Авторская разработка занятия по логоритмике на тему "Россия".
проект по логопедии (старшая группа)

Комплекс логоритмических упражнений часто объеденён одной темой и если он совпадает с темой недели, то имеет ещё большее значение в интеграции образовательных областей- это и речевое и музыкальное  развитие, физическое и познавательное. Включение элементов логоритмики в образовательный процесс или проведение комплекса логоритмических упражнений по утрам помогает полнее раскрыть тему и подготовить детей к ее восприятию, улучшить эмоциональный настрой  поддерживать его в течении дня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ЛОГОРИТМИКЕ НА ТЕМУ: «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ»

Автор: Шилова Наталья Васильевна, воспитатель МАДОУ №7 «Семицветик» города Бердска Новосибирской области.

Цели:

  1. Развитие   моторики (общая, артикуляционная, мелкая);
  2. формирование правильного дыхания:
  3. тренировка  способности  ориентироваться в пространстве;
  4. выработка  точных скоординированных движений, связанных с речью  (под музыку и без);
  5.  становление фонематического слуха, просодических компонентов;
  6. автоматизация звука [Р]. (мой личный опыт успешной постановки звука [Р] во время игры, когда артикуляционная поза устанавливается автоматически при наклоне головы вниз, звук ставится быстро, далее остаётся автоматизировать его в речи и контролировать правильность его произношения)
  7. воспитание чувства радости от общения в коллективе.

- Ребята, мы с вами живём в самой прекрасной стране, которая называется? Правильно, Россия. Давайте выйдем с вами и посмотрим  какая она, наша Россия.

Занятие начинаем с ходьбы по кругу (для ритма используем трещётку)

Упражнение №1. Физ. минутка.

А в России просторы широкие

Их аршинами не объять. (руки в стороны, повороты вправо, влево под ритм  стихотворения)

А в России горы высокие        

Можно с них до небес достать. (одна рука внизу, другая вверху - рывки руками, в конце вытянуть руки вверх, потянуться, вытягивая и напрягая кончики пальцев)

А в России озёра глубокие,

Даже дна у них не видать (наклоны вниз, кончиками пальцев стараемся дотянуться до носочков)

И ветра дуют здесь привольные -

Хорошо полной грудью дышать. (круговые вращения руками, вдох - руки вверх, выдох - руки вниз через стороны).

Упражнение №2. Дыхательное упражнение «Русская банька».

- Русские люди очень любят в бане париться. Давайте и мы с вами в баньку сходим, здоровенькими станем. Вдох будем делать через нос, выдох через рот.

Я для баньки русской дров наколю, (кисти рук соединяем в кулак, руки вверх-вдох через нос, опускаем с силой – резкий сильный выдох через рот)

Я для баньки русской воды наношу (наклон-вдох, выпрямились, вылили воду - выдох),

А я в баньке русской печку растоплю, (Наклон туловища,  руки вытягиваем параллельно полу - вдох, выпрямляемся, вращаем руками, изображая клубы дыма, руки, вращая, поднимаем вверх-выдох),

И поддам я в баньке веничком парку (руки по очереди поднимаем вверх на вдохе, опускаем, прерывисто выдыхая – 3 коротких выдоха УХ)

Ух, ух, ух, ух парок,

Согревай ты мне и спинку и бочок.

После русской банечки

Стал румяным Ванечка.

Чтобы зиму не болеть,

Нужно в баньке посидеть.

(Дети садятся на стульчики)

Упражнение №3 Пальчиковая гимнастика.

-Ну, после русской бани можно и подкрепиться. Где на Руси люди себе кушать готовили? (В русской печи)

А в русской печи (раскрываем ладони перед собой)

Напеку я калачи, (по очереди начинаем загибать пальчики, начиная с большого пальца)

Блинчики, оладушки

Для сестрёнки Сладушки.

Пироги, ватрушки

Для братика Илющки.

Настряпаю пряников (складываем ладошки, поворачивая кисти рук по очереди вверх вниз, как лепят пирожки)

Для родных племянников.

А себе? А себе. -

Борщ со сметаной,

Да каши манной.  (помешивающие движения)

Повторяем упражнение, сменив руки.

-Хорошо у русской печки зимой сидеть греться.  Да, что-то мы с вами засиделись. Пора и подвигаться.

Упражнение № 4. Динамическая игра «Тройка».

-Едет, едет тройка,

Едет с бубенцами.

Кто запрыгнет в сани,

Тот поедет с нами. (на обруч прикреплён колокольчик, возница-ведущий поднимает обруч так, чтобы колокольчик был вверху и начинает ходить с обручем по залу.  Кто подпрыгнет и заденет колокольчик рукой,  тот становится за возницей, держа его за пояс. Дети паровозиком весело передвигаются по залу.

Упражнение  №5 Массаж «Пельмень».

Так и остались мы, стоять паровозиком, теперь соединимся в круг и сделаем массаж спинок. Мы русские люди очень любим пельмени кушать, давайте- ка их лепить сейчас.

А мы тесто месим, месим    

И руками мнём, мнём. (мнущие движения)

А мы мясо мелим, мелим (круговые движения)

И лучок трём, трём. ( трём ладошками)

Фарш положим в серединку, (легонько постукиваем кончиками пальцев, собранными в щепотку)

Защипнём края. (пощипывание)

Очень любят пельмени

Взрослые и ребетня. (поглаживающие движения)

Упражнение №6. Гимнастика для кистей рук «Плетение косы»

-А в России у девчонок косы длинные. Нужно косы заплести.

(Для этого понадобится небольшие приспособления: по 3 ленточки, соединённые  вместе и закреплённые так, чтобы они свободно свешивались.)

Дети сплетают ленточки, напевая песню:

А я в русу косу ленту заплету,

Заплету я ленту красную.

Ты расти коса до пояса-

Да не вырони ни волоса.

А волосок к волоску

Соберу я в косу свою красу.

Танцевать в хоровод я пойду,

Ты сыграй мне пастушок во дуду.

Упражнение №8. Подвижная игра «Горох»

-Ребята, а что у нас в огородах растёт?

Вьются вьюночки,

А на них стручочки.

И в стручке лежат

Десять ягодок подряд. (горох)

Дети встают в хоровод, ведущий в середине с мешочком гороха в руках, после слов:

 Мы собрали горох:

Наш горох совсем не плох,

Но порвался мешок

И просыпался горох.

(Ведущий высыпает горох.  Кто больше горошин соберёт, тот и выиграет)

Упражнение №8. Ритмическое  упражнение для ног «Валенки»

Под музыку русской народной песни «Валенки» поём и притопываем ногами в ритм песни.

Наступили холода,

Валенки достали

И на улицу с утра

Дружно убежали.

Припев:

Валенки, валенки

Ой, да не подшиты стареньки (2 раза).

Топнем раз

Да топнем два

В валенках у нас дыра,

Снимем валенки, зашьём

И опять гулять пойдём.

Припев:

Валенки, валенки

Вот уже подшиты стареньки. (2 раза). (Топаем ножками в ритм музыки).

Упражнение №9. Ритмическое упражнение  «Сбор малины»

-Ребята, а что за зверь в российских лесах живёт?

Живёт в берлоге

Косолапы ноги.

-Это медведь. Давайте в гости к нему за малиной сходим. ( в корзинке шарики, произносим первое слово- берём шарик, дальше, проговаривая слова, продолжаем брать шарики, соблюдая ритм стиха, в итоге должно получиться по 8 шариков у каждого.)

Я к медведю в лес

За малиною полез.

А медведь увидал,

Очень громко зарычал

 ( зажимаем в руке шарики, наклоняем голову, рычим.)

-А сейчас ребята проедем по России на наших машинках, Россия большая - пешком её не обойти. Едем по разным городам. (педагог называет города и вместе с детьми начинает катать машинки по полу, наклонив голову и произнося слово- дрын. Таким образом поставила звук Р детям, у которых малоподвижный язык, плохая артикуляция. При физиологическом положении, когда голова наклонена вниз, язык сам принимает нужную артикуляционную позу, т.е кончик языка касается альвеол верхних зубов, боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам, остаётся только с силой на выдохе произносить короткое слово «дрын». Так малыши играют в машинки.

 Я попробовала разные артикуляционные позы на себе - это самый простой способ, когда при необходимой физиологической позе - наклонённой вниз голове, язык автоматически занимает нужное артикуляционное положение. Играя в машинки, посещаем и называем разные российские города, возвращаемся в свой город.

-Дети, давайте уберём машинки и пешком вернёмся в свой садик.

(выполняем упражнение - ходьба на месте, восстанавливаем дыхание, для ритма используем бубен)

Вот мы с вами и закончили занятие, на следующем занятии снова встретимся  и узнаем, чем ещё Россия славится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка познавательного занятия "Нету глаз в запасе лишних"

Познавательное занятие "Нету глаз в запасе лишних" разработано для детей старшего дошкольного возраста с целью формирования дошкольников представления о своем организме  и его функциях, познакоми...

Авторская разработка занятия по ПДД

Конспект занятия по ПДД для младшей группе....

Авторская разработка занятия. Тема : Гласные и согласные звуки/буквы.

Авторская разработка занятия, в интересной сказочной форме....

Методическая разработка занятия по логоритмике в старшей группе для детей с ОНР «Путешествие к весне»

Методическая разработка занятия по логоритмике в старшей группе для детей с ОНР «Путешествие к весне»...

"Лучшая авторская разработка занятия с использованием ИКТ" НОД "Путешествие на поезде" 1 младшая группа

Занятие по математике в 1младшей группе с использованием  ИКТ. Закрепить понятие "Один и много"....

Методическая разработка "Конспект занятия по логоритмике" для детей старшего возраста

Методическая разработка "Конспект занятия по логоритмике" для детей старшего возраста...