Педагогический проект "Буквоград"
проект по логопедии (подготовительная группа)

Буйских Ольга Сергеевна

С целью закрепления полученных, за учебный год, знаний и развития творческих, проектных навыков на летний период учитель-логопед совместнос воспитателем разработали и реализовали педагогический проект, под названием "Буквоград".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvograd.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 41 «Петушок» комбинированного вида

Педагогический проект для детей логопедической

 группы на летний период

Разработчики: Учитель логопед -  Буйских О. С.

                             Воспитатель – Островских М.А.

2023 год

Актуальность

  В конце учебного года мы подводим итоги работы, отмечаем достижения детей, определяем перспективу на следующий период работы.  Впереди, пожалуй, самый ответственный этап работы для всего коллектива ДОУ ведь  уровень подготовленности детей к школе является ключевым параметром  качества образовательной услуги, как для педагогического сообщества города,  так и для  родителей наших воспитанников. А работы, судя по итогам диагностического обследования на конец учебного года, предстоит много. Одной из самых проблемных образовательных областей, с учетом специфики нарушений у наших воспитанников, является речевое развитие.   С целью координации  взаимодействия между специалистами, педагогами, детьми  и родителями по коррекционно – развивающему направлению  на летний период   был разработан проект «Буквоград».

  Лето замечательное время года ведь наибольшее количество времени дети проводят на улице, что позволяет педагогам расширить образовательное пространство, использовать больше материала для экспериментирования  и  детского творчества. Главных задач педагога – создать определенную образовательную среду, которая даст ребенку возможность слышать, видеть, осязать, познавать окружающий мир и себя.

   Дети с тяжелыми речевыми нарушениями нуждаются не только в регулярной речевой практике, но прежде всего в установлении сенсорно-вербальных ассоциаций, которые формируют семантическое поле языкового сознания. Поэтому, в работе с детьми мы используем методы сенсорной интеграции,  которая является фундаментом более сложной интеграции, необходимой для развития речевых навыков, овладения грамотой, навыками учебной  и проектной деятельности.

 Погружая детей в удивительный мир звуков через тактильные, вкусовые ощущения, экспериментирование с различными по фактуре материалами мы обеспечили процесс накопления ребенком активного словаря, развития артикуляционной моторики, фонематического слуха.

 Не менее актуальна и  проблема ранней профилактики дисграфии при подготовке к школьному обучению и коррекция возможных отклонений.

Буквы с рельефными рисунками имеют большое значение для развития воображения, представлений и речи ребёнка. С помощью тактильно-двигательных ощущений складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположение их в пространстве, качестве различных материалов. При восприятии и обследовании букв их яркие цвета, оттенки, чёткие контрасты стимулируют ребёнка использовать зрительный анализатор, упражняя совместную работу глаза и руки. Совершенствуется моторно-зрительная координация, укрепляются межполушарные связи, что важно при профилактике дисграфии у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Поэтому в процессе реализации проекта мы активно использовали игровые приемы, тренажеры для закрепления навыков печатания букв и слов.

С целью  поддержания и развития детской инициативы и творчества мы предоставили возможность детям самостоятельно  придумывать названия улиц, выбирать  материалы по их оформлению, допускали лингвистические эксперименты, приветствовали попытки стихосложения, сочинительства.

Цель проекта:

Реализация коррекционно – развивающих задач обучения грамоте и развития речи посредством сенсорной интеграции в логопедической группе для детей с ТНР

Коррекционные задачи:

  • Развивать навыки чтения, актуализировать знания детей о буквах алфавита.
  • Совершенствовать уровень грамматического строя речи.
  • Активизировать и обогащать словарный запас.
  • Закреплять правильное звукопроизношение. Продолжить формировать цветоразличительную и форморазличительную функцию глаза.
  •  Развивать тактильно-двигательные ощущения для профилактики дисграфии.

Развивающие задачи:

  • Развивать мыслительные процессы: обобщение, анализ, сравнение, классификация.
  • Концентрировать зрительное и слуховое внимание.
  • Совершенствовать  сенсорное, фонематическое,  тактильно-двигательное, восприятие.
  • Развивать координацию движений, общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
  • Развивать проектные умения и навыки сотворчества и сотрудничества.

Воспитательные задачи:

  • Приобщать к творческой деятельности через участие в создании коллективной работы.
  • Воспитывать интерес и внимательное, бережное отношение к продуктам детской и  совместной деятельности.
  • Воспитывать культуру собеседника.

Содержание работы:

Работа с детьми:

Обратив внимание на проявление  заинтересованности у детей к   картам и панорамным изображениям городов, мы решили предложить им создать карту – панораму своего фантазийного города используя определенный алгоритм:

  • название улицы и её обитатели  должны начинаться на определенную букву;
  • работа с «Толковым словарем» - новые слова и их толкование;
  • чтобы «открыть улицу» и получить приз, нужно выполнить определенные задания (напечатать слова, с помощью речевого конструктора составить правильные словосочетания, разгадать ребус, кроссворд, повторить чистоговорку, составить рассказ, сочинить стишок);
  • вопедагогами  к  каждой улице подбирается литературный текст  после прочтения, которого дети выделяют слова на заданную букву, воспитатель создает условия для  обогащения и активизации словаря, побуждая к пересказу, к введению слов (словосочетаний) в игровую деятельность.
  • После «открытия» улицы дети в роли экскурсовода представляют её родителям или детям других групп.

 Совместно с педагогами дети придумывают название улицы на заданную букву, подбирают картинки с изображением возможных жителей  (животные, люди разных профессий, предметы и т.д.) поощряются попытки детей самостоятельно изобразить предмет на данную букву, или саму букву.  А так же в ходе выполнения работы придумывают истории, стихи с использованием слов на заданную букву. Подбирая слова на заданный звук, у детей развивается фонематический слух, способность определять место звука в слове. В ходе исследования свойств материалов и экспериментирования с ним, дети приобретают сенсорный опыт, устанавливают сенсорно-вербальные ассоциации, которые формируют семантическое поле языкового сознания. Учатся общаться, обосновывать свой выбор, делать выводы, искать и находить творческие решения.

Работа с родителями:

Родители,  получая информацию о деятельности в ДОУ, закрепляют полученную информацию и детский опыт в домашних беседах, совместно с детьми (в домашних условиях) тоже могут поучаствовать в подборе картинок, слов на заданную букву, стихов, рассказов.  Родителям предоставляется информация о предстоящей и текущей деятельности в группе и видеоотчеты о результатах.  Родителям предоставляется возможность в вечернее время поучаствовать у «строительстве» улиц. Все работы вывешиваются на прогулочной веранде. Наиболее активные семьи тоже получают игровые бонусы в виде призов.  Такая совместная деятельность позволяет родителям получить ряд практических подсказок о приемах обучения грамоте,  мотивации к развитию навыков чтения и письма, развития речевых навыков.

Планируемый результат:

 В ходе реализации проекта дети  более успешно освоят содержание программы  по разделу «Обучение грамоте». Данная деятельность будет способствовать  навыков речевого и социально-коммуникативного развития,  моторно-зрительной координации, укреплению межполушарных связей, что важно при профилактике дисграфии у детей с тяжёлыми нарушениями речи; проектных, творческих и коммуникативных навыков и умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»

В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...

Отличие педагогического взаимодействия в традиционном педагогическом процессе ДОО и педагогическом процессе, строящемся на основе технологии сопровождения.

Примеры взаимодействия педагога с детьми иллюстрирующие отличия традиционного педагогического процесса и педагогического процесса построенного на принципахсопровождения и поддержки....

Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»

Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....

Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогическое эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу."

Я воспитатель! Этим я горжусь.И в этой жизни делаю немалоЯ за ручонку детскую держусьИ в мир веду, чтоб им спокойней сталоУчу детей быть добрыми простымиИ делать мир прекрасней с каждым днем.Что бы к ...