Мнемотехника — в чем польза и особенность?
консультация по логопедии (старшая группа)

Занятия, направленные на развитие памяти дошкольном возрасте, исходя из особенностей его формирования в этот период, строятся с учётом того, что ребенок способен усвоить информацию эмоционально окрашенную, с яркими образами, но при этом материал должен нести словесно-логическую нагрузку, способствующую формированию речи и мышления.

Таким требованиям и отвечают мнемотаблицы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_v_chem_polza_i_osobennost.docx19.46 КБ
Файл mnemotablitsy_u_doshkolnika.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

Мнемотехника — в чем польза и особенность?

     Мнемотехника, или мнемоника, — это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации.

      В основе мнемонического запоминания лежит визуализация — образное конспектирование, во время которого абстрактные понятия получают визуальные, аудиальные или кинестетические воплощения в памяти.  

Всем знакомое с детства «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» — для запоминания цветов радуги — и будет самым распространенным примером мнемотехники. 

   

   Чтобы в голове возникла ассоциация и сформировались нужные нейронные связи, образ должен быть объёмным и ярким. Ассоциации сугубо индивидуальны и могут быть странными или нелепыми — так даже лучше. 

          Создайте визуальный образ редиски, учителя и удачи. С первыми двумя словами довольно легко: редиска — перед глазами возникает красно-белый овощ с хвостиком; учитель, — скорее всего, вы представите преподавателя, который вам нравится. С удачей сложнее — это довольно абстрактное понятие. Здесь необходимо воспользоваться методом свободных ассоциаций. Первый визуальный образ, который пришёл на ум, когда вы прочли задание, — это и есть свободная ассоциация. Возможно, это будет подкова или колесо фортуны как распространённые символы удачи.

     Для школьника и студента способность быстро запомнить большой объем информации — как суперприз в лотерее: доклады, стихи, рефераты, выступления на школьных мероприятиях, олимпиады — готовиться к ним становится гораздо легче. Но помимо этих явных плюсов, существуют и скрытые: 

  • Мнемотехника основывается на ассоциациях, поэтому при её использовании развивается ассоциативное мышление. 
  • Мнемотехника задействует разные виды мышления, в том числе и логическое, а также воображение.
  • Увеличивается словарный запас, связность мысли.
  • Появляется интерес к учебе: когда вместо часа на запоминание основного плана текста и его пересказа, ребенок укладывается в 10 минут — сложно не радоваться этому.

     Мнемотехника основывается на запоминании информации благодаря ассоциациям, поэтому можно смело начинать занятия с 2-3 лет. Уже в детском саду ребенок способен пересказать в чем смысл «Курочки Рябы» благодаря картинкам — это одна из техник: использование мнемотаблиц (картинок). Мнемотаблицы эффективны для малышей из-за того, что в этом возрасте их память наглядная: они запоминают то, что видят. Поэтому с детьми сложно выучить то, что не подкрепляется наглядно. Чем старше становится ребенок, тем больше способов запоминания можно задействовать. 

​     До 14 лет у ребёнка идёт формирование абстрактно-логического мышления, и он запоминает преимущественно то, что пережил лично. Мнемотехника же позволяет связывать абстрактные понятия из школьной программы с событиями и явлениями из жизни, упрощая тем самым процесс запоминания. 

     Приемов мнемотехники – множество.

     Так, сначала применяют мнемоквадраты, в 4-5 лет можно использовать более сложные мнемодорожки, в возрасте 6-7 лет дети знакомятся с мнемотаблицами.

     Мнемоквадрат – это одно-единственное изображение. Он позволяет выучить только одно слово или словосочетание, возможно – простейшую фразу.

     Мнемодорожки содержат уже 3-4 рисунка, обязательно систематизированных. С их помощью можно разучить какую-либо последовательность. Это может быть небольшой рассказ из нескольких приложений, стихотворение или алгоритм каких-то действий, например, утренней рутины: встать с кровати, совершить утренний туалет, застелить постель, позавтракать.

     Мнемотаблица – это уже 6-8 изображений.

   Стихотворения/рифмовки. Этот способ отлично подходит при заучивании правил, порядка действий и т.д. Сами по себе стихотворения — уже один из приемов мнемотехники, который основывается не только на ассоциации, но и на слухе. 
Примеры из правил русского языка:

Долго ели тОрты
Не налезли шорты!

Такие приемы используются не только в русском языке, но распространены и в других дисциплинах, например, в геометрии:

Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам!

В данном способе необязательно использовать уже существующие стишки-запоминалки, можно придумывать и свои.
 

 Метод историй

     Суть данной техники состоит в том, чтобы связать слова и определения в один текст. Смешную историю запомнить гораздо легче, чем двадцать абстрактных понятий. Чем более парадоксальным и фантастическим будет рассказ, тем легче он войдёт в память.

Преимущества метода:

•        не требует предварительной подготовки,

•        тренирует креативность,

•        это весело и интересно.

Недостаток приёма заключается в том, что он не подходит для запоминания большого объёма информации.

Упражнение 2

Даны слова: почтальон, тигр, кукуруза, оса, река, сковорода, крестоносец, диван, мармелад, араб, борщ, зубная щётка, дождь, тюльпан, пепел, удача. Придумайте и визуализируйте историю с этими словами. Обязательно добавьте в свой рассказ эмоции и сопереживайте своим героям.

Пример: Почтальон Печкин верхом на тигре скакал через кукурузное поле. Печкин в страхе обернулся назад — за ним гнались разъярённые осы. Вдруг он наткнулся на реку. «Что делать?! — крикнул в пустоту бедный почтальон. — Моста нет!». Но к счастью, поблизости вместо моста была огромная сковорода. Печкин, подгоняя тигра, пробежал по ней. На другом берегу реки крестоносцы уже строили баррикады из диванов, и как только осы стали приближаться, крестоносцы начали сбивать их меткими бросками мармелада. Печкин подбежал к старому арабу — получателю посылки — и передал ему коробку. В ней оказалась тарелка ярко-красного борща, в которой вместо ложки лежала зубная щётка. Неожиданно пошёл дождь. Все подняли головы вверх, мармелад больше не летел в противника. Сначала падали самые обычные капли воды, но потом из грозового облака начали сыпаться тюльпаны. Тысячи тюльпанов медленно опускались, и как только касались земли, тут же превращались в пепел. Удивительно, но из образовавшейся золы получался отчётливый рисунок лошадиной подковы (образ на слово «удача»).

Метод «Цепочка»

Суть данной техники запоминания — соединение образов между собой. Необходимо нанизывать понятия одно на другое, как бусины на цепочку. Важно соединять их ярко и следить за последовательностью. При воспроизведении нужно представлять всю «конструкцию» сразу: снимайте образы с цепочки так же последовательно, как надевали.

Преимущество метода:

•        быстрота запоминания,

•        можно использовать буквально на ходу.

Недостатком метода является то, что забыв один элемент цепочки, можно забыть всё остальное.  

Упражнение 3

Запомните цепочкой слова: лиса, космонавт, кольцо, яблоко, шахматы, учитель, Африка, молоко.

Пример: Рыжая лиса в скафандре (ассоциация с космонавтом), кольцом на лапе и яблоком на носу играет в шахматы с учителем географии (Африка), но не фигурами, а стаканами молока.

     Метод Римской Комнаты или Метод Цицерона. Принято считать, что Цицерон никогда не пользовался никакими записями во время своих выступлений, и произносил речь исключительно по памяти. Секрет прост: Цицерон гуляя по собственному дому, «привязывал» к вещам темы своего доклада. Это чем-то напоминает адаптированный метод «крестик на руке, чтобы не забыть». Так вот, когда Цицерон выступал, он мысленно возвращался в свой дом и по его образу и ассоциациям, восстанавливал план своего рассказа. 
Метод Цицерона отлично подойдет школьникам при защите рефератов, докладов или при пересказе какого-либо исторического события, биографии писателя. 
Суть: ребенок должен закреплять образы к месту, хорошо ему знакомому. Например, его спальня или же школьный кабинет. Выбираем 1 стену, смотрим что на ней расположено (идем либо сверху вниз, либо справа налево): шкаф с книгами, картина, доска, указка, цветок. К каждому предмету по порядку и привязываем план своего рассказа (или материала, который хотите запомнить). Шкаф с книгами — дата рождения и смерти писателя, его семья — каждая книга — отдельный человек: мама, папа, брат, сестра; картина — детство писателя и т.д. 

     Метод Айвазовского – еще одна интересная методика – основана на том, что информацию нужно запомнить в деталях, а потом закрыть глаза и мысленно представить ее. Такая мнемотехническая практика больше подходит для запоминания не словесной информации, а предметов или порядка действий.

Мнемотехника с ее способами запоминания подойдет для детей и взрослых, поможет отлично подготовиться к выступлению или просто запомнить стихотворение, а также поможет увеличить объем памяти, словарный запас, логичность речи. 



Предварительный просмотр:

Память – это способность нашей психики накапливать, хранить и в нужный момент воспроизводить информацию или забывать её. Этой высшей психической функцией обладает даже новорождённый младенец. Память   даёт возможность ребёнку познавать мир и накапливать знания о нем. Как утверждает Павел Петрович Блонский, в первый год жизни у детей преобладает память моторная – они учатся управлять собственным телом, осваивают навыки ползания, ходьбы, взаимодействия с игрушками.

Тогда же, в первые полгода жизни, формируется память эмоциональная (или аффективная) – дети запоминают те действия родителей, которые вызвали те или иные эмоции, и впоследствии реагируют на них уже с определённой эмоциональной окраской. На втором году возникает память образная – малыш может узнать и показать на картинке определенные предметы, если рассматривал это изображение с родителями ранее. Этот вид является основным до 3–4 лет, пока словесная память, возникающая попутно с развитием речи, ещё не сформирована в достаточной степени.

До 4–5 лет у дошкольников практически нет произвольного запоминания, они фиксируют информацию неосознанно, что позволяет им получить более полные и разнообразные знания об окружающем их большом мире. При этом лучше усваивается та информация, которая интересна для ребёнка или с которой он активно взаимодействует. То есть, если предложить ему просто рассмотреть картинки, он хуже запомнит изображения, чем если бы он эти картинки рассортировал по категориям или рассказал взрослому, что видит на них.

С 5 лет у малышей начинает формироваться логическое мышление и произвольная память как продукт обучения, усложнения деятельности и мыслительных процессов: они получают способность по указанию родителя или воспитателя либо самостоятельно запомнить и воспроизвести ту или иную информацию.

Занятия, направленные на развитие этого психического процесса в дошкольном возрасте, исходя из особенностей его формирования в этот период, строятся с учётом того, что малыш способен усвоить информацию эмоционально окрашенную, с яркими образами. Нужно вызвать интерес и привлечь внимание ребёнка, но при этом материал должен нести словесно-логическую нагрузку, способствующую формированию речи и мышления.

Таким требованиям и отвечают мнемотаблицы – последовательность ярких картинок, опираясь на которые дошкольник сначала запоминает рассказ педагога, а потом воспроизводит его сам.

Знакомство с данной методикой, как и весь процесс обучения, следует начинать с простых схем, постепенно их усложняя. Ребёнку 3–4 лет предлагают мнемоквадраты. В такой картинке зашифрована одна фраза или короткое предложение. Когда малыш без труда воспроизводит эту информацию, задачу усложняют, предлагая ему мнемодорожку, составленную из нескольких мнемоквадратов. По ней уже можно рассказать уже целую историю. А из нескольких мнемодорожек получается мнемотаблица, в которой зашифрованы рассказы посложнее – их используют для занятий с детьми 5–6 лет.

роме тренировки памяти, они развивают:

  • воображение;
  • интеллект;
  • логическое мышление;
  • речь;
  • внимание;
  • способность к целенаправленной интеллектуальной деятельности.

Работа с этой мнемотехникой стимулирует работу обоих полушарий головного мозга: левого, «логического», и правого, «творческого».

Как работать

Принцип занятий по данной методике во всех случаях практически одинаков. Для заучивания стихов последовательность действий будет такой:

  1. В начале занятия вы читаете стихотворение. Старайтесь прочесть его выразительно и эмоционально, заинтересовав малыша.
  2. Предложите выучить стишок наизусть.
  3. Объясните ребёнку значение непонятных слов и выражений, убедитесь, понял ли он содержание стихотворения.
  4. Читайте по одной строчке, указывая крохе на соответствующие изображения в таблице.
  5. Попросите его повторить за вами строчку.
  6. После нескольких повторений ребёнок может попробовать сам рассказать то, что запомнил, опираясь на картинки.

При этом задействуются сразу несколько каналов восприятия: слуховой (мы озвучиваем дошкольнику содержание материала), зрительный (он видит соответствующую картинку), дигитальный (он осознаёт содержание стихотворения, понимает, о чём идёт речь), а также в процессе включается эмоция интереса, способствующая запоминанию.

Самостоятельное составление рассказа или пересказ текста строится по той же схеме: когда ребёнок в процессе опирается на картинки, расположенные в определённой последовательности, он не запутается в содержании и порядке действий. Получается своеобразный рассказ по плану. Это тренирует формирование связной речи и произвольной памяти, учит запоминать логическую последовательность действий.

Как сделать мнемотаблицы для дошкольников

Материал, который необходимо запомнить, следует разбить на фрагменты: чем подробнее, тем лучше. Лист бумаги делим на квадраты по числу фрагментов и рисуем в ячейках получившейся таблицы изображения. Каждая картинка должна соответствовать одной из частей текста. Для занятий с детьми 3–5 лет иллюстрации лучше сделать цветными, яркими, привлекающими внимание. Старшим дошкольникам уже можно предложить чёрно-белые схемы, а при желании добавить в таблицу сам текст. Ребёнок сам может нарисовать картинки, используя образы, с которыми у него ассоциируется содержание материала – тогда зашифрованные в таблице сказка или стихотворение запомнятся ещё быстрее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов "Как я умею пользоваться приемами мнемотехники"

представленный материал предназначен для работы учителя-логопеда с педагогами в форме деловой игры. С помощью данный игры педагоги учатся создавать и читать мнемосхемы и мнемотаблицы, а в дальнейшем п...

Деловая игра для педагогов тема: "Как я умею пользоваться приёмами мнемотехники"

Цель. Повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение приёмов мнемотехники в работе с детьми.Задачи:- закрепить, обобщить знания педагогов по данной теме;- дать н...

Деловая игра для педагогов «Как пользоваться приемами мнемотехники»

Деловая игра для педагогов«Как пользоваться приемами мнемотехники»Цель: научить педагогов пользоваться мнемотаблицами, мнемосхемами (создавать и читать их)....

Деловая игра для педагогов "Как я умею пользоваться приёмами мнемотехники"

Деловая игра для педагогов ДОУ "Как  я умею пользоваться приёмами мнемотехники". Презентация прилагается....

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей"В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. ...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей» В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка да...

«Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Мнемотехника — совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти, речи, которые помогают быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций, на основе визуального и а...