Конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами экологии в подготовительной группе для детей с ТНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Кузнецова Ольга Вячеславовна

Знакомство с лекарственными растениями и использованием их людьми; активизация словаря по теме; упражнение в образовании относительных прилагательных и звуко-слоговом анализе слов. Развитие пространственной ориентации, внимания, мышления и воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект НОД54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами экологии  в подготовительной группе для детей с ТНР.

Тема: «В городе Лекарственных растений»

  • Обучающие задачи:

                                         -познакомить с лекарственными растениями и   исполь-

                                          зованием их людьми;    

                                         - активизировать словарь по теме;

                                         -упражнять в образовании относительных прилагатель-

                                           ных, в звуко-слоговом анализе слов .                                                                                              

  • Развивающие задачи:

                                           - развивать пространственную ориентацию, внимание,

                                            мышление, воображение.

  • Воспитательные задачи:

                                            - воспитывать положительную мотивацию к занятию;

                                             -воспитывать бережное отношение к природе.

Методическое обеспечение: предметные  картинки с лекарственными растениями, иллюстрации по теме, графический план, бумага в клетку, карандаши, наборы для звуко – буквенного анализа слов.

ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

I.Организационный момент:

- Назовите свою картинку  ( ромашка, береза, ландыш, лопух, крапива, одуванчик, василек, ель).

II. Ведение в тему.

- Сегодня мы совершим экскурсию по городу Лекарственных растений. Она поможет нам поближе познакомиться с травами, деревьями и цветами, которые верой и правдой служат человеку многие века. А начнем с разминки. Она посвящена лекарственным растениям.

III. Основная часть.

  1. Загадки:
  • Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня. (крапива)
  • Золотая середина и лучи идут кругом.

Это может быть картина – солнце в небе голубом. (ромашка)

  • Вся в белое платье одета, в сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето она на опушке лесной.(береза)

  • Нам запах свежести лесной приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный, из кисти белоснежной. (ландыш)

  • Что же за девица? Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. ( ель)

  • Колосится в поле рожь, там, во ржи, цветок найдешь,

Ярко-синий и пушистый, только жалко, не душистый. (василек)

  • На него подуй слегка, был цветок – и нет цветка. (одуванчик)

Справка:

Крапива. Действует как мочегонное, выводит лишнюю жидкость из организма, очищает кровь, улучшает пищеварение, снижает кровяное давление.

Ромашка. Противовоспалительное средство. Чай из нее помогает при простуде, болях в желудке. Восстанавливает аппетит. Подавляет кишечные инфекции.

Береза. Отхаркивающее и витаминное средство. Заживляет раны. Используется при лечении почек.

Ландыш. Используется при лечении сердечных заболеваний.

Ель. Используется при лечении заболеваний органов дыхания и сердца.

Василек. Лечит почки и сердце.

Одуванчик. Придает силы, снимает усталость, улучшает пищеварение, лечит печень, желудок. Млечный сок удаляет веснушки, угри.

- Давайте определимся с маршрутом экскурсии. Перед вами схема города Лекарственных растений. Даны улицы, названия которых мы должны с вами определить и соединить названия улиц стрелками.  Я вам говорю, что где растет, а вы  правильно  называете.

  • Аллея, на которой растут липы?  –  (дети): Липовая аллея
  • Площадь, на которой растет лук? – Луковая площадь
  • Переулок, где растет мята? – Мятный переулок
  • Улица, на которой растут ромашки? – Ромашковая улица
  • Тупик, на котором растут березы? – Березовый тупик.

(Дети вместе с педагогом рисуют маршрут, соединяя точки с названиями улиц).

  1. - Наша пешеходная экскурсия начинается с Липовой аллеи. Вспомните, какой аромат издают душистые цветки липы во время цветения. Не даром же они так привлекают пчел, благодаря которым мы имеем возможность лакомиться липовым медом.  (Демонстрируется иллюстрация):

Липа – средство от простуды, знают все о том повсюду.

Хоть невзрачен липы цвет, но полезней чая нет.

При ангинах и простудах пьют целебный липы чай.

Говорят, когда болеют: «Ну-ка, липа, выручай!»

- Давайте на память об этом чудесном дереве сделаем его изображение по клеточкам. (Дети чертят в тетради, а педагог на доске):

     Поставьте точку в уголке клетки, затем проведите линию на одну клетку вверх наискосок слева направо;

три клетки вверх,

одну клетку вниз наискосок справа налево;

одну клетку вверх;

одну клетку влево;

одну клетку вверх;

одну клетку вверх наискосок справа налево;

одну клетку вверх наискосок слева направо;

одну клетку вправо;

одну клетку вверх наискосок слева направо;

одну клетку вправо;

одну клетку вниз наискосок слева направо…

- Закончите рисунок.

  1. – И вот мы уже подходим к Луковой площади. Лук оказывает неоценимую услугу здоровью человека.

В нем не только фитонциды, что микробам так страшны,

Он содержит витамины, что, бесспорно, всем нужны.

И поэтому, чтоб  реже  приходилось вам болеть,

В каждом доме все лучок круглый год должны иметь.

Тот, кто с ним покрепче  дружит, никогда не занедужит.

- А теперь попробуйте расшифровать пословицу. Обведите все буквы, кроме буквы Ю:  (у детей карточки с буквами):

ЛЮУЮКЮ  СЮЕЮМЮЬЮ   НЮЕЮДЮУГЮОЮВЮ  ЛЮЕЮЧЮИЮТЮ.

                               (ЛУК СЕМЬ НЕДУГОВ ЛЕЧИТ)

  1. – А вот и Мятный переулок.

В доме много аромата, если  в  доме сохнет  мята.

Мятная лепешка, настоя мяты ложка –

Нету больше тошноты, нету в горле хрипоты.

Валидол, зубная паста – всюду мята, мята,  мята!

Собираем не напрасно эту травушку, ребята!

- Давайте в Мятном переулке немного отдохнем, расслабимся и пофантазируем. Закройте глаза, устройтесь поудобнее. А теперь представьте себе:

«…Сейчас утро. Ты просыпаешься в привычное для себя время и вдруг обнаруживаешь, что ты превратился в чудесный цветок – ромашку. У тебя ярко желтая сердцевина и много-много белоснежных лепестков, высокий стебелек с  узкими зелеными листьями. Рядом с тобой – твои братишки и сестренки. Их легко покачивает ветерок. От них исходит приятный аромат. Вдохни его…

  А теперь ты стал муравьем, маленьким и юрким. Почувствуй, как травинки превращаются для тебя в огромные деревья, мох – в густой лес, камни – в горы, лужи – в озера. Сейчас ты бежишь по тропинке в свой муравейник, с легкостью преодолевая препятствия на пути...

 И снова превращение. Теперь ты – воздушный шар, круглый, голубой, с рисунком. Рассмотри повнимательней рисунок: на нем изображена веселая рожица. Тебя отпустили на волю, и ты летишь, послушный ветру, задевая легкие облака, и глядишь сверху вниз на землю, где все предметы вдруг уменьшились  в размерах: вот узкая лента дороги, по ней ползет крошечный автомобиль. Зеленые насаждения возле дороги слились в один зеленый ковер…

  А сейчас ты можешь потянуться и почувствовать, как свободно твое тело. Глубоко вдохни. Возвращайся назад и открывай глаза.

  1. – И вот перед нами Ромашковая улица. (рисунок ромашки аптечной)

Знаете ли вы, ребята, что существует несколько видов ромашки? Но лекарственной считается только ромашка аптечная. Как отличить ее от других? Очень просто. Желтая сердцевинка у нее выпуклая и внутри пустая, растение имеет приятный ромашковый  запах, который у других видов, как правило, отсутствует.

 Всех цветов не сосчитать, есть аптечная ромашка.

Про ромашку надо знать,

Белый крошечный цветочек – для припарок, для примочек.

Если воспаление,  отвар – успокоение.

   - Выполните задание: составьте  звуко – буквенный анализ слова «ромашка».

(дети выполняют разбор, проверяется правильность выполнения задания)

  1. – Наша экскурсия заканчивается в Березовом тупике.  (иллюстрация березы). Красавицей русских лесов называют березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Береза – символ и гордость русского народа. Из почек березы приготавливают лекарства. Из ветвей делают метлы и веники. Из бересты мастерят туески, лукошки. Березовые дрова  - лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, древесный спирт, уксус.

Настои, отвары березовых почек помогут тебе непременно, дружочек,

Если вдруг почки твои заболят – а надо – и раны они заживят.

Из листьев отвар – витаминное средство.

Целебность березы запомни ты с детства!

- Березу невозможно спутать с другим деревом из-за ее белого ствола. А сможете ли вы определить дерево  по его листьям?

(детям раздаются листья, предлагается правильно назвать, с какого они дерева)

- Мы прощаемся с городом Лекарственных растений. Лекарственные растения приносят огромную пользу человеку. Помните об этом и относитесь к ним бережно.

V. Итог.

- О каких лекарственных растениях вы сегодня узнали?  Почему их называют лекарственными?

Список литературы:

  1. Колонина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.:ТЦ «Сфера», 2005.
  2. Молодожникова Л.М. Лесная косметика: Справочное пособие – М.: Экология, 1991.
  3. Саморукова П.Г. Методика ознакомления с природой в детском саду. – М.1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной работы по ручному труду в подготовительной группе на тему:«Снежинка».

Направление: художественно- эстетическое развитие.Образовательная область: художественное творчество.Цель:Образовательная: продолжать знакомить с нетрадиционными методами вырезывания. Развивающая...

Конспект Непосредственно образовательной продуктивной деятельности. Аппликация с элементом рисования." Шарики воздушные,ветерку послушные" младшая группа

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 7 «Золотая рыбка»     КонспектНепосредственно образовательной продуктивной изо деятельности.Аппликация с элементом рисования"Шарики в...

Конспект непосредственно-образовательной совместной деятельности с детьми средней логопедической группы.ТЕМА: ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ СО СНЕГОВИКОМ

При выборе темы и целей занятия я руководствовалась текущим временем года и необходимостью показать современные приемы работы с неговорящими детьми. Открытое занятие проводилось на воспитанниках ...

Конспект непосредственно образовательной совместной деятельности с детьми второй младшей группы «Грач на горе - весна на дворе»

Младший дошкольный возраст - важный этап в жизни каждого ребенка. В этот период происходит активное овладение механизмами социализации, усвоение норм социального поведения. Проблема социализации лично...

Конспект непосредственно образовательной совместной деятельности с детьми второй младшей группы «Солнышко»

Участники: дошкольники 3-4 лет. Количество: 8 человек. Длительность: 15 минут. Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развити...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития "Мамин портрет"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития "Мамин портрет"...