Речевая студия "Весёлая грамматика" для детей 5-6 лет с ТНР в старшей группе комбинированной направленности
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Большое значение для формирования речи человека имеет грамматика. Она помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Своевременное формирование лексико-грамматического строя речи ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его важнейших психических процессов: мышления, памяти, восприятия, эмоций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

Детский сад «Буратино»

Принято

на педагогическом                                                            Утверждаю

совете № 1 от 26. 08. 2022г.                                             заведующий МБДОУ        

                                                                                             Белоярский   детский сад «Буратино»          

                                                                                             _________________ Сорокина  Т.В.  

                                                                                             Приказ №  124  

                                                                                             от 26.08.2022г.

Речевая студия  «Весёлая грамматика»

для детей 5-6 лет с ТНР  старшей  группы комбинированной направленности

Срок реализации  2022-2023 учебный год

Составитель: учитель-логопед

Трофимова Т.В.

    Большое значение для формирования речи человека имеет грамматика. Она помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Своевременное формирование лексико-грамматического строя речи ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его важнейших психических процессов: мышления, памяти, восприятия, эмоций.

   Анализ стартовой диагностики в старшей группе комбинированной направленности «Ягодки» показал, что 47% детей имеют «низкий» уровень развития лексико-грамматического строя речи. У   53,3% детей выявлена низкая граница «среднего» уровня.   Для детей данной группы характерна, сниженная способность воспринимать различия грамматических элементов речи, что ограничивает их возможности и способности, необходимые для продуктивного и творческого применения конструктивных элементов языка в процессе речевого высказывания. Словарь ниже возрастной нормы.  У детей прослеживаются стойкие аграмматизмы. Они затрудняются образовывать приставочные глаголы, относительные и притяжательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, нарушено согласование существительных в роде, числе и падеже и т.д. Трудностью в овладении грамматической стороной речи является ещё и то, что ребенок не осознает  грамматических значений слов и  употребляет их интуитивно. Анализ детских высказываний показывает, что в воспринимаемом и воспроизводимом речевом материале ребенок до определенного момента вычленяет только план общего содержания, сосредоточивая внимание лишь на общем смысле слова, лексическом его значении. Грамматические же средства языка остаются вне сферы его восприятия. Вопрос развития лексико-грамматических категорий беспокоит и родителей  детей посещающих старшую группу комбинированной направленности «Ягодки».

            Из выше сказанного логично следует мысль о том, что необходима эффективная, системная работа по формированию и дальнейшее развития лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР.

    Одним из перспективных средств в этом отношении я выбрала   речевую студию «Весёлая грамматика», основанную на ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Дети в игре берут для себя то, что нудно для коррекции собственной речи. В этом заключаются особенности и возможности игры. В речевой студии я  лишь  направляю ребенка при необходимости.

    Моя работа  в речевой студии “Веселая грамматика” ведётся в трех главных и взаимосвязанных направлениях.

  • Первое - развитие и совершенствование грамматического строя речи родного языка.
  • Второе - уточнение и активизация словаря дошкольников в соответствии с лексическими темами.
  • Третье - использование дидактических игр и игровых приемов., многофункциональных пособий

    В речевой студии я  используются различные дидактические игры, многофункциональные пособия. Они позволяют мне  закреплять и уточнять словарь, помогают образовывать и изменять слова, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Многофункциональные пособия позволяют мне сделать коррекционную работу более интересней, разнообразней, увлекательней.

Актуальность речевой студии заключается в необходимости расширения и активизации словарного запаса, освоения и  использования в практике грамматического строя речи как эффективного средства развития языковой способности.

Цель речевой студии:

Создание социальной ситуации развития  для формирования лексико-грамматического строя речи, устранения речевых недостатков и совершенствование речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Задачи:

  1. Создать условия для совершенствования грамматического строя речи.
  2. Обогащать и накапливать словарный запас детей.
  3. Развивать связную речь детей и речевое общение в процессе игровой деятельности.

Продолжительность реализации речевой студии– 1 год.

    Реализация плана работы  1 раза в неделю. Форма работы - фронтальная.

Продолжительность - 20 мин. Общее количество  в год – 31.

    Результатом  работы речевой студии  является итоговая диагностики в старшей группе комбинированной направленности «Ягодки»  работы за год. При составлении плана работы  в речевой студии я учитывала реализацию межпредметных связей по образовательным областям:

  • «Социально-коммуникативное развитие». Использование   художественного слова, пословиц, поговорок, стихов, сказок. Включение детей в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
  • «Познавательное развитие». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, совместной деятельности по ознакомлению с окружающим (люди, природа, окружающий мир)
  • «Художественно-эстетическое развитие». Работа с репродукциями картин, иллюстрациями, имеющими связь с темой занятия. Использования музыкального оформления для создания настроения, выражения собственных чувств.
  • «Физическое развитие». Использование физминуток, самомассаж и т.д

В речевой студии прослеживается:

совместная деятельность учителя-логопеда и детей

  • заучивание стихов, загадок по лексическим темам;
  • рассказы учителя-логопеда, чтение детской литературы, рассматривание картин, детских иллюстраций;
  • работа с карточками, схемами;
  • игровая деятельность.
  • игры-эксперименты

совместная деятельность детей и родителей

  • составление описательных рассказов;
  • придумывание загадок;
  • нахождение дополнительной информации;

Совместная деятельность между детьми

  • проговаривание последовательности действий при выполнении заданий;
  • экспериментирование со словом;
  • обмен мыслями, знаниями.
  • работа в подгруппах

Взаимодействие с педагогами ДОУ:

консультация для педагогов;

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей:

  • Консультации для родителей;

  • В итоге логопедической работы дети должны уметь:

-  правильно задавать вопросы к словам предметам и словам - действиям;

- соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;

- узнавать по словесному описанию знакомые предметы;

- правильно  употреблять все формы косвенных падежей существительных в единственном числе: винительного, родительного, дательного, творительного ,предложного, дательного;

- правильно согласовывать числительные и прилагательные с существительными;        

- согласовывать местоимения с существительными;

- правильно использовать приставочные глаголы;

- подбирать несколько определений к предметам и объектам и включать их в предложение;

- понимать и использовать некоторые предлоги в речи;

- подбирать слова – антонимы к предметам;

- дифференцировать  понятие «слово» и «предложение»;

- составлять  предложение с определенным количеством слов;

- отвечать на вопрос предложением из 4-5 слов;

- пересказать и составить рассказ по демонстрируемому действию;

- составит рассказ описание, по серии сюжетных картин, по картине;        

- отбирать для высказывания слова в рамках словарного запаса соответствующие возрасту;

- строить грамматически правильные высказывания;                                                

- понимать предметно – содержательную сторону высказывания;                                

- работать в коллективе, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

  • Должны знать:

- условное обозначение слово, предложение;                                                        

- знать и свободно общаться на все изучаемые лексические темы;                        

- художественные и литературные произведения, изучаемые в рамках программы по развитию  речи;                                                                                        

- события, происходящие в окружающей жизни;                                                

- знать и пересказывать стихи, рассказы пословицы поговорки, загадки и т. д.

В приложении  № 1 представлено «Комплексно-тематическое планирование в речевой  студии «Веселая грамматика»  в старшей группе комбинированной направленности

В приложении №2  представлен план работы речевой студии “Веселая грамматика”. Он охватывает три периода, задания и дидактические игры по развитию лексико-грамматических средств языка, которые соответствуют тематическому планированию на неделю.

Литература

  1. Громова О.Е. Инновации - в логопедическую практику. - М.: Линка-пресс, 2008.
  2. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 2004г
  4. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Союз, 2001.
  5. Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. - М.: Айрис-пресс, 2007.
  6. Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  7. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.Л. Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе комбинированной направленности для детей ОВЗ (нарушение речи) «Бал комнатных растений»

Выявить уровень сформированности связной речи через составление описательных рассказов по схеме (употреблять предложения разных конструкций, четко проговаривать все автоматизированные звуки в речи). Р...

План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилинографию в условиях внедрения ФГОС».

План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилин...

Картотека. Пальчиковая гимнастика для детей старшей группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.

Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована  в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития речи, улучшения прои...

Картотека подвижных игр с речевым сопровождением для детей старшей группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.

Предлагаемая Вашему вниманию картотека подвижных игр с речевым сопровождением может быть использована  в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития речи, улучшения...

Статья "Роль наглядного моделирования в развитии речи детей старшего возраста с ОНР" воспитателя старшей группы комбинированной направленности с ОНР Грачевой Нелли Николаевны

Главная задача каждого педагога - подготовить детей к школе. Наглядное моделирование помогает детям развивать память, внимание, творческое воображение, активизирует связную речь, обогащает словарь. За...

Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми  нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...