Дидактический материал для обследования детей. Для специалистов образовательного учреждения.
учебно-методический материал по логопедии

Бочкарева Ольга Станиславовна

В помощь специалистам образовательных учреждений при диагностики детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material_obsledoaniya.docx126.64 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностические материалы  

Для обследования

Диагностические материалы

1.        Пособие «Логопедическое обследование ребенка» С.Е.Большакова. М.: А.П.О., 1995.

2.        Альбом для обследования восприятия и произнесения слов различной структурной сложности. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю.М.: Книголюб, 2005.

  3.В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Экспресс – обследование звукопроизношения. М.: «Гном и Д», 2001.

        Набор предметных картинок для обследования произношения:

    С: сом, сумка, весы, аист, автобус, ананас

Сь: сети, семь, такси, гусь

З: замок, зубы, коза, гнездо

Зь: земляника, зима, магазин, газета, обезьяна.

Ц: индеец, цыплёнок, пуговица, цветок, заяц.

Ш: шапка, шуба, душ, машина, шкаф.

Ж: жаба, жук, ножи, ежи, ножницы.

Ч: мяч, ключ, бабочка, чайник.

Щ: овощ, лещ, щётка, щука, ящик.

Р: роза, рыба, перо, корова, помидор, груша.

Рь: редиска, огурец, берёза, снегирь, гриб.

Л: стол, стул, дятел, лук, лодка, белка, клубок.

Ль: лимон, олень, тюльпан, клетка.

        Набор сюжетных картинок:

С – Саня катает Соню на санках.

Сь – Сима пасёт гусей.

З – Зоя и ваза.

Зь – Змеи ползут по земле.

Ц – Соня зовёт цыплят.

Ш – Кошка бежит за мышкой.

Ж – Ежи жуют ежевику.

Ч – Зайчиха с зайчатами.

Щ – Щенки щиплют щётку.

Л – Клоун уронил балалайку на пол.

Р – Буратино в школе.

Рь – Грибы в лесу.

4.Ткаченко т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника. М.: «Гном и Д», 2001.

5.Володина В.С. Альбом по развитию речи. М.: «Росмен-Пресс», 2013.

6.Колесникова Е.В. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет. М.: Ювента, 2005.

                             

Логопедическое обследование  (С.Е.Большакова М.: А.П.О.,1995)

Методика проведения логопедического обследования:

1.Пространственные представления: (покажи, скажи) /картинки 2. – 13-16/

   - вверх – вниз –

   - впереди – сзади –

   - правая – левая сторона –

2.Цвет:

        Основные цвета (покажи, скажи) /картинки 3.- 1 – 6/

        Оттеночные цвета (покажи, скажи) /картинки 3. – 7 – 12/

3.Геометрические формы (покажи, скажи) /картинки 2. – 17- 24/

4.Вличина и количество (покажи, скажи) /картинки 2. – 9 -12; 2. – 1 – 8)

   - больше – меньше-

   - уравнивание неравных групп предметов –

 Раскладывание предметов в возрастающей, убывающей последовательности.

5.Веменные представления: (покажи, скажи) /картинки 2. – 25 – 32/

   - время года –

   - дни недели –

   - части суток –

   - вчера сегодня, завтра–

   - до – после –

1.        Память

 «Запомни и повтори» - слуховая память

  Детям зачитываются слова с установкой на запоминание: одеяло, мёд, белка, глаз, муха, круг.

  «Какой фигуры не стало?» - зрительная память

7.Мышление        

- выкладывание из палочек –

 - из частей /картинки 4. – 37 – 40/.-

 - выполнение счётных операций в пределах пяти

 - «Четвёртый лишний» - умение обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.

8.Внимание, работоспособность ( объём, переключаемость)

9 Моторика:

        Общая (координация движений – ходьба, прыжки)

        Мелкая моторика: ведущая рука, рисование, умение брать предметы, пробы.

10. Звукопроизношение (назови картинки) картинки 8. – 1- 48/

     С: сад, коляска, глобус

     Сь: беседка, василёк.

     З: замок ,зонт, Незнайка

     Зь: земляника, обезьяна

    Ц: цапля, кольцо, индеец.

    Ш: шашки, ошейник, вишни

    Ж: живот, жук, лыжи

    Щ: щит, щенок, площадь

    Ч: печенье, свеча, мяч

    Л: лось, колбаса, стол

    Ль: плита, поле

   Р : рак, марки, фартук, мухомор

   Рь: рябина, бревно

   Й: Егор, лейка, друзья

   К: куртка, скрипка, шкаф

   Г: грядка, грелка, виноград

   Х: хлеб, ткачиха, подсолнух

Повтори:

У сома усы. У Зины зонт. Кузнец куёт цепь.

Шапка и шубка – вот и наш мишутка. У ежа ежата.

Щёткой чищу я щенка. Девочки и мальчики скачут, как мячики.

Дятел долбил ель. К нам во двор забрался крот.

11.Фонематический слух:

        Выделение на слух заданного звука (слога, слова)  - хлопнуть в ладоши показать картинку. /картинки 9. – 1 – 4/

П –Т – К – Х

ПА _ ТА _ ХА _ КА

ПОРТ _ КОРТ _ ТОРТ _ ХОР

        Различение на слух сходных звуков ( в парах звуков, в парах слов, в парах картинок) – хлопнуть в ладоши, отобрать картинки, разложить картинки /картинки 9. – 5 – 20/

П _ Б _ Д _ Г _ К

ПА _ БА, ТА _ ДА

Почка – точка, бочка – дочка, мишка – миска – мышка

        Воспроизведение звукового ряда, слогового ряда, ряда слов (повтори):

Б _ П _ Д _ Т _ Б

БА _ ПА _ БА _ БА

ТА _ ДА _ ТА

КА _ ГА _ КА

12. Звуковой анализ слов: (назови)

        Первый ударный гласный звук в слове: утка, овощ, аист

        Последний звук в слове: суп, кот, сок

        Первый согласный звук в слове: дом, кот, суп, дуб.

13.Произношение слов сложной слоговой структуры (назови картинки, повтори слова, предложение):

 клубника, стихотворение, фотографироваться, сковорода, строительство, велосипедист, водохранилище, лекарство.

Водопроводчик чинит водопровод.

14.Словарный запас:

 14.1 Предметный

        темы по программе

        части предметов: /картинки 6. – 9 – 12/

Чайника (крышка, носик, донышко, ручка)

Стул (сиденье, ножка, спинка)

Машина (руль, кабина, кузов, колёса)

        обобщение. Назови одним словом:

Платье, юбка, брюки, шапка

Сапоги, туфли, тапочки, ботинки

Чашка, чайник, миска, тарелка

Стул, шкаф, кровать, диван

Самолёт, автобус, пароход, грузовик

Свекла, лук, морковь, капуста

Яблоко, груша, лимон, апельсин

Сова, голубь, ласточка, снегирь

Лиса. Волк, заяц, медведь

Собак, кот, корова. Лошадь

        Детёныши животных /картинки 6. – 13 – 24/

(кошки, собаки, лошади, коровы, свиньи, ежа, овцы, белки, лисы, льва)

14.2 Словарь признаков:

        Подбор признаков к предмету /картинки 6. – 33 – 36/

Цыплёнок какой? Солнце какое? Бабочка какая? Цветы какие? Мяч какой?

        Антонимы. «Скажи наоборот» /картинки 6. – 45 – 52/

  Этот мальчик весёлый, а этот какой?...

  Этот мяч большой, а этот…

  Эта книга толстая, а эта..

  Эта верёвка длинная, а эта..

  Этот дом высокий, а этот…

  Это бельё сухое, а это…

        Синонимы

14.3. Глагольный словарь:

Подбор действий к предмету. /картинки 6. – 53 – 58/:

  Что делает: рыба, бабочка, мяч,…

15.Грамматический строй:

Согласование прилагательных с существительными /картинки 7. – 21 – 32/

Синий чайник

Синяя рубашка

Синее небо

Синие васильки        Красный трактор

Красная звезда

Красное платье

Красные лыжи        Жёлтый песок

Жёлтая корзина

Жёлтое кольцо

Жёлтые фонари

        Согласование существительных с числительными /картинки  2.-1 – 8/

Посчитай: одна машина, две…

                   Один карандаш,…

                   Одно дерево,….

        Падежные формы существительных:

И п. множественного числа существительных /картинки 7. – 9 – 20/

Лист – листья, глаз – глаза, ухо –уши, окно – окна, ведро – вёдра, утёнок – утята

Родительный падеж существительных множественного числа /картинки 2.-1-      Чего нет? ( листьев, глаз, ушей, стульев, окон, вёдер, мостов)

Образование прилагательных от существительных /картинки 6. – 37 – 44/

Шкаф сделан из дерева. Значит он какой?...

Варежки сделаны из шерсти…

Сок сделан из моркови….

        Образование притяжательных прилагательных /картинки 6. – 53 – 58/

Чей хвост? Чьё ухо? Чья голова?

        Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением /картинки 7. – 33 – 40/ Скажи ласково:

Юбка – юбочка, ёлка – ёлочка, заяц – зайчик, шкаф – шкафчик.

        Употребление предлогов /картинки 7. – 9 – 20/

В. Где лежит лекарство?

ИЗ. Откуда возьмём лекарство?

НА. Где висит одежда?

С. Откуда снимем пальто?

ЗА. Куда прячутся ребята?

ИЗ-ЗА. Откуда выбегут ребята?

ПОД. Где сидит ёжик?

ИЗ-ПОД. Откуда вылезет ёжик?

16. Связная речь

        Рассказ – описание /картинки 5.- 11 – 12/

        Пересказ /картинки 1. 31 – 32/

        Составление рассказа по сюжетной картинке /картинки 5. 1 – 2/

        Составление рассказа по серии сюжетных картинок /картинки 5. 3 – 10/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический материал речевого обследования детей дошкольного возраста

1. Методика Ф. Г. Даскаловой.Для проверки понятий значения слова детям предлагаются задания на определение – "Что такое…?" и "Что значит слово?" При диагностике используется специальный тест-словарь, ...

Дидактический материал для обследования и формирования зрительного восприятия.

Методика проведения обследования и примерные критерии оценки результатов. Художник нарисовал несколько картинок вместе. Назови всё, что здесь нарисовано...

Преемственность в работе учителя – дефектолога и других специалистов образовательного учреждения в коррекционно развивающем процессе

Эффективность коррекционной работы с детьми с ОВЗ определяется, прежде всего, четкой организацией их пребывания в дошкольном образовательном учреждении, правильным распределением нагрузки в течение дн...

Наглядный материал для обследования детей

Наглядный материал для обследования детей. Приложение к методическому пособию "Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста" / под ред.Е.А.Стребеле...

Журнал обследования речи детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение

Пример заполнения журнала ежегодного обследования речи детей на логопункте в ДОУ....

Инструктаж «Действия специалистов образовательных учреждений при обнаружении признаков жестокого обращения с детьми»

Ребенок считается жертвой жестокого обращения, если в результате действий или бездействий со стороны окружающих лиц ему был причинен вред или он подвергся высокому риску причинения вреда. Таким образо...