Методические рекомендации для логопедов и воспитателей по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза на материале лексической темы «Профессии на стройке».
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Муравьева Мария Григорьевна

В методической разработке присутствуют задания на совершенствование умения выделять гласные звуки; развитие умения производить звуковой анализ слов, буквенный синтез. Развитие  элементов навыка чтения. Развитие слухового и зрительного внимания,координации речи с движениями, общей и мелкой моторики. Развивтие длительности речевого выдоха и умения менять тембральную окраску голоса, а так же развитие чувства ритма.


 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности

Развитие звукобуквенного анализа и синтеза у дошкольников с ТНР подготовительной к школе группы на материале лексической темы «Профессии на стройке».

«Строим новый дом»

                                                         

Совместная непрерывная образовательная деятельность:

«Строим новый дом»

Возраст: подготовительная группа  (6-7 лет), дети с тяжелыми нарушениями речи.

Цель: Развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

Задачи:

  1. Коррекционно- образовательные:

-  активизировать и актуализировать словарь по теме «инструменты» и «профессии на стройке»;

- совершенствование умения образовывать относительные прилагательные;

-совершенствоывть умение отвечать полными предложениями;

- совершенствование умения выделять гласные звуки;

- развивать умение производить звуковой анализ слов;

- развивать умение производить буквенный синтез;

- развивать элементы навыка чтения.

2.Коррекционно-развивающие:

-развивать слуховое и зрительное внимание;

-развивать координацию речи с движениями;

-развивать общую и мелкую моторику;

- развивать длительность речевого выдоха и умения менять тембральную окраску голоса;

- развивать чувство ритма;

-развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства).

3.      Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать интерес к занятиям;

-формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, взаимопомощи;

-воспитывать самостоятельность, доброжелательность, любознательность, эмоциональность, инициативность;

-воспитывать коммуникативные навыки.

4.      Здоровьесберегающие:

-следить за правильной посадкой детей;

-способствовать созданию благоприятного психологического климата;

-чередовать статические и динамические задания.

Оборудование:

 Проэктор с экраном, ноутбук, мольберт для магнитов, картинки с изображением инструментов, предупреждающих знаков стройки, труб со словами, лабиринты с буквами, картинки с изображением людей профессий на стройке на магнитах, части слов на магнитах, картинки на магнитах для рефлексии, схемы ритмических рядов,  цветные карандаши, стол, стулья, настольный конструктор, звуковые лабиринты с фишками, маркеры.

Примерный ход совместной непрерывной образовательной деятельности.

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация детей перед занятием

Послушайте, какой-то шум за дверью. На что он похож?

Смотрите, здесь какие-то знаки на желтом фоне. Как вы думаете, что они значат?

Здесь какие-то стрелочки. Как вы думаете для чего они?

На стройке надо быть внимательными, потому что там опасно.  Так что идем очень аккуратно. Посмотрим, что там происходит и что так шумит.  

Посмотрите, куда они нас привели, здесь много гостей. Может это они так шумели?

Нет, на строителей они не похожи. Поздоровайтесь с гостями, и мы продолжим искать того, кто шумел.

Раздается звук стройки.

Они предупреждают, что идет стройка.

Стрелочки показывают, куда надо идти.

Дети входят по стрелочкам в музыкальный зал.

Дети здороваются с гостями.

Мотивация, проблемматизация

Посмотрите на экран. Мы с вами оказались на строительной площадке.

Странно, что здесь нет рабочих. Зато есть какое-то письмо. Сейчас узнаем, что в нем: «Всех рабочих стройки вызвали на срочное совещание. Помогите достроить дом. Не успеваем.» Поможем?

Да

Целеполагание

Что же нам нужно, чтобы построить дом?

Нам нужны строительные материалы и инструменты.

Планирование будущей деятельности

А из чего же можно построить дом?

Если дом из (камня, дерева, бетона, кирпича), то он какой?

Из камня, дерева, бетона, кирпича.

Каменный, деревянный,

Бетонный, кирпичный.

Реализация плана

Посмотрите, приехал грузовик. Кто на стройку к нам приехал?

Кто помог разгрузить машину?

На экране появляется сообщение «Не забудьте, чтобы построить дом, сначала надо построить прочный фундамент. Материалы вам уже должны были привезти. Удачи.»

Да, посмотрите на столе лежат кирпичи для фундамента. Как вы думаете, кто выкладывает из кирпича или камня фундамент и стены дома?

Еще здесь есть картинки с инструментами. Есть даже инструкция, что надо делать.

Возьмите каждый по картинке, и назовите, что это за предмет и для чего он нужен.

 

Послушайте внимательно инструкцию, которую оставил нам каменщик. «Выложите столько кирпичей перед собой, сколько гласных звуков в названии инструментов.»

Вспомните, какие гласные звуки вы знаете.

Каждый по-очереди назовет еще раз свое слово, назвав в нем гласные звуки. Сколько в твоем слове гласных? Выложи перед собой столько кирпичей, сколько в твоем слове гласных звуков.

А мы с вами знаем правило про гласные «Сколько в слове гласных….

Совершенно верно.

Фундамент есть, что же надо теперь построить?

Да, но что для этого нам нужно мы узнаем, отгадав загадку:  Поднимает великан

Плиты,  грузы к облакам.

Там, где встанет он, потом

Вырастает новый дом.

А кто работает на подъемном кране?

Будем мы крановщиками, а наши руки превратятся в подъемные краны. Мы будем показывать голосом, как высоко поднимаем грузы

Теперь стрела крана опускается вниз за следующим грузом.

(Повторяется несколько раз)

Посмотрите мы с помощью крана построили у дома стены.

Чего еще не хватает у нашего дома?

Крышу другим словом называют кровля. Как вы думаете, как называется человек, который кладет крышу.

На экране появляется сообщение «Ребята, чтобы построить крышу, пройдите по звуковому лабиринту и составьте правильную звуковую схему слова «Крыша»

Посмотрите, у нашего дома появилась крыша.

Давайте расскажем и покажем, как мы строили дом.

Каменщик из кирпичей  

Стену строит. Дом ничей.

Я- маляр. Я стены крашу.  

Потолок   И кухню вашу.

Я – электрик. Свет включу.

Только лампочку вкручу.

Приходите в новый дом

И живите долго в нём!                

Но в наш дом пока нельзя въезжать. Посмотрите внимательно, чего в нем не хватает?

Большие работы по дереву производит плотник, устанавливает деревянные конструкции, рамы, двери.

На экране появляется сообщение от плотника: «Ребята, чтобы в доме появились окна и двери выполните нужное количество движений в правильной последовательности».

Посмотрите, появились окна и двери.

Посмотрите, еще одно сообщение. «Дорогие ребята, не забудьте покрасить стены в доме. Для этого вам необходимо составить правильно слова».

Как вы думаете, кто оставил нам это задание? Как называется человек, который красит?

 Давайте посмотрим, что за задание нам оставил маляр.

Посмотрите, перед вами части слов, из которых надо составить правильное слово. (ве-дро, кис-точ-ка, ва-лик, крас-ка лен-та (малярная))

В нашем доме нет воды. Кто же устанавливает в доме раковины, ванны, трубы?

 Посмотрите, сантехник оставил нам какие-то трубы. На них написаны слова, но, кажется, некоторые из них написаны с ошибками. Найдите слова, которые написаны правильно.

Осталось в нашем доме провести электричество, чтобы было не темно. Человек какой профессии это делает?

Посмотрим, что за задание нам оставил электрик.

Электрик оставил нам сложные лабиринты, по которым надо пройти до выключателя. По пути вы будете находить буквы, из которых нужно составить слово.

Ура! В нашем доме есть электричество!

На экране появляется сообщение «Спасибо вам, ребята, за помощь»

К нам приехал шофер.

Машину помог разгрузить грузчик.

Дети садятся за стол.

Каменщик.

Дети берут по картинке  называют и объясняют назначение предмета. ( это молоток. Он нужен, чтобы забивать гвозди)…

Дети перечисляют гласные звуки.

Дети выделяют гласные в словах и выкладывают кирпичики.

… столько и слогов.

Дети встают и смотрят на экран, где появился кирпичный фундамент.

Надо построить стены.

Ответ: (Подъёмный кран)

На подъемном кране работает крановщик.

Дети поднимают сцепленные замком руки – голос повышается у-У-У.

Руки опускаются – голос понижается – У-У-у.

Дети смотрят на экран, где у дома появились стены.

У нашего дома нет крыши.

Ответы детей. Кровельщик.

Дети садятся за стол Игра «Звуковой лабиринт» (дети делают звуковой разбор слова и пишут «Крыша»)

Дети выходят из-за стола, смотрят на экран.

Дети выполняют движения под стихотворение.

В нем нет окон и дверей.

Игра «Хлоп, топ, стук»

Дети смотрят на экран.

Человек, который красит, называется маляр.

Дети подходят к мольберту) составляют слова из слогов.

Сантехник.

Дети выбирают карточки со словами, где все буквы написаны верно. И читают их.

Электрик.

Дети проходят по лабиринту, собирая буквы и выкладывая слово СВЕТ.

     

 

Оценка и рефлексия

Какие профессии вы запомнили? Посмотрите на мольберте изображены люди тех  профессий, с которыми мы сегодня познакомились. Поставьте значок рядом с той профессией, где задание вам сегодня было интересней? А восклицательный знак поставьте рядом с той профессией, где задание для вас было сложным.

Вы сегодня были просто замечательные, умелые помощники, пора возвращаться в группу, где вы сможете рассказать остальным ребятам, как вы построили целый дом. И сможете все вместе построить новые дома из разного конструктора.

Дети называют профессии. Затем ставят напротив выбранной профессии свой значок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для детей с ОНР на развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза по лексической теме "Зима. Зимние виды спорта"

  Хорошая  речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем  легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможнос...

Методические рекомендации для родителей по автоматизации звуков [р] и [рь] у детей на материале лексической темы "Насекомые".

Домашние задания по автоматизации звуков [р] и [рь] у детей на материале лексической темы "Насекомые"....

Методические рекомендации для родителей для автоматизации звуков [р] и [рь] у детей на материале лексической темы "Одежда".

Домашние задания для автоматизации звуков [р] и [рь] у детей на материале лексической темы "Одежда"....

Презентация на развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза по лексической теме "Зима. Зимние зазвлечения"

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия  приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность  к звуковому анализу и синтезу слов,...

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Профессии» и грамматической темы «Согласование существительных и глаголов в числе».

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Профессии» и грамматической темы «Согласование существительных и глаголов в числе».Цель...

Дифференциация звонких- глухих согласных [Г]-[К]. Развитие навыка звукового анализа и синтеза слов. Лексическая тема: «Хлеб - всему голова».

Открытое комплексное логопедическое занятие по коррекции общего недоразвития речи в старшей группе компенсирующей направленности....