Конспект открытого занятия для старшей логопедической группы по лексической теме:"Посуда"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Токарева Ирина Анатольевна

Цель занятия: Развитие лексико-грамматического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posuda.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по теме: «Посуда».

Провела учитель-логопед Токарева Ирина Анатольевна ГБДОУ Детский сад №47

г. Колпино

Коррекционно-образовательные задачи: Уточнение  и расширение представлений о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах, из которых она сделана. Формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда. Уточнение и активизация словаря по теме «Посуда» (посуда, чайник, кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг, супница, тарелка, ложка, вилка, солонка, хлебница, готовить, варить, жарить, кипятить, тушить, наливать, класть, столовый, кухонный, чайный, фарфоровый, металлический, стеклянный). Совершенствование грамматического строя речи, навыков слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, общей, мелкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, тактильных ощущений.

Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: Магнитная доска, мешочек с маленькой кукольной посудой,  предметные  картинки с изображением посуды, пластмассовые кукольные кастрюльки с водой, соломинки для коктейля по числу детей, мяч.

Предварительная работа: Экскурсия с родителями в хозяйственный магазин, рассматривание посуды и беседа о ее назначении, материалах, из которых она сделана; частях, из которых она состоит. Разучивание упражнения «Чайник».

Ход занятия

  1. Организационный момент. Игра «Волшебный мешочек». (Развитие связной речи, тактильных ощущений. Объявление темы занятия.)

Логопед встречает детей, организует приветствие, предлагает занять места рядом со стульчиками, стоящими вокруг стола.

 Логопед: Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня разговаривать, выполните мое    задание. Опустите руку в мешочек, нащупайте один предмет, ощупайте его и скажите, что это, как вы догадались об этом.

Дети по очереди опускают руку в мешочек, нащупывают предметы и рассказывают о том, как они их узнали, а затем достают их из мешочка и кладут на стол.

 1-й ребенок: Я нащупал чайник. Он круглый. У него есть носик и ручка. ( И т. д.)

 Логопед: Молодцы. Вы все угадали предметы и хорошо рассказали. А теперь подумайте, как назвать эти предметы одним словом.

 Дети: Посуда.

 Логопед: Правильно. А для чего нужна посуда, вы знаете?

 Дети: В посуде готовят и хранят еду, из посуды едят.

 Логопед:  О посуде, её назначении, материалах, из которых её делают; о частях, из которых она состоит, мы и будем говорить сегодня.

  1. Упражнение «В магазине».  ( Уточнение и расширение представлений о посуде, её назначении; материалах, из которых она сделана. Формирование понятий: чайная, столовая, кухонная посуда. Уточнение и активизация словаря по теме «Посуда».)

Логопед помещает на магнитную доску плоскостное изображение чайной, столовой и кухонной посуды.

Логопед: Игра называется «Магазин». Мы с вами пришли в отдел, где продается посуда. Перечислите, какая посуда стоит слева.

1-й ребенок: Чайник, чашки, блюдца, сахарница.

Логопед: Верно. Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Ее называют чайная посуда. Повторите это название.

Дети: Чайная посуда.

Логопед:  Теперь перечислите названия посуды, которая стоит посередине.

2-й ребенок: Тарелки, супница, хлебница, солонка.

Логопед: Правильно. Этой посудой пользуются за столом во время обеда. Ее называют столовой посудой. Повторите. Как она называется?

Дети: Столовая посуда.

Логопед: И наконец, назовите посуду, которая стоит справа.

3-й ребенок: Кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг.

Логопед: Правильно. Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Ее называют кухонная посуда. Повторите и это название.

Дети: Кухонная посуда.

Логопед: А теперь повторите еще раз, как называется посуда слева, справа и посередине.

Дети повторяют название. Каждый по очереди.

Логопед: Давайте обратим внимание на материалы, из которых может быть сделана посуда. Если посуда сделана из стекла, значит, она какая?

Дети: Стеклянная.

Логопед: Чайная и столовая посуда сделана из фарфора, Как ее называют?

Дети: Фарфоровая.

Логопед: А кухонная посуда сделана из металла. Как её можно назвать?

Дети: Металлическая.

Логопед: Верно. А теперь давайте поиграем.

  1. Игра «Что изменилось?». (Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование грамматического строя речи, использование имён существительных в косвенных падежах)

Логопед: Посмотрите  на стол и запомните, что на нём стоит, а потом закройте глаза.

Дети закрывают глаза. Логопед убирает чайник.

Логопед: Чего не стало?

Дети: Не стало чайника.

Логопед: Правильно. Я поставлю чайник на место. Еще раз закройте глаза.

Дети закрывают глаза. Логопед заменяет красные чашки на синие.

Логопед: Что теперь изменилось?

Дети: Вместо красных чашек вы поставили синие.

Упражнение повторяется еще 3-4 раза. Логопед меняет местами, убирает и добавляет посуду, а дети отвечают на его вопросы.

  1. Упражнение «Чайник». (Развитие общих речевых навыков, творческого воображения. Координация речи с движением.)

Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сделать уже знакомое упражнение.

Я – чайник, ворчун, хлопотун,

                                         Сумасброд

Я вам напоказ выставляю живот.

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

- Эй, люди,

             я с вами почайпить хочу.

Североамериканская песенка

      (Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе. Животик  надут)   

(Топают обеими ногами)

(Делают призывные движения правой рукой)

  1. Работа на листе бумаги (Развитие тонкой моторики. Профилактика нарушений                         письменной речи.)

Логопед приглашает детей за стол, раздаёт им листы бумаги с контурами посуды, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед: Что вы видите на картинке справа? 

Дети: Чайник, чашку и ложку.

Логопед: Какая это посуда?

Дети: Чайная.

Логопед: Возьмите любой цветной карандаш и заштрихуйте его сверху вниз.

Дети выполняют задание. Логопед благодарит детей за хорошую работу.

  1. Артикуляционная гимнастика (Развитие артикуляционной моторики)

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает выполнить некоторые упражнения из артикуляционной гимнастики для шипящих звуков. Каждое упражнение выполняется 4-5 раз. После каждого упражнения детям необходимо дать время для отдыха, напомнить, чтобы они проглотили слюну. Далее логопед предлагает детям сделать «чашечку».

  1. Игра «Скажи наоборот» (с мячом).

Логопед бросает мяч и называет слова, а дети говорят, как будет наоборот.

Ложка чистая — ложка грязная.

Тарелка глубокая — тарелка мелкая.

Сковорода тяжелая — сковорода легкая.

Ложка большая — ложка маленькая.

Нож тупой — нож острый.

Кастрюля горячая — кастрюля холодная.

  1. Игра с мячом «Раздели на слоги» (Совершенствование навыка слогового анализа слов. Развитие ловкости.)

Логопед предлагает детям встать в круг и берёт в руки мяч.

Логопед: А теперь уже знакомая вам игра. Я бросаю мяч и называю посуду. Вы ловите мяч, произносите название по слогам, определяете количество слогов и возвращаете мяч мне. Чашка.

1-й ребёнок. Чаш-ка. Два слога. (И т.п.)

  1. Упражнение «Суп кипит». (Воспитание направленной воздушной струи, развитие силы выдоха.)

Логопед предлагает детям встать в шеренгу лицом к зеркалу и раздаёт им игрушечные пластмассовые кастрюльки, наполовину наполненные водой, и короткие изогнутые соломинки для коктейля.

Логопед: Возьмите кастрюльки в левую руку, опустите в них соломки, которые держите правой рукой. Подуйте в соломинку, не раздувая щёк, так, чтобы «суп» в кастрюльке «закипел».

Дети выполняют упражнение 3-4 раза под команду логопеда.

  1. Окончание занятия. (Оценка работы детей.)

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, в какие игры играли, а затем оценивает работу каждого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы по лексической теме" Посуда".

конспект может быть использован как открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста в работе учителя-логопеда....

Конспект занятия в старшей логопедической группе по лексической теме "Посуда"

Лексическая тема «ПОСУДА» Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении; Закреплять понятия чайная, столовая, кухонная посуда.Уточ...

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по лексической теме "Посуда"

Коррекционно-образовательные:ü  уточнить и расширить представления детей о посуде, её назначении, материалах, из которых она сделана;ü  закрепить понятия чайная, столовая, кухонная посуда;ü...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей логопедической группы по лексической теме: “Посуда”

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей логопедической группы по лексической теме: “Посуда&rdquo...

Занятие для детей старшей логопедической группы по лексической теме «Посуда» тема: Посуда

Занятие для детей старшей логопедической группы по лексической теме «Посуда»тема: Посуда...

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по лексической теме: "Посуда"

Занятие логопеда с детьми с ОВЗ. Тема:"Посуда" Игры и упражнения, речевой материал....

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Посуда»

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Посуда»...