Развитие речи детей в норме до трёх лет
консультация по логопедии (младшая группа)

Турунтаева Екатерина Михайловна

Знание закономерностей речевого развития детей необходимо для правильной диагностики нарушения речи. Так, некоторые специалисты порой направляют трехлетних детей к логопеду для устранения недостатков произношения звуков. Правильно ли это? Нет, потому что даже при нормальном речевом развитии ребенку в данном возрасте полагается произносить некоторые звуки неверно. Это явление, называемое физиологическим косноязычием, совершенно закономерно и обусловлено      еще   недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_23.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей в норме до 1 года

Первый год жизни ребенка является как бы подготовительным этапом. В этот период у младенца развивается зрительное и слуховое сосредоточение (он прислушивается к звукам речи), отыскивает и сосредоточивает свое внимание на источнике звука, на лице говорящего); развивается понимание речи; в процессе гуления, лепета идет интенсивное развитие артикуляционного аппарата. Общение между ребенком и взрослым строится в основном на эмоциональной основе, а с появлением первых осмысленных слов – и с помощью речи.

Развитие речи детей в норме до 2 лет

К концу второго года речь малыша хоть и становится основным средством общения, однако еще далека от совершенства. Для нее характерны: бедность словарного запаса, частое употребление облегченных слов («бай-бай» вместо «спать»); употребление лишь тех названий и предметов, игрушек, с которыми ребенок постоянно действует; отсутствие правильных грамматических связей между словами; нечеткое произношение длинных слов; отсутствие многих звуков.

Развитие речи детей в норме до 3 лет

На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребенком словаря, увеличивается число существительных, обозначающих как предметы ближайшего окружения, так и других, которыми малыш часто (но непостоянно) пользуется; в своих высказываниях ребенок употребляет почти все части речи, овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка, начинает согласовывать прилагательные с существительными,        использует        простые распространенные предложения(подул ветер), бессоюзные сложносочиненные предложения( стало совсем темно). В общении со взрослыми малыш все реже и реже употребляет звукоподражательные слова, односложные предложения.

В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.

В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш укрепляет и артикуляционный аппарат.

Универсальной причины, объясняющей задержку речи у современных детей, нет. Но определенно можно сказать, что в основе любой проблемы всегда будут две составляющие — биологическая и социальная. И родительское влияние на ребенка с самого раннего детства — всегда ключевой фактор его развития.

Но парадокс заключается в том, что, сами того не понимая, взрослые «закрепощают» речевое развитие своего ребенка. И, к сожалению, мы часто сталкиваемся с наблюдением, что при прочих равных условиях дети из разных семей будут иметь совершенно различный уровень навыков речи. И успех овладения речью у этих детей также будет разным. Почему?

Попробуем разобраться.

Причина №1 — Гиперопека

В «Детскую академию речи» заходит мама с ребенкомРебенок молчит. В помещении тепло и мальчик начинает стягивать шапку. «Жарко? — тревожится мама. – Стой, я тебе помогу. Хочешь пить? Конечно, хочешь. Не холодная? Холодная, дай разбавлю». Во время этого «диалога» взгляд (у обоих) падает на витрину с игрушками. «Чего тебе хочется, машинку?» Мальчик протягивает пальчик

к машинке. Сам ли принял решение? Или привык признавать чужой выбор? «Возьми красную, ты же красный больше любишь (то ли вопрос, то ли утверждение на конце фразы)».

Любовь этой мамы столь всеобъемлющая, что она понимает своего сына без слов. В этом и заключается ответ на вопрос «Почему ребенок не говорит.

Пример классической педагогической запущенностиребенку слова не нужны, в них нет никакой надобности. Родители предугадывают желания малыша. Они не дают ему даже попытки самостоятельно ответить на вопрос. Но хуже того, что через какое-то время вопросы просто перестают возникать.

Причина №2 — Тревожность

Администратор в качестве знакомства протягивает ребенку леденец. Мальчик запихивает конфету в рот и тут же начинает давиться. Папа пружиной подскакивает

к ребенку и трясущимися руками выбивает лакомство изо рта. После того как все успокоились и все закончилось хорошо, выясняется, что мама с момента рождения

малыша пребывает в смертельной, удушливой панике, что ребенок может когда-нибудь подавиться. Она перемалывает, трет на терке любую пищу. Даже котлеты. Малыш никогда не держал в руках морковь, не грыз яблоко. Он никогда не сосал леденец. Ему два с половиной года.

У мальчика элементарно не были развиты мышцы речевого аппарата. Он вообще не понимал, как они должны работать, как ими пользоваться. Он просто физически не мог говорить.

Причина №3 — Ревность родителей

«Пойдем-пойдем, не бойся, тебя здесь никто не обидит», — мама ведет на занятия к логопеду маленькую дочь. И уже после занятий«Ты моя бедная, иди, я тебя пожалею».

Чужой человек — потенциальное зло. «Он может обидеть» звучит на грани «он обязательно бы обидел, но мама берет ситуацию под контроль». Фраза после занятий «иди, я тебя пожалею» убеждает ребенка в правильности своих подозрений. Малыш непроизвольно считывает: если здесь мама его защищает — значит, там его обижали.

Такой ребенок не сможет набраться опыта социализации, из лучших родительских побуждений он не допущен к общению, среда априори настроена к нему агрессивно.

Модель, которую транслирует мама«Мир враждебен, он несет проблему». Подсознательная реакция ребенка : «Я не буду с этим миром общаться». Но это еще не все. Своим сочувствием ребенку после трудной работы родители программируют кроху на то, что там, где его заставляют трудиться, его обижают. Занятия по развитию речи, конечно, пойдут ребенку на пользу, но не в том объеме, в котором хотелось бы взрослым.

Причина №4 — Заниженная самооценка родителей

На диагностике перед курсом «Запуск речи» специалист просит ребенка выполнить задания. Не успевает мальчик обвести карандашом круг, как папа кидается к нему на помощь«Не так делаешь, надо так»Попытка выполнить следующее задание также проваливается«Опять не то, разве не видишь? Надо вот так».

Родители с низкой самооценкой (а это именно она) неумышленно считают, что их собственные способности (не рисовать, конечно, — воспитывать) оцениваются через призму того, насколько хорошо их ребенок умеет справляться с заданием. Они подсознательно сливают в одно целое себя и своего малыша. И несовершенная речь ребенка в представлении таких родителей — не что иное, как проявление «некачественной» работы, прежде всего их собственной. Такие родители все берут на себя: подсказывают, помогают, доделывают. В итоге ребенок перестает развиваться, теряет интерес к познанию, собственному опыту. Сначала оказывается в ситуации неуспеха, потом — безразличия к ней.

Причина № 5 — Психологическое запугивание

Снова диагностика. Скромная, с тихим голосом мама рассказывает специалисту, что четырехлетний мальчик не говорит, заторможенный, стеснительный. В кабинет заходит папа, начинается тестирование, ребенок пытается выполнить первое задание. «Ты что глупый? Не понимаешь?» — реплика отца.

На первый взгляд эти две истории очень похожи — родители не верят в своих детей. Но если в предыдущем случае папой двигало чувство благородное (так ему казалось, то в этом ситуация гораздо хуже. Отец ребенка не только в него не верит, но и утверждается за его счет. Делает это грубо. Ребенок, конечно, имеет право в 4 года многого не понимать, не уметь, не знать. Но при таком подходе он и не захочет ничего ни понимать, ни оспаривать свои права. Его единственное желание — забиться в угол и молча перетерпеть. Ключевое слово — «молча», так как, подав в такой ситуации голос, он только спровоцирует взрослого на еще большую агрессию (которая самим родителем оценивается как проявление досады, не более).

Причина №6 — Протест из-за чрезмерного давления со стороны взрослых

«Скажи…» «Повтори…» «Скажи…» «Повтори…» Бабушка трехлетней девочки настраивает внучку на занятия. Ребенок уже занимался в логопедическом центре. Не пошло. Пришли пробоваться к нам.

Обычно такой «педагогический» прием присутствует там, где уже проявились признаки задержки речевого развития. В основе такого поведения в данной ситуации родственников (а мы, к сожалению, наблюдали такой метод коррекции речевого отставания и у коллег) лежит желание научить ребенка разговаривать. Однако ребенок, не владеющий навыком речи, которого бесконечно «тюкают» заходом «скажи-повтори», может выразить свой протест одним единственным способом — молчать. В логопедии такое речевое «замыкание» ребенка называется «речевой негативизм».

Ребенок ни в коем случае не должен осваивать навык речи из-под палки. Самый продуктивный способ учиться говорить — в ролевом взаимодействии, во время игры.

Научить потом детей с речевым негативизмом разговаривать очень трудно. А ведь в случае обычной темповой задержки их речь могла бы развиваться нормально.

Если бы в свое время не передавили.

Причина №7 — Соска, памперс и iPad

Единого мнения о вреде и пользе соски в педиатрии нет. Одни врачи говорят, что она вредна, другие — рекомендуют дать ее малышу. Одно известно точно: нужно прислушаться к самому ребенку. Если он хочет сосать, пусть сосет. Если он выплевывает пустышку, не надо настаивать. Специально к ней приучить в 2- 3 месяца или потом, когда начнут прорезаться зубки не стоит.

Каким образом сосание пустышки может повлиять на речевое развитие ребенка?

Регулярное применение соски или пустышки способствует нарушению прикуса, так как у детей раннего возраста продолжается формирование неба, челюсти, зубов. Когда ребенок сосет соску или пустышку, постоянное  соприкосновение этих предметов с небом способствует образованию высокого узкого неба. В свою очередь, такое строение неба мешает правильному звукопроизношению, затрудняет глотание слюны. В норме, у ребенка в момент сосания должна создаваться существенная нагрузка на язычок, а также должны хорошо работать околоротовые и мимические мышцы. Нижняя челюсть, которая меньше верхней при рождении, с помощью таких «тренировок» растет интенсивнее,  и к полугоду догоняет верхнюю челюсть.

Частое сосание пустышки и соски приводит к тому, что ребенок поздно начинает разговаривать, и речь его будет недостаточно выразительна. Ребенок привык держать рот закрытым (там соска), а выразительные, указательные жесты заменяют ему речь. Ребенок для себя понимает, что ему не нужно учиться говорить, ему легче показать на нужную вещь,  и взрослые его поймут.

Мама приводит в Академию трехлетнюю дочь. Во рту пустышка.

Ребенок, начиная познавать мир, задает вопросы. Расстроенный ребенок плачет.

Голодный, уставший — орет в голос. Однако не все родители согласны это терпеть.

Сосание-это врожденный, успокаивающий рефлекс, дающий малышу ощущение покоя и безопасности. Часто  бывает, что этот рефлекс не удовлетворен (дети на искусственном вскармливании) и тогда ребенок начинает сосать палец или край одеяла. Просто запретить или отнять соску мы не можем, это нанесет травму психике ребенка. Нужно попытаться найти замену.

В качестве замены и профилактических мер ортодонты предлагают использование  ортодонтических пустышек из силикона и  специальных профилактических пластин, помогающие устранить наметившиеся нарушения прикуса.

И соска в такой ситуации — простой и удобный способ сохранить собственные нервы. Как памперс. И как в дальнейшем телевизор или гаджет. Другая ситуация. Звучит гораздо гуманнее. Ребенок, начиная познавать мир, пробует его на вкус (иначе выражаясь, все тянет в рот). Выход? Все та же соска. Для того чтобы малыш не мешал (или, что благозвучнее, не заболел, ему в обоих случаях искусственно затыкают рот. Рассчитывать в этой ситуации на то, что он вовремя начнет говорить, как минимум нелогично.

Не секрет, что сейчас дети в среднем начинают говорить позже, чем их родители. Ухудшающаяся экология, участившиеся случаи сложных родов приводят

к тому, что задержки развития становятся массовым явлением. И очень большая роль в преодолении этих трудностей отводится родителям. И тут вступает правило

— не навредить. Не навредить — значит помочь.

В раннем детском возрасте с ребенком нужно обязательно общаться. Вместе читать, учить стихи и потешки, заниматься пальчиковой гимнастикой, собирать в лесу шишки, гербарии, разбирать коробку с пуговицами, перебирать макароны, просеивать гречку — делать все то, что проделывали с нами его бабушки и дедушки.

В сторону отодвинуть игрушки — придвинуть ближе живой, реальный мир. Эти методы не устарели, и вся индустрия игрушек не нашла им

И наконец, знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо для того, чтобы правильно построить всю коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии.

  • 1        год        –        лепетные        и        общеупотребительные        слова        (5-10)        и

звукоподражания.

  • 1 год 6 мес. – активный словарный запас – 30-40 слов; номинативные предложения; многочисленные звукоподражания; выразительные жесты, мимика, интонации.
  • 1 год 8 мес. – простые фразы (из 2-х слов).
  • 2 года – активный словарь до 300-400 общеупотребительных слов; простые фразы из 3-х слов; частые повторения слов и фраз за взрослым (осознанно и механически).
  • 2 года 6 мес. – легко увеличивается количество слов в предложении, но сложные предложения не        всегда верно грамматически построены; речь – основное средство общения.
  • 3 года –(1200-1500 слов); повторяет стихи, песенки; отвечая на вопросы взрослого, ребенок может рассказать об увиденном несколькими отрывочными предложениями, передает содержание сказки по картинке и без нее.

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    Что же можно посоветовать педагогам на начальном этапе обучения грамоте?

    Прежде всего занятия с детьми 3–4 лет не должны быть обременительными: малыши охотно откликаются на предложение воспитателя поиграть, помочь в чем-то, если взрослый выступает как партнер по игре. Не стоит сообщать детям истинные цели занятий: будем учиться произносить звуки, различать их, читать, писать и т. д. Хорошо бы подключить к занятиям любимые детьми игрушки, персонажей знакомых сказок, «одушевляя» и наделяя их соответствующими ролями.  Надо помнить, что маленькие дети охотнее делают что-либо сообща, в небольших группах, в общении со взрослыми на равных. В таких условиях узнаваемое новое становится прочным знанием, ребенок его присваивает и может им оперировать, то есть переносить в другие условия.

Работа по развитию у детей звуковой стороны речи направлена на совершенствование их артикуляционного аппарата и фонематического восприятия.

Знакомим детей со звуками окружающего мира, звуком как единицей речи.  В ходе звукоподражательных упражнений они учатся правильно произносить гласные звуки (а, о, у, и, ы, э) и некоторые согласные (м – мь, п – пь, б – бь, т – ть и др).  В играх на звукоподражание возможны следующие вопросы: «Кто так говорит: и-го-го (лошадка), пи-пи-пи (мышонок), мяу-мяу (котенок), ав-ав-ав (собака), му-у-у (корова), у-у-у (волк), кар-кар (ворона), ме-ме (коза)!..»

 Конечно же, дети все это знают, но очень важно, чтобы малыши научились брать роль ведущего на себя и подражать животным. В этом случае они стараются громко и четко произносить необходимые звукосочетания. Таким образом дети учатся правильно произносить гласные звуки, хорошо открывать рот и «пропевать», протягивать их

Термины, характеризующие звук (гласные, согласные и т. п.), на занятиях не используются.

Все упражнения проводятся в игровой форме.

Игры на развитие слухового внимания и речевого слуха:  «Где раздается звук?», «Угадай по звуку», «Что ты слышишь», «Жмурки»,  «Тихо – громко», «Шумовые коробочки», «Кто сказал сначала», «Быстро – медленно», «Длинный – короткий», «Поймай звук в ладошки»,  «Кто кричал» (звукоподражание животным), «Угадай, какой звук первый» (с 4 ех лет обучаем выделять начальный гласный звук).

Игры на развитие слуховой памяти: «Посмотри и запомни», «Что я не назвала», «Кидай и слушай», «Возьми свои картинки» и т.д.

Вот мы и сделали первый шаг в подготовке детей к обучению грамоте – они научились громко, четко и протяжно произносить гласные звуки русского языка. Их всего шесть: а, о, у, и, (не путать с гласными буквами, которых десять).

Необходимо и развитие мелкой моторики (движений кистей и пальцев рук) с целью стимулирования речевого развития и подготовки руки к письму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие и развитие речи детей от года до трёх лет.

Когда происходит сенсорное воспитание детей трех лет и более, процесс должен быть организован так, что бы ребенок получал как можно больше разнообразной информации, воспринимаемой органами чувств. Это...

Консультация для родителей на тему: "Развитие речи детей от рождения до трёх лет"

Данная презентация предназначена для родителей консультационного пункта на базе детского дошкольного учреждения....

Возрастные нормы развития речи детей от 2 до 7 лет

Специалисты считают возраст с двух до трёх лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»...

Развитие речи детей в норме

В данной статье рассматриваются вопросы последовательного развития речи ребенка в норме, закономерности этого процесса и условия его благоприятного протекания, раскрыты причины речевых нарушений....

Консультация родителям "Развитие речи детей раннего возраста" Развитие речи детей от рождения до трёх лет.

Консультация родителям "Развитие речи детей раннего возраста" Развитие речи детей от рождения до трёх лет. Развитие речи у ребёнка раннего возраста (до трёх лет) – процесс сл...