Индивидуальное занятие по дифференциации звуков [с]-[с’] для детей 6—7 лет с тяжелыми нарушениями речи с использованием песочной терапии, а также наглядных, словесных и игровых приемов.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Гагарина Светлана Юрьевна

Представлены игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи, речевого дыхания, графомоторных навыков и обучение чтению. Ключевые слова. Дифференциация звуков, автоматизация звуков, фонематическая сторона речи, тяжелые нарушения речи, общее недоразвитие речи, песочная терапия. Предлагаемое индивидуальное занятие для старших дошкольников с использованием песочной терапии направлено на дифференциацию свистящих звуков, активизацию словаря по лексической теме «Транспорт».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков [с]-[с’] для детей 6—7 лет с тяжелыми нарушениями речи с использованием песочной терапии, а также наглядных, словесных и игровых приемов. Представлены игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи, речевого дыхания, графомоторных навыков и обучение чтению. Ключевые слова. Дифференциация звуков, автоматизация звуков, фонематическая сторона речи, тяжелые нарушения речи, общее недоразвитие речи, песочная терапия. Предлагаемое индивидуальное занятие для старших дошкольников с использованием песочной терапии направлено на дифференциацию свистящих звуков, активизацию словаря по лексической теме «Транспорт».

Задачи

Коррекционно-образовательные:

— активизировать и закреплять словарь по теме «Транспорт»;

— совершенствовать умения образовывать однокоренные слова, употреблять имена существительные в родительном падеже;

— автоматизировать звуки [с] и [с`] в слогах, словах и предложениях; — учить давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [с], [с`] и различать их;

— совершенствовать навыки чтения слов, слогового их анализа, составления предложений по картинке.

Коррекционно-развивающие:

— уточнять правильную артикуляцию звуков [с] и [с`];

— учить выделять звуки [с] и [с`] в словах;

— закреплять умение дифференцировать звуки [с] и [с`] в слогах, словах, предложениях, понятия: «звук», «слово», «предложение»; — развивать умения выделять позицию согласных звуков [с] и [с’] в словах, речевое дыхание, фонематический слух и восприятие, зрительное внимание, речевой слух, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, тактильные ощущения;

— совершенствовать навыки деления слов на слоги, выделения ударного слога в словах. Коррекционно-воспитательная: формировать речевое внимание, интерес к занятиям, навыки самоконтроля, самостоятельность, инициативность.

Оборудование: песочный стол, картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [с] и [с’], картинки с изображением транспорта*, магнитная азбука, домики из картона синего (для звука [с]) и зеленого (для звука [с’]) цвета, мишка с сердечком.

  1. Вводная часть Логопед с ребенком подходят к песочному столу. Логопед. Сегодня мы отправимся в волшебную Песочную страну. Нас встречает Гномик С. В Песочной стране песок сыплется: с-с-с-с-с-с-с, а песочек: сь-сь-сь. Ребенок пропускает песок сквозь пальцы и произносит звуки [с] и [с’]. Гномик С хочет поиграть с тобой в игру «Волшебные круги». Ребенок и логопед рисуют круги на песке и повторяют слоговые ряды. Молодец! Получились волшебные круги. Гномику С они очень понравились. А сейчас поиграем в прятки. Гномик С приготовил для тебя картинки. На песке лежат предметные картинки. Закрой глаза. Ребенок выполняет задание, логопед засыпает картинки песком. А теперь открой глаза. Гномик С спрятал картинки под песком. Сдуй его и назови изображенные на картинках предметы. Набирай воздух через нос, не поднимая плеч, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой. Ребенок выполняет задания. II. Основная часть Логопед. Молодец! Какие два звука встречаются в назва- 16 огопед Л № 10, 2018 новые формы работы ниях изображенных на картинках предметов? Ребенок отвечает. Скажи, пожалуйста, какие это звуки? Дай им характеристику. Ребенок. Звук [с] — согласный, твердый, глухой, на схеме обозначаем его синей фишкой. Звук [с’] — согласный, мягкий, глухой, на схеме обозначаем его фишкой зеленого цвета. Логопед. Правильно! А теперь помоги Гномику С разложить картинки по домикам. Предметы, в названиях которых есть звук [с], будут жить в синем домике, а в названиях которых есть звук [с’] — в зеленом домике. Ребенок выполняет задание. Молодец! Сейчас мы с тобой пошагаем по песочку. Пальчиковая гимнастика Логопед и ребенок читают стихотворение и на каждый ударный слог «наступают» указательными и средними пальцами на песок. По песочку шли, шли, Чудеса мы нашли. По песочку вновь пойдем, Снова чудеса найдем. Логопед. Звуки мы произносим и слышим, а буквы? Ребенок. Буквы мы пишем и видим. Логопед. Молодец! Посмотри, как пишется буква С. Логопед пишет букву С на песке. Обведи букву С. Ребенок указательным пальцем ведущей руки обводит букву С. Молодец! Гномик С никак не может научиться читать. Мы научим его? Ребенок отвечает. Логопед пишет слова на песке, а ребенок читает их. Хорошо! Гномик С приготовил для тебя буквы. Собери из них слово «песок». Ребенок составляет слово с помощью магнитной азбуки. Какие родственные слова ты можешь придумать к слову «песок»? Ребенок отвечает. Умница! А теперь помоги Гномику С разделить слова «песок» и «песочница» на слоги. Ребенок чертит слоговую схему слов на песке и выделяет ударный слог. Здорово! Гномику С очень интересно с тобой играть! Как ты думаешь, как называется местность, где вместо земли — песок, где нет ни реки, ни воды, ни деревьев, ни травы? Ребенок. Пустыня. 17 огопед Л № 10, 2018 новые формы работы Мастер-класс Логопед. Правильно! А сейчас подойди к столу. Посмотри, Гномик С приготовил для тебя картинки. Назови их одним словом. На столе картинки с изображением транспорта. Ребенок выполняет задание. Молодец! Помоги Гномику С отобрать транспорт, в названии которого есть звуки [с] или [с’]. Ребенок называет предметы, изображенные на картинках, отбирает те, в названии которых встречаются звуки [с] или [с’]. Хорошо! А сейчас разложи их по домикам. Если в названии изображенного предмета есть звук [с], положи картинку в синий домик, если звук [с’] — в зеленый домик. Ребенок выполняет задание и определяет позицию звуков [с] и [с’] в словах. А сейчас Гномик С поиграет с тобой в игру. Игра «Чего не хватает?» Логопед рисует на песке троллейбус. Ребенок называет все его части, а затем отворачивается. Логопед убирает какую-то деталь рисунка. Ребенок должен определить, чего не хватает, и дорисовать эту деталь. Логопед. Молодец! Веселые игры приготовил для тебя Гномик С. Составь, пожалуйста, предложение со словом «троллейбус» и начерти его схему на песке. Ребенок выполняет задания. III. Заключительная часть Логопед. Молодец! Тебе понравилось наше путешествие по Песочной стране? В какие игры мы сегодня играли? Ребенок отвечает. Гномику С так понравилось с тобой играть, ты многому его научил(а). В знак благодарности он дарит тебе мишутку с сердечком и будет ждать с нетерпением новой встречи. До свидания!

Список литературы:

Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии. СПб., 2002.

Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия: Метод. пособие для педагогов и родителей. СПб., 1988.

Инновации — в логопедическую практику: Метод. пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.Е. Громова. М., 2008. Сакович Н.А.

Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ПОЗНАНИЕ" ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

Математика является одним из важных и в то же время наиболее сложных для усвоения детьми учебных предметов, поэтому в современной педагогике и психологии значительное внимание уделяется проблеме подго...

Конспект логопедического занятия по теме "Звуки вокруг нас" для детей старшей, подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи.

Занятие содержит материал по развитию слухового восприятия у дошкольников 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития. Материал будет интересен логопедам, дефектологам, психол...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием пособия «Круги Луллия» на тему: «В мире профессий»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познаватель...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...

« Коррекционная работа по преодолению нарушений развития у детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами игровых тематических комплексов с использованием развивающего набора «Дары Фребеля»»

laquo; Коррекционная работа по преодолению нарушений развития у детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи  средствами игровых тематических комплексов с использованием развивающего набора «...

Логопедический проект "Говорящие картинки" (Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи)

Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....