МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ - ЛЕПБУК «ОСТРОВ СОКРОВИЩ» ДЛЯ ПОСТАНОВКИ И АВТОМАТИЗАЦИИ В РЕЧИ ЗВУКА Р
статья по логопедии (подготовительная группа)
В статье представлен практический материал по использованию интересного методического пособия - лепбука " Остров сокровищ". Приведены игры для постановки и автоматизации звука Р у детей с ОНР. Данная современная и эффективная технология позволяет в занимательной форме автоматизировать и дифференцировать звуки, пополнять словарь детей, формировать грамматические категории, развивать связную речь, мелкую моторику, формировать психологическую базу речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ - ЛЕПБУК «ОСТРОВ СОКРОВИЩ»
ДЛЯ ПОСТАНОВКИ И АВТОМАТИЗАЦИИ В РЕЧИ ЗВУКА Р
Лычакова Татьяна Федоровна,учитель – логопед
Высшей квалификационной категории
СП «Детский сад№64» ГБОУ ООШ №34 г.о Сызрань
E-mail: tatyana.lychakova@gmail.com
Тверскова Ирина Анатольевна,учитель – логопед
1 квалификационной категории
СП «Детский сад№64» ГБОУ ООШ №34 г.о Сызрань
E-mail: iratverskovamail.ru
В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Речевое развитие в содержании ФАОП ДО включает владение речью как средством общения и культуры.
В связи с увеличением количества детей с речевыми нарушениями, нам как учителям – логопедам приходится искать новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые, были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи. Вот мы и начали изучать и использовать в своей работе интересное методическое пособие – лепбук. Лепбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях, на столе. [1, с. 162].
На наш взгляд, лепбук – это современная эффективная технология обучения, отличный помощник в работе учителя – логопеда. При работе с детьми с ОНР лепбук «Остров сокровищ» выполняют функцию развития речи – ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Работа по развитию речи является составной частью логопедического воздействия на детей, коррекционно-развивающим по своей направленности. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, ускоряет процесс усвоения занятий, облегчает преодоление трудностей. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в нее умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.
Такая интерактивная папка позволяет: пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов; ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков; формировать грамматические категории; развивать связную речь; формировать психологическую базу речи; совершенствовать мелкую моторику.
Актуальность пособия «Остров сокровищ» обусловлена возможностью автоматизации звука [Р]. Материал систематизирован, при помощи данного пособия можно выстроить систему совместных видов взрослого и одного ребёнка. Дидактическое пособие лепбук «Остров сокровищ» представляет собой заламинированную папку формата А3. На страницах папки имеются различные конверты, карточки, в которых собрана информация по теме.
Цель: Создание условий для сотрудничества взрослого и ребёнка, группы детей в процессе деятельности по автоматизации звука [Р] с использованием дидактического пособия «Лепбук».
Задачи:
Образовательные:
-Учить детей выполнять комплекс артикуляционной гимнастики для выработки нормированного произношения звука [Р], используя тематические карточки.
-Научить правильно проговаривать звук [Р] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
-Обучать чтению слогов с использованием буквы Р, находить в словах нужный слог в разных позициях, в начале слова, в середине, в конце слова.
-Автоматизировать звук [Р] в предложениях, в цепных текстах с использованием наглядных схем.
-Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей.
- Развивать связную речь.
Коррекционно-развивающие:
-Развивать зрительное восприятие посредством рассматривания пособия «Найди все слова со звуком [Р]», называния накладываемых друг на друга контуров картинок со звуком [Р].
-Развивать зрительное восприятие и мелкую моторику пальцев рук посредством составления из разрезных картинок целостных изображений.
Воспитательные:
-Воспитывать усидчивость.
-Формировать самоконтроль за речью.
-Формировать положительную мотивацию в данных видах совместной деятельности взрослого и ребёнка.
Лепбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
-Полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
-Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера).
-Обладает дидактическими свойствами.
-Является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства.
-Вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части).
-Его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста.
-Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Практическая часть
В лепбуке «Остров сокровищ» находятся карточки, содержащие картинки, обозначающие какое-либо артикуляционное упражнение, направленное на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности артикуляционных органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционные упражнения подготавливают ребенка к правильному произношению звуков.
Для развития плавного целенаправленного ротового выдоха представлены игры: «Живые картинки», «Подводный мир», которые используются на занятиях по формированию звукопроизношения на этапе подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков, так как овладеть выдохом, точным по силе и направлению – это очень сложная для ребенка задача.
Для развития мелкой моторики рук мы используем камешки «Марблс». Они положительно влияют на тонкую мускулатуру пальцев и кистей рук ребенка. Камешки яркие, разнообразные по форме, цвету, фактуре, они отвечают потребностям детей в эстетическом познании мира, способствуют психоэмоциональному благополучию.
Для закрепления изолированного произношения звука [Р] используются «Дорожки-рычалки». Ребенок машинкой или собачкой (лежат в кармашке пособия), ведет по дорожке и тянет звук.
В игре «Что спрятано в рамке? ребенку предлагаются карточки с изображением моря и сундука. С помощью фонарика ребенок узнает, что находится в море, в сундуке. Игра направлена на закрепление звука [Р] в словах.
Для закрепления звука [р] в слогах подобраны «Ритмические ряды».
Также для закрепления звука [Р] в словах подобраны «Морские загадки», игра «Узнай по тени».
В игре «Слоговые вагончики» дети продолжают учиться делить слова на слоги, четко проговаривая звук [Р].
Карточки «Собери букву», «Читаем слова» способствуют обучению чтению, развитию зрительной и мелкой моторики.
Игра «Солнышко, ладошка» позволяет расширить словарный запас детей; развивает умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением; способствует развитию связной речи, внимания, памяти, мышления.
Игра «2,5» направлена на закрепление звука [Р] в стечениях согласных в словосочетаниях. Ребенку предлагается назвать картинки на карточках.
2,5-согласование существительных с числительными 2,5. Ребенок берет в одну руку цифру 2, а в другую цифру-5. Подносит поочередно к карточке и согласовывает существительное с числительным. Например: два матроса, 5 матросов.
В игре «Какой?» ребенок упражняется в произнесении звука [Р] в cловосочетаниях, в умении подбирать определения к существительному.
Игра «Мой, моя, мое, мои», рекомендованы для закрепления у детей навыков правильного согласования местоимений и прилагательных с существительными женского, мужского, среднего рода. И направлена на закрепление звука [Р] в стечениях согласных ТР, ДР.
Игры «Подбери картинку», «У пирата на корабле» способствуют правильному произношению звука [Р] в предложениях.
Игра «Составь рассказ» направлена на закрепление звука [Р] в предложениях, на составление связного рассказа по сюжетным картинкам.
Заключение
Использование инновационной игровой технологи «Лепбук» является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.
Задача логопеда вместе с родителями–заинтересовать ребенка так, чтобы он сам захотел участвовать в процессе коррекции речи. И для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Играя, ребенок получает широкое поле для фантазии и творчества. Игровые упражнения должны проводиться в спокойной и дружественной обстановке. Количество заданий, предлагаемых ребенку, должно соответствовать его индивидуальным возможностям и рекомендациям логопеда. Можно представить, какую радость испытывает ребенок, когда после посещения острова и выполнения всех заданий поощряется сувениром («сокровищем») (для девочек я подобрала колечки, для мальчиков- наклейки, мелкие игрушки).
Каждый педагог может совершенствовать, дополнять и находить новые способы проведения предложенных игр, опираясь на свой творческий потенциал.
Литература:
1.Гатовская Д. А. Лепбук как средство обучения в условиях ФГОС/ Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015.
2.Дыбина, О.В. Предметно-развивающая среда интегрированной деятельности детей дошкольного возраста: понятие, принципы, компоненты [Текст] / О.В. Дыбина, О.П. Болотникова, А.Ю. Козлова, Е.А. Сидякина, // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2014г. – № 1.
2.Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, – М.: 2014г..
4. Лалаева, Р. И.,Серебрякова, Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.: Союз, 2014г.
5.Левина, Р.Е. Нарушения развития речевой деятельности детей //Вопросы патологии речи / Р.Е Левина, – Харьков, 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по постановке и автоматизации изолированного произношения звука [Л ] с презентацией.
Конспект индивидуального занятия по постановке и автоматизации изолированного произношения звука [л ] с презентацией....
Методическая разработка развлечения «Остров сокровищ» для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Каширина Татьяна Владимировна воспитатель МБДОУ д/с общеразвивающего вида №53г. Волжский Волгоградской обл. Предлагаю Вам методическую разработку развлечения " Остр...
Методическое пособие Лепбук "От Звука к слову"
Данное пособие предназначается для подготовки к обучению грамоте детей логопедических групп. Содержит игры и упражнения по основным направлениям работы с детьми данной категории....
Конспект индивидуального занятия «Постановка и автоматизация в слогах звука [с]»
Создание условий для постановки и автоматизации в слогах звука [с]....
Лепбук "Остров сокровищ"
Постановка звука [р] от изолированного до предложения....
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ - ЛЕПБУК «ОСТРОВ СОКРОВИЩ» ДЛЯ ПОСТАНОВКИ И АВТОМАТИЗАЦИИ В РЕЧИ ЗВУКА Р
В статье представлен практический материал по использованию интересного методического пособия - лепбука " Остров сокровищ". Приведены игры для постановки и автоматизации звука Р у дете...
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ - ЛЕПБУК «ОСТРОВ СОКРОВИЩ» ДЛЯ ПОСТАНОВКИ И АВТОМАТИЗАЦИИ В РЕЧИ ЗВУКА Р
В статье представлен практический материал по использованию интересного методического пособия - лепбука " Остров сокровищ". Приведены игры для постановки и автоматизации звука Р у дете...