд 6

«Трудовое воспитание содержит богатые коррекционные возможности, так как в процессе любой трудовой деятельности у умственно отсталых детей формируются такие качества, как готовность к труду, добросовестное отношение к нему, развивается интерес к профессии, настойчивость, трудолюбие» В.М. Мозговой Психическое развитие ребенка со сниженным интеллектом гораздо больше зависит от педагогических условий, в которых он находится, нежели развитие детей в норме. Коррекционно-развивающую работу с этими детьми необходимо проводить в двух направлениях. Создание условий для максимального развития детей в соответствии с потребностями возраста и особен-ностями психологической структуры «зоны ближайшего развития» в каждом конкретном случае. Своеобразное «наверстывание» упущенного, формирование тех компонентов психики, которыми являются базовыми в развитии

Слайд 7

Используемая литература 1.Быченок, М.И. Особенности овладения умениями самообслуживания детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью / М.И. Быченок // Вести БГПУ. — 2016. — № 3. — С. 31-35. 2.Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: метод, рекомендации / Е.А. Екжанова , Е.А. Стребелева . — М.: Просвещение, 2009. - 175 с 3.Интернет ресурс https://infourok.ru/prezentaciya-po-specialnomu-obrazovaniyu-na-temu-trudovoe-vospitanie-v-specialnoy-korrekcionnoy-shkole-dlya-detey-s-narusheniem--3213631.html

Слайд 8

ВОПРОСЫ 1.Что предусматривает трудовое воспитание? 2.Задачи трудового воспитания? 3.Виды труда?

Слайд 9

ОТВЕТЫ 1.• воспитание нравственных качеств личности; • воспитание культуры труда; • подготовка к самостоятельной жизни и труду; • формирование правильного отношения к трудовой деятельности; • углубление и упрочение трудовых навыков. 2.• личностное развитие; • формирование трудовых умений и навыков; • создание общественно полезного продукта; • эстетизацию труда; • воспроизводство природных ресурсов и охрану окружающей среды. 3.труд по самообслуживанию. т руд в природе х озяйственно-бытовой труд р учной труд (мотивация-сделать приятное взрослому, другу) о знакомление с трудом взрослых


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности эмоциональной сферы детей с нормальным уровнем развития и детей с интеллектуальной недостаточностью младшего дошкольного возраста

Умственно отсталые дети — наиболее многочисленная категория аномальных детей. По степени выраженности интеллектуального дефекта все случаи умственной отсталости делят на три группы: дебильность, имбец...

Особенности музыкального воспитания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Детей с нарушением развития становится все больше. Этому много причин: от неблагоприятных экологических условий, напряженного ритма жизни до развития современной медицины, позволяющей выхаживать недон...

Консультация для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Тема: «Самообслуживание детей с интеллектуальной недостаточностью.»

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями развития .Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития новое направление специальной коррекционной педагогики. О...

Особенности нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью по сравнению с детьми с нормальным интеллектуальным развитием

Особенности  нарушений  звукопроизношения  у  детей  с интеллектуальной  недостаточностью  по  сравнению  с  детьми  с  нормальным  инт...

Презентация статьи по проблеме развития морально-нравственной сферы личности детей с интеллектуальной недостаточностью

Презентация из материалов статьи Щербаковой А.М., Лыковой Н.С. по проблеме развития морально-нравственной сферы личности детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью в легкой степ...

«Игровая деятельность и её роль в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью»

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования....