«Развивающая среда и опыт работы логопеда»
методическая разработка по логопедии

Корнева Любовь Владимировна

Мне хотелось бы поделиться с вами с различными современными методами и приёмами, которые повышают эффективность коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-логопеда.

Кроме коррекции речи во время логопедических занятий приходится уделять внимание формированию усидчивости, умению понимать и выполнять инструкции, самоконтролю.

Как правило, у детей с речевыми нарушениями отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различная степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_sreda_i_opyt_raboty_logopeda.docx34.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Развивающая среда и опыт работы логопеда»

Мне хотелось бы поделиться с вами с различными современными методами и приёмами, которые повышают эффективность коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-логопеда.

Кроме коррекции речи во время логопедических занятий приходится уделять внимание формированию усидчивости, умению понимать и выполнять инструкции, самоконтролю.

Как правило, у детей с речевыми нарушениями отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различная степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости.

Чтобы заинтересовать ребенка, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы. Одними из таких инноваций являются компьютерные технологии, широко применяющиеся в последнее время в области специального образования как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения.

Многие педагоги отмечают, что большинство современных детей даже в дошкольном возрасте на «ты» с компьютером  и телефоном. Вот почему наряду с традиционными формами работы целесообразно применение компьютерных вариантов заданий для автоматизации звукопроизношения, совершенствования лексико-грамматического строя речи.

Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи, как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи и т.д. что способствует повышению грамотности. У детей повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля. Занятия с применением инновационной технологии стимулируют усилия ребенка к исправлению нарушений устной и письменной речи.

Игровые технологии для развития дыхания .

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.

Артикуляционная гимнастика в играх и упражнениях

  • поможет овладеть правильным звукопроизношением, подготовить орган к постановке звуков.
  • Интерактивное  умное зеркало Артик Ми- который вмещает в себя весь дидактический материал логопеда и подаёт его в игровой форме. А также можно и записать видео о выполнении заданий ,что позволяет педагогу, родителям  и самому ребёнку  анализировать о их выполнении.

Игровые технологии для развития мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика

  • У детей улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

  • Воспитание двигательных навыков проводится в ходе интересных и понятных детям игр-упражнений с пальчиками, озвученных потешками, сказками, разнообразными стихотворными текстами. Игры с пальчиками развивают не только координацию, ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют его творческие способности, фантазию и речь.

Использование элементов Cу-Джок терапии и приемов самомассажа.

Для более успешного формирования мелкой моторики в качестве заключительных упражнений на занятиях используется обучение детей приемам самомассажа и расслабления кистей и пальцев.  Массаж пальцев рук благотворно влияет на развитие мелкой моторики, на подвижность пальчиков, обостряет тактильные ощущения и успокаивает нервную систему.

Игровые технологии направленные на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков.

Игры помогают автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки, развивать психические процессы (внимание, память, мышление), развивать мелкую моторику рук.  

На каждом занятии используются игровые технологии. Игровая деятельность положительно влияет на формирование многих психических процессов - от самых простых до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают. Ребенок во время игры вовлечен в активную познавательную деятельность, он не чувствует усталости, сохраняет энергию на последующее время обучения.

В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. В занятия включаются  различные виды игр: дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, игры с предметами, игры с игрушками, подвижные игры, игры-инсценировки и т.д.

Т.О.

В работе учителя-логопеда можно широко применять ИКТ. Современные технологии позволяют использовать компьютер в организации работы с родителями и педагогами (подготовка презентаций к консультациям, выпуск наглядной информации), а также непосредственно в ходе проведения логопедических занятий.

Практика подтверждает, что использование Иформационно-Камуникационных Технологий (ИКТ) в работе логопеда позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно-образовательного процесса в целом. Применение ИКТ позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность детей.

 В работе используются различные программы:
Мicrosoft Word. - работа с документами;
Мicrosoft Роint - работа с изображениями;
Мicrosoft Роwег Роint - презентации к занятиям,  рекомендации родителям;
Мicrosoft Оffice Publisher – создание памяток, методических рекомендаций для родителей.

А также инновационные технологии – « Умное зеркало Артик Ми»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание предметно - развивающей среды в деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС

Материал для создания предметно -развивающей среды логопедического кабинета согласно ФГОС...

Консультация для педагогов "коррекционно – развивающая среда в системе работы с заикающимися дошкольниками".

Заикание - это сложная проблема как в теоритическом, так и в практическом аспектах. Поэтому для устранения заикания необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на его личность, мото...

Особенности построения развивающей среды в контексте работы в ДОО по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях перехода на ФГОС.

.Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Нево...

Создание предметно - развивающей среды в деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС

Создание и организация предметно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда ДОУ в условиях реализации ФГОС...

«Оснащение развивающей среды по ПДД (работа с родителями)».

•  Усвоение  дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;•Формирование у них качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обст...

создание предметно-развивающей среды в кабинете учителя-логопеда

материал в статье будет полезен педагагам ДОУ и учителям-логопедам...

«Развивающая среда в кабинете учителя-логопеда как стимул речевого развития дошкольника»

На развитие ребенка влияет окружающая обстановка, особенно, если малыш ещё только начинает познавать мир. А детям с речевыми нарушениями окружающая среда особенно важна. Она должна создавать условия д...