Тема: «Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап »
статья по логопедии (старшая группа)

Ширяева Надежда Геннадиевна

Семинар-практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3seminar-praktikum_shiryaeva_ng.docx29.68 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад «Колокольчик»

   

Семинар-практикум

Тема: «Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап »

Учитель-логопед Ширяева Н.Г.

р.п.Усть-Уда

2018-19 учебный год

Исправлению недостатков произношения у детей посвящено немалое количество методических пособий, причем большинство из них касается этапа автоматизации звуков.

 В то же время цели и содержание начального, пускового, так называемого подготовительного этапа освещены в литературе недостаточно полно. А  вот от результатов проведения подготовительного этапа зависит успех всей коррекционной работы логопеда.

Многолетний опыт убеждает, что готовность должна быть не только артикуляторной, фонематической, но и психологической.

В соответствии с перечисленными видами готовности к вызыванию звуков речи, мы разделили подготовительный этап на 3 ступени.

I.        Создание психологической готовности

к вызыванию звука речи, которая включает:

  • наличие мотивации – здесь применяются беседы с ребенком
  • наличие интереса к логопедическим занятиям – разнообразные матьеиралы – современные игрушки, цветные картинки, презентации, компьютерные игры, стимулирование в виде жетонов, наклеек и пр.
  • способность к восприятию ступенчатых словесных инструкций;
  • определенный уровень сформированности слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.

II.        Создание фонематической готовности

к вызыванию звука речи, которая включает:

  • определенный уровень фонематического восприятия;
  • способность отличать вызываемый звук от всех несмешиваемых звуков речи ;
  • способность отличать вызываемый звук от близких по звучанию и артикуляции;
  • способность отличать вызываемый звук от его искаженных вариантов.

        III. Создание артикуляторной готовности к вызыванию звука речи, которая включает:

•        представление о необходимой для вызываемого звука позиции органов артикуляции;

•        воспроизведение и удержание (в течение 5 — 7 с) характерной для вызываемого звука позиции органов артикуляции (при необходимости проводится тренировка мышц артикуляционного аппарата);

•        наличие достаточных речевого дыхания и силы голоса;

•        четкость дикции: достижение дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом (тренировка проводится на материале правильно произносимых звуков).

Предлагаю вашему вниманию рассмотреть и опробовать  некоторые игры и упражнения подготовительного этапа.

1.Упражнения для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти

Ребенок после однократного прослушивания выполняет словесные инструкции взрослого (без показа!). Для правильного их выполнения ребенку необходимы концентрация, устойчивость, переключаемость и достаточный объем слухового внимания.

-Приготовьтесь коллеги

  • Прикрой ладонями глаза.
  • Прикрой ладонями уши.
  • Подними правое плечо.
  • Подними левую руку.
  • Правой рукой коснись правого плеча.
  • Левой ладонью прикрой правый глаз.
  • Правой ладонью прикрой левое ухо.
  • Правой рукой возьмись за левый локоть.
  • Левую руку вверх, правую на пояс.
  • Левую ладонь положи на правое колено.
  • Правую руку к плечу, левую вперед.
  • Левую руку вытяни вперед, правую вверх.
  • Левую руку на голову, правую па колено.
  • Указательным пальцем левой руки коснись правого локтя.
  • Указательным пальцем левой руки дотронься до носа, а пальцами правой руки возьми себя за правое ухо.

2. Оборудование: листы А4 по количеству участников, ручка

Взрослый кладет перед ребенком несколько листов бумаги и набор разноцветных карандашей. После двукратного прослушивания ребенок выполняет инструкцию взрослого (каждую на отдельном листе бумаги):

  • Нарисуй вверху елочку, а внизу домик.
  • Нарисуй справа 2 шарика, а слева 3 кубика.

— Нарисуй справа 3 гриба, а слева 2 цветка.

  • Нарисуй справа 2 синие палочки, а слева 4 зеленых шарика.
  • Нарисуй наверху 4 зеленые палочки, а внизу 2 желтых кружка и 1 красный.

Поработаем, коллеги и мы. Не забываем, что к работе можно приступать только после двукратного прослушивания инструкции.

  • Напиши в верхнем левом углу букву С, в середине листа напиши цифру 8, в правом нижнем углу напиши слово Марта с заглавной буквы. Поставь восклицательный знак. /повторное чтение инструкции. Начинаем работать.

3. Ребенок выполняет названные взрослым движения только тогда, когда услышит ключевое слово «ПРОСЬБА». Для усложнения задания слово «ПРОСЬБА» можно заменить близкими по значению и звучанию словами «ПРОШУ*, «ПРОСИМ*, «ПОПРОШУ». Реагировать действием ребенок должен только на ключевое слово «ПРОСЬБА».

  • Просьба, подними руки вверх.
  • Руки вниз.
  • Просьба, руки в стороны.
  • Руки вперед.
  • Просьба, встань.
  • Попрыгай на одной ноге.
  • Просьба, покружись.
  • Просьба, похлопай в ладоши.
  • Подними руки.
  • Просьба, топни правой ногой.
  • А теперь левой.
  • Сделай наклоны головой вправо и влево.
  • Просьба, присядь.

Эту же игру можно проводить без ключевого слова, но условиться с детьми выполнять команды только, когда они произносятся громко либо тихо.

На этом этапе используются также игра «Бывает – не бывает»

Если действия (или явления), названные взрослым, могут происходить в реальной жизни («бывает»), ребенок приседает, если не могут происходить (« не бывает»), ребенок стоит на месте.

  • Корова летает.
  • Лошадь выступает в цирке.
  • Рыба бежит к реке.
  • Лягушка громко разговаривает и пр.

Рифмовки

Ребенок слушает рифмовку и исправляет смысловые несоответствия, а также порядок называния предметов с опорой на их изображения

        а Воробей сидел на ветке,

Старичок дремал в беседке,

Далматин же в это время

Громко лаял у соседки.

 б  Воробей дремал в беседке,

Далматин сидел на ветке,

Старичок же в это время

Громко лаял у соседки.

 в  Далматин дремал в беседке,

Старичок сидел на ветке,

Воробей же в это время

Громко  лаял у соседки.

На этом этапе используются загадки-обманки, загадки-описания, игры «Маленький- большой», «Съедобное – несъедобное», «Рассмотри картинку» и др.

II.        Создание фонематической готовности – следующий этап коррекционной работы.

Упражнения для развития фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков речи:

  • Незаконченные рифмовки

Ребенок внимательно слушает незаконченную рифмовку. Он должен, добиваясь рифмы в стихотворении, назвать последнее слово, выбрав его из трех предложенных вариантов. При затруднениях в выборе нужного слова взрослый зачитывает двустишие во всех трех вариантах. Слова, подходящие по рифме, которые в ходе выбора называет либо повторяет ребенок, содержат только звуки раннего онтогенеза. Труднопроизносимые звуки в этих словах не встречаются.

Съел Сережа на обед Целых пять больших ...

(сосисок, блинов, котлет)

  • Вслед за взрослым ребенок повторяет сочетания гласных звуков, четко их артикулируя.
  • Вслед за взрослым ребенок повторяет цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками.
  • Рифмовки – обманки

Ребенок внимательно слушает рифмовку-обманку и находит в ней «неправильное» слово. Затем с опорой на картинку заменяет его

« правильным », похожим по звуковому составу. (Приложение 9). Слова, которые называет ребенок, содержат только легко произносимые звуки раннего отногенеза. Трудно произносимые звуки в этих словах не встречаются.

Мы скатаем снежный ком

И построим куклам ТОМ. (ДОМ)

Говорит сосед — чудак:

Вырос в поле красный РАК. (МАК).

  • Рифмовки-перепутанки

 Ребенок внимательно слушает рифмовки-перепутанки и заменяет перепутанные слова.

Два танкиста едут в ... БАНКЕ. Деньги сохранились в ... ТАНКЕ.

Жаркий наступил ... ПЕНЕК. Маша села на... ДЕНЕК.

  • Вслед за взрослым ребенок точно повторяет рифмовки-трудноговорки. Звуки, из которых состоят все слова рифмовок, легко-произносимые (так называемые звуки раннего онтогенеза). Они, как правило, произносятся детьми правильно, но недостаточно отчетливо. Трудность воспроизведения рифмовок заключается для ребенка не в звуках, а в различных комбинациях слов, подобных, близких по звуковому составу. Несмотря на трудности фонематического восприятия рифмовок при определенной тренировке ребенок сможет воспроизвести их фонетически точно даже при сложной патологии звукового произношения.

Если при повторении рифмовок-трудноговорок логопед дополнительно обратит внимание на громкость и четкость речи ребенка, такое упражнение будет способствовать созданию не только фонематической, но и артикулятор-ной готовности к вызыванию звуков.

  • Будет бык, копыта будут. Бык тупогуб, не дуй-ка губ.
  • Битком набиты кибитки Никиты.

Составление упражнений по выделению на слух вызываемого звука речи среди прочих звуков С целью повышения уровня фонематического восприятия необходимо развивать у детей способность отличать вызываемый звук от прочих звуков речи (Р. Е. Левина, 1968). Опыт свидетельствует, что для создания фонематической готовности к вызыванию звука (например, ш) его следует стойко выделять среди звуков:

• далеких по артикуляции и звучанию (а, у, о, и, б, ж)

  • близких по артикуляции и звучанию (ф, т, х, с, ц, ч, щ).
  • вариантов искаженного произношения межзубного, ш бокового, ш носового, ш губно-зубного).

В ходе упражнений воспрятие фонем заостряется вплоть до различения их тончайших нюансов. Игра «Поймай звук ш»

-Хлопай, когда услышишь звук ш

А ш у ш о ш и ш б ж ш

Ф ш т ш х ш с ц ч ш ж ш

Ш межзубный, ш боковой, ш носовой, ш

 Далее работаем в слогах, в словах.

Звук  ЛЬ

Примерный звуковой ряд:

— М —Н—ЛЬ—А—У —О—ЛЬ—В—3—ЛЬ — ВЬ—МЬ—ЛЬ —X—НЬ —БЬ —ЗЬ и пр., далее в слогах ма-ля-ня-ле-лэ-лу-лю и т.д.

В словах

2.        Ребенок смотрит на картинку с изображением ЛЕНТЫ и внимательно
слушает ее название, произносимое взрослым.
Если картинка будет названа верно, ребенку следует сказать
да, неверно — нет. Таким же образом ребенок реагирует на произношение взрослым других слов со звуком ль в начале.

ЛЕНТА

Примерный ряд произносимых взрослым слов:

ента, вента, лента, лэнта, рента, рэнта, лента, жента, нента, лента, жента, дента, гепта, лента, йента и пр.

Несмотря на различия в глубине и системности речевых расстройств у детей в их этиологии и патогенезе коррекция фонетических нарушений на подготовительном этапе имеет общие закономерности. Другими словами, программы логопедической работы по устранению фонетических нарушений при различных речевых аномалиях могут существенно различаться, однако задачи, содержание, методы и приемы коррекции недостатков звукопроизношения для начального (пускового) этапа во многом совпадают.

Выражаю надежду, что материалы семинара принесут заметную пользу в деле эффективной коррекции фонетических нарушений у детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранняя профилактика фонетических нарушений у детей младшего возраста

В данной статье приведен собственный опыт выявления детей "группы риска"  3-4 лет по речевому развитию. Представлены  результаты мониторинга , выбор  приоритетных задач и направлений ...

Опыт работы по теме: «Коррекция фонематических нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития) средствами дидактических игр»

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Пр...

Коррекция фонетических нарушений

Данное пособие рассчитано на дошкольни­ков и младших школьников с различными де­фектами речи. При одних может быть нарушена только фонетическая сторона речи (дислалия, ФФНР), при других фонети...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ

Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи и в создании  у ребёнка готовности к вызыва­нию звука в различных её видах : психол...

Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей.

Данное пособие рассчитано на дошкольни­ков и младших школьников с различными де­фектами речи. При одних может быть нарушена только фонетическая сторона речи (дислалия, ФФНР), при других фонети...

Ткаченко Т.А. "Коррекция фонетических нарушений у детей"

Данное пособие рассчитано на дошкольни­ков и младших школьников с различными де­фектами речи. При одних может быть нарушена только фонетическая сторона речи (дислалия, ФФНР), при других фонети...

План работы по самообразованию «Коррекция речевых нарушений у детей с ТНР 6-7 лет (подготовительная группа), с применением нейрогимнастики»

План работы по самообразованию «Коррекция речевых нарушений у детей с ТНР 6-7 лет (подготовительная группа), с применением нейрогимнастики»...