"Куклотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда"
статья по логопедии

Морозова Татьяна Ивановна

 "Куклотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда»

 В настоящее время, к сожалению, отмечается неуклонный рост числа детейс речевыми нарушениями, поэтому, поиск новых форм и методов обучения детей с особыми образовательными потребностями является одним из главных вопросов коррекционной педагогики.

В связи с этим, одной из актуальных задач в моей работе, как учителя - логопеда, является повышение качества процесса коррекции речевых нарушений через использование современных оздоровительных технологий и методик.

 Одной из таких методик, является «куклотерапия», которая стала для меня очень интересным педагогическим открытием  в коррекционно-развивающей работе.

Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма коррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Цель куклотерапии – помочь укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты

 в условиях коллективной деятельности, тем самым создать благоприятные условия для коррекционного воздействия.

 Дети с ограниченными возможностями здоровья могут отличатся моторной неловкостью, эмоциональной неразвитостью, низкой познавательной активностью и значительно сниженной способностью к подражательной деятельности.

Для успешного взаимодействия с такими детьми возможно будет требоваться посредник и как раз таким посредником может стать кукла.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukloterapiya.docx16.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Куклотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда»

 В настоящее время, к сожалению, отмечается неуклонный рост числа детей

с речевыми нарушениями, поэтому, поиск новых форм и методов обучения детей с особыми образовательными потребностями является одним из главных вопросов коррекционной педагогики.

В связи с этим, одной из актуальных задач в моей работе, как учителя - логопеда, является повышение качества процесса коррекции речевых нарушений через использование современных оздоровительных технологий и методик.

 Одной из таких методик, является «куклотерапия», которая стала для меня очень интересным педагогическим открытием  в коррекционно-развивающей работе.

Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма коррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Цель куклотерапии помочь укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты

 в условиях коллективной деятельности, тем самым создать благоприятные условия для коррекционного воздействия.

 Дети с ограниченными возможностями здоровья могут отличатся моторной неловкостью, эмоциональной неразвитостью, низкой познавательной активностью и значительно сниженной способностью к подражательной деятельности.

Для успешного взаимодействия с такими детьми возможно будет требоваться посредник и как раз таким посредником может стать кукла. 

 В игровой форме сложные логопедические упражнения становятся увлекательным занятием – применение кукол усиливает наглядность, повышает осознанность воспринимаемого материала, снижает утомляемость 

В своей деятельности, я использую такие варианты кукол:

пальчиковые куклы, плоскостные куклы, ручные куклы, специальные логопедические куклы и дидактические куклы.

Пальчиковые куклы - способствуют развитию речи, внимания, памяти,  формируют пространственные представления, развивают ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышают работоспособность, тонус коры головного мозга, помогают подготовить руку дошкольника к письму.

Смысл действия с этой куклой заключается в том, чтобы ребенок, надев себе на пальчик фигурку, от ее лица смог рассказать сказки, стихи, или потешки.

Ручные и перчаточные куклы надеваются на кисть руки.

 Манипуляция такой куклой развивает гибкость, подвижность рук, главным образом кистей и пальцев. Управление этими куклами способствует так же развитию плавности, выразительности и четкости речи, силы голоса. Действия с куклой  способствуют формированию коммуникативных навыков.

Плоскостные куклы - представляют собой модель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры. Это один из моих любимых вариантов куклотерапии. Я не использую фанеру, а кукольного  или мультипликационного  персонажа распечатываю, ламинирую, вырезаю, при необходимости использую липучки или магнитную ленту и игровой персонаж  готов! Плоскостную куклу можно изготовить, учитывая, любые индивидуальные предпочтения современных детей. А выполнять задания логопеда с Лунтиком или Машей из мультфильма, гораздо увлекательнее, чем одному!

 Специальные логопедические куклы - игрушки с подвижным языком, которые помогают учителю-логопеду в работе над артикуляционной моторикой у детей. Логопед, манипулируя языком куклы, обращает внимание детей на артикуляционные движения и позы при произнесении звуков или выполнении артикуляционной гимнастики, подключая к работе тактильный и двигательный анализаторы ребенка.

Наша  логопедическая кукла Бегемотик – это кукла – перчатка с подвижным языком и челюстью, которая позволяет достичь высокой эффективности на занятиях за счет возможности продемонстрировать функциональность всех органов артикуляционного аппарата.

 А еще детям помогает «Веселая обезьянка», у которой меняющиеся артикуляционные уклады  позволяют в интересной  форме провести артикуляционную гимнастику, уточнить положение языка, губ при произнесение звуков. 

Игрушки дидактического пособия используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент

 Одно из моих авторских дидактическое пособие называется «Куклы-звуки»

Оно состоит из двух кукол: одна из них кукла Аня является символом гласных звуков, а кукла Ваня символизирует согласные звуки.

Участие куклы в коррекционной работе улучшает эмоциональный фон на занятиях, способствует развитию психических процессов (восприятия, внимания, памяти), делает более интересной и занимательной работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию и совершенствованию навыков звукового анализа слов. Помогает формированию связной монологической и диалогической речи, развитию ориентировки в пространстве и зрительно-моторной координации, мелкой моторики пальцев рук.       

Использование метода куклотерапии помогают ребенку преодолеть застенчивость и неуверенность стать общительным, эмоциональным, адекватно взаимодействовать со сверстниками.

.Игра с куклой – мир реальности в котором живет ребенок.

Куклотерапия позволяет мне, не просто играть, а объединять интересы ребенка и коррекционно-развивающие задачи учителя-логопеда, и таким образом  дает возможность провести коррекцию или профилактику речевых нарушений более эффективно. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для учителей-логопедов "Роль интерактивных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ"

Проект мастер-класса для практикующих логопедов ДОУ.Идея мастер-класса: демонстрация возможностей программы MimioStudio при коррекции специфических нарушений речи.Содержание: знакомство с разноплановы...

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Куклотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе вни...

"Использование метода куклотерапии в коррекционной работе учителя-логопеда"

Доклад на педагогическом семинаре. Логопедические занятия  с использованием куклотерапии незаменимы при работе с детьми, имеющими нарушения речи. Такие занятия дают заметный результат. Ребенок не...

План по самообразованию учителя - логопеда Фототерапия, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками на 2022-2025 учебный год

Дошкольный возраст – очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются ч...

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда...

Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»

Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...