Открытый урок логопедического занятия Лисонька – Лиса
статья по логопедии (средняя группа)

Фролова Ирина Александровна

Статья о проведении урока на автоматизацию звука "С"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_logopedicheskogo_zanyatiya_lisonka_-_lisa.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Открытый урок логопедического занятия Лисонька – Лиса»

Цели и задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить слуховой образ звука [С],
  • автоматизировать звук [С] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и чистоговорках.
  • научить анализировать артикуляцию звука и давать ему характеристику.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать общую моторику, используя физминутку,
  • работать над развитием артикуляционной моторики,
  • развивать фонематический слух,
  • закреплять умение согласовывать имена существительные с прилагательными.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать желание говорить правильно и красиво,
  • побуждать интерес к логопедическим занятиям,
  • воспитывать у детей активность на занятии.

Оборудование: зеркала, таблица моделирования и дифференциации артикуляционных укладов, компьютер, флажки, полоски с буквами, карандаши по количеству детей.

Ход занятия:

Логопед: здравствуйте дорогие ребята! Для того, чтобы четко произносить звуки, нужно ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику для языка и губ, стараться и не лениться.

(Картинки артикуляционных упражнений выводятся на экран).

Вместе с логопедом дети выполняют артикуляционные упражнения: «Трубочка-улыбочка», «Обхватушки-завертушки», «Сильный ветер».

Логопед: ребята, сегодня мы научимся правильно произносить звук, а какой именно, вы узнаете сами, если отгадаете, какого зверя задумал нарисовать художник. И так, сосредоточьтесь, будьте внимательны.

(На экране появляется лисий хвост, рыжие ушки, часть лисьей шубки).

Изображения сопровождаются голосом со словами:

«Рыжий мех и хвост пушистый,

Острожный шаг в лесу.

Прячет хитрая (не скажу кто…)

До поры свою красу…»

Дети: это же Лиса!

(На экране, после правильного ответа появляется изображение лисички).

Логопед: верно, ребятки. Вы правильно угадали этого чудесного зверька, это Лиса! Ребята, наша рыжая приятельница очень любит загадки, и сейчас мы их разгадаем.

А хитрей плутовки нет.

Знает целый белый свет.

Все обнюхала леса,

Это рыжая...

По снежку зимой бежала,

И следы все заметала.

Рыжий мех, а хвост – краса!

Подскажите, кто? …

Хвост пушистый бережёт

И зверюшек стережёт:

Знают, рыжую в лесу –

Очень хитрую...

Логопед: в слове «лиса» четыре звука, назовем вместе третий звук «лисссса». Сегодня будем учиться четко и правильно произносить слова со звуком [С]? И в этом нам поможет наша гостья — Лисичка. Появляется аниматор Лисичка, вместе с ребятами Лиса произносит звуки, выполняет задания урока.

Лисичка: крр — крр, тяфф – тяфф, фырр – фырр, здравствуйте ребятки! Как же мне приятно, что вы с такой легкостью меня узнали и загадки угадали. Я хитрая лиса, но даже у хитрых лисичек есть свои неприятности! Я не умею, я забыла, я не знаю, как правильно произносить звук «С» (пытается произнести звук, не получается) Вы мне поможете, друзья?

Дети: конечно, поможем! Присоединяйся к нам!

Логопед: ребята, произнесём вместе с Лисичкой звук [С]. Что вам этот звук напоминает? (Ответы детей – свист, воздух из шарика и т.д.). Молодцы, вы все правильно.

Логопед: посмотритесь пожалуйста в зеркало, возьмите в руки карточки, которые находятся с вами рядом. (Зеркала, заготовленный материал в виде схем – карточек расположен на столе).

(Согласно схеме, дети разбирают и показывают по подражанию совместно с логопедом и Лисой артикуляцию звука[С]:

Схемы артикуляционного уклада:

  • губы растянуты в улыбочку;
  • зубки сближены;
  • кончик языка находится за нижними зубами;
  • посередине языка идет сильная, холодная, воздушная струя;

Логопед: запомним звук [С] — согласный.

Ребята мы с вами определили, что звук [С] — согласный.

Но каким цветом мы его нарисуем? Синим или зеленым? Верно, синим.

Логопед: скажите, мне, пожалуйста, из каких элементов состоит буква «С»? (из полукруга). На что похожа буква? (Ответы детей)

Логопед: проверим, насколько хорошо, вы запомнили букву «С»?

(каждому ребенку раздает бумажные полоски с буквами)

Логопед: Ребята, у каждого из вас есть бумажные полоски с буквами, нужно среди них найти букву «С» и ее подчеркнуть или обвести. (Индивидуальное выполнение задания)

Логопед: Давайте покажем нашей Лисичке (аниматору), как вы умеете сидеть тихо и внимательно слушать. Я буду называть звуки, а вы, если услышите звук «С», поднимите флажки: Ц, С, Ш, С, П, Ч, Р, С.

Логопед: А сейчас, вместе с Лисонькой пришло время выполнить разминку. С помощью лесных друзей, появляющихся на экране, мы немного повеселимся.

(Внимание на экран)

Раз — присядка,

Два — прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята, как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну, и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (переступание c ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало – Начинает все сначала!

(развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

Логопед: Ууууух, Вы ребятки, молодцы, продолжаем дальше наше увлекательное занятие.

На экране появляются слоговые дорожки типа для отраженного повторения:

са-са-са,

су-су-су,

сы-сы-сы,

со-со-со.

Дети по цепочке прочитывают слоги.

Са-са-са — это хитрая (лиса).

Су-су-су — и живет она в (лесу).

Сы-сы-сы — много дел у (лисы).

Со-со-со — она крутит (колесо).

(Во время проговаривания слов на экране появляются картинки со словами для дальнейшего формирования глобального чтения)

Логопед: Лисичка благодарит вас, ребята, за интересную работу. Вы все старались и поэтому, каждый из вас получает в подарок игрушку лисичку. На этом, ребята, наше занятие подошло к концу.

В заключении хочется рассказать и поделиться информацией о важном в сфере развития ребенка, о его эмоциях.

Истинная радость –

дело серьезное!

Сенека

Эмоции являются особым классом субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, различных ощущений человека к миру и людям, процесс и результат его практической деятельности.

Дошкольный возраст — достаточно короткий период и быстро переходящий на следующий этап взросления, поэтому очень важно именно в это время заложить значимые основы личности. Одной из таких основ является эмоциональная сфера. Эмоциональное воздействие на ребенка осуществляется при помощи известных и отработанных средств коммуникации. Среди них такие, как использование сюжетно-ролевых игр, с развитием воображения, прослушивание музыки, использование мимических этюдов (далее артикуляция), а также чтение сказок и рассказов, позволяющих вызвать эмпатию, а именно способность к сочувствию и понимаю переживаний и эмоций других людей. Знаковые качества, заложенные в каждом ребенке, его активность, стремление к самостоятельности, настойчивость, гибкость, отзывчивость, толерантность, впечатлительность и эмоциональность, ведут к развитию его талантов, и как следствие, влияют на формирование характера.

Образовательная деятельность дошкольника напрямую связана с его мироощущением и эмоциональной сферой. Если ребенок откликается на комическую ситуацию, значит данная ситуация дает возможность наполнить сферу развития и, тем самым обеспечить процент успеха для дальнейшего образовательного процесса. Восприятие окружающего мира, действительности в целом, для ребенка является отправной точкой, здесь и элемент доверия, и желание быть услышанным, замеченным, найти способность раскрыться и главное чувствовать себя в зоне комфорта. Такая задача, на мой взгляд является одной из приоритетных. И чтобы добиться желаемых результатов повышения образовательной деятельности следует соблюдать отдельные, неуставные правила, они просты. Во-первых, договоренность и свобода, во-вторых, эмоциональная отдача и взаимодействие с ребенком, и, в-третьих, желание творить совместное.

Для этого обратимся к театрализованным действиям. Не секрет, что благодаря театру, мы начинаем размышлять, меняться и подражать героям со сцены. Наши дети любят кукольные представления, театры юного зрителя, ростовых персонажей и аниматоров. Последние являются самыми распространенными и «своими». Их можно потрогать, исполнить совместный танец, вдоволь насмеяться, остаться счастливым. Аниматоры рядом, на расстоянии вытянутой руки. Они не просто гости, они участники праздника. Театрализация всегда была и будет успешным проектом в освоении навыков и приобретении опыта для дошкольника. Главной целью театрализованной деятельности на логопедических занятиях является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и развитие мотивации на устранение собственных речевых дефектов. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомима), психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память), речь (монолог, диалог, рассказывание стихов, сказок), творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль, участвовать в минисценках и небольших спектаклях).

Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью логопедической работы. Она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звуков, но и для развития у детей воображения, внимания, а также для ощущения полной свободы. При ее выполнении можно применять в работе сказочные сюжеты. Так как дети лучше усваивают информацию, представляемую в игровой форме, лучше не заниматься, а играть с язычком: действия аналогичны, но мотивация совсем иная. Артикуляционная гимнастика легче всего воплощается в театральных формах (покажи, как лисичка тявкает, волк скалит клыки…, как дышит собачка, высунув широкий язычок, как кошечка шипит и т.д…)

Ни для кого не секрет, что любой ребенок тянется к ярким, насыщенным, позитивным эмоциям. Почему ребенок шалит и хулиганит? Совсем не по тому, что он плохой. Ответ кроется в нашем мозгу, а именно в получении эндорфина, в простонародье — гормона радости. Количество и скорость секреции данного гормона варьируется в зависимости от состояния человека. Когда мозг распознает благоприятные явления, начинается синтез по выделению данного нейрохимического вещества, влияющего на настроение ребенка, прилив энергии и мотивацию. Ссылаясь на психологические особенности детей, основные трудности в поведении и общении ребёнка связаны с кризисом 3-летнего возраста, это упрямство, строптивость, конфликтность и др., но постепенно кризис уходит в прошлое, а далее любознательность, активность и познание мира через ощущения и эмоции заполняют большую часть продуктивного воображения.

Каждый ребенок — это сосуд наполненный безграничными, уникальными способностями, восприятием, чувственностью, любовью. Хвалите его, но делайте это осознанно, журите, но без лишней агрессии, криков и сравнений с другими детьми. Ответные реакции на похвалу или критику помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Ссылаясь на автора теории «Эмоционального интеллекта» Дениела Гоулмана, утверждающего о тои, что жизненный успех зависит не только от уровня интеллекта, но и от хорошего умения управлять собственными эмоциями. А понимая свои эмоции, человек будет чувствовать и осознавать эмоции других.

Но самое важное, это помочь духовно формирующейся личности дошкольного возраста проявлять себя, быть уверенным в любой ситуации и помнить, что все обязательно получиться, главное верить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого и логопедического занятия «Игра – путешествие по сказкам А.С.Пушкина»

Конспект открытого и логопедического занятия «Игра – путешествие по сказкам А.С.Пушкина»Подготовила учитель – логопедШолохова М.А. МДОУ д/с № 47 г. Старый ОсколПредварительно перед игрой детям даются ...

Открытый урок. Тема занятия: « Путешествие по волшебному лесу. К ШКОЛЕ ГОТОВ!»

Конспект индивидуального обобщающего логопедического занятия по коррекции общего недоразвития речи у дошкольников для подготовительного к школе возраста (6-7 лет)....

Самоанализ открытого группового логопедического занятия в старшей логопедической группе.

Занятие проводилось с детьми c диагнозом ФФНР. Занятие по теме «Автоматизация звуков «С-З» в слогах, словах, чистоговорках, предложениях» Занятие  занимает важное место в системе занятий по изуча...

Конспект открытого фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности в рамках Дня открытых дверей. Тема: "Перелётные птицы"

Подробный конспкет комплексного логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности с активным участием родителей. Будет интересен учителям - логопедам, воспитателям дошкольных обра...

Открытое подгрупповое логопедическое занятие с использованием коррекционных логопедических игр. Тема: «Весело играем – звук «Р» мы закрепляем.»

Открытое подгрупповое логопедическое занятие  с использованием коррекционных логопедических игр.  Тема: «Весело играем – звук «Р» мы закрепляем.»...

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия с детьми 6-7 лет «Путешествие в город правильной речи» на логопедическом пункте детского сада.

Цель: Формирование у детей словарного запаса, достижение умения изъясняться полными предложениями и выражать свои мысли....