Ширма для родителей: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
консультация по логопедии (средняя группа)

Людмила Евгеньевна Кудряшова

 

 

 

Речевое развитие детей 4-5 лет

 

 

 

 

 

Возраст от 4 до 5 лет — средний дошкольный возраст. В этот период активно совершенствуется:  

  • познавательная функция;
  • коммуникативные навыки;
  • речевые навыки.

Каждый из этих компонентов формируется у ребенка в среднем возрасте при участии речи. Ребенок познает мир и запоминает названия окружающих предметов и явлений, учится давать им описание и обмениваться впечатлениями с окружающими.

Особенности развития речи детей 4-5 лет

Речь – самая сложная психическая функция, ее развитие начинается в младенческом возрасте, формируется в дошкольном, активно совершенствуется в школьном возрасте.

В дошкольном возрасте формируются основные компоненты речевого развития:

- звукопроизношение;

-грамматический строй (умение строить грамматически правильные фразы);

-словарный запас (все слова, которые ребенок употребляет в речи сам и все слова, значение которых ребенок понимает);

- связность (умение пересказать небольшой текст, составить описание из нескольких предложений и т.п.);

Особенности произношения звуков и целых слов

  • Ребенок 4 лет смягченно произносит согласные звуки (вместо «ложечка» скажет «лезецька»). Не хватает четкости и в произношении свистящих и шипящих звуков — дети их пропускают или заменяют;
  • Свистящие «ц», «с», «з» заменяют: «с» и «ц» — на «ф», «с» — на «т», «з» — на «д», «ц» — на «т»;
  • Шипящие «ш», «щ», «ж», «ч» заменяют: «ш» — на «с» или «ф», «ж» — на «з» или «в», «ч» — на «ц» или «ть», «щ» — на мягкие «с» или «т»;
  • Звуки «л» и «р» чаще пропускают или могут заменять мягким «л».

Ребенок 5 лет уже воспринимает и произносит звуки и больше не смягчает их, а шипящие и свистящие не заменяет другими звуками. Многие звуки дети теперь выговаривают правильно, четко, с правильной артикуляцией. Хотя некоторые по-прежнему неправильно произносят шипящие, «р» и «л».

В 4 года дети сокращают сложные и длинные слова, опускают слоги: вместо «автомобиль» скажут «атабиль». Вот еще какие ошибки допускают детки в произношении слов:

  • Переставляют звуки: «первый» — «певрый»;
  • Пропускают согласные при их стечении: «большой мальчик» — «босой мальчик»;
  • Вставляют гласные в словах со стечением согласных: «не зинаю», «корабель».

У пятилетних деток развитие речи на более высоком уровне: они говорят правильнее, реже сокращают слова, меняют слоги и начинают составлять слова по аналогии.

Словарный запас ребят

К 4 годам словарь включает 1000 слов.

У ребенка 4 лет постоянно увеличивается объем активного и пассивного словаря. Он много разговаривает, любит слушать стишки и рассказы, запоминает и пересказывает сказки.

У ребенка 5 лет объем словаря удваивается — теперь в нем до 2000 слов, а еще через полгода достигает 3000 слов.

4-х — 5-тилетние детки — «почемучки». Им интересно все на свете и они постоянно задают вопросы родителям. Для развития речи важно отвечать на вопросы развернуто, провоцировать чадо на диалог, вместе искать ответы на вопросы — все это расширяет словарный запас.

Грамматический строй речи

Ребенок 4 лет говорит короткими и простыми предложениями. В них не более 3 – 4 слов. Но речь постепенно совершенствуется: фразы становятся сложнее и длиннее. Грамматический строй в этом возрасте только формируется, поэтому она далека от совершенства. Вот какие ошибки допускают детки: неправильно выстраивают последовательность слов (вместо «я не хочу» скажет «я хочу нет») и неправильно согласуют слова («один кошка», «у меня три подругов»).

К 5 годам ребята говорят распространенными и усложненными фразами, речь становится более логичной и связной.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ШИРМА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ69.3 КБ

Предварительный просмотр:

.

Речевое развитие детей 4-5 лет

Возраст от 4 до 5 лет — средний дошкольный возраст. В этот период активно совершенствуется:  

  • познавательная функция;
  • коммуникативные навыки;
  • речевые навыки.

Каждый из этих компонентов формируется у ребенка в среднем возрасте при участии речи. Ребенок познает мир и запоминает названия окружающих предметов и явлений, учится давать им описание и обмениваться впечатлениями с окружающими.

Особенности развития речи детей 4-5 лет

Речь – самая сложная психическая функция, ее развитие начинается в младенческом возрасте, формируется в дошкольном, активно совершенствуется в школьном возрасте.

В дошкольном возрасте формируются основные компоненты речевого развития:

- звукопроизношение;

-грамматический строй (умение строить грамматически правильные фразы);

-словарный запас (все слова, которые ребенок употребляет в речи сам и все слова, значение которых ребенок понимает);

- связность (умение пересказать небольшой текст, составить описание из нескольких предложений и т.п.);

Особенности произношения звуков и целых слов

  • Ребенок 4 лет смягченно произносит согласные звуки (вместо «ложечка» скажет «лезецька»). Не хватает четкости и в произношении свистящих и шипящих звуков — дети их пропускают или заменяют;
  • Свистящие «ц», «с», «з» заменяют: «с» и «ц» — на «ф», «с» — на «т», «з» — на «д», «ц» — на «т»;
  • Шипящие «ш», «щ», «ж», «ч» заменяют: «ш» — на «с» или «ф», «ж» — на «з» или «в», «ч» — на «ц» или «ть», «щ» — на мягкие «с» или «т»;
  • Звуки «л» и «р» чаще пропускают или могут заменять мягким «л».

Ребенок 5 лет уже воспринимает и произносит звуки и больше не смягчает их, а шипящие и свистящие не заменяет другими звуками. Многие звуки дети теперь выговаривают правильно, четко, с правильной артикуляцией. Хотя некоторые по-прежнему неправильно произносят шипящие, «р» и «л».

В 4 года дети сокращают сложные и длинные слова, опускают слоги: вместо «автомобиль» скажут «атабиль». Вот еще какие ошибки допускают детки в произношении слов:

  • Переставляют звуки: «первый» — «певрый»;
  • Пропускают согласные при их стечении: «большой мальчик» — «босой мальчик»;
  • Вставляют гласные в словах со стечением согласных: «не зинаю», «корабель».

У пятилетних деток развитие речи на более высоком уровне: они говорят правильнее, реже сокращают слова, меняют слоги и начинают составлять слова по аналогии.

Словарный запас ребят

К 4 годам словарь включает 1000 слов.

У ребенка 4 лет постоянно увеличивается объем активного и пассивного словаря. Он много разговаривает, любит слушать стишки и рассказы, запоминает и пересказывает сказки.

У ребенка 5 лет объем словаря удваивается — теперь в нем до 2000 слов, а еще через полгода достигает 3000 слов.

4-х — 5-тилетние детки — «почемучки». Им интересно все на свете и они постоянно задают вопросы родителям. Для развития речи важно отвечать на вопросы развернуто, провоцировать чадо на диалог, вместе искать ответы на вопросы — все это расширяет словарный запас.

Грамматический строй речи

Ребенок 4 лет говорит короткими и простыми предложениями. В них не более 3 – 4 слов. Но речь постепенно совершенствуется: фразы становятся сложнее и длиннее. Грамматический строй в этом возрасте только формируется, поэтому она далека от совершенства. Вот какие ошибки допускают детки: неправильно выстраивают последовательность слов (вместо «я не хочу» скажет «я хочу нет») и неправильно согласуют слова («один кошка», «у меня три подругов»).

К 5 годам ребята говорят распространенными и усложненными фразами, речь становится более логичной и связной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...

Консультация для родителей «Речевое развитие детей 2–3 лет. Речевые игры с детьми»

Данна консультация направлена на просвещение родителей в вопросах норм речевого развития детей 2-3 лет. А также предлагаются речевые игры для дальнейшего развития...

Консультация для родителей «Речевое развитие детей 2–3 лет. Речевые игры с детьми»

Речь детей раннего возраста постоянно улучшается, ребенок каждый день учит новые слова, и как губка впитывает в себя их. Многие мамы двухлетних детей не понимают, что каждый ребенок индивидуален...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

Консультация для родителей "Речевое развитие детей 2-3 лет. Речевые игры с детьми"

Консультация для родителей  "Речевое развитие детей 2-3 лет. Речевые игры с детьми"....

Консультация для родителей: " Речевое развитие детей 2-3 лет. Речевые игры с детьми."

Консультация для родителей: "Речевое развитие детей 2-3 лет. Речевые игры с детьми."...