Межзубный сигматизм. Пути коррекции.
консультация по логопедии

Трушникова Алла Геннадьевна

Коррекциию межзубного сигматизма рекомендуется начать с выполнения упражнений активной артикуляционной гимнастики, направленных на повышение тонуса губ и языка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Межзубный сигматизм. Пути коррекции.

(консультация для родителей)

      Подготовила:

 Трушникова Алла Геннадьевна,

учитель-логопед МБДОУ

«Детский сад №8 комбинированного вида»

г. Исилькуль                      

https://youtu.be/Apog8rR7SlA

          Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас  в нашей Логопедической гостиной «От А до Я»! И если вы сейчас с нами, значит вам не безразлично какие нарушения произношения имеются у вашего малыша, а самое главное, вы ищите пути его исправления! Сегодня  я расскажу вам о довольно тяжелом нарушении произношения, как  межзубный  сигматизм и покажу артикуляционные упражнения для его исправления!

    Сигматизмом мы называем искажение свистящих и шипящих звуков. Межзубный сигматизм , т. е когда при произношении свистящих или шипящих кончик языка находится между верхними и нижними резцами.            

     Наблюдается такое произношение при:

- открытом прикусе;

- перекрёстном прикусе;

 - слабой подвижности языка;

- ротовом дыхании;

- глотании с упором языка в нижнюю челюсть (так называемый инфантильный тип глотания).

       Причиной нарушений часто являются аномалии развития челюсти и языка (макроглоссия), аденоиды (нос не дышит, а рот открыт) и, конечно же, дизартрия (гипотония продольных мышц языка).

       Но чаще встречаются именно дизартрические нарушения: язык вялый, не удерживается во рту, иногда картина дополняется саливацией (слюнотечением).. Дизартрия (речедвигательное расстройство) – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры.

      Сегодня я хочу предложить вам начать работу по коррекции межзубного сигматизма с выполнения упражнений активной артикуляционной гимнастики, направленных на повышение тонуса губ и языка.

   Предпочтительны именно статические, силовые упражнения.

⚫ «Трубочка» Сомкнуть губы, чуть вытянуть их вперёд. Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

⚫ «Хомяк». Рот закрыт. Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении в течение 5 секунд. Можно контролировать движения языка, приложив пальчики снаружи щёк.

⚫ «Кружок». Рот закрыт. Язык медленно движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (направление по часовой стрелке, а затем в противоположную сторону).

⚫ «Покусаем язык»: зубки покусывают кончик, затем середину языка, язык продвигается вперёд – назад.

⚫ «Горка». Улыбнуться, приоткрыв рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

⚫ «Чистим нижние зубки» (с внутренней стороны).

⚫ «Катушка». Улыбнуться, открыв рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта, медленно. Повторить 8-10 раз.

⚫ «Жуём блинчик». Улыбнуться, приоткрыть рот поставить кончик языка как в упражнении «Горка», потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10 – 15 раз.

⚫ «Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении в течение 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Менять положение языка 5-6 раз.

       Сроки коррекции зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребёнка. Большое значение имеют такие факторы как регулярность занятий и участие в коррекционной работе родителей.

     Обязательно при сигматизме ребёнка нужно направлять к стоматологу – ортодонту. Преодолению межзубного сигматизма должно предшествовать устранение открытого прикуса во фронтальном отделе. Для коррекции открытого прикуса детские стоматологи – ортодонты рекомендуют применять специальные вестибулярные пластинки – или трейнеры – мягкие силиконовые миофункциональные позиционеры, корректирующие положение языка и способствующие нормализации мышечного баланса.

 Достаточно 20 – 30 минут тренировки в день дома под контролем родителей. В среднем курс коррекции с помощью трейлера продолжается 3 месяца.  

 И хотелось бы порекомендовать давать таким деткам более грубую пищу, например погрызть морковку, яблоко, грушу-это тоже является стимуляцией жевательных мышц и мышц языка.

          До свидания, до новых встреч, мы работаем для вас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование миофункциональных трейнеров для коррекции межзубного сигматизма у детей

Одним из распространённых нарушений, встречающихся у детей дошкольного возраста, является межзубный сигматизм.Практика показывает, что применение традиционного комплекса артикуляционной гимнастики и р...

Межзубный сигматизм свистящих звуков: причины и коррекция

Материал предназначен для учителей-логопедов и родителей....

Межзубный сигматизм.

Логопедические технологии при коррекции звукопроизношенияу дошкольников со стертой формой дизартрии.Межзубный сигматизм....

Межзубный сигматизм: виды сигматизма и коррекция

Межзубный сигматизм: виды сигматизма и коррекция...

Система работы по коррекции звукопроизношения при межзубном сигматизме

Система работы по коррекции звукопроизношении при межзубном сигматизме....

Межзубный сигматизм. Пути коррекции

Межзубный сигматизм. Пути  коррекции....

Комплекс упражнений для коррекции межзубного сигматизма

Межзубное произношение (когда язык просовывается между зубами при звуках С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ) – распространённая проблема у дошкольников. Чтобы исправить этот дефект, необходима систематическая работа...